Способы выражения грамматической основы 5 класс

Урок русского языка в 5 классе «Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок с элементами личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_no38_lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_russkiy_yazyk_5_klass.docx 17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

с элементами личностно- ориентированного подхода в обучении

Грамматическая основа предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – грамматическая основа предложения; способы выражения подлежащего и сказуемого.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал из художественных произведений о природе.

Тема по развитию речи : сочинение-миниатюра на тему «осенняя природа».

Средства обучения – учебник; дидактический материал; карточки с заданиями.

а) повторить изученные в начальной школе сведения о главных членах предложения, способах их выражения; попутно повторить словосочетания, способы связи слов в словосочетании,

б) познакомить с понятиями: сочетания слов и словосочетания,

Познавательные методы – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно–дедуктивный.

а) закрепить (данное) умение находить подлежащее и сказуемое;

б) сформировать (новое) умение выделять грамматическую основу предложения, группу подлежащего и группу сказуемого; определять способ выражения подлежащего словосочетанием; сказуемого – прилагательным и существительным.

  • интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала;
  • языковую личность обучающегося, развивающего разные виды своей компетентности;
  • нравственные качества школьника – любовь к природе, умение видеть прекрасное;

б) развивать : логическое мышление;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при работе с учебником.

Таблица «Умею, знаю, узнаю».

Карточки с предложениями.

Вопросы к учащимся. Лингвистическая разминка.

— Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

— Какие понятия уже знакомы?

Определение темы урока.

Краткое сообщение целей урока.

Объяснение условий работы.

Разъяснение содержания таблицы.

Умею, знаю ( данное)

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

Вид связи подлежащего со сказуемым

До начала работы карточки с предложениями лежат на столе учителя. Отвечающий выходит к доске, берёт карточку, читает предложение для всех, записывает на доске, дети – в тетрадях.

1.Дети с мамой пришли в лес.

2. Медленно падают с берёз жёлтые листья

3.Я слышу музыку листопада.

4.А вы видели лесной хоровод?

5.Красив русский лес осенью!

6.Лес – это терем расписной.

Анализ предложений . Выделение грамматической основы, словосочетаний, некоторых орфограмм.

Выводы учащихся об особенностях грамматической основы предложения.

Работа по таблице . Анализ содержания.

Работа по учебнику , чтение определений.

Эвристическая беседа по содержанию предложений:

— Прочитайте предложения. Это текст? Докажите своё утверждение.

Проверка усвоения изученного материала, используется обратная связь. — Распределить данные сочетания слов по колонкам:

мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

— Взаимопроверка , проверка выполнения задания учащимися у доски.

Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, отметки. Рефлексия: « Чему я научился сегодня?»

Домашнее задание. Продуктивное (творческое) задание.

Написать сочинение-миниатюру на темы (на выбор):

«Осенняя природа», «Осенний лес», «Осень в городе», используя разные способы выражения подлежащих и сказуемых.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь

богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Источник

Урок «Грамматическая основа предложения»

Конспект урока русского языка в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Грамматическая основа предложения

Тип урока Урок открытия нового знания

Технологии игровая, проблемного обучения, , группового обучения, РКМЧП

Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения ?

содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;

деятельностная : способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока .

повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;

сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;

научиться находить грамматическую основу предложения.

формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные : устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание» .

Единица содержания образования (СО): способ нахождения подлежащего и сказуемого .

Технологическая карта урока

I . Этап м отивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» — «надо» — «могу» , создание положительного эмоционального настроя .

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Приветствие, проверка готовности к уроку.

— Организация проверки д/з.

— Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке.

— Откройте тетради для проверки домашнего задания.

Проводят опроверку д/з (упр. 159)

1 группа — назовёт грамматические основы во всех предложениях.

2 группа – скажет, сколько слов и сколько членов предложения во втором предложении .

3 группа – какиепропущенные буквы выставили в 1 предложении.

эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Оценка выполнения д/з:

Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

II . Этап а ктуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ.

— А мы с вами вот уже несколько дней путешествуем по стране Синтаксиса и Пунктуации. И сегодня продолжим наше увлекательное путешествие.

Но прежде, чем мы тронемся в путь, проверим, хорошо ли вы усвоили то, что мы уже изучили. Перед вами лежат маршрутные листы, вот ими мы и воспользуемся.

Вспомним то, что нам уже известно по этой теме, — выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете «ДА» или «НЕТ».

2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

-Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов «Листья падают»?

О чём пойдёт речь на уроке?

3. Ведение таблицы» Знаю — узнал». Заполнение таблицы. У каждого ученика имеется распечатанная таблица.

-Заполните 1-ю графу «Таблицы»

Прочитайте предложение. Всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемом? Над чем нужно поработать?

Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы..

Отвечают на вопрос.

Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.

Отвечают, вспоминая изученное ранее.

Работа в группах.

Заполняют таблицу примерами из карточки

Отвечают на вопросы, записывают ответы в таблицу «Знаю -узнал»:

На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?

На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?

Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

достижение договоренностей и согласование общего решения.

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

умение планировать и оценивать свои действия;

умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

умение анализировать языковой материал;

поиск и выделение необходимой информации.

III . Этап о ткрытия новых знаний и в ыявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения : почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Использует приемы создания проблемной ситуации.

Поработаем с текстом. Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.

Почему возникли затруднения при выполнении задания? — Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом?

Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний :

— Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого

— Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений?

Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого.

Проверяют по эталону.

извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

IV .Этап построения проекта выхода из затруднения .

постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей :

— Как можно решить возникшую проблему?

— Это и есть цель нашего урока. Сформулируйте тему.

— Где найти необходимый материал?

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:

— проанализировать языковой материал;

— разобраться при помощи объяснения учителя;

— обратиться к учебнику.

— Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого.

Предлагают тему урока.

Высказываются: Нужно обратиться к учебнику.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия ).

анализ с целью выделения общих признаков,

подведение под понятие,

построение логического рассуждения.

V . Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

О рганизует реализацию построенного проекта :

— прочитать теоретический материал учебника

— предлагает с помощью материала заполнить вторую графу таблицы «Бортового журнала»:

запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным.

Читают теоретический материал учебника.

Заполняют вторую графу таблицы «Бортового журнала».

поиск и выделение необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

усвоение учащимися нового способа действия.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках , организует самоконтроль:

— Работа в парах. Карточка №2

Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки.

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

оценка деятельности; саморегуляция.

поиск и выделение необходимой информации.

Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 12

Потяну ться , отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмея ться ,

Покружи ться , покача ться ,

Поклони ться , распрями ться

И опять начать труди ться .

Повторяют действия за учителем.

VII . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Организует деятельность по применению новых знаний .

Работа с текстом с последующей проверкой по эталону.

Выполняют задания в тетради.

Проверка по образцу с экрана.

Выполнение действий по алгоритму;

Самостоятельное решение задачи.

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.

VIII . Этап в ключения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

— Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов

— Организует выполнение задания «Собери предложение»

Отгадайте загадки. Соберите предложение. (если ост.время)

Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи.

Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы.

Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл.

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует самооценку учебной деятельности.

Задаёт домашнее задание:

— обязательное для всех: выучить определения с.76,77;

Отвечают на вопросы:

Сегодня мы узнали о …

Мне было трудно…

Своей работой я … .

— Записывают домашнее задание в дневники.

саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

умение выражать свои мысли.

инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1287851

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Открытый способ работ определение
Оцените статью
Разные способы