Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.
учебно-методический материал (9 класс)
Актуальное членение предложения
Актуальная информация в предложении
Передача актуальной информации
Тема и рема Тема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnoe_chlenenie_predlozhenie.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.
Актуальное членение предложения
- Разделение предложения в конкретной коммуникативной ситуации на исходную часть сообщения (тему) и новую часть сообщения (рему).
- Чешский языковед В.Матезиус (1882-1945).
o Актуализация (Ш.Балли) – превращение языкового знака в акте коммуникации в значимый.
o Тот угол зрения, под которым подается вещественная информация.
o Одно и то же предложение из-за коммуникативной цели говорящего может приобретать разный смысл.
Актуальная информация в предложении
В четверг я дам тебе книгу.
Сообщение о факте в целом
Книгу я дам тебе в четверг.
Книга будет дана в четверг
В четверг я дам книгу тебе.
Книга будет дана адресату сообщения
В четверг книгу дам тебе я.
Книгу даст именно говорящий
В четверг книгу я тебе дам.
Передача книги состоится
Передача актуальной информации
Актуальная информация передается:
· с помощью последовательности элементов предложения,
· местом логического ударения,
· членением предложения на тему и рему.
Тема и рема Тема – это то, что служит отправной точкой предложения. Своеобразный трамплин для развертывания актуальной информации. Обычно в какой-то мере известно адресату сообщения. В четверг я… / Книгу я… / В четверг я… /
Рема – это то, что сообщается о теме Составляет ядро и основное содержание высказывания.
…дам тебе в четверг.
Общие средства актуальной организации высказывания
· Порядок слов – расположение элементов структуры предложения в определенной линейной последовательности.
· Интонация – как средство актуального членения проявляется в устной речи.
· Нейтральная речь: Тема + рема:
В Петербурге / появится сквер Виктора Цоя.
· Экспрессивная речь: рема + тема:
Уж очень востребованы ныне / молодежные танцевальные коллективы
1. обозначает границу между темой и ремой;
2. фразовым ударением отмечает центр ремы
Способы выделения темы
Научный потенциал. Как им распорядиться?; Гастроли в Москве. Что они значат?
Что касается…то; Если говорить о… то стоит заметить
Способы выделения ремы
· Частицы: Осень / только началась; То, что фестиваль / проходит именно в Москве, / символично
· Парцелляция: Все тут друг с другом знакомы. Но шапочно
Деление на тему и рему не связано с грамматическим членением (на подлежащее и сказуемое)
Тема / рема – прямой порядок
— Собак (Т.) / прогнали дворники (Р.) – прямой порядок, что не связано с позицией сказуемое-подлежащее.
Рема / тема – инверсия.
— Дворники прогнали (Р.) / собак (Т.) – обратный порядок
Порядок Р – Т как один из способов выражения субъективно-модальных значений
· Рема перед Темой выделяется за счет логического ударения во фразе.
— В шляпе (Р.)/ заяц (Т.).
Нечленимые высказывания – те, которые не членятся на Тему и Рему
— Служил на Кавказе
— У попа была собака.
— В правительстве происходит
постепенная смена людей.
· Нейтральным порядком слов в нечленимых высказываниях считается последовательность: сказуемое – подлежащее.
· Обычно располагаются в начале текста и выполняют роль зачина
· Строй текста определяется характером связи соседних предложений, то есть тем, как соотносится тема и рема последующего предложения с темой и ремой предшествующего.
· Различают 2 вида связи предложений: цепная связь (У меня есть подруга Вера. Вера / – студентка. Учиться / она любит) и параллельная связь (Вера – студентка. Вера интересуется астрономией).
Параллельный и последовательный строй текста Цепная связь (последовательный строй текста):
Т1 – Р1 / Т2(Р1) – Р2 / Т3(Р2) – Р3.
У меня есть подруга Вера. Она / очень любит кошек. Этих животных / у нее больше пяти.
Паралельная связь (параллельный строй текста):
Т1- Р1; Т2 – Р2; Т3 – Р3 + общая тема
Солнце / светит ярко, // и лучи его / купаются в лужах с воробьями. / Речка / надувается и темнеет.
Способы реализации цепной связи
У меня есть подруга Вера. Вера – студентка.
У меня есть подруга Вера. Она студентка.
Вера любит помидоры. Томаты составляют основу ее рациона.
Замена перифразой (описательным наименованием)
Вера не пьет пиво. Янтарный напиток ей не по вкусу.
Параллельная связь Компоненты не взаимосвязаны, они сопоставляются. Предложения в смысловом отношении независимые. Предложения объединяет общая тема (топик). Параллельная связь больше тяготеет к описанию.
Маша рисует елку. Игорь читает книгу. Зина поет песню.
Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками.
Способы реализации параллельной связи
Анафора (единоначатие 2-х соседних предложений)
Налево темнел лес. Направо чернел овраг.
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Маргарита Николаевна могла купить себе все, что угодно.
Виды связи предложений и строй текста Параллельная связь — текст параллельного строя. Цепная связь – текст последовательного строя. Реальный текст все время переходит от одного строя речи к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Пятно как средство выражения»
Методическая разработка по теме » Пятно как средство выражения».
Урок изобразительного искусства по теме «Пятно как средство выражения».
Учит ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, штрих, силуэт, тон).
доклад на тему «Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка»
Доклад на тему «Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка».
Презентация по ИЗО на тему «Пятно как средство выражения. Ритм пятен.» (6 класс)
Темное и светлое образуют контрастКонтраст – это полярное противопоставлениеФактура Это свойство поверхности пятнаВ изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные пер.
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu.
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом.
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: «Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина".
Источник
Средства актуального членения предложения
Прежде чем говорить о средствах актуального членения, нужно сказать, что различаются высказывания нейтральные, не имеющие стилистической окраски, и экспрессивные, более эмоциональные, более выразительные. Первые свойственны письменной кодифицированной речи, вторые – устной разговорной. Нейтральные и экспрессивные высказывания одного лексического состава и с одинаковым актуальным членением – стилистические варианты одной речевой единицы. Сравните экспрессивные высказывания (в парах они первые) с их нейтральными вариантами: Славный будет день для охоты! (Бунин) и Для охоты день будет славный!; Что-то непостижимое, ужасное происходило у нас в доме (Чехов) и У нас в доме происходило нечто непостижимое, ужасное.
Средствами актуального членения, или, иначе, средствами актуализации, в русском языке являются порядок слов, интонация, частицы, лексические и лексико-морфологические средства, специальные синтаксические конструкции.
1. Порядок слов. В нейтральных высказываниях тема занимает начальную позицию, а рема следует за ней. Высказывание, таким образом, разворачивается от темы к реме: На поляне / синели заячьи следы (А.Н. Толстой); Глаза женщины / загорелись (Булгаков); Работа на станции /была первая в жизни Нины интересная работа (Гранин). Такой порядок слов называется объективным. Позицией актуализации при нем является прежде всего конец высказывания.
В экспрессивных высказываниях рема предшествует теме: Только уже темновато / для съемки (Симонов); Недолго / пришлось Травке ждать (Пришвин);
[– Чем ты тут занимаешься, дед?]
– Корзинщик / я (Паустовский).
Такой порядок слов характеризуется как инверсия (обратный порядок). Позиция актуализации в подобных высказываниях – их начало.
2. Интонация. В нейтральных высказываниях тема произносится с некоторым повышением тона, а рема – с понижением тона к ее концу. На последний ударный слог ремы приходится фразовое ударение, которое на слух практически не ощущается. Границей между темой и ремой является перелом тона. Эта граница может обозначаться и паузой: Компания охотников / ночевала в мужицкой избе на свежем сене (Чехов); Первый снаряд / ударил в новгородский кремль перед вечером (Паустовский). Однако пауза обязательна только при выразительном произнесении, а в обычной речи, как правило, отсутствует. Очень часто составляют один речевой такт высказывания на основе нераспространенных или мало распространенных предложений: Комнаты / были малы и пусты (Бунин); Капитан /молчал (Грин); От обрыва / тянулась чаща (Грин). Обычно не выделяется в отдельный речевой такт тема – личное местоимение: Я / возвращался со всенощной(Чехов); Мы / долго сидели молча (Паустовский).
В экспрессивных высказываниях у ремы те же фонетические характеристики, что и в нейтральных – понижение тона и ударение, но в этом случае усиливается интенсивность ударения, повышается частота основного тона: Славное место / эта долина (Лермонтов); В Добрудже / это было (Горький); Чудесен / шум ночного дождя (А.Н. Толстой). Именно наличие такого ударения позволяет сделать вывод, что высказывание начинается с ремы. Поэтому можно сказать, что при восприятии коммуникативного смысла экспрессивно окрашенного высказывания определяющая роль принадлежит интонации, а нейтрального высказывания – порядку слов.
И.И. Ковтунова отмечает, что в контекстуально независимых высказываниях (см. о них ниже) интонационные показатели темы и ремы выражены слабо, в частности, ударение на реме не превышает по силе обычного фразового ударения. В них порядок слов и интонация выполняют функцию средств актуального членения автоматически. В контекстуально зависимых высказываниях автоматизм нарушается. Возникает необходимость в выделении темы особым повышением тона.
В высказываниях с комплексной темой повышением тона выделяется только первая тема, находящаяся в их начале, вторая же, как правило, находится в интонационном провале[8].
3. Частицы. Для выделения темы могут использоваться частицы то, же (в невопросительных предложениях), а (выступающая как союз), а для выделения ремы – не, именно, и, только, лишь, всего лишь и т.п.: Мне кажется, сердца-то у него / инету (Тургенев); А я / пойду письма писать (А.Н. Толстой); Посетители теперь бывают у меня / некаждый день (Чехов). (В этом и последующих четырех абзацах средства актуального членения подчеркнуты.)
Рема может выделяться и некоторыми модальными словами или сочетаниями слов: На столе / действительнолежала раскрытая книга (Паустовский); Шмаков / и в самом деле оказался разговорчивым человеком (Симонов).
4. Лексические и лексико-морфологические средства. В состав темы могут входить слова, указывающие на связь с предшествующей частью текста и, следовательно, позволяющие «отталкиваться» от нее. Прежде всего, это личные, притяжательные и указательные местоимения и указательные местоименные наречия: Маша / загорела. Косы ее / выцвели на солнце. Она / стала похожа на степную девчонку (Паустовский); Суда / получили приказ обходить остров на пушечный выстрел. Так / они и делали (Булгаков).
Обычен для темы и прямой повтор слов или употребление однокоренных слов: Любовь в Суходоле / необычна была. Необычна была / и ненависть (Бунин); Он / замолчал. Молчала/ и Маша (Симонов).
Такую же роль играют все слова и сочетания слов, обозначающие упомянутые в предшествующем контексте лица, действия, признаки, события или нечто, вытекающее из вышесказанного: синонимы, антонимы, слова одной тематической группы; слова, связанные родо-видовыми отношениями и др.: Ну, да ведь вы / знаете, как он / умеет говорить. Слова его / подействовали на меня необыкновенно (Тургенев); Он / положил руку на телефон. Холодная трубка / казалась очень тяжелой (Гранин).
5. Специальные синтаксические конструкции, например, что касается…, то; кто (когда, если)…, так это: Что же касается серьезных русских статей, например, по социологии, по искусству и проч., то я не читаю их просто из робости (Чехов); Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить (Куприн).
К специальным синтаксическим приемам, выделяющим тему, относится и сегментация – вынесение темы вперед и оформление ее как отдельного высказывания (см. выше об именительном и инфинитиве представления): Город, отбитый у немцев! К этому еще не привыкли (Симонов). Однако спорным является вопрос, чтó членится с помощью сегментации: отдельное высказывание или связный текст[9].
В реальной речи разные средства актуального членения взаимодействуют. См.: [Так начинается мой день.] Продолжается он / не лучше (Чехов) – средствами актуального членения являются порядок слов, личное местоимение и фазовые глаголы; [Затерян на острове маленький дом.] Живут в этом домике / двое (Маршак) – средствами актуального членения служат порядок слов, указательное местоимение и однокоренные слова.
Актуальное членение играет большую роль в построении связного текста. Тема позволяет связать предложение с предшествующим текстом, рема дает возможность развивать мысль, двигать ее вперед. См., например: Все леса / хороши с их грибным воздухом, с шелестом листьев. Но особенно хороши / горные леса около моря. В них / слышен шум прибоя. С моря / постоянно наносит туманы, и от обилия влаги / буйно разрастается мох (Паустовский).
При построении высказывания мы прежде всего определяем его стилистическую направленность. Исходя из нее, устанавливаем порядок следования темы и ремы, а затем оформляем компоненты актуального членения соответствующими средствами.
Источник