- Технологии выполнения ручных швейных операций.
- Просмотр содержимого документа «Технологии выполнения ручных швейных операций.»
- Конспект урока по технологии «Основные операции при ручных работах»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Технологии выполнения ручных швейных операций.
Технологии выполнения ручных швейных операций. Правила безопасной работы. Инструменты и материалы. Виды ручных швов.
Просмотр содержимого документа
«Технологии выполнения ручных швейных операций.»
Технологии выполнения ручных швейных операций. 5 класс. Технология. Капустенко Л.Е. ,МБОУ «Средняя школа №10» Петропавловск-Камчатского городского округа .
- Как вы думаете, как люди шили в древности?
- Шитье — это скрепление одного куска ткани с другим при помощи иглы и нитки. Сейчас это представляется настолько простым делом, что трудно вообразить себе, что оно было одним из первых умений, развитых человеком. Это на самом деле так. До изобретения иглы ткань просто обертывалась вокруг тела, образуя одежду. Но по мере развития цивилизации человеку понадобилось сшивать ткани вместе; таким образом, иглы существуют с древнейших времен.
- Найденные древние иглы были сделаны из костей птиц и рыб, а также из бронзы.
- В Древнем Египте люди не только пользовались иголками и нитками, но и умели вышивать. А более трех тысяч лет назад индусы уже знали, как резать, подгонять по размерам и шить то, что мы называем одеждой, сделанной портным. В средние века одежда была очень простой. Она изготовлялась хозяйкой дома и ее слугами.
- Позднее, когда вещи стали более фасонными, понадобилось делать больше швов, причем более крепких, потому что одежда плотнее прилегала к телу. Шили, конечно, только вручную. Маленькие девочки учились шить с раннего детства, и считалось, что каждая молодая женщина должна хорошо шить.
Изготовление швейных изделий.
- Процесс изготовления швейных изделий складывается из различных операций, для выполнения которых требуются определенные инструменты (ножницы, иглы), приспособления (булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, колышек, распарыватель), оборудование (швейная машина, утюг) и материалы ( нитки, ткань).
- Инструменты для пошива одежды разделяют на рабочие (ручные иглы, ножницы) и измерительные (линейка, угольник, сантиметровая лента).
- Ножницы должны быть разной величины: большие для раскроя, меньшие – для выполнения других работ во время шитья (обрезание ниток, выравнивание срезов и т.д.)
- Иглы ручные изготавливают из стальной проволоки. Они бывают разных номеров (от 1 до 12). Номер иглы определяет размер иглы по её толщине и длине.
- Булавки используют для скалывания частей изделия. Длина булавки примерно 3-4 см, один конец хорошо заострён, чтобы она свободно проходила в ткань, другой имеет утолщение в виде петельки или шарика.
- Напёрсток служит для предохранения пальцев от проколов при проталкивании иглы через ткань.
- Портновский мел используют при раскрое изделий. Он обычно бывает плоским, его края должны быть острыми и оставлять тонкую и чёткую линию. Сейчас используется и фломастер для ткани, линия которого через некоторое время исчезает.
- Колышек – костяной, металлический или пластмассовый стержень с заостренным концом, который используется для выправления углов бретелей, пояса и других деталей, а также для удаления стежков временного назначения.
Старинные колышки для рукоделия.
- Распарыватель – применяется для удаления строчек временного назначения и распарывания машинных строчек.
- Нитки – используются для шитья вручную и на швейной машине. Они имеют номера с 10 по 100 (для хлопчатобумажных ниток). Чем больше номер ниток, тем они тоньше.
- Все швейные принадлежности следует хранить в специальной укладке, чтобы всё необходимое всегда было под рукой.
Требования к выполнению ручных работ.
- Рабочее место должно быть организовано так, чтобы всё необходимое находилось в порядке на рабочем столе и было под рукой.
- При работе с иглами или булавками перед началом
работы напёрсток надевают на средний палец рабочей
3. Контурные и вспомогательные линии на деталях
проводят портновским мелом или сухим мылом с
помощью линейки. Толщина линий не должна
превышать 1 мм. (б)
Требования к выполнению ручных работ.
4. Детали перед сметыванием совмещают, скалывают булавками точно по контурным линиям и проверяют, чтобы с другой стороны детали остриё попало тоже в контурную линию. (в)
Скалывая детали, булавки располагают в одном направлении. (г)
5. Все смёточные работы выполняют на расстоянии 1 мм от намеченной контурной линии в сторону среза детали, чтобы строчки временного назначения (СВН) далее не попали под машинную строчку. (д)
Требования к выполнению ручных работ.
6. При выполнении СВН используют хлопчатобумажные нитки № 50,60, отличающиеся по цвету от используемой ткани. Это временные строчки и так их будет удобно удалять.
7. Начало и конец СВН закрепляют двумя-тремя стежками. (е)
8. Чтобы удалить СВН, её разрезают ножницами через каждые 5-10 см, а затем вынимают нитку с помощью колышка (ж) или распарывателя (з).
Требования к выполнению ручных работ.
9. Пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц , а пуговицы на ножке – нитками в цвет ткани .
Пришивая пуговицы, нужно следить, чтобы между пуговицей и тканью оставалось некоторое пространство. (и)
Терминология ручных операций.
Терминология ручных операций .
При изготовлении одежды используется НИТОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ, которое может выполняться на швейных машинах (машинные строчки) или вручную (ручные строчки). Машинные строчки используются для постоянного соединения, так как они обеспечивают более прочную, быструю и качественную обработку деталей изделия, чем ручные строчки.
В результате соединения двух или нескольких слоёв материала строчкой получается ШОВ – место соединения деталей.
При изготовлении швейных изделий особое значение имеет ширина шва. ШИРИНА ШВА – это расстояние от срезов деталей до строчки. Она зависит от назначения шва и вида ткани.
Ниточное соединение деталей производят одной или несколькими СТРОЧКАМИ . Строчка состоит из повторяющихся стежков.
СТЕЖОК – это расстояние нитей между двумя проколами ткани иглой.
Длина и частота стежков.
Длина и частота стежков могут быть различными. Бытовая швейная машина выполняет стежки длиной от 0 – 5 мм.
Длина ручных стежков зависит:
- От толщины ткани (чем толще ткань, тем больше длина стежка).
- От вида выполняемых работ (назначения строчки: смёточная, замёточная, намёточная, вымёточная и др.)
Оборудование и материалы:
Ножницы, ручная игла, булавки, линейка, портновский мел или сухое мыло (обмылок), образцы ткани примерно 8х 8 см – 3 штуки и один кусочек ткани 4х4 см (размер ткани может быть произвольный).
- С помощью линейки и мела разметьте и выполните образцы строчек прямого стежка («вперёд иголку») смёточной строчки, намёточной строчки, замёточной строчки с открытым срезом.
Смотри таблицу «Терминология ручных швов».
- Два одинаковых кусочка ткани сложи лицом к лицу.
- Отмерь от края 1 см и проведи контрольную линию по которой будем прокладывать строчку.
- Вдень нитку в иголку, сделай узелок.
- По контрольной линии проложи смёточную временную строчку.
- Закрепи нитку.
Смотри таблицу «Терминология ручных швов».
- Наметочной строчкой соединяются две детали, например карман и основная деталь.
- Возьми кусочек ткани 8х8 см, положи лицевой стороной вверх. По центру сверху приложи кусочек ткани 4х4 см лицевой стороной вверх, изнаночной стороной на лицевую строну основной детали. По кусочку 4х4 см проведи контрольную линию мелом на расстоянии 1-2 мм от края. Сколи детали булавками. Верхний край не намётываем, это образец кармана. Наметай по краю на расстоянии 1-2 мм образец кармана.
- Не забудь закрепить строчку у края.
Смотри таблицу «Терминология ручных швов».
1.Возьми кусочек ткани, отмерь от края 2 см, проведи контрольную линию мелом. Заутюжь эти 2 см на изнаночную сторону, чтобы легче было замётывать.
2. От края подогнутой ткани отложи 1-2 мм и заметай.
- Полученные образцы вклей в тетрадь.
Инструменты, приспособления, оборудование, материалы, строчка временного назначения, шов, ширина шва, строчка, стежок, сметать, наметать, приметать, заметать, выметать.
Источник
Конспект урока по технологии «Основные операции при ручных работах»
Тема: Основные операции при ручных работах
Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия : стенд с образцами швов.
На классной доске выписаны термины:
стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.
I Организационный момент.
Проверка организации рабочих мест.
Сообщение темы и целей урока.
II . Актуализация знаний.
Загадки об инструментах и материалах
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает.
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!(ножницы)
Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку?
Я есть у тех, кто очень любит шить,
Бываю разной формы и расцветки,
Во мне иголки хорошо хранить.
Кто я такая? — Догадались, детки? (игольница)
III . Объяснение нового материала .
— При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок — это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ
Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине.
Сметать части пояса, части обор ки, детали изде лия.
Временно соединить две детали, наложенные одна на другую.
Наметать кар ман на основную деталь.
Временно соединить мелкую деталь к более крупной.
Приметать пояс к фартуку.
Временно закрепить подогну тые края детали, складки.
Заметать низ из делия, боковые срезы и складки.
Обработать срезы петельными стежками с целью предохранения их от осыпания.
Закрепить подогнутый край изделия постоянными стежками.
Подшить низ изделия.
Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.
Пришить кнопки, пуговицы к изделию.
IV Текущий инструктаж.
— Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
Голову слегка наклонить вперёд.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование.
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Что нужно делать во время работы :
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.
VI . Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
1. Выполнить строчки временного назначения.
2. Выполнить строчки постоянного назначения.
Заключительная часть.
Вопросы для повторения.
Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
Что называется швом?
Что называется стежком?
Что называется шириной шва?
Что называют строчкой?
Что называется длиной стежка?
VI . Анализ допущенных отклонений.
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
VII . Домашнее задание: закончить практическую работу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 479 человек из 72 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
- Сейчас обучается 229 человек из 58 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-101720
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник