Способы выражения негативных эмоций детьми

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
материал (старшая группа) по теме

набор упражнений по работе с детской агрессией

Скачать:

Вложение Размер
sayt.docx 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!»

Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!

  • Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Осознавание гнева через сенсорные каналы

Ведущие просит детей высказаться по вопросам:

— что такое ссора?

— как она возникает, с чего начинается?

— был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?

— а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас)

— а что не нравится в ссорах?

— если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?

— а какая ссора на вкус?

— а если ссору потрогать, то какая она?

— а какая ссора на слух?

Затем ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то).

Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них

Игра «Это я. Узнай меня!»

Ведущий предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».

Игра «Попросись на ночлег» [21]

Помогите детям представить, что все происходит в прошлом веке, когда не было автомобилей и телефонов, да и гостиницы были далеко не везде. Иногда люди сталкивались с такой проблемой, что им негде переночевать в дороге. Тогда им приходилось проситься на ночлег в частные дома. Хозяин дома мог дать страннику приют или прогнать со своего двора, если у него на то были причины.

Выберете того, кто будет играть роль странника.

Дайте ребенку какие-нибудь атрибуты странника: палку, накидку или заплечный мешок, чтобы ему было легче войти в роль. Дальше произносится примерно такой текст: «Ты путник. Ты очень устал за целый день пути, а до пункта назначения еще далеко. Стало смеркаться. Накрапывает дождь. Впереди показались огоньки домов — это деревня. Как тебе хочется оказаться в сухом уютном доме, выпить горячего чая и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители стали очень осторожны, они боятся пускать в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем, либо просишься на ночлег — может быть, кого-то тебе удастся упросить, убедить, уговорить или каким-то другим образом сделать так, что он пустит тебя переночевать».

Во время этой речи юный путник старается изображать то, что говорите: он медленно идет, опираясь на палку, ежится от дождя и холода, прикладывает руку к глазам, чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда вводная часть игры закончена и ребенок вошел в свою роль, можно переходить к активным действиям.

Пусть остальные члены семьи представят себя жителями деревни, живущими в отдельных домах. Они опасаются проходимцев и преступников или просто не хотят нарушать свой покой, словом изначально они совершенно не горят желанием приютить странника. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь каждому из них и пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Путник может пробовать самые разные варианты: от попыток вызвать жалость до лести или шантажа. Но человек, играющий роль хозяина дома, должен только тогда уступить его просьбам, когда у него действительно возникнет такое желание. Если же слова и действия странника вызвали в нем недовольство, то он может закрыть дверь. Тогда путник идет к следующим домам.

После того как путник обошел все дома (успешно или неуспешно), можно продолжить игру.

Наутро жители деревни собрались все вместе и стали обсуждать произошедшее вчера событие — приход чужака в деревню. Они рассказывали, как он пытался их убедить взять его на ночлег и что они чувствовали и думали, когда наблюдали за его словами и действиями.

Затем дети обсуждают свою реакцию на слова путника. Они честно рассказывают, когда они были почти готовы пойти ему навстречу, а когда им хотелось проучить «чужака». После этого совместно с ребенком делается вывод, какая стратегия действий оказалась самой эффективной.

Упражнение “Попроси игрушку”

Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями. обучение детей эффективным способам общения

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности

  1. Комкать и рвать бумагу.
  2. Бить подушку или боксерскую грушу.
  3. Топать ногами.
  4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  6. Посчитать до десяти.
  7. Самое конструктивное – спортивные игры, бег.
  8. 8. Вода хорошо снимает агрессию.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение «Апельсин».

Упражнение «Апельсин (или лимон)»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая . мягкая . отдыхает. ».

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Источник

Как помочь ребенку справиться со злостью

14 эффективных стратегий, которые помогут научить ребенка безопасно выражать свою злость

Злость – заразное чувство. Люди часто сожалеют о своих вспышках гнева. Многие дети не знают, как правильно выразить злость, что влечет за собой множество психологических проблем. Детей обычно учат тому, что в любой ситуации следует сохранять спокойствие и вести себя благоразумно, но это эмоционально истощает ребенка и сбивает его с толку.

Внутренний конфликт, связанный с чувством злости, возникает из-за того, что окружающие считают злость плохим чувством, которого нужно стыдиться. Если развенчать этот миф, становится гораздо проще справиться со злостью, потому что в таком случае её следует не подавлять, а принимать и направлять в конструктивное русло. И тогда злость не истощает ребенка, а дает ему силы.

Для того чтобы научить ребенка справляться со злостью, следует позволить ему почувствовать её, принять и не беспокоиться о ней (обычно вспышки злости не связаны с серьезными психическими проблемами). И только после этого нужно искать приемлемые способы выражения своих чувств.

Чтобы помочь ребенку справиться со злостью, важно понимать, что именно её вызывает. Обычно злость возникает вследствие страха или печали, а иногда – как реакция на жизненные неудачи, низкую самооценку, тревогу, беспомощность (злость у ребенка часто возникает из-за чувства зависимости от родителей и т. д.) или изоляцию. Следует также помнить, что дети хуже, чем взрослые, распознают чувство печали, поэтому они больше склонны испытывать злость.

Прежде чем бороться с агрессивностью и вспышками гнева:

  • Научитесь различать злость и агрессию. Злость редко подразумевает плохие намерения (например, нанесение физических повреждений или порчу имущества). Это следствие фрустрации, которой подвержен ребенок.
  • Не говорите ребенку, что злость – это плохо. Злость — вполне нормальное чувство, и ребенок, испытывающий его, не обязательно имеет эмоциональные проблемы.
  • Не наказывайте ребенка за проявления злости. Поймите, что ребенок, испытывающий злость, нуждается в защите и пытается достичь этого с помощью эмоций. Помогите ему найти лучший способ выразить свои чувства, используйте при этом методы, понятные для ребенка.

Как ребенок может справиться со злостью

Используя следующие стратегии, можно предотвращать вспышки злости у ребенка или лучше справляться с ними:

Стратегия № 1. Чтобы ребенок понял разницу между плохим и хорошим поведением и выработал для себя наиболее эффективную модель, ему нужно указывать не только на то, что он поступает плохо, но и на хорошие поступки. Поэтому важно объяснять ребенку, какое его поведение вам нравится, чтобы он увидел положительный пример. Замечайте и хвалите его незначительные поступки, например, когда он без напоминания вешает куртку в прихожей или помогает накрыть на стол.

Человеку всегда нужно одобрение, и одобрение позитивного поведения ребенка – лучший способ научить его привлекать внимание с помощью хороших поступков, а не с помощью проявления негативных эмоций. Если плохое поведение ребенка не приносит вреда, просто игнорируйте его. При этом не следует игнорировать самого ребенка. Сказав один раз, что он ведет себя плохо, в дальнейшем просто не обращайте внимания на его поведение.

Стратегия № 2. Показывайте ребенку хороший пример. Изначально малыш учится, наблюдая за взрослыми, поэтому подражая их поведению, он понимает, как нужно и не нужно поступать в определенных ситуациях. Это также хороший способ справиться со вспышками негативных эмоций, поскольку (хорошее) подражание их не усиливает.

Стратегия № 3. Убедитесь, что у ребенка есть способы реализовать свою физическую энергию. Детей часто переполняет энергия, которая может быстро перейти во фрустрацию и злость. В таких ситуациях ребенок должен иметь возможность подвигаться или выполнить физические упражнения, в том числе и в школе.

Стратегия № 4. Окружение не должно провоцировать агрессивное поведение ребенка. Если какие-либо занятия побуждают его к этому, замените их на более позитивные. Позаботьтесь о спокойной обстановке для ребенка, не устанавливайте ему слишком много ограничивающих правил.

Стратегия № 5. Используйте прикосновения, чтобы успокоить ребенка. Этот способ часто бывает эффективным (исключение составляют случаи, когда ребенок отличается повышенной чувствительностью). Подойдите к малышу и поинтересуйтесь, что он делает, наблюдайте за его ответной реакцией. Такое ваше поведение эффективно в случаях, когда вы видите, например, что малыш собирается разбить игрушку. Попросите его показать вам игрушку. Если он в это время пытается справиться со сложной задачей, попросите объяснить, что именно ему непонятно. Это поможет справиться с чувством злости, поскольку ребенок не будет чувствовать себя беспомощным.

Стратегия № 6. Если малыш любит прикосновения, выражайте ему свою любовь с помощью объятий – это поможет ребенку справиться с негативными эмоциями.

Стратегия № 7. Используйте юмор. Взрослые часто используют юмор, чтобы смягчить острые ситуации с другими взрослыми, но редко используют его в отношении детей. Но дети хорошо относятся к юмору: в случае истерик это позволяет ребенку сохранить лицо (при этом юмор не следует путать с сарказмом и высмеиванием).

Стратегия № 8. Обратитесь к сочувствию ребенка, объяснив, что его вспышки негативных эмоций причиняют вам боль. Например, вы можете сказать, что вы нормально переносите шум, но сегодня у вас болит голова. Попросите его заняться чем-то более спокойным.

Стратегия № 9. Когда вы выяснили, что вызывает у малыша негативные эмоции, научите ребенка распознавать конкретные раздражители. Так ему будет легче научиться адекватно реагировать в таких ситуациях. Подскажите безопасные способы выразить злость.

Стратегия № 10. В случае необходимости сдерживайте ребенка физически, но не осуждайте его. Иногда дети могут терять контроль настолько, что потребуется ваше физическое вмешательство. Не будьте при этом грубыми и не стыдите ребенка, позвольте ему сохранить лицо в данной ситуации. Постарайтесь объяснить, что вы не наказываете его, а делаете это для того, чтобы он не причинил никому вреда.

Стратегия № 11. Убедитесь в том, что ребенок чувствует себя ценным и способным справиться с обстоятельствами, что у него есть силы и жизненные цели. Это поможет направить свою энергию в конструктивное русло. Научите его оптимистично смотреть в будущее и объясните, что позитивное поведение способствует благоприятному развитию событий.

Стратегия № 12. Установите четкие границы. Это не только поможет сдерживать свое поведение, но и сделает обстановку понятной и даст ощущение безопасности и уверенности.

Стратегия № 13. Помните, что правила следует устанавливать для того, чтобы успокоить ребенка и научить его справляться с эмоциями. Родителям не стоит быть недружелюбным по отношению к малышу и применять физические методы принуждения.

Стратегия № 14. Научите ребенка проговаривать свое чувство злости, используя фразы типа: «Мне не нравится, что ты забрала у меня игрушку», «Я не хочу делиться» и другие.

Как приучить ребенка к дисциплине

Эффективная дисциплина должна создавать атмосферу спокойствия и уверенности, все правила должны быть понятны для ребенка и развивать в нем честность. Ваши рассуждения станут руководством для ребенка.

Грубая или не соответствующая ситуации дисциплина, которая направлена на личность, а не на поведение, неэффективна. Нельзя научить ребенка правильному поведению, показывая ему противоположный пример. Прежде всего, следует показать малышу разницу между хорошим и плохим поведением. Приучая ребенка к дисциплине, следует относиться к нему с уважением, чтобы научить его уважать себя и других.

Всегда общайтесь с ребенком как с достойным человеком со своими уникальными чувствами, потребностями, ценностями и взглядами на жизнь. Чтобы воспитать его хорошим человеком, прежде всего поверьте в него.

Источник

Читайте также:  Способ чтения многозначного числа 4 класс 21 век
Оцените статью
Разные способы