Способы выражения косвенного дополнения

Содержание
  1. Дополнение в русском языке. Примеры
  2. Второстепенный член предложения — дополнение
  3. Значение дополнения
  4. Способы выражения дополнения
  5. Прямое дополнение
  6. Способы выражения прямого дополнения
  7. Примеры предложений с прямым дополнением
  8. Косвенное дополнение
  9. Способы выражения косвенного дополнения
  10. Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
  11. Прямое и косвенное дополнение в русском языке
  12. Прямое дополнение
  13. Способы выражения прямого дополнения
  14. Примеры предложений с прямым дополнением
  15. Косвенное дополнение
  16. Способы выражения косвенных дополнений
  17. Примеры предложений с косвенным дополнением
  18. Видеоурок «Дополнение прямое и косвенное»
  19. Что такое прямое и косвенное дополнение в русском языке?
  20. Определение дополнения
  21. Прямое дополнение
  22. Способы выражения прямого дополнения
  23. Косвенное дополнение
  24. Способы выражения косвенного дополнения

Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу сказуемого.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло (что?) загар — дополнение.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обозначать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но действие:

2. объ­ект восприятия:

3. ору­дие действия:

4. объ­ект сравнения:

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном падеже;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем числительным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии существительного;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли существительного.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня .

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопроса.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о прошлом).

В пред­ло­же­нии допол­не­ние быва­ет пря­мым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наречием):

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или местоимения.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обозначает

1. часть от целого

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отрицанием

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и словосочетаниями.

Читайте также:  Способы формирования образовательной среде

Способы выражения косвенного дополнения

Формы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или при­ча­стие в роли существительного.

Настя спро­си­ла (кого?) про­хо­же­го , как прой­ти к вокзалу.

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне уста­ла от ваше­го бес­ко­неч­но­го (чего?) «быст­рей» .

Дети услы­ша­ли (что?) «гав» из-за изго­ро­ди сада.

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми .

Количественное чис­ли­тель­ное с зави­си­мым суще­стви­тель­ным «с четырь­мя щен­ка­ми» явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — дополнением.

С собой в поход мы взя­ли (что?) несколь­ко п а латок .

Местоимение «несколь­ко» состав­ля­ет син­так­си­че­ски неде­ли­мое соче­та­ние с суще­стви­тель­ным «пала­ток» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих предложениях.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вымпел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию программиста.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабушкой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осенью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыльце.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на прогулку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых соревнований.

Источник

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

В про­стом пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Узнаем, как выра­жа­ет­ся пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние, как их отли­чить в предложении.

Одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния явля­ет­ся допол­не­ние. В зави­си­мо­сти от части речи и падеж­ной фор­мы сло­ва, управ­ля­е­мо­го ска­зу­е­мым, выра­жен­ным пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным гла­го­лом, в пред­ло­же­нии ука­жем пря­мое или кос­вен­ное дополнение.

Прямое дополнение

Например:

Я сего­дня пой­мал было рыб­ку (А. С. Пушкин).

Поймал кого? рыбку.

«Рыбку» — это пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Оно управ­ля­ет­ся пере­ход­ным гла­го­лом «пой­мал» (пой­мать кого? что?), то есть дей­ствие, обо­зна­чен­ное им, пере­хо­дит на предмет.

Прямое допол­не­ние может зави­сеть так­же от слов кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ных наречий):

Жалко (кого?) девоч­ку , сирот­ку Феклушу (Н. Некрасов).

Мне жал­ко (чего?) радо­сти былой и даже про­шлых жаль (чего?) стра­да­ний (Н. Огарев).

Способы выражения прямого дополнения

Прямое допол­не­ние обыч­но выражается:

1. суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога:

2. суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа без предлога:

а) дей­ствие направ­ле­но на часть или неопре­де­лен­ное коли­че­ство предмета:

б) при отри­ца­тель­ном ска­зу­е­мом с части­цей «не»:

3. несво­бод­ным словосочетанием:

Примеры предложений с прямым дополнением

Вскоре уви­де­ли (кого?) винов­ни­ка шума (В. Арсеньев).

Свою (кого?) Тамару не бра­ни (М. Ю. Лермонтов).

(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) стра­ну (К. Паустовский).

Он любил (что?) море в любую пого­ду (Ф. Искандер).

Ночью я вышел на ули­цу, и (кого?) меня пора­зи­ло еще неви­дан­ное зре­ли­ще (И. Соколов-Микитов).

Пароход ведёт из Нижнего с ярмар­ки в Астрахань (что?) четы­ре бар­жи (М. Горький).

В перед­ней (кого?) нико­го не было; валя­лись пустые бутыл­ки, пла­щи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).

Косвенное дополнение

Косвенное допол­не­ние так назы­ва­ет­ся из-за того, что оно выра­жа­ет­ся фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных, место­име­ний без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, в том чис­ле фор­мой вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Читайте также:  Зашифрованная переписка способ решетки презентация

Способы выражения косвенных дополнений

1. Существительное и место­име­ние в фор­ме кос­вен­ных падежей:

  • увле­ка­ем­ся (чем?) спортом;
  • веришь (во что?) в победу;
  • ходи­те (на чём?) на лыжах;
  • сочув­ство­ва­ли (кому?) приятелю;
  • жать (чем?) серпом;
  • зай­ду (к кому?) к нему.

2. Косвенное допол­не­ние может выра­жать­ся так­же сло­ва­ми дру­гих частей речи и словосочетаниями:

Это чис­ло делит­ся (на сколь­ко?) на четы­ре .

Добавим эти кисти (к чему?) к пяти каран­да­шам .

Лес печаль­нее и одно­об­раз­нее (чего?) моря , осо­бен­но сос­но­вый лес, посто­ян­но оди­на­ко­вый и почти бес­шум­ный (И. С. Тургенев).

Все ста­ли про­сить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.

Учитель рас­ска­зал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове .

Гость веж­ли­во поздо­ро­вал­ся (с кем?) с Виктором и покло­нил­ся (кому?) его сест­ре .

Мама при­гла­си­ла в дом (кого?) масте­ра на все руки — Степана.

Примеры предложений с косвенным дополнением

Павлуша, стоя на коле­нях, тыкал щеп­кой в заки­пев­шую воду (И. С. Тургенев).

Так вот и устро­ил­ся у меня жить ёжик (М. Пришвин).

Еще не вся чере­му­ха тебе в окош­ко бро­ше­на (М. Исаковский).

Айвазовский сидел на бере­гу. Художник думал о кар­тине , кото­рая сто­я­ла неокон­чен­ная (Н. Григорович).

Видеоурок «Дополнение прямое и косвенное»

Проверим свои зна­ния и выпол­ним тест, ука­зав в пред­ло­же­ни­ях пря­мые и кос­вен­ные дополнения.

Каждый народ гор­дит­ся побе­да­ми, одер­жан­ны­ми в борь­бе за сво­бо­ду и неза­ви­си­мость Родины, и свя­то чтит память утрат, поне­сен­ных во имя побед (В. Быков).

Зачем боб­ру хвост? В слу­чае опас­но­сти боб­ры гром­ко шле­па­ют хво­стом по воде, пре­ду­пре­ждая таким обра­зом соро­ди­чей (А. Чижевский).

Надо взять у дру­га эту кни­гу, что­бы про­чи­тать повесть к сле­ду­ю­ще­му уроку.

Мне при­шлось засту­пить­ся за девоч­ку, кото­рую оби­жа­ли дети.

Девочка усерд­но гото­ви­лась к пред­сто­я­ще­му экзамену.

Она зажгла све­чу и понес­ла её в ком­на­ту, при­кры­вая колеб­лю­ще­е­ся пла­мя рукой.

Директору нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить на эту тему.

Знаю, что ско­ро мне при­дет­ся заду­мать­ся о будущем.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю доверчивость.

Источник

Что такое прямое и косвенное дополнение в русском языке?

Определение дополнения

Дополнение – это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении.

Читайте также:  Частный способ решения задач

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей :

Например:

  • Осеннее солнце оттеняло темный загар красных листьев.

Солнце оттеняло (что?) загар – дополнение, которое поясняет сказуемое “оттеняло”.

  • Александр что-то пробормотал, взглянул вокруг и закрылся ладонью.

Закрылся (чем?) ладонью – это дополнение.

Прямое дополнение

Прямое дополнение – это дополнение, которое обозначает предмет, на которое направлено действие. Прямое дополнение выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Например:

  • Я устроилась в постели и закрыла глаза.

“Глаза” – это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.

Способы выражения прямого дополнения

Прямое дополнение может быть выражено:

Существительным в форме винительного падежа без предлога, например:

    Папа купил большой букет алых роз (папа купил что? – букет).

Местоимением в форме винительного падежа, например:

  • Я обидел его и мне не терпелось попросить прощения (я обидела кого? – его).

Существительным в форме родительного падежа, обозначая часть от целого, например:

  • купила (чего?) груш
  • принес (чего?) молока

Существительным в форме родительного падежа, которое управляется глаголом с отрицанием, например:

  • не любила сока
  • не ожидала реакции

Примеры предложений с прямым дополнением:

  • Белоснежный снег покрыл всю землю (снег покрыл что? – землю).
  • Я снял очки и увидел яркое солнце (я снял что? – очки, я увидел что? – солнце).
  • Я в детстве ловил голубей и держал их в сарае (я ловил кого? – голубей, я держал кого? – их).

Косвенное дополнение

Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено словами разных частей речи (словосочетаниями) в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.

Например:

“Рисованием” – косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.

  • Дедушка ценит в людях душевную мудрость (ценит в ком? – в людях, ценит что? – мудрость).
  • Мой любимый сквер весь был усыпан листьями (сквер был усыпан чем? – листьями).

Способы выражения косвенного дополнения

Косвенное дополнение может быть выражено:

Существительным и местоимением с предлогами и без в форме косвенных падежей, например:

  • Я отправил отца за врачом (я отправила за кем? – за врачом).
  • Я думал об этом в самые тяжелые минуты своей жизни (я думал о чем? – об этом).

Прилагательным или причастием в роли существительного, например:

  • Александр спросил прохожего, как доехать до ближайшего магазина (спросил кого? – прохожего).
  • Сегодня на речке было много загорающих (было много кого? – загорающих).
  • Мы попросили её сыграть что-нибудь (попросили о чем? – сыграть).
  • Мама заставила брата читать Толстого (заставила что? – читать).

Наречием в роли существительного, например:

  • Мы нервничаем от вашего бесконечного “быстрей” (нервничаем от чего? – от “быстрей”).
  • Мы услышали “мяу” из соседнего двора (услышали что? – “мяу”).

Неделимыми словосочетаниями, например:

  • Кошка возилась в углу (с кем?) с пятью котятами (возилась с кем? – с пятью котятами).

Источник

Оцените статью
Разные способы