Упражнения по теме «Дополнение»
Упражнение 1.
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом и посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
Упражнение 2.
Найдите в этой странной записи дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Запишите получившиеся предложения.
1. Старик ловил существительным существительное.
2. Приплыла к местоимению рыбка.
3. Старый Тарас думал о прилагательном.
4. Завтра будет похоже на наречие.
5. Девять делится на числительное.
6. Все просили ее инфинитив.
7. Цельному словосочетанию скоро исполнится четырнадцать лет.
Упражнение 3.
Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом:
1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски.
2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола.
3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу.
4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты.
Упражнение 4.
Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.
Упражнение 5.
Вставьте пропущенные дополнения в данные отрывки из сказки А.С. Пушкина:
1. Жил старик со своею (с кем?)
У самого синего моря.
2. Старик ловил (чем?) (что?),
Старуха пряла свою (что?).
3. Отпустил он (кого?) золотую
И сказал ей ласковое (что?).
4. «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты (чего?) выкупа с (кого?)!
Хоть бы взял ты с нее новое (что?)
Наше-то совсем раскололось».
5. «Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне (чего?):
Уж не хочет быть столбовою (кем?)…»
Упражнение 6.
Найдите дополнения в притче А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»:
Прибаску
Сложу
И сказку
Скажу.
Невежи-Жуки
Вползли в науки
И стали патоку
Пчел делать обучать.
Пчелам не век молчать,
Что их дурачат;
Великий шум во улье начат.
Спустился к ним с Парнаса Аполлон
И Жуков он
Всех выгнал вон,
Сказал: «Друзья мои, в навоз отсель подите;
Они работают, а вы их труд ядите,
Да вы же скаредством и патоке вредите!
Упражнение 7.
Составьте предложения с данными словосочетаниями. От чего зависит падежная форма прямого дополнения?
Понял задачу — не понял задачи; принёс тетрадь — не принёс тетради; выполнил упражнение — не выполнил упражнения; отгадал загадку—не отгадал загадки; обеспечил успех — не обеспечил успеха; нарушал порядок — не нарушал порядка.
Упражнение 8.
Подчеркните члены предложения. Укажите вид дополнений.
После теплой ясной погоды наступило ненастье.
Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.
Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
И туман, и непогоду осень поздняя несёт.
Тест по теме «Дополнение»
1. Определите соответствие:
1) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным;
2) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния;
3) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения
а – дополнение; б – обстоятельство; в – определение
2. Укажите прямое дополнение в предложении
В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.
1) книг
2) рассказ
3) Америго Веспуччи
4) именем
5) Америка
3. В каком из предложений нет прямого дополнения?
1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
2) Учёные доказали существование жизни в космосе.
3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.
4. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?
С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).
1) 1, 2, 4 2) 1, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
5. В каком случае выделенное слово является дополнением?
1) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки.
2) Машины шли медленно из-за снегопада.
3) Моему брату часто приходится ездить на такси.
4) Несмотря на нелетную погоду, самолеты продолжали совершать рейсы.
6. В каком случае выделенное слово не является дополнением?
1) Больной попросил сестру принести ему лекарства.
2) Тот же самый император Фердинанд пишет королю Густаву письма c просьбой заступиться за Ливонию.
3) Я был занят домашними делами целое утро.
4) Вспоминаю я эту осень очень часто.
7. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?
1) Голос матери доносится откуда-то издалека.
2) Журнал «Москва» только что опубликовал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3) Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями.
4) Я думаю, все люди верят в свое «светлое будущее».
8. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?
1) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться.
2) Телеграмма была адресована моему двоюродному брату.
3) Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой.
4) Он никогда не думал о потраченном напрасно времени — просто никогда не тратил время впустую.
9. Чем выражено дополнение в предложении
Мы попросили девочку спеть?
1) Местоимением (мы);.
2) Глаголом (попросили);
3) Неопределенной формой глагола (спеть);
4) Существительным (девочку).
10. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.
1) обстоятельство времени; 2) дополнение; 3) обстоятельство места; 4) определение
Источник
Урок русского языка в 8-м классе по теме «Дополнение»
Цели урока:
- расширить и углубить представление о дополнение как о второстепенном члене предложения;
- предупредить пунктуационные ошибки( постановка лишней запятой после распространенного дополнения); совершенствовать навыки выразительного чтения.
- воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
— На сегодняшний урок для вас я нашла замечательные слова римского поэта Горация.
Прочитайте эти слова.
«Если знаешь что-нибудь получше, поделись;
Если нет, у меня поучись»
Гораций.
— Как вы понимаете эти слова?
Вот так мы сегодня должны работать на уроке!
II. Лексико-орфографическая работа.
Традиция — это обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение.
Традо — «передаю» (лат. trado).
Традиция (сущ.), традиционный (прил.), традиционно (нар.), традиционность (сущ.).
III. Повторение пройденного (фронтальный опрос):
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-На какие группы делятся второстепенные члены?
-Как определяется значение второстепенных членов?
IV. Изучение нового материала.
— А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…
1) Игра «Кто быстрее?»
— На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:
К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?
Примерный вид окончательной записи:
На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение.
-На какие вопросы отвечает?
-От каких частей речи зависит?
-Как связывается с главным словом?
-Итак, дополнение-второстепенный член предложения, который обозначает предмет, являющийся объектом действия и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.
2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):
Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями.
3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего.
Вспоминая способы выражения подлежащего , последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение.
Способы выражения дополнения.
Чем выражено
Примеры
1. Существительное в косвенном падеже
Я могу переплыть реку.
2. Местоимение в косвенном падеже(! Различных разрядов)
Думай обо мне (личное).
Расскажи о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился романс, который (относительное) исполнил певец.
Кого(вопросительное) вы хотите увидеть здесь?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.
3. Любая часть речи в значении существительного:
А) прилагательное в значении существительного;
Б) причастие в значении существительного;
В) числительное в значении существительного;
Г) наречие в значении существительного;
Д) междометие в значении существительного
Большим все можно.
О присутствующих говорить не будем.
Разделите сорок на восемь.
О нашем завтра можно только догадываться.
Я слышу «ау» вдалеке.
Командир приказал нам узнать все о происшествии.
5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм
Я увидел деда с бабушкой.
Я нашел его больное место.
4) Понятие о прямом и косвенном дополнении.
Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней:
V. Закрепление.
1) Работа с учебником.
- Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда? - Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию врача.
б) Он выбрал профессию врача.
в) Он выбрал профессию врача.
г) Он выбрал профессию врача. - Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе.
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог. - Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а) Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить — значит предвидеть. - Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка взяла свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я рисую картины.
г) С горы хорошо видно дом и школу. - Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.
г) Художник нарисовал автопортрет.
3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией.
— Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой:
На бессильные фигурки существительных / Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий).
В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение.
VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»):
Оплатить (что?) проезд
НО! Заплатить (за что?) за проезд
VII. Выводы по теме.
— Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
— Чем может быть выражено дополнение?
Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.
Домашнее задание.
- Теория: § 16 + табл. + записи (составить устное монологическое высказывание).
- Практика: упр.147,148,149 (на выбор).
- Развитие речи:
- придумать предложение со словом традиция, чтобы проявить его значение;
- придумать диалог «В троллейбусе».
Источник