- Каким членом предложения может быть инфинитив? Примеры
- Инфинитив в роли подлежащего
- Компонент составного глагольного сказуемого
- Простое глагольное сказуемое
- Несогласованное определение
- Обстоятельство цели
- Инфинитив в роли дополнения
- Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»
- Способы выражения инфинитива примеры
Каким членом предложения может быть инфинитив? Примеры
В русском синтаксисе неопределенная форма глагола, или инфинитив, может быть любым членом предложения.
Инфинитив в роли подлежащего
Инфинитив является подлежащим, если находится в начале предложения.
В таком случае в предложении в качестве сказуемого выступает существительное, предикативное наречие, другой инфинитив или прилагательное в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой.
Примеры предложений:
Радоваться жизни — огромный талант.
Выбрать хорошую книгу — это значит найти себе друга.
Ходить сюда теперь становилось опасным.
Найти грибы в пестрой мозаике из опавших листьев — дело нелегкое (Е. Носов).
Компонент составного глагольного сказуемого
Как часть составного глагольного сказуемого инфинитив используется в двусоставном предложении.
Примеры предложений:
Я должен рассказать обо всем откровенно.
Друзья искренне хотели помочь ему.
Она давно стремилась уехать в деревню.
Вскоре дети освоились и перестали меня стесняться .
Ольга продолжала в волнении ходить по комнате.
Простое глагольное сказуемое
В безличном односоставном предложении часто употребляется инфинитив в качестве сказуемого.
Примеры предложений:
Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)
Нам не видать таких сражений! (М. Лермонтов)
Уж не мечтать о нежности, о славе (А. Блок).
Несогласованное определение
Глагол в начальной форме может пояснять существительное. Тогда он является несогласованным определением.
Примеры предложений:
Всякий охотник поймет мое желание (какое?) схватить зверя и сделать его своим .
Ее манера (какая?) говорить полушёпотом раздражала меня.
Стремление (какое?) выжить в этих экстремальных условиях не покидало нас.
Умение (какое?) фантазировать было у неё с самого детства.
Знаешь манеру нашей мамы утешать всех?
Её готовность помочь нам была весьма кстати.
Обратим внимание, что подлежащими в предложениях, где неопределённая форма глагола выступает в синтаксической роли несогласованного определения, являются абстрактные существительные:
Обстоятельство цели
Обстоятельством цели инфинитив выступает в предложениях, в которых глагол-сказуемое обозначает движение (ехать, лететь, бегать, идти, скакать, пойти, броситься, сидеть и пр.).
В таком случае после глагола-сказуемого можно вставить союз цели «чтобы», и предложение превратится в сложноподчиненное с придаточной цели.
Примеры предложений:
Ранним утром мы отправились в лес (с какой целью?) (чтобы) собрать грибы после вчерашнего дождя.
Поздно ночью я вышел к колодцу (с какой целью?) (чтобы) напиться воды из колодца.
Со всего мира люди приезжают (с какой целью?) полюбоваться красотой Янтарной комнаты.
На одной из станций мы вышли из вагона (с какой целью?) (чтобы) прогуляться по платформе.
Я бегу вниз (с какой целью?) узнать , что за на шум доносится из кухни.
Я приехал сюда (с какой целью?) работать , а не развлекаться.
Инфинитив в роли дополнения
В роли дополнения инфинитив относится к объекту, на который направлено действие субъекта.
Пример:
Витя попросил сестру помочь ему.
Витя — субъект, он попросил кого? сестру — это объект действия. Попросил о чем? — помочь.
Инфинитив «помочь» является дополнением. Примечательно, что глагол «попросил» относится к подлежащему. Это простое глагольное сказуемое.
Инфинитив обозначает действие, которое будет выполнять лицо, обозначенное существительным «сестра» в роли прямого дополнения. Два глагола относятся к разным членам предложения. Этим отличается такая синтаксическая ситуация от предложений с составным глагольным сказуемым, которое относится только к подлежащему.
Витя хотел помочь сестре в учёбе .
Еще примеры предложений с инфинитивом-дополнением:
Друг уговорил меня (о чем?) поехать с ним на футбол.
Геологи попросили местного жителя (о чем?) довезти их до рудника.
Нас просили (о чём?) подойти к режиссеру спектакля тотчас.
Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»

Источник
Способы выражения инфинитива примеры
Инфинитив может выполнять роль всех членов предложения: подлежащего (Учиться – наша задача),сказуемого (Наш долг – учиться), несогласованного определения (Пришло желание учиться), дополнения (Отец посоветовал учиться) и обстоятельства цели (Он поехал учиться).
Инфинитив , входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим: Я хочу петь.
Инфинитив — дополнение обозначает действие другого лица, названного дополнением (Я прошу Марину спеть) или вообще не названного (Он предложил послушать пение).
Инфинитив — обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. В некоторых случаях такой инфинитив можно заменить существительным: На юг я поехал работать над книгой. – На юг я поехал для работы над книгой. (К.Паустовский)
Фамилия и имя ученика____________________________________________
Упражнение 1 . Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?
1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш ___ ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон ___ мать пр ___ красное. (А.Чехов) 5) Пут ___ шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр ___ одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 9) Он ездил в лесной г ___ р ___ док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус ___ но нам слушать осен ___ юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит ___ ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени ___ из полета – обработать и обобщить результаты ис ___ ледований. 12) Наиболее целеустремле ___ ые студенты будут учит ___ ся по особой програм ___ е. 13) Отряд начал продв ___ гат ___ ся в глубь леса. 14) На станци ___ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр ___ рода учит нас пон ___ мать пр ___ красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз пр ___ саж ___ вался Иуда о ___ дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод ___ я около руки и сла ___ ко заснул в ожидани ___ приказа и ___ ти вперед. (А.Пушкин)
Фамилия и имя ученика____________________________________________
Упражнение 2. Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П ___ сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд ___ вали жить в деревне. 3) Он прин ___ л решение молчать. 4) Я вышел осв ___ ж ___ ся. 5) Ребята решили искупа ___ ся. 6) Я пр ___ шел прости ___ ся. 7) Мне предл ___ жили выучить монолог Хлестакова. 9) У нее была пр ___ вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети ___ ся с ним. 10) Путники ост ___ новились отдохнуть. 11) Пут ___ шест ве ___ ики еще ___ делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр ___ е ___ жали фин ___ ы катать детей в своих крест ___ янских санках. (Д.Лихачев)
В. 1) Я не имею намерения вр ___ дить вам; я пришел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от ___ гра ___ ся. 3) Я в ___ лел ямщику ехать. 4) Я в к ___ ротких словах об ___ яснил ему, что я по ___ сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат ___ ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат ___ ича н ___ чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл ___ п ___ тать об от ___ езд ___ дочер ___ . 7) Я сп ___ шил в дом св ___ ще ___ ика увиде ___ ся с Мар ___ ей Ивановной. 9) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош ___ л пров ___ жать Пугачева. 10) Пугачев вес ___ ло со мною позд ___ ровался и велел мне с ___ ди ___ ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня ___ ся перед Мар ___ ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени ___ и пр ___ казал вахмистру отв ___ с ти ей лучшую квартиру в город ___ . 12) В Ларсе ост ___ н ___ вились мы ноч ___ вать. Он [француз] совет ___ вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар ___ я Ивановна пошла прости ___ ся с могилами своих родителей, похороне ___ ых за церк ___ в ___ ю. 14) На другой день войска, пр ___ след ___ вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр ___ ти ___ ся в лагерь. (А.Пушкин)
Фамилия и имя ученика____________________________________________
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.
А. 1) Мономахов венец Соф ___ я пр ___ казала не давать. 2) В слободе мальчиков знали хорошо приветливо пустили н ___ ч ___ вать. 3) Соф ___ я уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам созывать дв ___ рянское оп ___ лчение. 4) [Меншиков] часто сманивал Петра с генералами мастерами ден ___ щиками и карлами гулять и шалить на Кукуе… 5) Трудно было боярам реши ___ ся пролить кровь столь древн ___ рода. 6) Ужинать ко мне его пр ___ ведеш ___ . (А.Н. Толстой)
Б. 1) Барыня разгневалась расплакалась велела от ___ скать его. (И.Тургенев) 2) Пом ___ шать всякий может а помоч ___ и х ___ тели бы да не могут! (Д.Гранин) 3) Постигнуть глубины профес ___ и ___ м ___ шали лень необ ___ зательность отсутствие интереса к спец ___ альност ___ . (В.Корецкий) 4) Что требуется от пастуха? Основная его задача обеспечить животным сытую жизнь без которой не будет у людей ни молока ни масла ни мяса. 5) Его попр ___ сили подождать. (А.Куприн) 6) Я велел пол ___ жить чемодан в свою теле ___ ку зам ___ нить быков лошадьми и в последний раз огл ___ нулся вниз на д ___ лину… (М.Лермонтов) 7) Я старался понравит ___ ся княгине заставлял ее несколько раз смея ___ ся от души… (М.Лермонтов) 9) Долго противился я искушению пр ___ леч ___ где-нибудь в тени. (И.Тургенев)
В. 1) Марья Ивановна подошла зд ___ рова ___ ся с пап ___ нькой и мам ___ нькой. (А.Пушкин) 2) Вдруг Марья Ивановна тут же с ___ девшая за работой об ___ явила что (не)обходимость заст ___ вляет ее ехать в П ___ тербург и что она просит дать ей способ отправит ___ ся. 3) Обед кончился большие пошли в к ___ бинет пить кофе а мы поб ___ жали в сад шаркать ногами по доро ___ кам покрытым упавшими ж ___ лтыми лист ___ ями и разг ___ варивать. (Л.Толстой) 4) Фоке пр ___ каза ___ о было затв ___ рить все двери в комнат ___ . (Л.Толстой) 5) Когда нас оделили морож ___ ым и фруктами делать на ковре было (не)чего и мы (не)смотря на косые п ___ лящие лучи солнца встали и отправились гулять. (Л.Толстой) 6) Тут Бездомный ___ делал попытку пр ___ кратить замуч ___ вшую его икоту … (М.Булгаков) 7) (В)заключени ___ попросили ра ___ сказать о вчерашн ___ м прои ___ шестви ___ на Патриарших прудах но очень (не)пр ___ ст ___ вали сообщению о Понти ___ Пилат ___ (не)уд ___ влялись. 9) Попытки поэта соч ___ нить за ___ вление (на)счет страшного консультанта (не)пр ___ вели (н ___ )к(чему). М.Булгаков)
Источник