- Способы выражения чувств конспект
- Занятие для подростков «Выражаем чувства»
- 1. Организационный момент. Ритуал приветствия
- 2. Разминка
- 3. Основная часть
- Конспект занятия «Способы выражения чувств» план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока по предмету «Коррекция познавательной деятельности» на тему «Выражение чувств» (9 класс)
Способы выражения чувств конспект
Способы выражения чувств.
Цель занятия : актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере; тренировка умения посылать «Я-сообщения», выражая свое эмоциональное состояние.
Игра-разминка «Поменяйтесь местами …»
3 .Ведущий объявляет тему занятия: «Способы выражения чувств».
Эта тема возникла не случайно. На предыдущем занятии многие из вас отмечали, что враждебные чувства являются барьером для установления дружеских взаимоотношений, для успешного завершения совместной деятельности. Сегодня у нас есть возможность выяснить, что же нам делать с эмоциями, чувствами. Предлагаю вам проанализировать конкретную ситуацию, в которой оказалась я. Почему я предлагаю вам свою ситуацию? Во-первых я доверяю вам. Во вторых, я смогу обезопасить себя от негативных влияния других людей. В -третьих, эта ситуация вам знакома.(Детям описывается ситуация).
Ведущий : Думаю, что мои чувства, возникшие в данной ситуации, вам не трудно угадать. Подростки называют чувства. Ведущий на доске составляет схему: ФАКТ – ЧУВСТВА — ? ,где фиксирует ответы детей.
Ведущий : Действительно, все эти чувства я испытывала по очереди и одновременно. Но сейчас нас интересует не то, что именно ощущает человек в этой ситуации, а что ему делать с этими чувствами. Что же мне надо делать?
Предложения детей ведущий фиксирует в схеме. Как правило, подростки указывают два пути: агрессивный и сдержанный. Схема достраивается: ФАКТ – ЧУВСТВА – ПУТИ ВЫРАЖЕНИЯ. Возможно, обучающиеся назовут и другие пути выражения чувств. Это так же отмечается на доске. Проводится обсуждение последствий такого выражения эмоций.
Важно, чтобы подростки не просто осознали, но и прочувствовали оба пути выражения эмоций, пережили их плачевные последствия не в воспоминаниях, а «здесь и сейчас».
Поэтому обучающимся предлагается разыграть сценки.
4. Сценки «Невыполненное обещание».
А. Изобразить учителя, выражающего классу обиду за невыполненное обещание.
Б. Изобразить учителя, который долго пытается сдержать обиду, но наконец «взрывается».
Несколько подростков показывают свои этюды. Проводится обсуждение сценок ( правдивость обсуждения , конгруэнтность, какие чувства вызвали ).
Вывод : два пути выражения чувств мы нашли без труда. Но оба они ведут к неприятным результатам. В одном случае человек рискует испортить отношения с людьми. В другом случае он рискует испортить собственное здоровье.
Подросткам дается короткая справка о природе психосоматических заболеваний.(Сдерживание страха перед контрольной может привести к тому, что в день контрольной у ребенка начинает болеть голова или живот, поднимается температура. )
В схему добавляется третий путь: возможно ли выразить чувства (обиду) безопасно? Если никто из подростков не предлагает путей мирного и конструктивного выражения чувств, то ведущий предлагает следующее задание:
5.Предсказать последствия каждого способа выражения обиды:
А) чувства учеников.
Б) их поступки, будут ли они выполнять просьбу учителя.
(следуют ответы детей и их обсуждение)
Ведущий : Когда я искала мирный путь решения конфликта и избавления от обид, то я поступила так:
А) не скрыла своего чувства, выразила его, стараясь при этом никого не обидеть,
Б) выразила свое доброе отношение к ученикам, с которыми надеялась восстановить добрые деловые отношения,
В) выразила свои надежды и предложения по мирному урегулированию конфликта, но оставила за собеседниками свободу выбора.
Ведущий дает информацию о мирном способе выражения чувств, используя
Описывать ситуации, которые вызвали сильные негативные чувства, можно двумя путями:
А) «Ты-сообщение». Человеку сообщают то, что сделал он, обвиняя его, угрожая и критикуя. («Вы оставили после себя грязь. Сейчас же уберите все!». «Ты не сделал домашнюю работу. Я ставлю тебе два!». «Ты всегда грязный, неряха»). В ответ на «Ты-сообщение» человек обижается, защищается, агрессивно оправдывается или плачет.
Б) «Я-сообщение». Человеку сообщают то, что сейчас происходит с нами, что мы чувствуем и чего хотим. Эта форма не обидна для собеседника. («Каждый раз, когда я вижу здесь грязь, я понимаю, моими указаниями пренебрегают. И мне становится обидно. Я хочу, чтобы к моим просьбам относились более внимательно». «Ты не сделал домашнюю работу. Для меня это неприятно и неожиданно. Надеюсь, завтра этого не случится ». «В те дни, когда ты не следишь за собой, мне не хочется с тобой общаться. Хотелось бы, чтобы такое не повторялось.»
Ведущий предлагает подросткам попробовать по этой схеме выстроить диалог по предложенной ситуации. Обсуждение ответов с точки зрения путей выражения чувств и последствий.
Ведущий : Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе. Не следует молча переживать обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Во-первых, это вредно для здоровья самого человека, во-вторых, обмануть такими усилиями вы никого не сможете. Эмоции легко читаются по позе, жестам, интонации, выражению лица и глаз. Через невербальные сигналы передается более 90% информации о внутреннем состоянии человека. Контролировать эти проявления очень трудно, через некоторое время чувства, как правило, прорываются. Поэтому важно научиться выражать свои чувства без агрессии, и так, чтобы другому не было обидно.
6. Игра «Угадай чувства»
Каждому участнику тренинга ведущий на спину прикрепляет лист, на котором записано название чувства. Сам ребенок не знает, что написано у него за спиной. Другие участники изображают это чувство невербальными способами. А он должен отгадать, что у него написано на листке.
Во время игры дети свободно передвигаются по комнате, выбирают партнеров.
Источник
Занятие для подростков «Выражаем чувства»
Классы: 6 , 7 , 8
Цель:
- развитие умения распознавать свои эмоции;
- знакомство с техникой выражения чувств «Я-высказыванием».
Оборудование: карточки с названием эмоций и состояний, таблица-плакат со схемой «Я-высказывания», карточки с ситуациями, мяч.
Время: 35-40 минут.
Ход занятия
1. Организационный момент. Ритуал приветствия
– Я рада вас видеть. Сегодня мы снова будем разговаривать, играть, размышлять о том, как мы общаемся друг с другом.
2. Разминка
Упражнение «Абракадабра». Участники группы разбиваются на пары. Оставшийся без пары (или ведущий при четном количестве) становится водящим. Правила: по команде водящего пары должны быстро принять определенную позу. Например: «Спина к спине!» — партнеры в парах соприкасаются спинами. «Правая ступня к правой ступне!» — надо быстро выполнить эту команду. Если водящий произносит слово «Абракадабра!» — нужно поменять партнера и образовать новую пару. Водящий тоже находит себе пару, а его место занимает свободный участник.
Упражнение «Комплимент» с мячом (участники говорят друг другу комплименты, перебрасывая мяч)
— Сделаем еще одно упражнение, которое нам даст подсказку, о чем мы сегодня мы будем говорить.
Упражнение «Повтори по-разному». Участники нужно вытянуть карточку с названием эмоции (состояния) и сказать «Здравствуй!» с обозначенной на карточке интонацией. Остальные участники отгадывают, с какой эмоцией (из какого состояния) это сказано.
3. Основная часть
Наш разговор посвящен тому, что мы чувствуем себя в разных ситуациях и как мы выражаем свои чувства. Вопросы участникам:
— Как можно выразить свои чувства?
— Что происходит, если мы никак их не выражаем?
— Можно ли, не обижая другого, выразить то, что на душе?
Резюме ведущего: Мы испытываем разные чувства в разных ситуациях: приятные для нас (радость, счастье, воодушевление, интерес) и не самые приятные (ярость, злость). Иногда люди отмалчиваются, подавляют свои чувства. Это приводит к разрушению здоровья и даже серьезным заболеваниям. Некоторые, наоборот, выплескивают свои чувства на других — в таком случае страдают окружающие. Можно выразить чувства так, что другому станет плохо или не выразить – тогда плохо станет самому. Но есть способ рассказать о своих переживаниях, не обидев другого человека и даже повлиять на ситуацию – он называется «Я-высказывание». При этом мы не говорим другому «Ты –плохой». А говорим о себе, о том, что происходит с нами.
Давайте познакомимся со схемой «Я-высказывания».
Источник
Конспект занятия «Способы выражения чувств»
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме
Занятие для младших подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyrazheniya_chuvstv.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы выражения чувств.
Цель занятия : актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере; тренировка умения посылать «Я-сообщения», выражая свое эмоциональное состояние.
- Ритуал приветствия.
- Игра-разминка «Поменяйтесь местами …»
3 .Ведущий объявляет тему занятия: «Способы выражения чувств».
Эта тема возникла не случайно. На предыдущем занятии многие из вас отмечали, что враждебные чувства являются барьером для установления дружеских взаимоотношений, для успешного завершения совместной деятельности. Сегодня у нас есть возможность выяснить, что же нам делать с эмоциями, чувствами. Предлагаю вам проанализировать конкретную ситуацию, в которой оказалась я. Почему я предлагаю вам свою ситуацию? Во-первых я доверяю вам. Во вторых, я смогу обезопасить себя от негативных влияния других людей. В -третьих, эта ситуация вам знакома.(Детям описывается ситуация).
Ведущий : Думаю, что мои чувства, возникшие в данной ситуации, вам не трудно угадать. Подростки называют чувства. Ведущий на доске составляет схему: ФАКТ – ЧУВСТВА — ? ,где фиксирует ответы детей.
Ведущий : Действительно, все эти чувства я испытывала по очереди и одновременно. Но сейчас нас интересует не то, что именно ощущает человек в этой ситуации, а что ему делать с этими чувствами. Что же мне надо делать?
Предложения детей ведущий фиксирует в схеме. Как правило, подростки указывают два пути: агрессивный и сдержанный. Схема достраивается: ФАКТ – ЧУВСТВА – ПУТИ ВЫРАЖЕНИЯ. Возможно, обучающиеся назовут и другие пути выражения чувств. Это так же отмечается на доске. Проводится обсуждение последствий такого выражения эмоций.
Важно, чтобы подростки не просто осознали, но и прочувствовали оба пути выражения эмоций, пережили их плачевные последствия не в воспоминаниях, а «здесь и сейчас».
Поэтому обучающимся предлагается разыграть сценки.
4. Сценки «Невыполненное обещание».
А. Изобразить учителя, выражающего классу обиду за невыполненное обещание.
Б. Изобразить учителя, который долго пытается сдержать обиду, но наконец «взрывается».
Несколько подростков показывают свои этюды. Проводится обсуждение сценок ( правдивость обсуждения , конгруэнтность, какие чувства вызвали ).
Вывод : два пути выражения чувств мы нашли без труда. Но оба они ведут к неприятным результатам. В одном случае человек рискует испортить отношения с людьми. В другом случае он рискует испортить собственное здоровье.
Подросткам дается короткая справка о природе психосоматических заболеваний.(Сдерживание страха перед контрольной может привести к тому, что в день контрольной у ребенка начинает болеть голова или живот, поднимается температура. )
В схему добавляется третий путь: возможно ли выразить чувства (обиду) безопасно? Если никто из подростков не предлагает путей мирного и конструктивного выражения чувств, то ведущий предлагает следующее задание:
5.Предсказать последствия каждого способа выражения обиды:
А) чувства учеников.
Б) их поступки, будут ли они выполнять просьбу учителя.
(следуют ответы детей и их обсуждение)
Ведущий : Когда я искала мирный путь решения конфликта и избавления от обид, то я поступила так:
А) не скрыла своего чувства, выразила его, стараясь при этом никого не обидеть,
Б) выразила свое доброе отношение к ученикам, с которыми надеялась восстановить добрые деловые отношения,
В) выразила свои надежды и предложения по мирному урегулированию конфликта, но оставила за собеседниками свободу выбора.
Ведущий дает информацию о мирном способе выражения чувств, используя
Описывать ситуации, которые вызвали сильные негативные чувства, можно двумя путями:
А) «Ты-сообщение». Человеку сообщают то, что сделал он, обвиняя его, угрожая и критикуя. («Вы оставили после себя грязь. Сейчас же уберите все!». «Ты не сделал домашнюю работу. Я ставлю тебе два!». «Ты всегда грязный, неряха»). В ответ на «Ты-сообщение» человек обижается, защищается, агрессивно оправдывается или плачет.
Б) «Я-сообщение». Человеку сообщают то, что сейчас происходит с нами, что мы чувствуем и чего хотим. Эта форма не обидна для собеседника. («Каждый раз, когда я вижу здесь грязь, я понимаю, моими указаниями пренебрегают. И мне становится обидно. Я хочу, чтобы к моим просьбам относились более внимательно». «Ты не сделал домашнюю работу. Для меня это неприятно и неожиданно. Надеюсь, завтра этого не случится ». «В те дни, когда ты не следишь за собой, мне не хочется с тобой общаться. Хотелось бы, чтобы такое не повторялось.»
Ведущий предлагает подросткам попробовать по этой схеме выстроить диалог по предложенной ситуации. Обсуждение ответов с точки зрения путей выражения чувств и последствий.
Ведущий : Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе. Не следует молча переживать обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Во-первых, это вредно для здоровья самого человека, во-вторых, обмануть такими усилиями вы никого не сможете. Эмоции легко читаются по позе, жестам, интонации, выражению лица и глаз. Через невербальные сигналы передается более 90% информации о внутреннем состоянии человека. Контролировать эти проявления очень трудно, через некоторое время чувства, как правило, прорываются. Поэтому важно научиться выражать свои чувства без агрессии, и так, чтобы другому не было обидно.
6. Игра «Угадай чувства»
Каждому участнику тренинга ведущий на спину прикрепляет лист, на котором записано название чувства. Сам ребенок не знает, что написано у него за спиной. Другие участники изображают это чувство невербальными способами. А он должен отгадать, что у него написано на листке.
Во время игры дети свободно передвигаются по комнате, выбирают партнеров.
Источник
Разработка урока по предмету «Коррекция познавательной деятельности» на тему «Выражение чувств» (9 класс)
ТЕМА: ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
учить узнавать и называть средства выражения эмоций: мимика, голос, жест, интонация;
знать отличительные особенности эмоций.
формировать умения дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их;
развивать мышечный аппарат лица, участвующий в воспроизведении данной эмоции;
развивать способность понимать эмоциональное состояние других людей;
развивать эмоционально-выразительные движения, учить использовать жесты;
формирование навыков социально-адаптивного поведения;
создание положительного эмоционального настроя, укрепление групповой сплоченности.
Материал: компьютер, картинки, видео.
Тип урока: комбинированный
Прозвенел уже звонок
Опрос – время года, число, погода и т.д.
Разминка для логического мышления
Сейчас каждый из вас говоря человеку приятные слова или слушая о себе комплимент проявил какие — то эмоции или чувства (например: улыбка, застенчивость, радость, удовольствие и т.д).
— Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие они бывают, чем отличаются друг от друга чувства и эмоции, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
Перед тем как начать отвечать на вопросы, давайте разберемся, что такое эмоции.
— Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания, положительные или отрицательные) – например радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд.
— Что такое чувства? (Длительные эмоциональные переживания) — любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия, зависть
Например: — с помощью любви мы переживаем такие эмоции как – радость, восторг. А в горе – грусть, печаль, тревога.
Или например зависть — это желание того, чтобы другой человек не имел и не пользовался тем, чего нет у самого завистливого – почему она выступает на мероприятии, а я нет, почему ей дали 1 место и т.д. – когда человек чувствует зависть он испытывает такие эмоции как — гнев, и обида, и стыд.
Какие эмоции будет испытывать человек в дружбе?
Теперь давайте с вами посмотрим, какие эмоции и чувства можно назвать нашими врагами, а затем друзьями. Подчеркните у себя в тетради карандашом только положительные чувства и эмоции.
Из эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.
Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Выход, — каким либо образом изменить свое настроение и сделать его лучше. В жизни происходить много событий, при которых сложно сохранять хорошее настроение, но даже при самых тяжелых жизненных обстоятельствах человек свободен выбирать, как на них реагировать.
Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.
А как мы узнаем, что у человека плохое настроение? А когда хорошее?? — С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (с помощью мимики, пантомимики, речи и ее интонации)
Сейчас я каждому из вас раздам карточку, на которой написана эмоция, вы должны изобразить ее, а мы должны отгадать, затем проверим, как у вас получилось.
Работа с карточкой.
Поработали с вами над мимикой, теперь давайте поработаем над интонацией голоса.
Игра «Прочитай с чувством»
− Нужно прочитать с эмоциями фразу: «УРА, каникулы!» Еще два урока? Завтра понедельник Я получил 2 место (радости, удивления, грусти, восторг, печаль).
Скажите, с какими людьми вам было бы приятнее общаться, знакомиться, дружить? Представьте человека, который всегда в плохом настроении, у него скучная жизнь, он все время жалуется. Такой человек часто заражает своими отрицательными эмоциями
Работа с карточками «Ситуации»
Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.
— Почему у ребят такие выражения лиц?
— Что могло случиться?
— Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
— У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?
— Закончи предложение, используя знания, полученные на уроке.
Мне хорошо, если…
Мне нравится, когда…
Если я заболею, то…
Я всегда улыбаюсь, когда…
Мне нравятся люди…
Мне не нравятся взрослые, которые …
Если мне грустно…
Мне не нравится, когда…
Когда я смотрю на себя в зеркало…
Если мне наступили на ногу…
В хорошей школе всегда…
Чтобы иметь друзей, надо…
— Потопать ногами на месте. 10 раз (Вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое настроение.)
-Подпрыгнуть высоко несколько раз.
— Закрыть глаза, досчитать до 10 и обратно.
— Смыть плохое настроение. (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)
— Несколько раз глубоко подышать.
— Надуть злостью шарик и отпустить его, а вместе с ним плохое настроение улетит далеко.
— Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
— Улыбаться нужно чаще. ( Смех продливает жизнь 1мин смеха =15 мин жизни)
Вывод. Вот такие способы разрядки существуют, чтобы избавиться от отрицательных эмоций.
Источник