Способы выражения определения конспект

Урок русского языка в 8 классе по теме «Согласованные и несогласованные определения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект поможет учителю провести урок в 8 классе по согласованным и несогласованным определениям легко. Учащиеся смогут проявить свои возможности в различных упражнениях и заданиях.

Скачать:

Вложение Размер
soglasovannye_i_nesoglasovannye_opredeleniya.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

« Согласованные и несогласованные определения».

Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3 . Актуализация знаний. Эмоциональный настрой.

(Слайд №1) Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? … ( И.Бунин)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

— Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)

— Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова ? (Эпитеты)

— Что такое эпитет? (Художественное, яркое определение)

-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)

Вывод: О чем мы сегодня будем говорить? ( Об определении) Но тема наша звучит шире. Согласованные и несогласованные определения.

4. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. (овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях)

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке?

1. Познакомиться с признаками согласованных и несогласованных определений.

2. Научиться находить согласованные определения в тексте.

5.Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

Проверка по ключу

Согласование : золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад. (слайд №3)

Управление : накидка из шелка, лист березы, ее наряд. (слайд №4)

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив. (слайд №5)

А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

Какой вывод мы можем сделать?

Сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

1 . Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

2. Между главным и зависимым словом связь согласование?

3. если да, то это согласованное определение

4. если нет, то это несогласованное определение.

6.Первичная проверка понимания.

А) Работа с учебником (работа у доски)

Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)

Б) Переходим к выполнению 2 задачи. Работа в группах.

Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.

Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию ( А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Чего не хватает в этом отрывке? (определений).

Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:

Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.

Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения

Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).

Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения –машем руками, несогласованные определения – топаем ногами.

Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал (р) , книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку (н), полосатый шарф (р) , желание хорошо учиться (н) , медлительная походка (р)

8. А сейчас обратимся к заданиям на карточках и устно поработаем в парах.

— Прочитайте предложения и определите, каким членом предложения являются выделенные слова в данных предложениях . Замените согласованные определения несогласованными и наоборот .(слайд №6)

Образец — Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий .

— Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный .

— С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).

— Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)

— Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)

9. Первичное закрепление.

А теперь давайте поработаем самостоятельно.

1. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

1.А) брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство

Ключи Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:

• 5-6 — «Нужно поработать»

• Менее «5» — нужно повторить материал

10 .Итог урока. Рефлексия.

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Решили мы те задачи, которые ставили в начале урока?

3. А что еще научились делать? ( учились различать несогласованные определения и сказуемое; заменять согласованные определения несогласованными и наоборот).

11.Домашнее задание: упр. 135 (2,3,4)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме «Обособленные определения и приложения»

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством .

Сценарный план урока русского языка по теме «Понятие об обособлении. Обособленные определения» (8 класс)

Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО.

Коеспект урока русского языка 5 класс «Наш родной русский язык»

Данный конспект составлен по теме «Наш родной русский язык» для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012.

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .

Урок русского языка 6 класс. «Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- «. Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр.

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания.

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».

Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Определение как второстепенный член предложения.

2. Роль определений в тексте.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.

Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: зелёная листва, смеющегося мальчика, эти дети, в пятом классе.

Несогласованное определение – это определение, которое может быть выражено именем существительным, наречием или инфинитивом: остановка (какая?)автобуса, мясо (какое?)по-французски, умение (какое?)слушать.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 85-87.

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 158.

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с.319-321.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. В предложениях кроме подлежащего и сказуемого бывают ещё второстепенные члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «чей?». Определение присоединяется к членам предложения, выраженным именем существительным. Чаще всего определения выражаются именами прилагательными, но могут быть выражены и другими частями речи. При разборе определения обычно подчёркиваются волнистой линией.

Определения могут служить изобразительным целям, особенно в художественной литературе. Они могут показать предмет с необычной стороны, более ярко, более красочно.

Сравним два текста. В первом тексте специально убраны все определения.

Мы видим, что во втором тексте более подробно рассказывается, из какой рощи вышел герой, какими были яблони, про какие кусты идёт речь. Таким образом, мы видим, что наличие определений в художественном тексте делает его красочным, предметы, о которых идёт речь, изображаются более точно.

Также обратите внимание на то, что во втором тексте между определениями не стоит запятой. Это не случайно. Если определение обозначает разные признаки (цвет, размер, форма и т.д.), то между ними не ставится запятая. Например, круглые бледно-зелёные кочаны. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения формы и цвета. Это признаки разнородные, поэтому между ними запятая не ставится. Если же определение обозначает один признак, то запятая должна стоять. Например, красные, зелёные яблоки. В этом примере предмет характеризуется с точки зрения цвета, значит надо ставить запятую. Будьте внимательны в предложениях с определениями.

Теоретический материал для углублённого изучения.

Вы, вероятно, заметили, что во втором тексте выделено курсивом слово, которое не является прилагательным: «кочаны капусты». Это тоже определение, хотя и выражено именем существительным.

В русском языке выделяют два типа определений: согласованные и несогласованные. Когда мы говорили о словосочетаниях, то рассматривали три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово, т.е. связано по типу согласования: круглые кочаны, старые яблони, бурые прутья. Несогласованное определение – это определение, которое связано с главным словом по типу управления или реже примыкания: кочаны (какие?) капусты, кусты (какие?) крыжовника.

В одном предложении могут встречаться согласованные и несогласованные определения.

Словосочетания с согласованными и несогласованными определениями являются синонимичными, т.е. близкими по значению. Сравните два предложения. Папа купил красивый деревянный стол. – Папа купил красивый стол из дерева. Вы видите, что значение этих предложений одинаково, хотя в первом предложении использованы только согласованные определения, а во втором и согласованное и несогласованное.

Способы выражения определений

Мы поздравили любимую бабушку.

(часть речи, которая совмещает признаки прилагательного и глагола)

Я увидел смеющегося мальчика.

Источник

Читайте также:  Самсунг а51 как сделать скрин способы
Оцените статью
Разные способы