Способы выполнения местной работы
Развоз местного груза, подача порожних вагонов на станции и уборка с них груженых и порожних вагонов, кроме отправительских и ступенчатых маршрутов, могут осуществляться следующими категориями поездов: вывозными, сборными (в том числе с удлиненными рейсами), диспетчерскими и резервными, а также маневровыми локомотивами промежуточных станций и подъездных путей.
Сборные поезда разделяются на категории по принципу обслуживания промежуточных станций участка (рис. 28.2). Схема 1 предусматривает обслуживание сборным поездом всех станций с местной работой на участке, ее применяют при сравнительно коротких участках и небольшом числе станций с местной работой. По схеме 2 участок делится на зоны, каждую из которых обслуживает отдельный сборный поезд, называемый зонным. Такую систему применяют на удлиненных участках. Схема 3 предусматривает остановки сборного поезда только на части станций, называемых опорными, на которых отцепляют местные вагоны назначением на группу станций и прицепляют соответствующие вагоны. Работу сборного поезда по такой схеме обязательно сочетают с использованием диспетчерских маневровых локомотивов. Схема 4 представляет комбинацию из схем 2 и 3: одну зону сборный поезд проходит со стоянками на всех станциях с местной работой, а другую со стоянками лишь на некоторых (опорных) станциях.
Организация работы сборных поездов по зонной системе и с остановками лишь на опорных станциях позволяет значительно повысить их участковую скорость, увеличить время производительной работы локомотивов, обслуживающих эти поезда.
Время проследования сборного поезда по участку, включая время на прием и сдачу поезда и локомотива, не должно превышать установленной нормы непрерывной работы локомотивных и кондукторских бригад :
,
где -длина участка, обслуживаемого сборным поездом, км;
ходовая скорость сборного поезда, км/ч;
время нахождения поезда на промежуточных станциях участка, ч;
число раздельных пунктов на участке, где поезд имеет остановки;
время на разгон и замедление на одну остановку, ч;
время на прием и сдачу локомотива (поезда -для кондукторских бригад) на конечных станциях участка, ч.
Исходя из этого требования, допустимая длина участка, обслуживаемого сборным поездом, не должна превышать
Вывозные поезда применяются главным образом в случаях, когда число отцепляемых или прицепляемых вагонов на данной станции обеспечивает высокую степень использования силы тяги вывозного локо мотива в обоих направлениях и дт маршрутов (например, кольцевых) могут иметь полную массу.
Диспетчерские локомотивы используются с целью ускорения продвижения сборных поездов по участку. Каждый диспетчерский локомотив обслуживает несколько станций. На одну из них он собирает вагоны для прицепки к сборному поезду и с нее развозит вагоны, отцепленные от сборного поезда, по обслуживаемым станциям. Кроме того, диспетчерским локомотивом выполняется вся маневровая работа на обслуживаемых станциях по подаче к местам погрузки и выгрузки, расстановке и сборке на грузовых пунктах вагонов и уборке их по окончании грузовых операций. Станции с большой грузовой и маневровой работой обслуживаются специальными маневровыми локомотивами, которые в свободное от работы на данной станции время могут использоваться для обслуживания соседних станций участка.
Выбор наиболее целесообразной в данных условиях системы организации местной работы зависит от общего объема работы участка и отдельных станций, числа станций, осуществляющих погрузку и выгрузку вагонов, норм времени на выполнение этой работы, длины участка, весовых норм и скорости хода поездов, обслуживающих местную работу. В современных условиях работы участков и направлений выбор способов обслуживания местной работы на станциях и участках решается в комплексе с вопросами системы обеспечения местной работы направлений в целом. В качестве таких систем могут быть:
отправление участкового и сборного вагонопотоков раздельно в участковых и сборных поездах;
отправление участкового вагонопотока прицепными группами к прямым поездам и сборных вагонов в отдельных сборных поездах;
отправление участкового и сборного вагонопотоков совместно.
Эффективность различных систем и образующих их способов организации местной работы определяется технико-экономическими показателями:
затратами вагоно-часов на станциях и в пути следования при продвижении вагонов со сборными, вывозными, участковыми поездами и диспетчерскими локомотивами;
затратами локомотиво-часов в движении с поездами и в резервном пробеге, а также поездных и маневровых локомотивов (в том числе диспетчерских) на промежуточных станциях;
потребным парком поездных, вывозных, диспетчерских и маневровых локомотивов;
продолжительностью непрерывной работы локомотивных и кондукторских бригад;
эксплуатационными расходами, складывающимися из затрат по передвижению и простою вагонов и локомотивов и стоимости маневровой работы на промежуточных станциях и станциях формирования сборных, вывозных и участковых поездов.
Если проектируемый способ организации местной работы требует осуществления строительных работ или дополнительной механизации работ, также должны учитываться и соответствующие расходы.
В результате принимается вариант организации местной работы, отвечающий оптимальному сочетанию перечисленных выше технико-экономических показателей.
Источник
Способы выполнения местной работы их характеристика
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОЙ РАБОТЫ НА УЧАСТКЕ
8.1. Обеспечение плана погрузки и выгрузки вагонов
Местная работа заключается в обеспечении погрузки и выгрузки вагонов. К местным относятся вагоны, которые подлежат выгрузке на данной дороге. Вагонопоток местных вагонов на данном отделении образуется из вагонов, поступающих под выгрузку с других дорог и отделений, и из вагонов, погруженных на этом отделении в адрес своего отделения и для передачи на другие отделения своей дороги.
Для составления плана местной работы необходимо знать наличие местных и порожних вагонов на отделении (на станциях и в поездах), а также их подход с соседних отделений в течение предстоящих суток. В автоматизированной системе оперативного управления перевозками эти данные по запросу оперативных работников выводятся на экран дисплея. В других случаях они передаются из ВЦ на отделение по телетайпу или непосредственно со станций и соседних отделений по телефону: данные о наличии — поездному диспетчеру по 6-часовым периодам, о подходе — дежурному по отделению или диспетчеру-
Информация о местных вагонах включает станцию их назначения, получателя, число вагонов по роду, наименование груза. Порожние ва-гоны подразделяются по роду. На основе этой информации и заявок станций на погрузку вагонов старший диспетчер отделения в 13—14 ч намечает предварительный план местной работы на предстоящие сутки, который устанавливает число вагонов по развозу и передаче местного груза, погрузки и выгрузки, а также определяет порядок использования порожних вагонов. Этот план сообщается начальнику оперативно-распорядительного отдела службы перевозок, который, получив аналогичные планы от всех отделений, корректирует их и составляет дорожный план развоза и передачи местного груза. Утвержденный начальником службы перевозок суточный план объявляется отделениям не позднее 15 ч.
В соответствии с полученным планом начальник отдела перевозок отделения разрабатывает суточный план для станций, ко+орый передается им не позднее 16 ч. Старший диспетчер на основе суточного плана разрабатывает сменный план, который утверждается начальником отделения и доводится до исполнителей. Для достоверного планирования старший диспетчер анализирует имеющуюся информацию о наличии и подходе местных и порожних вагонов и заявок на погрузку, а также положения на станциях выгрузки и погрузки, на подъездных путях промышленных предприятий с выяснением хода грузовых операций и занятости погрузочно-раз-грузочных фронтов.
В сменном плане указывают номера поездов и время их отправления со станций формирования, число местных и порожних вагонов, подлежащих включению в состав каждого поезда.
Поездной диспетчер должен обеспечить развоз и передачу местного груза, подачу порожних
вагонов под погрузку, в необходимых случаях перемещая их со станций выгрузки на станции погрузки, в строгом соответствии с заданиями сменного плана. Он обязан также обеспечить скорейшую уборку вагонов после выгрузки и погрузки и дальнейшее их следование в соответствии с планом формирования поездов и сменным заданием. Поездной диспетчер непрерывно контролирует ход местной работы по каждому поезду. Выполнение грузовых операций проверяется периодически по 6-часовым периодам или в намеченные диспетчером сроки.
Для интенсификации местной работы применяются следующие оперативные меры:
ускорение продвижения поездов с местным грузом назначением на те пункты, где имеются свободные фронты выгрузки;
скоростная обработка поездов с местным грузом на участковых станциях;
подформирование поездов с местным грузом в группы на подходах с тем, чтобы обеспечить быструю подачу вагонов к фронтам выгрузки;
формирование дополнительных поездов с местным грузом на сортировочных и участковых станциях;
связь с клиентурой для своевременной информации о подходе вагонов, воздействие на нее для ускорения грузовых операций и освобождения фронтов;
распространение опыта станции Бескудниково по ускоренному формированию многогрупп-ных составов на ограниченном числе путей;
ускоренное продвижение местных и порожних вагонов к станциям назначения, а также уборка вагонов с этих станций после выполнения грузовых операций путем прицепки групп ваго-нов к транзитным поездам и резервным локомотивам;
использование маневровых локомотивов, прикрепленных к промежуточным станциям, для развоза вагонов со станций отцепки от сборного поезда на ближайшие промежуточные станции и доставки с них вагонов на станции прицепки к сборному поезду.
Осуществляя доставку группы вагонов на промежуточную станцию или отправление с нее вагонов прицепкой их к транзитному поезду, необходимо обеспечить проследование этого поезда по участку строго по графику. При этом для отцепки или прицепки группы вагонов используется графиковая стоянка транзитного поезда на промежуточной станции.
Важную роль в ускорении доставки грузов и улучшении использования подвижного состава играет организация многократных грузовых операций с вагонами в течение суток. Для этого группа вагонов или целый состав (как правило, кольцевой маршрут) после выгрузки по специальному графику доставляются к месту новой погрузки, после чего снова следуют на станцию выгрузки. При слаженной работе и прогрессивной технологии за сутки можно добиться двух-, трех- и даже четырехкратного выполнения грузовых операций, когда, например, вертушка после выгрузки щебня подается под погрузку торфа, а после его выгрузки снова возвращается в карьер для погрузки щебня. При этом возрастает организующая роль дежурного по отделению, который мобилизует смену на четкое проведение многократных грузовых операций, могущих выполняться на разных диспетчерских участках.
Другим эффективным способом организации
местной работы являются безотцепочные грузовые операции, которые выполняются за время стоянки сборного поезда на промежуточной станции. Их организация требует тщательной подготовки и значительных усилий со стороны диспетчера и работников станции.
Диспетчер заблаговременно составляет детальный план, в котором совместно с начальником станции намечает необходимые меры для скорейшего выполнения погрузки или выгрузки. Для этого диспетчер должен знать условия выполнения безотцепочных грузовых операций на станции, ее путевое развитие, оснащение грузовых фронтов, возможности отправителей и получателей. Передовые диспетчеры организуют сдвоенные безотцепочные операции, т. е. выгрузку и погрузку одних и тех же вагонов без отцепки от состава.
Поездной диспетчер обязан заранее выяснить возможность организации безотцепочных грузовых операций по характеру груза, по роду вагонов и условиям работы станции и клиентуры; указать в приказе на формирование сборного поезда, где должны быть размещены эти вагоны; указать в расписании работы сборного поезда время, за которое должны быть выполнены безотцепочные операции, предупредить главного кондуктора о предстоящем выполнении безотцепочных грузовых операций; сообщить дежурному по станции о времени подхода вагонов и проконтролировать его работу по подготовке к проведению безотцепочных операций. Эти операции, как правило, должны быть выполнены за время стоянки поездов по графику. Если этого времени не хватает, то задержка поезда целесообразна в том случае, когда она покрывается вы-игрышем от сокращения простоя вагонов при их отцепке от поезда. Поэтому диспетчер с целью определения целесообразности задержки поезда для выполнения безотцепочных операций должен сопоставить дополнительные затраты ваго-но-часов с учетом простоя всего состава и экономию их от сокращения простоя на станции вагонов, проходящих безотцепочные операции. При этом необходимо учитывать, что вместе с вагонами при выполнении безотцепочных операций простаивает и поездной локомотив с локомотивной бригадой.
Эффективной мерой сокращения простоя вагонов на промежуточных станциях является осуществление сдвоенных операций, т. е. использование под погрузку вагонов, освобождающихся из-под выгрузки на той же станции. Необходимо стремиться к максимальному охвату погрузки сдвоенными операциями, планируя их при составлении плана обеспечения погрузки порожними вагонами. При этом следует максимально использовать возможности взаимозаменяемости вагонов, т. е. вместо платформ при их отсутствии на станции использовать под погрузку полувагоны т. п. Это делается, конечно, при условии, что перевозимые грузы допускают такую замену.
При погрузке отправительских маршрутов ДНЦ совместно с дежурным по отделению должен заранее позаботиться об обеспечении погрузки порожними вагонами и составить точный план подачи порожних вагонов с указанием, откуда эти вагоны поступают и в какое время будут поданы под погрузку. Об этом необходимо заблаговременно уведомить дежурного по станции, предупредить через него клиентуру с тем, чтобы к моменту подачи вагонов под погрузку
были подготовлены грузовые фронты, механизмы и рабочая сила.
Порожние вагоны следует заранее подформи-ровать таким образом, чтобы после погрузки групп вагонов и их объединения получился готовый поезд без дополнительного формирования. Необходимо также обеспечить технический и коммерческий осмотр подаваемых под погрузку вагонов. Далее диспетчер обязан проверить полновесность погруженного маршрута и правильность назначения вагонов, а после его отправления контролировать пропуск без переработки по своему участку и передать данные о нем соседнему диспетчеру. Общий контроль за следованием маршрута до станции назначения или выходного пункта дороги осуществляет дежурный по отделению.
Источник