Способы выражения основной мысли

Создание текста на основе его главной мысли
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Презентация к уроку русского языка по теме «Создание текста на основе его главной мысли» (3 класс, УМК «Планета знаний»)

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_teksta_na_osnove_ego_glavnoy_mysli.pptx 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 3 классе

Мы – умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! И старательные! Будем слушать, отвечать, И пятёрки получать!

Текст — это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой.

В зависимости от назначения различают 3 типа текстов — повествование, описание, рассуждение.

Тема текста – это то, о чём в нём говорится.

Главная мысль текста — это то, ради чего этот текст написан.

Основную мысль текста автор сам выражает или через героя

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕКСТ ТИПЫ ТЕКСТА ТЕМА ТЕКСТА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ

Создание текста на основе его главной мысли Тема урока:

Цель: Научиться создавать текст на основе его главной мысли.

щур поползень щегол клёст чиж синица свиристель сойка кедровка пищуха чечётка снегирь

Найдите ошибки и спишите Си ма. Наступил си ма . Наулеце холотно . Зимние дни кородкие . Кнам насиму астались зимовать вароби , вароны , сароки , голуби, дятлы, синицы, снегири.

Зима. Наступила зима. На улице холодно. Зимние дни короткие. К нам на зиму о стались зимовать воробьи, вороны, сороки, голуби, дятлы, синицы, снегири.

24 апреля 1908 — 19 декабря 1994 Чаплина Вера Васильевна

Словарная работа Дивная берёза – чудесная, удивительная берёза Развилка сучьев — разветвление сучьев, разветвляющийся в конце на два сучка Диковинная кормушка — необыкновенная, вызывающая удивление; небывалая, н евиданная кормушка

Составь план для воспроизведения содержания текста: 1. Прогулка по зимнему лесу. Дивная берёза на поляне. На берёзе диво – грозди рябины краснеют. 2. Рябина на ветвях берёзы развешана. Диковинная кормушка. На берёзе кормушка устроена. 3. Радость. Добрая рука диковинную кормушку устроила

ПОМНИТЕ! главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них) Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм! Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки) Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице) По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Зимой птицам не только холодно, но и голодно. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Итог урока — Понравился ли тебе урок? — Что нового узнал на уроке? — Чему научились на уроке? — Оцените свою работу за урок.

По небу весело скользя, Летят пернатые друзья, И пропоют, чирикая: — Спасибо вам великое!

Домашнее задание Написать сочинение на тему: «Покормите птиц зимой» * Написать реферат на тему: «Покормите птиц зимой»

Источник

Способы выражения основной мысли текста.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сценарий элективного занятия курса «Смысловое чтение»в 6 классе

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie_elektivnogo_kursa6_kl.docx 27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие элективного курса «Смысловое чтение»

Тема: Способы выражения основной мысли текста.

— формировать умение и навыки анализа языковых единиц, текста, совершенствование навыков работы с текстом художественного стиля; формировать умениеформулировать вопросы к тексту, создавать свой текст; навыки использования средств выразительности.

— развивать умение логически излагать свои мысли, умение аргументировать, доказывать, развивать умение слушать и распределять внимание во время слушания, умение задавать уточняющие вопросы, умение работать в группе;

— воспитывать уважительное, ценностное отношение к своей малой Родине и людям, посвятившим ей свой труд.

Предметные – анализируют текст (определяют тему, идею, определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте,); получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщают и систематизируют информацию текста; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве (слушают и понимают речь других); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; формулируют собственное мнение и позицию, простые выводы; создают свой текст; оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают, осваивают социальную роль обучающегося, выражают уважительное, ценностное отношение к своей малой Родине и землякам, почётным жителям района.

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем цикл наших занятий по смысловому чтению и пригласили на урок гостей, чтобы они посмотрели, как мы работаем и чему уже научились.

— Ребята, чем мы занимаемся на уроках смыслового чтения? (учимся понимать текст)

— Зачем нам это нужно?

-Что такое текст?

— А без чего текст не может существовать? Что в нем всегда должно присутствовать? (Тема, основная мысль).

— В чем отличие? (тема – о чем говорит автор, основная мысль – отношение автора к тому, о чем он говорит).

Давайте прочитаем текст на слайде:

Среди районов Ямало-Ненецкого автономного округа Шурышкарский является одним из богатейших по культурному потенциалу, по творческой активности населяющих его людей. Своеобразие Шурышкарского района связано, во­первых, с его пограничным положением (самая южная часть Ямала), во-вторых — с удивительной, по сравнению с другими районами, со­ хранностью традиционной культуры, в-третьих — с огромным количеством проживающих здесь замечательных людей.

Летит время, меняются поколения и их герои, совсем другими стали первостепенные задачи, но всегда будут люди, которые своими знаниями, своим трудом, культурными ценностями будут приумножать богатство нашей страны.

-Какова тема текста? О чём он? (Шурышкарский район).

— С каким праздником (мы его отмечали совсем недавно) связана тема текста ( (День района, День Ямала)

— Какова основная мысль текста ?

Трудно было её определить? Почему?

Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируем тему Способы выражения основной мысли текста.

— Какие задачи перед собой поставим?

  • Учиться находить основную мысль текста
  • Видеть способы передачи осн. мысли
  • Учиться анализировать текст

Посмотрим ещё раз на текст.

Есть ли в нём слова, которые вам непонятны?

Потенциал- возможности ; культурный потенциал – его возможности в культурной сфере

Пограничное положение – находится на границе чего-то..

Первостепенные – главные, значительные. Наиболее значимые

На сколько частей можно разбить текс ? (на 2)

-Сформулируем вопросы к каждой части (Запишем в тетрадь)

1. В чем своеобразие Шурышкарского района?

2. Каковы люди Шурышкарского района?

— Дадим краткий ответ на каждый из этих вопросов. (запишем)

1. Особенность Шурышкарского района ЯНАО в том, что это самый южный район округа, что здесь хранят традиционную культуру, и что здесь живёт много замечательных людей

2. Несмотря на течение времени, всегда будут люди, которые своим умом, трудом и талантом будут приумножать богатство нашей страны.

-Что получилось? ( в 1 случае план, во втором – тезисы)

-Выяснили значение непонятных слов, Сжали текст, выделили основную мысль текста, составили его план.

-Для чего нам это может понадобиться?

( Понять смысл текста, запомнить его, донесть информацию до кого-то другого).

Вот мы говорили сейчас о том, что в нашем район живут замечательные, талантливые люди. Кого из знаменитых земляков вы знаете?

Посмотрим на слайд. Перед вами имена наших знаменитых земляков, прославивших наш район своей литературной деятельностью и краткая информация о них. Прочитаем.

Юрий Николаевич Афанасьев (1940-2004) – родился в с. Питляр. Журналист, прозаик, детский писатель, автор знаменитой сказки по мотивам фольклора ханты «Сказки дедушки Ай-по»

Николай Фёдорович Дудников (1948-2008) –родился в с. Азовы, вырос в селе Горки. Писатель, краевед, журналист, собственный корреспондент «Российской газеты» по районам Крайнего Севера России., журналист.

Иван Григорьевич Истомин (1917-1988)– уроженец с.Мужи, писатель и поэт, автор более 20 книг на русском и ненецком языках, автор романов «Живун», «Встань-трава»

Роман Прокопьевич Ругин (1939-2016) – родился в с. Питляр, писатель и общественный деятель, работал главным редактором журнала «Ямальский меридиан», автор 30 книг стихов и прозы

Микуль Иванович Шульгин (1940-2007) – родился недалеко от п. Азовы, закончил Мужевскую школу-интернат, работал в Горковском совхозе на звероферме. Хантыйский поэт, собиратель фольклора, перевёл на ханты язык произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершова «Конёк-горбунок».

-Что объединяет эти имена?

— Какие факты вам показались наиболее яркими? Почему?

— Можно ли систематизировать эту информацию и записать её в виде таблицы?

Сформулируйте разделы таблицы: годы жизни, место рождения, деятельность.

Проверим себя (на слайде и на карточках таблица)

Задания. Выбрать необходимую информацию, заполнить таблицу, при необходимости сократить информацию.

Источник

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • Подчеркнуть ключевые слова
  • Выделить микротемы по абзацам
  • Постараться мысленно пересказать текст, постараться в 4-5 предложениях передать его суть

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем мы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Читайте также:  Калийфос н способ применения
Оцените статью
Разные способы