Способы выражения именной части сказуемого 8 класс

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем виды ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния, и спо­со­бы их выражения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

Виды Способ выра­же­ния Примеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Источник

Коспект урока Способы выражения сказуемого 8 класс

Способы выражения сказуемого

1. Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его.

2. Формирование умения грамотного произношения слов.

О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: раздаточный материал, схема «Виды сказуемых».

Оформление записей на доске и в тетради.

Цели урока: можно предложить учащимся поставить цели самим по аналогии с предыдущим уроком изучения подлежащего.

1. Виды сказуемого.

(состоит из одного глагола)

Солнце вышло из-за горизонта.

Составное глагольное сказуемое

(вспомогательный глагол + инфинитив)

Ветер стал ослабевать.

Хочу я с небом примириться.

Составное именное сказуемое

(глагол- связка + имя)

День был светлый, солнечный.

2. Практическое задание.

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемого.

1.К вечеру со..нце скл..няется за цв..тущие холмы, мгла заст..лает виноградник.

2.День в полях мя..кий и тихий.

3.Татьяна Андреевна хотела забыть о случивш..мся.

4.Небо всегда было ярким и темным.

5.Нужно разг..дать тайну этих замер..ших цветов.

6.Пр..ходит ночь, и постепе..о ож..вает сила души.

3. Простое глагольное сказуемое.

4. Практические задания.

1. Заполнить таблицу примерами, используя приведенные ниже предложения.

1. Все мальчики засмеялись. 2. Присмотрите за ним в деревне. 3. Если бы я получил хоть одну пятерку. 4. Я буду звонить тебе часто. 5. Рассказывая о прожитом дне, мальчик явно кривил душой. 6. А зайка скок в кусты и убежал. 7. На улице был снег.

2. Выписать предложения с простым глагольным сказуемым, указать, чем выражено сказуемое.

1.Он перестал бывать здесь после болезни. 2. Он обязательно будет дома вечером. 3. Он вскоре будет жить с нами. 4. Я не смел пошевельнуться. 5. От страшного удара у Сережи искры из глаз посыпались. 6. Останься еще на один день. 7. Разговор стал злым. 8. Брови ее были сдвинуты. 9. Кот когтями бедняжку цап-царап.

3. Синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).

Вечерами гляжу я в окно и далекое чудится детство.

5. Составное глагольное сказуемое.

Каждое сказуемое несет две нагрузки – смысловую (называет действие) и грамматическую (указывает наклонение, время, число, лицо или род).

Простое глагольное сказуемое легко справляется с обеими нагрузками с помощью одного глагола. В составном глагольном сказуемом эти нагрузки делят между собой два слова. Это выглядит так:

Основные вспомогательные глаголы, обозначающие

6. Составное именное сказуемое.

Глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (основное лексическое значение)

Наиболее употребительным является глагол-связка БЫТЬ.

Менее употребительные глаголы-связки ДЕЛАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ

Способ выражения именной части.

7.Устная теоретическая разминка. Продолжить предложения.

1.Простое глагольное сказуемое отличается от составного тем что в нем …

2.Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом, в котором …

3.В составном сказуемом есть две части: …

4.В составном глагольном сказуемом основная часть выражается…

5.Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена…

8. Практические задания.

1.Запишите предложения, найдите грамматическую основу. Определите вид сказуемых.

1. Я замер на месте и не смел пошевельнуться. 2. По утрам я стал упражняться в переводах. 3. И счастье я могу постигнуть на земле. 4. Мальчик только что перестал играть. 5. Девочка перестала плакать. 6. Будут песни к нему хороводные на заре из села долетать. 7. Я буду учиться хорошо. 8. Я был бы рад помочь вам.

2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

1. Вокруг меня прост..рались печальные пустыни пересеч..нные холмами и оврагами. 2. Простувшись (по)утру довольно поздно я увидел что буря утихла. 3. С в..кзала Женя (не)успела послать телегра..у отцу. 4.Человек должен трудит..ся. 5. Я должен был признать свои ошибки. 6. Мы рады весь из..ездить мир.

3. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите вид сказуемого.

1. Улицы пусты..ы. 2. Фонари (не)зажже..ы. 3. Рассказы были очень (не)интересны. 4. Несколько зданий было разруше..о ураганом. 5. Снежные тучи были принесе..ы ц..клоном. 6. Старик был когда(то) начальником крупной железно(дорожной) станции. 7. Солнца луч.. был жгуч… и высок. 8. Фиалка казалась теплой. 9. Идея «Ревизора» был подсказана Гоголю Пушкиным. 10. Бабушка Владимира Даля была переводчицей.

Источник

Читайте также:  Какие есть способы покончить с жизнью
Оцените статью
Разные способы