Способы выражение эмоциональных состояний человека

Содержание
  1. От печали до радости: 3 способа выражать свои эмоции и почему это важно
  2. Зачем выражать свои эмоции?
  3. В чем опасность подавления эмоций?
  4. Как может быть выражена эмоция?
  5. Для каждой эмоции есть три способа выражения:
  6. Способы выражения чувств и личностная саморегуляция
  7. Невербальное проявление эмоциональных состояний человека
  8. Типы невербальной коммуникации
  9. Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции
  10. Значение мимики в жизни человека
  11. Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов
  12. О чём расскажет мимика?
  13. Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:
  14. Заключение
  15. Невербальные проявления
  16. Невербальные признаки общения
  17. Неуверенность, нервозность, раздражительность
  18. Повышенная, но скрываемая психическая напряженность
  19. Агрессия
  20. Закрытость
  21. Попытка скрыть что-либо
  22. Уверенность
  23. Готовность к диалогу и взаимодействию
  24. Самоконтроль
  25. Невербальные проявления эмоций
  26. Мимика и особенности эмоционального состояния человека

От печали до радости: 3 способа выражать свои эмоции и почему это важно

Иллюстративное фото: Pixels.com

Эмоциональная природа человека развивалась параллельно с другими эволюционными процессами, и сегодня мы можем идентифицировать более 100 оттенков чувств. Но мало их просто различать, нужно уметь правильно выражать, поскольку именно эмоции закладывают основу любых межличностных отношений, а также напрямую влияют на самоощущение человека.

О том, почему важно выражать эмоции, как разобраться в себе и своих чувствах, рассказывает психолог Владимир Решентников в своем Instagram-блоге.

«Показывать свои эмоции другим людям — можно и нужно. Однако для начала немного о том, чем отличаются эмоции и чувства.

Обычно эти слова мы используем как синонимы, и, в целом, это нормально, поскольку они описывают нашу внутреннюю жизнь.

Но при этом чувства характеризуются большей устойчивостью и определяют отношение, в то время как эмоции краткосрочны, и выражаю нашу реакцию на что-либо.

Например, мы можем испытывать чувство любви и привязанности к какому-то человеку, но в некоторый момент переживать эмоцию раздражения по отношению к нему», — объясняет специалист (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)

Зачем выражать свои эмоции?

  • Эмоции заключают в себе энергию, побуждающую нас к действию.
  • Выражая эмоции, мы понимаем свои потребности.
  • Выражая эмоции, мы лучше понимаем причины собственных реакций.
  • Выражая эмоции, мы утверждаем их, даем себе опору.
  • Выражая эмоции, мы сообщаем другому человеку о том, что важно для нас.

В чем опасность подавления эмоций?

  • Блокируя выражение эмоций, мы подавляем и поведение, необходимое для адаптации, решения трудностей.
  • Подавляя выражение эмоций, мы теряем контакт со своими потребностями.
  • Подавляя выражение эмоций, мы теряем чувство собственной значимости.
  • Подавляя выражение эмоций, мы лишаем себя возможности регулировать свое эмоциональное состояние.
  • Подавляя выражение эмоций, мы утрачиваем способность правильно расставить приоритеты в своей жизни.

Бывает так, что мы избегаем выражения эмоций, опасаясь развития конфликтной ситуации, неодобрения со стороны окружающих, непонимания и так далее.

В некоторых ситуациях это может быть необходимым, но систематическое подавление эмоций будет приводить нас к потере себя и созависимым отношениям.

Как может быть выражена эмоция?

Главный принцип – абсолютно любую из них, как негативную, так и позитивную, нужно показывать наиболее ясно, четко, полно, честно.

Для каждой эмоции есть три способа выражения:

В виде позы, мимики, жестикуляции, интонации голоса. Таким образом мы обеспечиваем «заразительность» эмоций.

Собеседник воспринимает наше состояние, у него активизируются зеркальные нейроны, и он копирует на микроуровне наш тембр голоса и поведение. То есть – испытывает эмпатию.

Во избежание непонимания нужно уметь выражать эмоции словами. «Я злюсь», «я тебя люблю» – эта информация четкая, понятная и собеседник вынужден будет на нее реагировать.

Чем больше доля вербального – тем лучше. Ведь когда вместо камня в другого человека полетело слово – возникла цивилизация.

«Отношения, помимо слов, строятся на поступках. Если дела расходятся со словами – люди перестают доверять такому человеку доверять. Он создает себе репутацию ненадежного и непорядочного.

Поэтому эмоции обязательно должны выражаться в поступках. По ним мы смотрим: адекватно ли поведение человека, можно ли строить с ним отношения.

Если вы в основном выражаете то, что чувствуете, невербально или в виде поступков, значит у вас очень низкий уровень осознания эмоций.

Максимум эмоций нужно выражать в вербальной форме. Однако идеально, чтобы все способы были развиты равном», — подытожил специалист.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Способы выражения чувств и личностная саморегуляция

Способы выражения чувств и личностная саморегуляция

Вопрос о внешнем выражении чувств рассматривается через призму материалистического взгляда на проявления психики.

В отечественной научной психологии этот взгляд прекрасно выразил И.М.Сеченов: » Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, везде окончательным фактом является мышечное движение «.

Больше ста лет тому назад Ч. Дарвин заложил основу исследования роли мимических комплексов в эмоциях.

Автором другого подхода Джемсом эмоция определяется как восприятие телесных изменений.

Особое значение мимики и мимической обратной связи было впервые подчеркнуто Томкинсом и затем Гельгорном. На языке Томкинса эмоции это в основном мимические ответы. Он утверждал, что проприоцептивная обратная связь от выражений лица, трансформируясь в осознаваемую форму, создает ощущение или осознание эмоции. Поскольку нервы и мышцы лица значительно более тонко дифференцированы по сравнению с внутренними органами, выражения лица и их обратная связь являются значительно более быстрыми ответами, чем висцеральные, играющие вторичную роль в эмоции, обеспечивая лишь основу или аккомпанемент для отдельных выражений лица.

Одним из вариантов процесса активации эмоции может быть эмоциональный процесс, экспрессивное выражение которого частично или полностью подавлено. Например, в некоторых ситуациях выражение гнева является нарушением социальных норм. Тогда субъект волевым усилием подавляет все внешние проявления, которые сигнализируют о гневе. Тем не менее, он все равно может испытывать гнев. Подавление экспрессивного выражения заставляет нервную систему проделывать огромную работу блокировать нормальный эмоциональный процесс, осуществлять его окольным путем. Постоянное использование такого непрямого процесса активации эмоции может вести к психосоматическим или психологическим отклонениям. Процесс подавления, в силу которого экспрессия не будет репрезентирована в сознании, может сам существовать как сильная эмоция.

Из теории эмоционального процесса следует, что выражение лица, когда оно соответствует выражению фундаментальной эмоции, может играть роль в контроле и регуляции эмоционального переживания.

Эффективное функционирование личности основывается на сбалансированном и гармоничном взаимодействии эмоциональной, когнитивной и двигательных систем при необходимой поддержке со стороны других жизненных систем и при оптимальном учете окружающей среды, в частности социального контекста. Среди современных авторов сравнительно большое внимание вопросу о выражении эмоций уделяет К. Изард.

Чувства играют огромную роль в жизни человека с точки зрения приспособления к среде. Принципиальный исходный момент здесь это связь эмоций с потребностями человека.

Так, мозговые центры эмоций анатомически близки и функционально связаны с центрами жажды, голода и других витальных потребностей. С другой стороны, эмоциональное благополучие человека, гармония его чувств прямо обусловлены тем, удовлетворяются ли его социальные потребности: в общении, в успехе, в признании, в познании..

Для создания эмоционального состояния, для саморегуляции в сфере чувств нужны: 1) правильная оценка значимости события, 2) достаточная информированность ( разноплановая) по данному вопросу, событию, 3) полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить чувства, дать ему выговориться до конца. Это же справедливо и для саморегуляции: не капсулировать чувства, а цивилизованно выражать их. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему чтолибо, успокоить, направлять его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку, занять себя любым видом активности (танцы, спорт, рисование и т. д.)

Для экстренного понижения уровня напряженности может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 510 минут, привести себя в спокойное состояние. Чувствами можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: чтобы легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.

Читайте также:  Выпаривание это способ разделения смеси при котором

Важный способ снятия психического напряжения активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано.

Если однажды пережитые сильные негативные чувства в какойлибо ситуации закрепляются, становятся хроническими, навязчивыми, то для их устранения требуются особые специальные психологические приемы или психотерапевтические техники ( НЛП, арттерапия, гештальтерапия, танцевальная терапия, телесноориентированная и др.)

Источник

Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.

невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

    Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

    Рисунок 3. «Жесты»

    Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

    Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

    1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
    2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
    3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
    4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
    5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

    Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции

    Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика.

    Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

    Значение мимики в жизни человека

    Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций.

    Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики.

    Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

    Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми.

    Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить.

    Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

    Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят.

    Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом.

    Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

    Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

    Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве.

    Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд.

    Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

    О чём расскажет мимика?

    Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

    • лоб и глаза,
    • нос и область вокруг него,
    • рот и подбородок.

    Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

    Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

    Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

    Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

    1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
    2. Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
    3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
    4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
    5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
    6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
    7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.
    8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
    9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
    10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.
    11. Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
    12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
    13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
    14. Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
    15. Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
    16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
    17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
    18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
    19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
    20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.
    Читайте также:  Рабочие способы выбить легендарку

    Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

    Заключение

    Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа.

    Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции.

    Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

    Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции. Ссылка на основную публикацию

    Невербальные проявления

    Психология про Невербальные проявления, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

    Терапевты используют этот навык в ходе терапевтического процесса, чтобы пациенты чувствовали себя в безопасности и были способны исследовать свои переживания. Невербальные проявления терапевта могут способствовать открытости пациента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и уклонению от терапевтического взаимодействия.

    Качество присутствия можно определить как степень невербального выражения вовлеченности терапевта в контакт с пациентом. Качество…

    Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами. Лицо, жесты и эмоции

    Одним из главных видов невербальной коммуникации является выражение лица, которое передает определенные эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему…

    Позы отличаются от жестов тем, что они обозначаются всеми частями тела человека одновременно. Поскольку позы, как правило, принимаются бессознательно, то их смысл может вступать в противоречие с содержанием слов и отдельных жестов и сигнализировать о переживаемой на самом деле внутренней эмоции.

    Некоторый наклон вперед и открытая поза, без скрещивания рук и ног — вот та телесная поза, которая обычно рекомендуется консультантам и терапевтам как оптимальная. Такая поза передает внимание…

    Общаясь с другими людьми, мы составляем впечатление о них не только по тому, что они говорят, но и как – по мимике, интонации, движениям тела. Научившись понимать этот “язык”, можно определить реальное состояние человека, ведь люди так часто надевают “маски” — из вежливости слушают скучный рассказ, демонстрируя интерес, прячут обиду или подавляют слезы, чтобы не обнаружить собственную слабость.

    Достаточно точно можно определить состояние человека по тому, как быстро и громко он говорит. По…

    Лицо — это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому что через лицевую экспрессию мы передаем значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено около 1000 различных выражений лица.

    Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она дает нам намеки о смысле словесного сообщения (Ekman, Friesen, & Ellsworth, 1972). Кроме того, лицевая экспрессия является для наблюдателя непосредственной информацией не только об испытываемых…

    Осознание того, что потребности слушателей таковы, что вы либо удовлетворяете их, либо наскучиваете им, — часто страшная вещь. Оратор начинает перескакивать с темы на тему, а актера охватывает гнетущий страх. Однако когда мы говорим в небольшой группе и неформальной обстановке, мы часто забываем об этих двух возможных реакциях и блестяще выполняем работу: наскучиваем нашей компании.

    Человек, понимающий, как важно сохранять интерес своей аудитории, большой или маленькой, никогда не забудет…

    Можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не на вербальное содержание. Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человека.

    Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или…

    Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает пациенту о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление — о понимании смысла, который пытается выразить пациент. Здесь, пожалуй, стоит заметить, что кивки головой требуют меры, если их слишком много, они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

    Порой слова просто не нужны. Уместное использование кивков позволяет…

    Наверняка вы можете вспомнить, как однажды вас до слез тронула какая-то симфония, или пение хора в церкви, или даже популярная песенка. Невербальное общениеМожет быть, то была мелодия, звучание или ритм, нашедшие отклик в вашем сердце.

    Например, блюзовые мелодии у многих слушателей вызывают ностальгические воспоминания. Чувствами и настроением насыщены живописные полотна, гравюры, скульптуры и фотографии. Однако коммуникация, осуществляемая при помощи художественных форм, имеет один…

    «Для каждого типа взаимодействия двух людей существует некая оптимальная дистанция, определяющаяся пропорцией теплоты и враждебности в их отношениях. Примерно в полуметре вокруг нашего тела располагается интимная зона, предназначенная для возлюбленных, супруга, детей и близких членов семьи.

    На этом расстоянии мы можем прикоснуться к другому человеку, поцеловать, почувствовать запах его тела, разглядеть поры и дефекты его кожи. Беседуя с друзьями и знакомыми, мы, как правило, находимся от них…

    Невербальные признаки общения

    В статье рассматривается признаки невербального общения, которые характерны абсолютно для любого человека вне зависимости от расовой принадлежности, статуса человека и т.д. Знание этих признаков позволит лучше понять эмоции вашего партнера и верно истолковать ситуацию.

    Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением.

    Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке.

    Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [1; 4].

    Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%.

    Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд.

    Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [2; 3;].

    Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

    Рассмотрим невербальные признаки или индикаторы некоторых распространенных психических состояний и характерных особенностей поведения.

    Неуверенность, нервозность, раздражительность

    Характерные признаки таковы: покашливание (как бы очищение горла), частая зевота, позвякивание ключами или монетами, находящимися в кармане, ёрзание на стуле, постукивание ногой по полу, подергивание себя за ухо, частое отведение взгляда от собеседника.

    Повышенная, но скрываемая психическая напряженность

    Она отчетливо проявляется в крепко сжатых руках, сцепленных пальцах (причем, чем больше напряженность, тем сильнее сжаты руки, иногда пальцы даже белеют). Характерны интенсивное нервное потирание рук, пальцев, пощипывание – вообще разнообразные непрекращающиеся мелкие движения пальцев. К ним также относят манипулирование авторучкой, распрямление скрепок, их вращение и т.п.

    В состоянии высокой психической напряженности люди часто смотрят в сторону двери или окна, как бы непроизвольно стремясь выйти из помещения, где они испытывают дискомфорт. Поэтому их состояние можно определить по направленности взора. Характерны в состоянии стресса так называемые защитные движения, которые неосознанно способствуют повышению уверенности.

    У мужчин это поглаживание шеи, расстегивание (или оттягивание) воротничка рубашки или галстука. У женщин – медленное движение рукой вокруг шеи, как бы трогание несуществующего ожерелья. Если же оно в этот момент надето, то прикосновение к нему, как бы проверка, на месте ли оно, перебирание его, как четок.

    В процессе разговора, находясь в состоянии сильной психической напряженности, люди могут неожиданно встать и пройтись по комнате.

    Читайте также:  Гриб рейши способы применения

    Агрессия

    Для агрессии характерны многие весьма выразительные жесты, встречающиеся у людей в состоянии высокой психической напряженности, но со своей конкретной спецификой: «указующий перст», направленный на оппонента (в психологии его часто называют «маленькой шпагой»), сжатый кулак, хлопанье дверью и т.п. Это довольно простые, очевидные признаки.

    Закрытость

    Закрытость имеет очень любопытные невербальные проявления. Когда люди не хотят идти на контакт или стремятся создать дистанцию, препятствующую контактам, они используют определенный набор характерных движений.

    Наиболее распространенным из них является «поза замка» – руки, скрещенные на груди, пальцы, сжатые в кулак, нога на ногу. Если такой человек сидит, то при этом откидывается назад, увеличивая дистанцию между собой и партнером по общению.

    Скрещение ног – «нога на ногу» – также говорит о создаваемой дистанции.

    Попытка скрыть что-либо

    Характерные позы и жесты при желании скрыть что-то проявляются в оригинально и хорошо трактуемом – часто это машинальное прикрывание рта рукой или двумя руками. Об этом свидетельствуют также потирание пальцами висков и подбородка, отведение взгляда в сторону, наклон корпуса от собеседника.

    Уверенность

    В данном случае хотелось бы сказать не о самой уверенности, а о демонстративном поведении, которое помогает ее обрести. Обычно это проявляется в приподнятом и выдвинутом вперед подбородке, хорошей осанке и соединении рук за спиной, когда человек неспешно и солидно расхаживает взад и вперед, настраиваясь на непростой разговор, в котором нельзя «терять лицо».

    Еще весьма характерное движение – соединение пальцев обеих рук «куполом», ладони при этом не соприкасаются. Этот жест интересен и тем, что он свидетельствует о стремлении к конструктивному диалогу, но не простом, а с желанием доминировать.

    Отмечено, что, чем выше ранг или статус говорящего, чем увереннее он в своей позиции или правоте, тем выше он поднимает этот своеобразный «купол», вплоть до уровня глаз, но не выше.

    Готовность к диалогу и взаимодействию

    Вот некоторые позы и жесты, свидетельствующие о таких намерениях: посадка на краю стула, наклон корпуса вперед, к собеседнику, расстегнутый пиджак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелательные интонации. Если при этом демонстрируется открытость, то немного протянуты вперед и в стороны руки, ладони открыты, руками часто делаются круговые движения.

    Самоконтроль

    Самоконтроль у мужчин проявляется наиболее наглядно, когда они сидят в кресле: ноги чуть вытянуты, скрещены лодыжки, а самое главное – руки, они сжимают подлокотники.

    Если человек выступает с трибуны, то руки направлены вперед и крепко держат ее боковые края. Это еще и жест демонстрации уверенности.

    Жесты самоконтроля у женщин своеобразны, часто встречается такой – большой палец руки спрятан за поясом юбки или ремня [5; 6; 7].

    Невербальные проявления эмоций

    Здравствуйте, дорогие читатели и посетители!
    Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы.

    Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, что означает невербальное проявление эмоций? Что вообще означает термин «ЭМОЦИИ» в психологии? Осветите значимые термины в данном вопросе.

    Жду вашего экспертного мнения…

    В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для эффективного понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в основе или фундаменте.

    ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

    После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХИКА, ЭМОЦИИ.

    ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

    ПСИХИКА – это такая совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, память и т.д.), специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

    ЭМОЦИИ – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

    Так, что же принято понимать под невербальным проявлением психики? Что же такое невербальное общение? Невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными.

    А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии.

    А теперь давайте наглядно рассмотрим виды невербального проявлений эмоций у человека:

    — голос
    — мимика
    — жесты
    — позы, движения.

    В заключении хочется добавить, что каждое из невербальных проявлений наносит определенный след на личность, своеобразно формирует ее. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.

    Желаем удачи и успехов в учебе!

    Мимика и особенности эмоционального состояния человека

    Исследование непосредственного взаимодействия людей, важную роль в котором играет обмен эмоциональными состояниями, необходимо предполагает изучение средств эмоциональной связи, к числу которых в первую очередь относится мимика.

    В истории изучения восприятия эмоций по мимике можно выделить четыре периода. Первый из них связан с работами Аристотеля, Ч. Белла, Дюшена, пытавшихся описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями.

    Второй период в изучении восприятия эмоционально-выразительных мимических проявлений связан с именем Ч. Дарвина, охарактеризовавшего ряд мимических выражений и объяснившего их происхождение с эволюционно-биологической точки зрения.

    Сформулированный им принцип первоначальной биологической целесообразности выразительных движений сохраняет свое значение до наших дней. Дарвину принадлежит также первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений.

    Его работы могут рассматриваться как первая попытка объективного изучения экспрессии.

    Третий период характеризуется интенсивным экспериментальным изучением восприятия человеком различных мимических выражений. Однако до 60-х годов ХХ в. вопрос о возможностях восприятия эмоций человека по его мимике не имел более или менее однозначного решения.

    Ряд исследователей сходились на том, что эти возможности ограничены узким кругом эмоциональных состояний, однако каждый включал в него различные эмоции. Так, А. Фелеки пришла к выводу о возможности восприятия по мимике по крайней мере трех эмоций — горя, радости и удивления. По мнению Н.

    Ракмик более успешно опознаются «первичные» эмоции (любовь, ненависть, радость, печаль), менее успешно — «вторичные» 9 отталкивание — отвергание, удивление, сомнение, пренебрежение).К. Лендис установил, что единственной эмоцией, в оценке которой испытуемые обнаруживают высокую степень согласованности, является радость.

    Другие авторы считали, что по мимике человека возможно опознание широкого спектра эмоций. Однако согласованность оценок испытуемых в их опытах была невысокой.

    Такая разноречивость данных в немалой степени была связана с тем, что фотографии мимических выражений, использовавшиеся в этих эмоциях в качестве стимульного материала, не были стандартизированы, что приводило к несопоставимости полученных результатов. Например, К.

    Лендис, который пришел к выводу о невозможности опознания эмоций по мимике, в качестве стимульного материала использовал фотографические снимки мимических реакций испытуемых в ответ на различные эмоциогенные стимулы.

    Однако в условиях эксперимента, целью которого было формирование определенных эмоциональных реакций, у испытуемых могли возникать эмоции, не соответствовавшие ожиданиям экспериментатора.

    Уже сама ситуация предварительного трехчасового пребывания испытуемых в экспериментальной камере, предусматривавшая крайнее ограничение двигательной активности, могла вызвать у них различные переживания, начиная от страха и кончая гневом. Кроме того, в ряде случаев К. Лендис использовал сложные стимулы, такие как музыкальные произведения, картины и пр., воздействие которых не могло быть однозначным.

    Наиболее убедительные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека были получены П. Экманом с соавторами и К. Изардом, с именами которых связан четвертый этап разработки проблемы восприятия экспрессии человека.

    Усилия этих исследователей были направлены на выявление мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. По мнению П. Экмана, таких эмоций шесть: радость, горе, отвращение — презрение, удивление, страх и гнев; по мнению К.

    Изарда, — девять: интерес, удовольствие — радость, удивление, горе — страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение. Описав мимические паттерны в терминах сокращения или растяжения определенных групп лицевых мышц, П. Экман и К.

    Изард независимо друг от друга сконструировали фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Кросскультурные исследования показали, что данные эталоны опознаются с высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий.

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы