- Дополнение в русском языке. Примеры
- Второстепенный член предложения — дополнение
- Значение дополнения
- Способы выражения дополнения
- Прямое дополнение
- Способы выражения прямого дополнения
- Примеры предложений с прямым дополнением
- Косвенное дополнение
- Способы выражения косвенного дополнения
- Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
- 2.2. Дополнение и его разновидности
- Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»
- Способы выражения дополнения
- Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Дополнение в русском языке. Примеры
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Второстепенный член предложения — дополнение
Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.
Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).
Солнце золотило (что?) загар — дополнение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).
Значение дополнения
В предложении дополнение может обозначать:
1. объект, на который направлено действие:
2. объект восприятия:
3. орудие действия:
4. объект сравнения:
5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:
Способы выражения дополнения
Дополнение может выражаться словами разных частей речи:
- именем существительным в косвенном падеже;
- местоимением;
- именем числительным;
- наречием в значении существительного;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- именем прилагательным в роли существительного.
Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).
Нам дали это задание (дали задание кому? нам).
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня .
Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.
Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).
В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):
Способы выражения прямого дополнения
Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).
Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).
Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает
1. часть от целого
2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием
Примеры предложений с прямым дополнением
Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).
Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).
Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).
Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).
Косвенное дополнение
Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.
Способы выражения косвенного дополнения
Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них
Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)
Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).
Прилагательное или причастие в роли существительного.
Настя спросила (кого?) прохожего , как пройти к вокзалу.
Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).
Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).
Наречие в роли существительного
Я крайне устала от вашего бесконечного (чего?) «быстрей» .
Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.
Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками .
Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.
С собой в поход мы взяли (что?) несколько п а латок .
Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.
Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
Тест
Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.
Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.
Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.
Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.
Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.
Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.
Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.
Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.
На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.
Источник
2.2. Дополнение и его разновидности
1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:
- объект, на который распространяется действие;
Пишу письмо ; слушаю музыку .
2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:
- родительный падеж – кого? чего?
3. Дополнение может относиться к:
Потеря коня ; надежда на счастье .
Строгий к детям ; думающий о детях .
Незаметно для других.
Способы выражения дополнения
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя существительное | Пишу письмо , строгий к детям . |
2. Местоимение | Пишу ему , незаметно для других , знал что-то . |
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного | Не возвратить сделанного . |
4. Инфинитив | Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать . |
5. Цельное словосочетание и фразеологизм | Выпил несколько чашек ; думал о каждом из нас ; любовался анютиными глазками . |
Примечания.
1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие (см. п. 1.2).
2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену ( Я просил его уехать ), а не к подлежащему ( Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.
3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книг а ; родительный падеж – книг и ; винительный падеж – книг у . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).
4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:
прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;
косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.
Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .
Примечания.
1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . – Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . – Мне хватает (чего?) денег ).
2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
План разбора дополнения
- Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
- Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).
Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).
Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).
Упражнение к теме «2.2. Дополнение и его разновидности»
► Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:
Источник
Способы выражения дополнения
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ
1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: Я читаю (что?) письмо и думаю (о ком?) о тебе.
2) любой частью речи в функции существительного: Он посмотрел (на кого?) на вошедшего.
3) инфинитивом: Все просили её (о чем?) спеть.
5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.: Я купил (что?) пять книг.
6) фразеологически связанным словосочетанием: Я прошу тебя (о чем?) не вешать нос.
Дополнения поясняют
а) основное – глагол (см. выше примеры 1-4)
б) существительное со значением действия или деятеля: Он руководитель кружка. Он осуществляет (что?) руководство (чем?) кружком.
в) прилагательное в краткой или – редко – в полной форме: Я зол (на кого?) на друга.
г) сравнительную степень прилагательного или наречия: Роза ароматнее (чего?) других цветов. Он прыгнул выше (кого?) отца.
Дополнение – это член предложения, который обозначает объект распространяющегося на него действия или состояния, и поэтому относятся к сказуемому или другим челнам предложения, выраженным отглагольными существительными.
Дополнение поясняет глагол: читаю письмо, существительное (возможны не при любых существительных, а только при отвлеченных сущ., образованных от глаголов и прилагательных): руководство кружком, прилагательное: зол на друга, наречие: прыгнул выше отца.
Приглагольные дополнения составляют центральную группу дополнений. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Второстепенный ЧП дополнение
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр.»Второстепенные члены«, «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dlya_8_klassa_dopolnenie_sposoby_vyrazheniya_dopolneniya.rar | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Дополнение. Способы выражения дополнения»
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.
— научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
— распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п., дополнение, выраженного инфинитивом от сказуемого, выраженного инфинитивом);
— формировать коммуникативные навыки у уч-ся;
— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: частично – поисковые.
Оборудование и средства: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, карточки на печатной основе.
Оформление доски: число, классная работа, тема урока, таблица, презентация.
- Организационный момент.
- Повторение изученного по теме.
Работа со словосочетаниями.
- Изучение новой темы.
- Закрепление материала.
- Домашнее задание.
- Организационный момент. Приветствие.
Д = записываем число, классная работа.
Тему урока пока не пишем. На доске на магните перевернутый обратной стороной лист с напечатанной темой.
(на доске и на карточках)
Задание : вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи.
С тяжелой ношей (согл-ие)
Иду по шоссе (упр-ие)
Шорох и шепот (сочин-ое)
Старичок шел (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое)
Течет далеко (прим-ие)
Жесткой щеткой (согл-ие)
Чешут челку (упр-ие)
Чертит хорошо (примык-ие)
Семьдесят семь (не слов-ие, числит-ое)
Один из десяти (цельное)
Изучение новой темы.
Тополь перерос клен.
Облако закрыло солнце.
Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.
— Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных?
— Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?
— Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?
— На что обращать внимание?
Учитывать смысл предложения.
Обращать внимание на порядок слов в предложении.
-Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)
Сравним: Книга переросла книгу.
Книга закрыла книгу.
— Какие из представленных членов предложения мы с вами уже изучили?
— Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь? (верно, о дополнении)
Переворачиваю лист на доске.
Объявление цели, задач урока.
Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения.
И теперь для того, чтобы нам пойти дальше, мы должны вспомнить материал по уже изученным темам.
5. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.
— На какие 2 группы делятся все члены предложения?
(главные и второстепенные)
— Назовите главные члены предложения?
— В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов?
(нет, т.к в них заключен смысл предложения).
— Какие члены предложения входят в группу второстепенных?
(определение, обстоятельство, дополнение)
— Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее)
— Дайте определение дополнению как члену предложения.
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др.
— Чем может быть выражено дополнение?
На доску — карточку — заголовок «Способы выражения дополнения».
- Откроем учебник «Теория», параграф №177, прочитаем.
При чтении параграфа обратите внимание на способы выражения подлежащего.
- Заполним таблицу на доске и на листах, которые находятся у вас на партах.
Источник