Способы выражения авторской позиции прощание с матерой
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1−12.4). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
12.1. Кто из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» более всего запомнился Вам и почему? (С опорой на анализ текста)
12.2. Авторская позиция и способы её выражения в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Одно произведение по выбору)
12.3. Роль олицетворения в поэзии С. А. Есенина.
12.4. Тема красоты родной земли в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. (На примере 1−2 произведений)
Комментарии к сочинениям
12.1. Кто из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» более всего запомнился Вам и почему? (С опорой на анализ текста)
Тема может быть раскрыта на примере образов Петра Гринёва, Маши Мироновой или других героев романа.
Дворянин Гринев дорожит понятиями «честь» и «долг». Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
Маша Миронова – достойная дочь своих родителей, честная, порядочная, смелая. В ней соединились воедино все лучшие качества русских женщин: она умеет любить и быть верной, она с достоинством переносит выпавшие на её долю испытания, она готова бороться за свою любовь. Маша – образец для подражания.
12.2. Авторская позиция и способы её выражения в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Одно произведение по выбору)
Существует немало способов выражения авторской позиции в художественных текстах. Сам Салтыков-Щедрин свою творческую манеру называл эзоповой: каждая его сказка имеет подтекст, в ней действуют комические персонажи и образы-символы.
Для примера можно взять сказки: «Премудрый пескарь» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Своеобразие сказок Щедрина в том, что в них реальное переплетается с фантастическим, создавая тем самым комический эффект. На сказочном острове генералы находят известную реакционную газету «Московские ведомости». От необыкновенного острова недалеко до Петербурга, до Большой Подьяческой. Генералы откровенно глупы и комичны, а мужик вызывает симпатию у читателей.
Излюбленные приемы автора — гипербола и гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля.
В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лишних слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену.
. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: премудрый пескарь «жалованье не получает и прислуги не держит». Это тоже звучит иронично.
В сказках Щедрина видна связь с народным творчеством («жил-был пескарь», «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Однако наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарактерные для народных сказок: «жизнью жертвовать», «пескарь жизненный процесс завершает». Чувствуется иносказательный смысл произведений.
В сказках Щедрина отразились его нетерпимость по отношению к тем, кто живет за счет народа, и его вера в торжество разума и справедливости.
12.3. Роль олицетворения в поэзии С. А. Есенина.
Для Сергея Есенина природа всегда была частью его самого, поэтому он одухотворял её, относился к ней как к живому существу. Поэт вырос на рязанской земле, в селе Константиново, с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли, её звуками, запахами, красками: белым перезвоном берез, переливами бубенцов, шуршанием камыша, полыханием зари, запахом яблок, меда и ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не всегда весел, в нем таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится поэту еще дороже и воплощается в прекрасные стихи. В стихах Есенина разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера. В них всё оживает: «вызванивают ивы — кроткие монашки», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер»…
Для анализа можно взять стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Белая берёза», «Клён ты мой опавший»
12.4. Тема красоты родной земли в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. (На примере 1−2 произведений)
Тема может быть раскрыта на примере повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» или стихотворений Н. Рубцова.
Матера – это остров посреди Ангары и деревня на нем. В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символ народной России и ее истории. Корень слова «матёра» – мать, «матёрый» означает «зрелый», «опытный», а еще в Сибири матёрой называют центральное, самое сильное течение на реке. Распутин поднимает важнейшие проблемы охраны природы, сохранения накопленных богатств, в том числе и нравственных – таких, как святое чувство к Родине. Он протестует против бездумного отношения к стране и ее людям. Человек неравнодушный, истинный гражданин, Распутин активно боролся против проекта «поворота сибирских рек» в 1980-х годах, который грозил нарушить всю экологическую систему Сибири. Множество публицистических статей было написано им в защиту чистоты озера Байкал.
Во 2 половине 20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не похожего на эстрадных поэтов. Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. Показательно стихотворение «Звезда полей», опирающееся на мотивы старинных песен.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Но только здесь во мгле заледенелой
Она восходит ярче и полней.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда полей.
В стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей. Так возникает предельно хрупкое, но все же единство между лирическим героем и всем миром вокруг него. В его концепции природа является истоком всего прекрасного. Он считал, что поэта делает поэтом чувство родины.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |||||||
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 | ||||||
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 | ||||||
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 | ||||||
Тема не раскрыта | 0 | ||||||
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |||||||
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 | ||||||
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 | ||||||
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 | ||||||
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 | ||||||
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |||||||
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 | ||||||
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 | ||||||
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 | ||||||
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 | ||||||
4. Композиционная цельность и логичность | |||||||
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 | ||||||
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 | ||||||
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями Источник Вопрос всемВопрос всем -Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную в «Прощании с Матерой»? (Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом. «. Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине. « Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «все нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не оставило без надежды и будущего все «племя людей». Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.) -Позиция автора хорошо видна и в его высказываниях. (Знакомство с высказываниями В. Распутина, записанными на доске) «Никакое общество. не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви.» «. патриотизм — это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход». «Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё что угодно, кроме одного — равнодушия к родине и небрежения к её святыням». «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». — Сформулируйте позицию автора. Позиция автора, на мой взгляд, такова: нельзя забывать вековые традиции народа, любить Родину, как мать, и не быть равнодушным к святыням. -Подведя итог нашей совместной работы, мы постараемся ответить на вопросы: -Что дала нам встреча с Матёрой? (Прочитав повесть, я понял, что где бы я не родился и где бы не жил, я всегда буду помнить свою малую Родину, чтить память дорогих мне людей, оказывать всяческую помощь для процветания моей малой Родины) -Какие же проблемы ставит в своих произведениях В. Распутин? Писатель в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии, нравственные проблемы воспитания, проблемы памяти и любви к родной земле и т.д. Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет Источник Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
«Прощание с Матерой» — это одновременно и значительное произведение Распутина, раскрывающее идеи писателя, и итог целого направления нашей литературы 60-70 годов. Эта повесть является автобиографичной. Деревня, в которой родился и провел свое детство Распутин, оказалась на дне моря. Многие переживания героев «Прощания с Матерой» были испытаны его родными и близкими. Поэтому писатель не мог остаться равнодушным к тем проблемам и тем последствиям, которые принесло затопление родного дома. И чтобы обратить внимание общественности на создавшиеся проблемы, Распутин создает свою повесть. Также, за несколько лет до создания произведения, писатель публикует очерк «Вверх и вниз по течению», где рассказывает о своей поездке по волнам созданного человеком моря. Он хотел увидеть места своего детства, но его дом был затоплен. Распутин видел новое поселение родителей, которое и для него, и для них так и осталось чужим. В этом очерке мы и находим истоки повести «Прощание с Матерой». Целый ряд важнейших мотивов повести тянется из этого очерка: одинаковое время года («это было жаркое, суматошное и жаркое лето»), постепенное расшатывание жизненных устоев людей («азарт разрушений» охвативший многих), стремление вместе преодолеть горе (сборы стариков у Дарьи с самоваром), описание мучительного расставания с родным домом, с умершими родными, обреченными на затопление. Очерк был подготовительным этапом в работе над повестью, первым серьезным наброском будущего произведения, о котором писатель скажет: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они не были, не могут не проститься со своей умирающей матерью». Поэтому эта повесть написана с огромным лиризмом и чувством любви к своей родине. В повести отразились проблемы, которые волновали и тревожили писателя. О них он размышляет в многочисленных авторских отступлениях и лирических монологах. В повести Распутин на первое место выводит старуху Дарью, умудренную годами женщину. В ее словах очень много от размышлений самого автора. Писателя так же волнуют проблемы сохранения памяти, любви к родному дому, труду, проблема смены поколений и так далее. Интересно, что автор полностью находится на стороне старшего поколения. Все старики у него выписаны любовно, с теплотой, речь у них простая и незатейливая. А вот представители молодого поколения выписаны иронично и даже зло. Таковы Клавка, Андрей и все « официальные лица». Хотя речь у них и без речевых ошибок, но сердца этих героев ожесточены. Автор показывает, что молодые люди, родившиеся на Матере, не переживают за ее судьбу. Автор очень красиво описывает природу острова. Особенно ярко запоминается картина «лиственя», могучего дерева, которого считали хранителем острова. В этом тоже проявляется любовь автора к родной природе, ее могучей и величественной силе. Распутин показывает, каким разрушительным является вмешательство человека в природу. Человек забывает о том, что он тоже составная часть природы, что он лишь временно находится на земле, а природа вечна. Человек создан наравне с природой, а не в противовес ей. Гибель окружающей среды повлечет за собой и гибель человека. Именно это Распутин и хочет показать в своей повести, изображая, как строят ГЭС на Ангаре. Еще неизвестно, к каким последствиям это приведет. Мало того, что многие сотни людей остаются без родного крова, но ведь в будущем возможна и экологическая катастрофа. Распутин уже в 80-е годы 20 века поднимал эту проблему, но только сейчас мы начинаем понимать ее в полной мере. Ведь в природе все устроено правильно, по законам мироздания, человек же разрушает принципы этого, не понимая, что сам себе готовит гибель. Автор включает в повесть ряд эпизодов, показывающих труд жителей Матеры. Один из смысловых центров повести – сцена покоса. Писатель подчеркивает, что здесь главное не работа, а благостное ощущение удовольствия от работы сообща. Многие приехали на сенокос уже из поселка и потому с удовольствием взялись за старое, привычное дело. Все люди развеселились, вспомнили свои молодые годы. Распутин показывает, что без труда человек теряет себя, смысл своего существования. Недаром в городской квартире умирает дед Егор, который не вытерпел безделья. Он просто не видел смысла своего существования, поэтому вскоре после переезда умирает. Таким образом, самого Распутина очень волнуют проблемы, показанные в повести. Авторское отношение к решению этих проблем мы видим и в описании героев, и в композиции произведения, да и сам сюжет наводит на размышления. Яснее же всего писатель выражает свои мысли в лирических отступлениях. 0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Распутин В. / Прощание с Матерой / Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Смотрите также по произведению «Прощание с Матерой»: Источник |