Способы выполнения различных действий это умения

Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки.

Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. Умение — владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Также умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Привычка— способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения. Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Привычки бывают: полезными и вредными, временными и постоянными, индивидуальными и коллективными (общественными). У сознательных существ привычка имеет активный характер: непрерывность или повторение какого-нибудь изменения создаёт стремление самостоятельно воспроизводить его. Физическая привычка обусловливается часто повторяющимися мускульными сокращениями; умственная привычка — повторяющимися ассоциациями; нравственная привычка — повторяющимися действиями.

Читайте также:  Как не платить налог с вклада развенчиваем мифы даем работающие способы

По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась при­вычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспи­тании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки пове­дения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в от­личие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, не­обходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фун­дамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хо­рошо отработанные навыки и полезные привычки дают возмож­ность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

Источник

17. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки.

Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. Умение — владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Также умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

Привычка — способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения. Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Привычки бывают: полезными и вредными, временными и постоянными, индивидуальными и коллективными (общественными). У сознательных существ привычка имеет активный характер: непрерывность или повторение какого-нибудь изменения создаёт стремление самостоятельно воспроизводить его. Физическая привычка обусловливается часто повторяющимися мускульными сокращениями; умственная привычка — повторяющимися ассоциациями; нравственная привычка — повторяющимися действиями.

18. Внимание и его физиологическая основа.

Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

Физиологические основы внимания.

Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.

Читайте также:  Материальный объект с информацией закрепленной созданным человеком способом это

Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия «нейронов внимания». Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

Источник

Теоретические основы формирования умений учащихся

Теоретические основы формирования умений учащихся

Формирование умений учащихся, в том числе и графических, является одной из главных задач обучения в средней школе.

Правильно сформированные умения – это важное условие продвижения учащихся в учении, подготовке их к будущей деятельности. Поэтому одной из главных задач средней школы является обеспечение условий для развития графических умений каждого учащегося, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Содержание понятия «умение» в педагогической литературе раскрывается по-разному. Умение – это знание в действии [ Данилов, Есипов, 1957 ].

В «Основы психологии, общая психология» умения определяются как способы выполнения действий, которые соответствуют цели и условиям, в которых приходится действовать. Умение есть не что иное, как действие, основанное на практическом применении полученных знаний в данном виде деятельности [Рудик, 1955].

Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка [ Большой психологический словарь , 2009].

«Педагогический словарь» немного расширяет понятие умение и объясняет его как возможность результативно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать; при этом умения могут быть действиями как практическими, так и теоретическими [Педагогический словарь, 1960].

Умение – это готовность к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний [Блонский, 2007].

Умения – это способы выполнения действий, которые совершаются на основе полученных знаний и требуют полного осознания всех выполняемых операций, входящих в состав данного действия [Смирнов, Леонтьев, 1962].

Человек, который владеет умением, может изменять свои действия, достигать одной и той же цели разными способами. Формирование умения может происходить разными путями. Таким образом, для формирования многих умений самостоятельное выполнение действия не является обязательным условием, в частности на первом этапе.

Умения – это практические действия, которые учащийся может выполнять на основе имеющихся знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний [Николаенко, Залесов, Андрюшина , 2000].

Понятие умение, довольно сложное и многогранное, его можно употреблять в двух смыслах. Простые умения, связывают с действиями, совершаемыми на основе конкретных знаний. Более сложные умения связаны и с более сложными действиями, которые основаны на целой системе знаний, простых умений и навыков [Новгородова, 2014].

В работе А.В. Усовой «Психолого-дидактические основы формирования физических понятий» умение – это готовность выполнять действие [Усова, 1988].

Умение – это мастерство человека в данном виде деятельности. Об ученике начальной школы говорят, что он умеет считать. Взрослый человек тоже умеет считать. Между этими умениями лежит многолетний путь упражнений, развитие навыков счета. Эти умения различны по их психологической структуре. Нужно отличать простые умения, которые идут вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые отражают различную степень мастерства. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [Степанов, 1981].

Школьники в своей учебной деятельности, кроме овладения знаниями, также осваивают определенные приемы работы. Например, прием сопоставления видимого на чертеже с моделью; прием чтения графиков и т.д. Однако, наличие необходимых знаний не является достаточным условием успешного использования их на практике. Особенно точно это сформулировано в определении: умение – это владение определенными приемами работы и, следовательно, соответствующими приемами умственной деятельности [Занков, 1962]. В этом определении подчеркивается, что умения являются практическими действиями, которые учащийся может совершать тогда, когда нужно.

Взяв за основу это определение, можно сформулировать определение понятия «графическое умение». Графическое умение – это владение графическими приемами работы (умение строить изображения геометрических фигур, выполнять чертежные операции на этих изображениях и т.д.).

Формирование умений учащихся можно отнести к главной задаче обучения в средней школе. Своевременно и грамотно сформированные умения – главное условие прогресса учащихся в учении, подготовки их к дальнейшей деятельности.

Процесс формирования умений – процесс длительный. Он протекает медленно и требует многократных и регулярных повторений в выполнении конкретной группы действий.

Можно выделить основные требования организации процесса формирования умственных действий, реализация которых гарантирует высокую эффективность обучения навыкам и умениям. К этим требованиям можно отнести [Фридман, 1983]:

1. Полнота ориентировочной основы умственных действий.

При формировании любого умения, учащимся дается такая система ориентиров и указаний, используя которую учащийся может самостоятельно выполнить данное действие. Такую систему указаний называют ориентировочной основой формируемого действия.

Предварительный базис умственного действия может быть дан учащимся в разной форме: как образец, в виде словесного объяснения с одновременным показом процесса выполнения действия, в виде пошагового алгоритма и т.д. Главное, чтобы этот предварительный базис был достаточным и содержал все необходимые указания.

Читайте также:  Обучение способам отказа от табакокурения

2. Развернутость действия во время его начального показа и освоения.

В тот момент, когда учащиеся освоили умственные действия и обрели в достаточной степени умение в их выполнении, процесс выполнения происходит сжато, т.е. в нем отсутствуют многие элементы, которые его составляют, некоторые операции делаются в уме и не фиксируются.

3. Поэлементное освоение сложного действия.

Учащиеся должны освоить многие действия, которые достаточно сложны по своей структуре и состоят из ряда элементарных действий. В тот момент, когда учащийся приобретает умение в таком сложном действии, он начинает выполнять все элементарные действия совместно, друг за другом. Но чтобы освоить такое действие, сформировать умение и навык в этом действии, нужно каждое из составляющих его элементарных действий осваивать по отдельности, как самостоятельное действие.

4. Осознанность и полноценность умений.

Каждый учащийся должен обладать знаниями и умениями, он должен знать, почему данное действие выполняется именно так и можно ли его выполнять по-другому. Умения должны включать в себя должны навыки по планированию действий, прогнозированию их результатов, навыки по контролю над ходом выполнения этого действия. Главное, чтобы учащийся всегда мог пояснить, как и почему он выполняет действия, в каких случаях их можно применять.

5. Растянутость процесса формирования умений.

Процесс формирования умения эффективно растягивать по времени. Поэтому для начала нужно использовать упражнения, которые подготовят учащихся к овладению новыми умениями. А после того, как учащиеся познакомятся с новым умением и в некоторой степени им овладеют, упражнения в этом умении не должны прекращаться. Они должны продолжаться как составная часть новых умений.

6. Поэтапная обработка каждого умения.

Для сформирования полноценного умственного действия, чтобы учащийся приобрел прочный навык или умение в этом действии, нужно, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов [Гальперин, 1965]. Любое действие, перед тем, как стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них и являются этапами освоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменений основных свойств действия.

Теория поэтапного формирования умственных действий была разработана П.Я. Гальпериным в 60-х гг. прошлого столетия. Данная концепция представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях многоплановых изменений, которые связаны с образованием у человека новых образов, действий и понятий.

Теория поэтапного формирования умственных действий хорошо известна в отечественной психологии и получила широкое международное признание.

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1. Формирование мотивационной основы действия.

В самом начале происходит формирование мотивационной основы действия, формируется отношение учащегося к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала, выбранного для усвоения. В данной концепции очень большое значение придается именно мотивационной основе действия, ведь мотивы действия определяют и содержательные, и динамические аспекты его усвоения.

2. Предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения.

Главной задачей и основным содержанием второго этапа является выработка ориентировочной основы действия. Ориентировочная основа действия есть не что иное, как система указаний на то, каким образом выполнить новое действие. При этом самого действия у учащегося нет – ему предстоит еще научиться.

3. Формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций.

Вначале новое действие с успехом формируется только в его внешней форме, т.е. действие с самими вещами или их изображениями (схемы, чертежи, макеты, модели, записи и т.п.). Учащийся ориентируется и исполняет осваиваемое действие с опорой на внешне представленные элементы схемы ориентировочной основы действия.

4. Внешнеречевая отработка действия во внешнем плане.

Четвертый этап состоит из перенесения действия в план громкой речи, не опираясь на предметы. Речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия. Чтобы выработать языковую форму действия, необходимо выполнять действия вслух – в универсальной и понятной другим форме. В процессе обучения речевому действию учащийся вынужден ориентироваться не только на его предметное содержание, но и на его словесное выражение.

5. Проговаривание действия «про себя», во внутренней речи.

На пятом этапе происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план, т.е. проговаривание действия целиком «про себя». Внешняя речь становится внутренней речью. Установившееся действие остается внешним только в небольшом количестве основных моментов, по которым осуществляется как внешний, так и внутренний контроль.

6. Превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его «в уме».

На шестом этапе действия переносятся в собственно умственный, внутренний план индивидуального сознания. Умственное действие выполняется с предметным содержанием в форме образов или понятий без участия развернутой речи. Действие, которое проходит вышеописанные преобразования, приобретает вид непосредственного усмотрения решения проблемной ситуации.

Чтобы сформировать прочные умения, необходимо соблюдать данное поэтапное формирование умственных действий.

Обязательным условием эффективности обучения является использование преподавателями поэтапного формирования умственных действий, так как в физике, математике и информатике таких действий много.

Источник

Оцените статью
Разные способы