Способы выражения глагола 8 класс

Способы выражения сказуемого

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 353.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 353.

Сказуемое – один из главных членов предложения. Подробно его изучают в 8 классе. Многообразие значений сказуемого отражается в многообразии способов его выражения.

Что такое сказуемое

Сказуемое сообщает нам основную информацию о подлежащем. Кроме того, оно привязывает информацию, содержащуюся в предложении, ко времени и реальности (с помощью грамматической категории наклонения).

Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативной связью и согласуются в своих признаках как минимум в числе.

Сказуемое в предложении очень важно. Это понятно уже по тому, что существует много односоставных предложений, где нет подлежащего, и только один нечасто встречающийся вид односоставного, в котором нет сказуемого.

Какие смыслы может выражать сказуемое

Сказуемое передает главную информацию о подлежащем.

Это может быть действие, которое совершает, совершало или будет совершать субъект (или объект), названный подлежащим.

Бывает, подлежащее является не субъектом, а объектом действия: Дом строится.

Тогда сказуемое выражено обычно глаголом или причастием.

Сказуемое может сообщать, чем является подлежащее. Тогда оно бывает выражено существительным.

Нередко сказуемое характеризует подлежащее, указывая на какое-либо его важное качество. Тогда способ выражения сказуемого – это прилагательное.

Впрочем, сказуемое может выражаться чем угодно.

Способы выражения сказуемого

В предложениях можно встретить разные виды сказуемых.

Простое глагольное бывает выражено глаголом в любой личной форме, в том числе любого времени и наклонения.

Составное глагольное состоит из двух глаголов, из которых один (модальный или фазовый) в личной форме, а второй (смысловой) в инфинитиве. Однако первая часть составного глагольного сказуемого может быть выражена также кратким прилагательным с модальным значением (рад, должен, готов, обязан и т.д.).

В составном именном сказуемом есть глагол-связка и именная часть. Эта последняя может быть выражена почти чем угодно:

  • существительным
  • прилагательным
  • причастием
  • числительным
  • местоимением
  • наречием
  • словом категории состояния
  • синтаксически неделимым сочетанием
  • фразеологизмом
  • междометием и т.д.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом (в любом комплекте), то между ними ставится тире, в том числе перед словом “это”; но тире нет, если есть НЕ, КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д. или между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица.

Все способы выражения сказуемого в одной таблице

Ниже приводим таблицу с примерами способов выражения сказуемого.

Вид сказуемого

Способ выражения

Пример

Глагол в личной форме

Фазовый или модальный глагол в личной форме + инфинитив смыслового глагола

Я хочу прочитать книгу.

Я начал читать книгу.

Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + инфинитив смыслового глагола

Я рад был видеть вас.

Синица – маленькая птичка .

Лес удивителен в зимнем наряде.

Мое любимое число – три .

Картинка уже нарисована .

Моя мечта – съездить на Байкал.

Туфли ей были впору холодно .

Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетание

Ваш учитель – Мария Петровна .

Читайте также:  Почистить мягкую мебель домашним способом

Ваш муж – ни рыба ни мясо .

Что мы узнали?

Сказуемое – один из главных членов предложения. Оно крайне важно, так как выражает связь сообщения с временем и реальностью. Оно может быть разных видов (простое глагольное, составное глагольное и составное именное). Соответственно, сказуемое может выражаться разными самостоятельными частями речи (по сути, всеми, кроме деепричастия), а также синтаксически неделимым сочетанием и фразеологизмом.

Источник

Коспект урока Способы выражения сказуемого 8 класс

Способы выражения сказуемого

1. Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его.

2. Формирование умения грамотного произношения слов.

О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: раздаточный материал, схема «Виды сказуемых».

Оформление записей на доске и в тетради.

Цели урока: можно предложить учащимся поставить цели самим по аналогии с предыдущим уроком изучения подлежащего.

1. Виды сказуемого.

(состоит из одного глагола)

Солнце вышло из-за горизонта.

Составное глагольное сказуемое

(вспомогательный глагол + инфинитив)

Ветер стал ослабевать.

Хочу я с небом примириться.

Составное именное сказуемое

(глагол- связка + имя)

День был светлый, солнечный.

2. Практическое задание.

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемого.

1.К вечеру со..нце скл..няется за цв..тущие холмы, мгла заст..лает виноградник.

2.День в полях мя..кий и тихий.

3.Татьяна Андреевна хотела забыть о случивш..мся.

4.Небо всегда было ярким и темным.

5.Нужно разг..дать тайну этих замер..ших цветов.

6.Пр..ходит ночь, и постепе..о ож..вает сила души.

3. Простое глагольное сказуемое.

4. Практические задания.

1. Заполнить таблицу примерами, используя приведенные ниже предложения.

1. Все мальчики засмеялись. 2. Присмотрите за ним в деревне. 3. Если бы я получил хоть одну пятерку. 4. Я буду звонить тебе часто. 5. Рассказывая о прожитом дне, мальчик явно кривил душой. 6. А зайка скок в кусты и убежал. 7. На улице был снег.

2. Выписать предложения с простым глагольным сказуемым, указать, чем выражено сказуемое.

1.Он перестал бывать здесь после болезни. 2. Он обязательно будет дома вечером. 3. Он вскоре будет жить с нами. 4. Я не смел пошевельнуться. 5. От страшного удара у Сережи искры из глаз посыпались. 6. Останься еще на один день. 7. Разговор стал злым. 8. Брови ее были сдвинуты. 9. Кот когтями бедняжку цап-царап.

3. Синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).

Вечерами гляжу я в окно и далекое чудится детство.

5. Составное глагольное сказуемое.

Каждое сказуемое несет две нагрузки – смысловую (называет действие) и грамматическую (указывает наклонение, время, число, лицо или род).

Простое глагольное сказуемое легко справляется с обеими нагрузками с помощью одного глагола. В составном глагольном сказуемом эти нагрузки делят между собой два слова. Это выглядит так:

Основные вспомогательные глаголы, обозначающие

6. Составное именное сказуемое.

Глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (основное лексическое значение)

Наиболее употребительным является глагол-связка БЫТЬ.

Менее употребительные глаголы-связки ДЕЛАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ

Способ выражения именной части.

7.Устная теоретическая разминка. Продолжить предложения.

1.Простое глагольное сказуемое отличается от составного тем что в нем …

2.Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом, в котором …

3.В составном сказуемом есть две части: …

4.В составном глагольном сказуемом основная часть выражается…

5.Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена…

8. Практические задания.

1.Запишите предложения, найдите грамматическую основу. Определите вид сказуемых.

Читайте также:  Схема обработки рук гигиеническим способом кожным антисептиком

1. Я замер на месте и не смел пошевельнуться. 2. По утрам я стал упражняться в переводах. 3. И счастье я могу постигнуть на земле. 4. Мальчик только что перестал играть. 5. Девочка перестала плакать. 6. Будут песни к нему хороводные на заре из села долетать. 7. Я буду учиться хорошо. 8. Я был бы рад помочь вам.

2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

1. Вокруг меня прост..рались печальные пустыни пересеч..нные холмами и оврагами. 2. Простувшись (по)утру довольно поздно я увидел что буря утихла. 3. С в..кзала Женя (не)успела послать телегра..у отцу. 4.Человек должен трудит..ся. 5. Я должен был признать свои ошибки. 6. Мы рады весь из..ездить мир.

3. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите вид сказуемого.

1. Улицы пусты..ы. 2. Фонари (не)зажже..ы. 3. Рассказы были очень (не)интересны. 4. Несколько зданий было разруше..о ураганом. 5. Снежные тучи были принесе..ы ц..клоном. 6. Старик был когда(то) начальником крупной железно(дорожной) станции. 7. Солнца луч.. был жгуч… и высок. 8. Фиалка казалась теплой. 9. Идея «Ревизора» был подсказана Гоголю Пушкиным. 10. Бабушка Владимира Даля была переводчицей.

Источник

Урок русского языка в 8 классе «Способы выражения сказуемого»

Способы выражения сказуемого

1. Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его.

2. Формирование умения грамотного произношения слов.

О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: раздаточный материал, схема «Виды сказуемых».

Оформление записей на доске и в тетради.

Цели урока: можно предложить учащимся поставить цели самим по аналогии с предыдущим уроком изучения подлежащего.

I. Синтаксическая разминка.

Учитель: Прочитайте задание. Что самое главное надо знать о подлежащем? Отвечает только на вопрос кто? или что? (Лучше эти вопросы задавать вместе, так легче отличить подлежащее от прямого дополнения.)

Задание: выберите правильный вариант ответа.

1. Это слово (слова) в предложении является подлежащим.

А) Странные, диковинные вещи (1) рассказывал он (2) иногда о своих впечатлениях (3).

Б) Своё опасное дело (1) он (2) любил всей душой, как, впрочем, любит его каждый (3) водолаз (4).

В) Свои чеховские словечки (1) и эти изумительные черточки (2) брал он (3) нередко прямо из жизни (4).

Г) Корабль (1) выдержал шторм (2).

А) Что-то (1) кричал с другого берега (2) человек (3), махавший шапкой (4).

Б) Лозы (2) мои за окном (2) разрослись живописно и даже свет (3) отнимают .

В) Всё злей метель (1), и с каждою минутой (2) сердито рвёт последние листы (3) и за сердце (4) хватает холод (5) лютый .

Г) Никто (1) толком не знал причины (2) провала .

2. Прочитайте предложения.

В этом предложении подлежащее выражено словосочетанием.

А) Маленькая гостиная была неуютная .

Б) Наше завтра будет прекрасно.

В) Мы с Аликом принялись за работу .

Г) Прямо со станции летит тройка удалая.

В этом предложении подлежащее выражено наречием.

А) Наше завтра будет прекрасно .

Б) Далече грянуло «ура».

В) Лучший из учеников был награждён грамотой .

Г) Вчера произошло нечто странное .

3. Для 1-го и 2-го вариантов одинаковое задание.

Какие из слов могут быть подлежащим?

а) во весь дух; б) морской волк; в) каждая; г) дамоклов меч;

д) старший; е) один из них; ж) крепок и могуч .

Читайте также:  Регулирование оплаты труда государством осуществляется какими способами

1-й вариант: 1. а) 2; б) 2, 4; в) 3; г) 1.

2. В. 3. Б, В, Г, Д, Е.

2-й вариант: 1. а) 3; б) 1; в) 1,5; г) 1.

2. А. 3. Б, В, Г, Д, Е.

II. Изучение нового материала.

1. Исследование схемы и материала § 10.

2. Творческое задание: по аналогии придумайте свои примеры.

3. Упр. 58 устно, записать по одному примеру с каждым видом сказуемого:

Например, можно порекомендовать:

 … у нас нет (1-е предложение) – составное именное, или: Язык – тот же океан.

 … мы пользуемся (2-е предложение) – простое глагольное.

 … не может перестроиться (8-е предложение) – составное глагольное.

4. Составление лингвистического текста .

1) Прочитайте информационный материал на с. 38–39. Необходимо выучить вспомогательные глаголы!

2) Ответьте на вопрос: как узнать глагольное сказуемое и как его отличить от простого глагольного сказуемого?

III. Закрепление изученного.

1. Упр. 61 – устно, записать одно предложение.

2. Упр. 60 – самостоятельно письменно.

IV. Контроль изученного.

Запись под диктовку, подчеркните сказуемое, определяя его вид.

Потухают костры на земле, гаснут звёзды на небе. Начинают бледнеть на своде небесном ночные покровы. Всё ярче горят облака, блистают золотом, сверкают пурпуром, переливаются ало-красными волнами.

Вот-вот должно подняться солнце, оно осветит своими потоками землю, и жизнь будет продолжаться дальше.

V. Домашнее задание: упр. 59, 62 (2 любых предложения), 63 (3 любых предложения).

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-688877

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы