Способы выражения подлежащего упражнения для 8 класса

Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Упражнение 1.

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.

Упражнение 2.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.

Упражнение 3.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Упражнение 4.

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

Упражнение 5.

Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 6.

Читайте также:  Достижение материального перевеса способы защиты

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди. (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология «лишнего человека» — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 7.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 8.

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

1 . летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими­нутным опозданием этот давно нами ожидаемый . на­чался. 3. Первой в комнату вошла. с дочкой. 4. с бра­том появились следом. 5. противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло . , а может быть, и больше. 7. — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

Упражнение 9.

Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.

1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.

Упражнение 10.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив. (С.Довлатов)

Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»

1. Какое утверждение верно?

1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
4) Подлежащее — главный член предложения, кото­рый не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково?

2. Чем может быть выражено подлежащее?

1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.

3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

Читайте также:  Способ укладки подложки под линолеум

4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?

1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

7. В каком предложении подлежащее выражено числительным?

1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.

8. В каком предложении подлежащее выражено междометием?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?

9. В каком предложении подлежащее выражено наречием?

1) «Вечор» — устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

10. В каком предложении подлежащее выражено существительным?

1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?
4) Как прекрасна светлая наша страна!

11. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) И вот конец великому испытанию.
2) Шумно и дружно запели ручьи.
3) Длиннобородый тихо усмехнулся.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

12. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный, постоял в нерешительности, затем подошёл на цыпочках и положил перед ним пачку радиограмм.
2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
3) Отгремели победные громы.
4) Хотят ли русские войны?

13. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?

1) Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2) Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3) В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4) Он начал быстро считать в уме.

14. В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?

1) Все знали о твердом решении командира.
2) Плавит осень тихие березы.
3) Счастливые часов не наблюдают.
4) Трое сели в первый ряд.

15. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом.
2) Млечный Путь — наша Галактика.
3) Три друга склонились над другом своим.
4) Каждый из нас должен бороться за правду.

16. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
2) Служить народу — дело не простое.
3) Нелюбопытные жар-птицу не ловят.
4) В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное.

Читайте также:  Гейнер bsn true mass способ применения

17. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?

1) «Завтра» придумано для людей нерешительных и детей.
2) Жизнь прожить — не поле перейти.
3) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.
4) Стоящие рядом люди как-то странно поглядывали на меня.

18. В каком предложении отсутствует подлежащее?

1) Я часто думаю о будущем.
2) Наши уходили все дальше и дальше.
3) Мне часто приходится оставаться одному.
4) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.

Источник

Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения».

1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее.

1. Снова что-то зашумело в лесу.

2. Все вокруг блестело сильным двойным блеском.

3. Есть одна птица, которая не боится людей. Это щур.

4. Часовые контрольного пункта козырнули генералу.

5. Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от истребления.

6. Пятеро заходят выше пояса в воду.

7. Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, сгибались в три погибели.

8. Тот, кто хозяйничал в лесу, не слыхал, как подполз Шевардин.

9. Во время детского чая большие сидели на балконе.

10. Опоздавшие смущенно толпились у дверей.

11. Вот раздалося ау вдалеке.

2. Запомните: инфинитив может быть подлежащим! Подчеркните грамматическую основу предложений.

1. Рассказывать мальчикам было нечего.

2. Учиться всегда пригодится.

3. Курить – здоровью вредить.

4. Охранять природу – наша задача.

5. Жить – значит мыслить и чувствовать.

6. Наскоро делать – значит переделывать.

3. Различайте подлежащее и обращение! Подчеркните грамматическую основу предложений.

1. О Русь, взмахни крылами.

2. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

3. Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер.

4. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

5. Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

6. Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей.

4. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.

1. Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.

2. Два товарища хороших вдоль по улице брели.

3. Топорщились густым зеленым луком две маленькие грядки у окна.

4. Если один из друзей грустил, смеялся и пел другой.

5. Сравни пару предложений. Одинаковы ли в них грамматические основы? Укажите, чем выражено подлежащее.

1. Дед с матерью шли впереди всех.

2. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.

1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.

2. Солнце закрыло облако.

3. Мы с другом любим собирать грибы.

4. Катя с подругой гуляла по саду.

5. Куда ты скачешь, гордый конь?

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.

1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.

2. Солнце закрыло облако.

3. Мы с другом любим собирать грибы.

4. Катя с подругой гуляла по саду.

5. Куда ты скачешь, гордый конь?

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.

1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.

2. Солнце закрыло облако.

3. Мы с другом любим собирать грибы.

4. Катя с подругой гуляла по саду.

5. Куда ты скачешь, гордый конь?

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.

1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.

Источник

Оцените статью
Разные способы