- Советы по управлению гневом для подростков
- Чтобы избежать деструктивного поведения, подросткам важно уметь правильно выражать эмоции
- Способы выражения гнева для подростков
- Это нормально!
- Что делать, когда внутри нарастает гнев
- 5 способов победить гнев
- 1. Определите признаки гнева и сосчитайте до десяти
- 2. Проговорите ситуацию с тем, кому доверяете
- 3. Займитесь спортом
- 4. Практикуйте осознанность
- Упражнение. Дыхание животом
- 5. Делайте что-нибудь приятное или творческое
- Картотека ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ
Советы по управлению гневом для подростков
Чтобы избежать деструктивного поведения, подросткам важно уметь правильно выражать эмоции
Подростковый возраст – один из самых трудных периодов в жизни человека. Тело в подростковом возрасте сильно меняется, вы испытываете чувства, которые не можете объяснить. Одно из таких чувств – гнев, и он способен вывести вас из-под контроля.
Как утверждают психологи, когда чувство гнева у подростков выходит из-под контроля, оно может приводить к деструктивному поведению. Это, в свою очередь, ведет к проблемам в школе, во взаимоотношениях с окружающими и в целом отрицательно влияет на жизнь подростков. Те из них, которые не могут справляться с чувством гнева, склонны к проявлениям вербальной и физической агрессии.
К счастью, чувством гнева можно научиться управлять. Существуют определенные техники, с помощью которых подростки могут научиться распознавать чувство гнева и контролировать его. Чтобы научиться управлять гневом, подростку важно признать свои чувства и не обвинять в их возникновении окружающих людей или обстоятельства.
Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут справиться с чувством гнева.
Научитесь правильно выражать гнев
Ключ ко всем эмоциям – знание того, как их выражать. Чтобы понять свои эмоции, вам потребуется некоторое время, потому что эмоции постоянно меняются и причиняют боль. Когда вы выражаете свои эмоции (смеетесь, когда вам радостно, или плачете, когда грустно), вы становитесь счастливее. С чувством гнева дело обстоит несколько сложнее, но существуют способы выразить и его, при этом не теряя самоконтроль.
Худшее, что вы можете делать в минуты гнева, – ломать вещи или разбрасывать их по комнате. В конце концов, они еще могут пригодиться вам или тому, кому они принадлежат.
Некоторые люди, чтобы выплеснуть гнев, предпочитают побить подушку или бросить ее о стену. Этот способ довольно безопасен – он не причинит вреда ни подушке, ни стене, ни вам.
Используйте техники, помогающие справиться с гневом
Иногда бывает так, что выразить свои эмоции нет никакой возможности. Тем не менее, необходимость выплеснуть свой гнев остается. Лучше всего для этого научиться техникам самоконтроля. Для этого может потребоваться некоторое время, но эти техники действительно работают.
Начните с глубокого дыхания. Гнев вызывает выброс адреналина в кровь, и благодаря глубокому дыханию вы можете расслабиться и уменьшить его концентрацию. Если вам трудно глубоко дышать, просто медленно сосчитайте до десяти.
Самоконтроль необходим не только в подростковом возрасте. Вам он будет необходим в течение всей жизни. Самоконтроль нужен, даже если вы этого не осознаете. Контролируя себя, вы не обидите маму, критикуя обед, который она приготовила, или друга, увлекшегося новым направлением в музыке. Сложность в том, что, когда у вас меняется гормональный фон и появляются новые эмоции, вам становится труднее контролировать себя. И, чтобы снова научиться этому, вам следует приложить усилия.
Научитесь понимать свои чувства
Когда вы пробуете контролировать свои эмоции, вам необходимо больше узнать о чувстве гнева, научиться его распознавать. Научитесь улавливать свой гнев до того, как он станет таким сильным, что контролировать его станет невозможно.
Первый шаг в управлении гневом – это точно знать, что вы чувствуете в данный момент. Вы можете думать, что ваши чувства – это нечто неправильное или несправедливое. Но важно принять свои чувства и попытаться понять, что их вызвало. Когда вы будете знать, что вызвало в вас гнев, вы сможете с ним справиться.
Прежде чем пытаться вмешаться в ситуацию, которая вызвала в вас гнев, подумайте о других способах справиться с ней. Вы можете ударить своего обидчика, но это не значит, что так стоит поступать. Продумайте различные варианты ваших действий и их возможные последствия, прежде чем реагировать на ситуацию. Это даст вам полное представление о том, какой вариант для вас является наилучшим. Такой метод широко известен как «управление рисками», и очень важно, чтобы подростки овладели им. Это поможет им избежать многих неприятных последствий.
Источник
Способы выражения гнева для подростков
Как вы чувствуете себя, когда злитесь? Как будто внутри пылает костер или как будто крик рвется наружу, чтобы его услышали? Все мы время от времени злимся. И очень важно, как мы ведем себя в этот момент. Авторы книги «Дыши. Как стать спокойнее» дают советы, как экологично справляться с гневом, не нанося вреда себе и окружающим.
Поделитесь этими отрывками с подростками.
Это нормально!
Бегать по потолку, взорваться, сорваться — есть еще много способов описать состояние, когда человек выходит из себя. Злость — это совершенно нормальная эмоция: она подчеркивает проблемы, с которыми надо разобраться. Но иногда своим поведением мы можем ранить других.
Что делать, когда внутри нарастает гнев
Прежде всего не забывайте, что ваши чувства очень важны. Вам действительно может казаться несправедливым, когда вас отчитывают родители, учитель задерживает после уроков или игнорируют друзья. А иногда гнев становится маской, которая скрывает обиду, страх или горе.
Постарайтесь понять настоящую причину того, почему вы злитесь. Может, вам показалось, что вас не слушают? Или вас беспокоит, что вы не оправдываете чьих-то надежд? Или вас не поддерживают близкие?
Например, если пить много напитков с высоким содержанием сахара и есть много сладостей, они вызывают резкий скачок уровня сахара в крови, за которым следует такой же резкий спад, и мы становимся более раздражительными. Недостаток сна тоже негативно сказывается на эмоциях.
Дыши. Как стать спокойнее
Когда вы злитесь на конкретного человека, отложите разговор с ним. Под действием гнева ваши справедливые замечания могут превратиться в такие слова и фразы, которые вы совсем не имели в виду.
5 способов победить гнев
Гнев не дает нам размышлять здраво и нормально взаимодействовать с людьми. Когда вы на взводе, попробуйте следовать вот этим советам. Они помогут понять, на что же именно вы сейчас злитесь.
1. Определите признаки гнева и сосчитайте до десяти
Усиленное сердцебиение и учащенное дыхание — верные признаки того, что вот-вот взорветесь. Но есть и другие: напряжение в плечах и желание сжать кулаки. Когда вы понимаете, что уже на грани, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и сосчитайте до десяти. Это даст вам возможность подумать, прежде чем начать действовать под влиянием гнева.
2. Проговорите ситуацию с тем, кому доверяете
У вас есть друзья или родственники, которые умеют слушать. Поговорите с ними — это поможет отпустить злобу. Если гнев усложняет вашу жизнь, стоит поговорить со школьным психологом. Он может научить вас справляться с неприятными эмоциями.
3. Займитесь спортом
Гнев может проявляться в виде стеснения в грудной клетке или горле. Физическая нагрузка позволит ослабить напряжение и освободиться от этого чувства. Движение здорово помогает избавиться от накопленных эмоций, поэтому сходите на прогулку или позанимайтесь йогой.
4. Практикуйте осознанность
Эта практика учит вас спокойно наблюдать за своими мыслями, не попадая под их влияние. Если регулярно практиковать осознанность, можно научиться избегать гнева и сохранять равновесие, когда чувства закипают.
Упражнение. Дыхание животом
Найдите укромное место, где никто вас не побеспокоит хотя бы минут десять. Удобно сядьте на полу. Положите ладони на нижнюю часть живота, но не давите на него. Закройте глаза и начинайте медленно и глубоко дышать, вдыхая через нос и выдыхая через рот. Почувствуйте, как живот поднимается и опускается при каждом вдохе и выдохе.
Если вы сосредоточитесь на этом процессе, то довольно скоро в вашей голове затихнет весь посторонний шум (но чтобы убрать его совсем, нужна длительная практика). Убавив громкость мыслей, сосредоточьтесь на ощущениях. Начните по очереди концентрировать внимание на разных частях тела: почувствуйте пол под ногами и одежду на коже.
Обратите внимание на то, как звучит ваше дыхание. Расслабьте плечи, затем руки, потом кисти рук. Почувствуйте, как поднимается и опускается живот. Когда вы поймете, что время пришло, медленно и спокойно откройте глаза.
Иллюстрация из книги «Дыши. Как стать спокойнее»
5. Делайте что-нибудь приятное или творческое
Что вас радует? Встречи с друзьями? Танцы? Рисование? Или просмотр фильмов? Если заниматься любимым делом, настроение поднимется. И чувство гнева отпустит. Не сомневайтесь.
Источник
Картотека ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ «Обзывалки» (дидактическая игра) Цель: формирование умения выплеснуть гнев в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Оборудование: мяч. Содержание. Педагог говорит детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»
«Маленькое привидение» (игра с правилами) Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме. Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«Мешочек для криков» (игра с правилами) Цель: совершенствование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения. Оборудование: мешочек. Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Мешочек для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы мешочек был с завязкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
«Листок гнева» (игра с правилами) Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения. Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
«Рубка дров» (подвижная игра) Цель: снижение эмоционального напряжения, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Содержание. Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!». Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Два барана» (игра с правилами) Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального и мышечного напряжения. Содержание. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Жужа» (подвижная игра) Цель: развитие умения агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они обижают. Содержание. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
«Тух-тиби-дух» (подвижная игра) Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения. Содержание. Педагог говорит детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
«Спящий кот» (подвижная игра) Цель: развитие умения управлять своими движениями, действовать по сигналу, сплочение группы, снижение напряженности. Содержание. Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети — мыши — тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз. «Своя тень» (подвижная игра) Цель: формирование умения управлять своим поведением. Содержание. Дети делятся на пары, в каждой, из которой один ребенок играет сам себя, а другой — его тень. Тот, кто играет сам себя по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени»), который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».
«Малечина-Калечина» (народная игра) Цель: развитие ловкости, выдержки, координации движения, чувство спортивного соперничества. Содержание. Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят: Малечина-калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До летнего? После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Водящий считает: «Раз, два, три . десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.
«Ястреб» (русская народная игра) Цель: развитие умения действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами. Содержание. Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов. Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями. Варианты: Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой.
Источник