orgperevozok.ru
Технология транспортных процессов
Новое
Популярное
Маневровая работа
Все передвижения подвижного состава на железнодорожном транспорте подразделяются на поездные и маневровые.
Поездными называются передвижения подвижного состава на перегонах между раздельными пунктами в составе поезда – с действующим локомотивом и установленными сигналами.
Маневровыми называются всякие перемещения локомотивов вхолостую (без вагонов) или с вагонами (составами) для целенаправленного выполнения операций технологического процесса.
При производстве маневров в единой смене работают составительские и локомотивные бригады.
Составительская бригада — бригада, предназначенная для руководства маневровой работой с вагонами, группой вагонов, поездами, которая состоит из составителя поездов и помощника составителя поездов, а также может состоять из двух составителей поездов, один из которых назначается руководителем.
Локомотивная бригада — работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов.
Маневровый район
Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции и по плану, предусматривающему:
1) своевременное формирование и отправление поездов;
2) своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых операций;
3) наименьшую затрату времени на переработку вагонов;
4) рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;
5) бесперебойный прием поездов на железнодорожную станцию;
6) безопасность движения поездов, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность железнодорожного подвижного состава и перевозимого груза.
На железнодорожных путях необщего пользования при отсутствии технологического процесса работы железнодорожной станции маневровая работа производится в соответствии с местной инструкцией о порядке обслуживания и организации движения.
На железнодорожных станциях, в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы, железнодорожные пути разделяются на маневровые районы.
Маневровый район — часть железнодорожной станции, включающая группу станционных путей и сортировочную горку или вытяжной путь, обслуживаемая как правило одним маневровым локомотивом и составительской бригадой.
Границы маневровых районов и порядок работы в каждом из них устанавливаются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
При необходимости работы в отдельных районах двух и более маневровых локомотивов порядок их работы, лицо обеспечивающее безопасность движения поездов (дежурный по парку, маневровый диспетчер или дежурный по станции), указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
К маневровым устройствам относятся:
— вытяжные пути (обычного и специального профиля) в совокупности со стрелочными горловинами, стрелочными улицами и примыкающими путями;
— горки малой, средней, большой и повышенной мощности, с примыкающими к ним сортировочными парками.
Виды маневров:
1) маневры расформирования (сортировочные), цель которых — расстановка по станционным путям вагонов в соответствии с их назначением и специализацией путей;
2) маневры формирования (группировочные) — расстановка вагонов в составе поезда в соответствии с требованиями плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации;
3) маневры одновременного расформирования и формирования — одновременно с расстановкой вагонов прибывшего в переработку поезда по специализированным путям сортировочного парка производится их подборка согласно требованиям плана формирования поездов, и Правил технической эксплуатации;
4) маневры по прицепке и отцепке вагонов производятся с групповыми поездами, поездами, изменяющими направление следования, имеющими перелом массы, а на промежуточных станциях — со сборными поездами;
5) маневры по подаче и уборке вагонов на пути и с путей производства грузовых и других станционных операций (погрузка, выгрузка, перевеска, ремонт и т. д.);
6) прочие маневры, к которым относятся: перестановка составов, групп и отдельных вагонов из парка в парк, маневры по подтягиванию и осаживанию вагонов в сортировочном парке, пропуск локомотивов по станционным путям и др.
Маневры могут выполняться на сортировочных горках, вытяжных путях (вытяжках) и с использованием свободных участков путей сортировочных, а в некоторых случаях (при распоряжении дежурного по станции) и приемоотправочных парков.
Источник
Цель: Дать понятие о маневровой работе, способах производства маневров и ознакомить с основными скоростями, используемыми при маневровой работе.
Маневровой называется работа, связанная с передвижением вагонов с локомотивами, а также одиночных локомотивов по путям станции для расформирования и формирования составов, обработки поездов и вагонов, подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки, подачи поездных локомотивов под составы и уборки их из-под составов в депо. Важнейшее требование к производству маневровой работы – это безусловное обеспечение безопасности передвижений и сохранности грузов и подвижного состава.
Маневровые передвижения подвижного состава с одного пути на другой с переменой направления движения называется маневровым рейсом. Каждый из них состоит из двух полурейсов, т.е. из двух передвижений в одном и другом направлениях.
Маневровая работа с вагонами может производиться на вытяжных путях толчками и осаживанием и на сортировочных горках путем роспуска составов с использованием силы тяжести скатываемых вагонов.
Маневры осаживанием производят передвижением маневрового состава с вытяжки на соответствующий путь, где после остановки отцепляют назначенную группу вагонов, а затем процесс повторяют до полного расформирования состава. Время полурейса складывается из времени разгона состава, следования его с постоянной скоростью и торможения при подходе к осаживаемой группе вагонов. При маневрах толчками машинист подает маневровый состав на вытяжной путь и сильно разгоняет его в сторону сортировочных путей, а затем резко тормозит, при этом отцепленные вагоны сами перемещаются на соответствующий путь.
Рисунок 66 — Схема маневров:
а – осаживанием; б – толчками.
Основные требования к порядку выполнения маневровой работы установлены ПТЭ. В них указано, что маневры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника – дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией – поездного диспетчера. Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить только один работник – руководитель маневров (составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение.
В целях обеспечения безопасности движения и сохранности вагонов ПТЭ установлены ограничения скорости маневровых передвижений. Маневры проводят со скоростью не более:
Ø 60 км/ч – при следовании по свободным путям одиночных локомотивов и локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, включенными и опробованными тормозами;
Ø 40 км/ч – при движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, а также при следовании одиночного самоходного состава по свободным путям;
Ø 25 км/ч – при движении маневровых составов вагонами вперед по свободным путям, а также восстановительных и пожарных поездов;
Ø 15 км/ч – при движении с вагонами, занятыми людьми, а также с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности четвертой-шестой степеней;
Ø 5 км/ч – при маневрах толчками, при подходе отцепа вагонов к другому отцепу в подгорочном парке;
Ø 3 км/ч – при подходе локомотива (с вагонами или без них) к вагонам.
Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в пределах их полезной длины. Стоящие на станции вагоны должны быть сцеплены и надежно закреплены (во избежание ухода) ручными тормозами или тормозными башмаками.
Контрольные вопросы:
Что такое маневры?
Какими способами выполняются маневры?
Что называют маневровым рейсом?
Назовите основные скорости при маневровых передвижениях.
Источник
Способы выполнения маневровой работы
Технология и нормирование маневровой работы.
Маневровая работа — важная составная часть всего перевозочного процесса. За время оборота грузовой вагон подвергается нескольким переработкам на сортировочных, участковых и грузовых станциях. Большая часть средств, затрачиваемых на перевозки, расходуется на выполнение маневровой работы. Более 20% локомотивного парка занято на маневрах.
Маневрами называются все передвижения подвижного состава, групп или отдельных вагонов, а также одиночных локомотивов по станционным путям для выполнения различных видов обработки поездов и вагонов, обеспечиние погрузки, выгрузки и др. операций.
Рациональная организация маневров во многом определяет успешную работу станций, уровень их перерабатывающей способности и выполнение основного качественного показателя — затраты времени на обработку вагонов.
Маневры классифицируются по следующим признакам:
2) по назначению;
3) по способу выполненияю
По характеру маневры бывают:
Сущность сортировочных маневров (разъединительные):
Сущность группировочных маневров (соединительные):
Перестановочные — для перестановки вагонов из парка в парк, с пути на путь, подачи (уборки) на грузовые пункты, подъездные пути и т.д.
Специальные — осаживание вагонов в сортировочном парке, подтягивание, перемещение их при взвешивании, промывке и т.д.
По назначению маневры подразделяются на:
— расформирование-формирование (т.е. сортировка по назначениям и объединение вагонов в порядке, предусмотренном планом формирования поездов и требованиями ПТЭ);
— перестановку составов или групп вагонов из парка в парк (с пути на путь);
— подачу -уборку вагонов к грузовым фронтам;
— прицепку-отцепку вагонов от поездов;
— грузовые, выполняемые на грузовых фронтах (расстановка, перестановка, сборка);
— прочие — осаживание и подтягивание, взвешивание и др.
По способу выполнения:
Маневры выполняются с помощью маневровых средств, они делятся на:
К маневровым устройствам относятся:
— вытяжные пути (обычного и специального профиля) в совокупности со стрелочными горловинами, стрелочными улицами и примыкающими путями;
— горки малой, средней и большой мощности;
На вытяжках маневры выполняются с использованием силы толчка локомотива; на горках- с использованием силы тяжести вагонов; на полугорках — с использованием частично толчка локомотива и сил тяжести вагона.
Вытяжные пути оборудуются ситационными колонками радиосвязи с машинистами маневровых локомотивов, переговорными колонками с ДСПГ и ДСЦ, у состовителей — переносные радиостанции.
Горки оборудованы наиболее совершенными техническими средствами управления, механизации и автоматизации маневровой работы (ГАЦ,АРС,АЗСР и пр.).
К маневровым двигателям относятся:
— маневровые и поездные локомотивы;
— тягочи и толкатели;
— электрошпили и электролебедки (для перемещения вагонов у складов и т.п.).
Около 90% маневровых операций выполняют тепловозы — в основном серии ЧМЭ2,ЧМЭ3,ТГМ1,ТГМ2,ТГМ3, ТЭМ1, ТЭМ2,ТЭМ7. У всех локомотивов, используемых на маневровой работе, должны быть повышенная сила тяги при трогании с места (для сокращении времени разгона), эффективные тормозные характеристики (для сокращения времени торможения). На отдельных станциях, например на Инской, на надвиге составов из паркаприбытия на горку используются электровозы. В отдельных случаях маневровую работу можно выполнять и поездными локомотивами.
В зависимости от назначения и характеристик маневров они могут выполняться осаживанием или толчками.
При маневрах осаживанием состав, взятый на выяжной путь, локомотив осаживает на тот путь, на который должна быть поставлена крайняя группа вагонов. Эту группу здесь отцепляют, а локомотив перемещает маневровый состав на вытяжной путь для постановки следующей группы на другой путь. Осаживание применяют при прицепках и отцепках вагонов, подачи их на пути погрузки и выгрузки, а также при маневрах с вагонами, требующими особой осторожности. При формировании и расформировании поездов маневры осаживание обычно не применяют, т.к. они требуют большой затраты времени.
Толчки различают изолированные (одногруппные),серийные и многогруппные.
При маневрах одногруппными толчками при взятии состава на вытяжку отцепляют крайнего группу вагонов. Затем локомотив двигает состав в направлении пути назначения и тормозит. Отцепленная группа по инерции двигается до места, где останавливается сама (если скорость толчка была расчитана точно) или тормозится башмоками. После каждого толчка маневровый состав оттягивается обратно для нового толчка. При серийных толчках состав выводят на вытяжку на расстояние от разделительной стрелки, достаточное для производства нескольких толчков подряд без перемены направления движения. После отцепки первой группы вагонов состав разгоняют в сторону парка и резко тормозят до скорости примерно равной 5 км/ч, при этом группа уходит в парк, в это же время отцепляют следующую группу, состав вновь разгоняют и тормозят, второй отцеп уходит в парк. Так повторяется несколько раз, пока не потребуется произвести оттягивание обратно на вытяжку, после чего процесс возобновляется. Желательно, чтобы вытяжка имела уклон в сторону сортировочного парка: при i =3-4‰ достигается до 5 толчков в серии, при i =1,5-3‰ — до трех.
Важное условие — правильный выбор скорости разгона, чтобы отцеп не остановился раньше достижения определенного места и в то же время подошел к стоящим на пути вагонам со скоростью 3-5 км/ч.
При многогруппных толчках — принцип тот же, что и при серийных, но за один толчок в парк направляется не одна, а несколько заранее отцепленных групп вагонов. Применять этот способ сложно, т.к. не всегда между отцепами обеспечивается интервал для перевода стрелок, поэтому перед разделительной стрелкой устанавливаются трмозные позиции в виде башмакосбрасывателей.
Вся маневровая работа на станциях организуется по плану и технологическому процессу, которые должы обеспечивать своевременное расформирование и формирование поездов, прицепку, отцепку,подачу и уборку вагонов, отправление и прием поездов.
Маневры должны производится по указанию только одного работника (руководителя маневров) — маневрового диспетчера, ДСП,ДСПГ и ДСПП. Распределение обязанностей между ними устанавливает ТРА. Движением маневрового локомотива должен руководить только один работник — обычно составитель поездов.
Основное средство передачи указаний при маневровой работе — радиосвязь, принеобходимости — двусторонняя парковая связь.
Для лучшей организации работы станции создаются комплексные бригады в составе работников станции, локомотивных бригад маневровых локомотивов, работников ПТО; руководит — ДСЦ. Создаются они в каждой смене, для двусторонних сортировочных станций — отдельно в каждой системе.
В отдельных районах, на которые обычно разделяются крупные станции (маневровые районы) могут создаваться маневровые бригады, не входящие в состав комплексных бригад. В ее состав входят составитель и его помощник (или без него), машинист маневрового локомотива и его помощник (или без него), регулировщики скоростей движения вагонов, сигналиста и дежурные стрелочных постов; руководит- составитель.
Каждый маневровый район включает определённые парки или группы путей, вытяжные пути или горки и обслуживается определёнными локомотивами и составительскими бригадами.
На ряду с быстрым выполнением маневровой работы должна быть обеспечена их безопасность. Скорости маневровых передвижений не должны превышать: 60 км/ч — при следовании по свободным пуиям одиночных локомотивов и локомотивов с вагонами, прицепляемыми сзади, с включенными тормозами; 40 км/ч — при движении локомотива с вагонами, прицепляемыми сзади, по свободным путям; 25 км/ч — при движении вагонами вперёд по свободным путям; 15 км/ч — при движении с вагонами с людьми, с негобаритными грузами; 3 км/ч — при подходе локомотива к вагонам. Скорость подхода отцепов к другим при роспуске с горки и при манёврах толчками — не более 5 км/ч.
Процесс маневровой работы складывается из многократно повторяющихся элементарных передвижений локомотива (одного или с вагонами).
Перемещения по станционным путям вагонов с локомотивом или одного локомотива без перемены направления движения называется маневровым полурейсом. Перемещено вагонов или одиночного локомотива с одного пути на другой с переменной направления движения называется маневровым рейсом. Рейс состоит из двух полурейсов.
При передвижении локомотива с вагонами полурейса и рейсы называются рабочими, без вагонов — холостыми. Вагоны, с которыми совершается полурейс или рейс, называются маневровым составом. Один или несколько стоящих рядом вагонов, направляемых в процессе сортировки на один путь, называются отцепом.
Различают следующие виды полурейсов: заезд, вытягивание, сортировка, оттягивание и перестановка. Заезд осуществляется одним локомотивом на путь стоянки вагонов, подлежащих сортировке, уборке и пр. Вытягивание — вагоны вытягивают на вытяжной или другой путь за разделительную стрелку. Оттягивание производится перед очередным полурейсом сортировки. Перестановка — если вагоны переставляются с одного пути на другой .
Рассмотрим типы полурейсов и их графики.
Длина полурейса и его продолжительность зависят от расположения станционных путей, величины маневрового локомотива и способа маневров. Движение состава при маневрах совершается с переменной скоростью.
1. По этому типу полурейса машинист выполняет передвижения с вагонами или без них, разгоняясь до скорости vр1 , и затем сразу начинает торможение до полной остановки; при этом длина полурейса — lпр1 , время — t пр1 .
2. Отличие от 1 в том, что после достижения некоторой скорости разгона ?р2 отключает тягу и далее движение идет по инерции до полной остановки; может применяться для экономии топлива.
3. Машинист после движения по инерции применяет торможение для того, чтобы остановиться в необходимой точке пути.
4. Применяется, если длина полурейса достаточно велика; сначала идет разгон до скорости vр1 , затем движение с установившейся скоростью, а далее торможение для остановки в необходимой точке пути.
5. Отличается от 4 тем, что в конце передвижения вместо торможения состав двигается по инерции до полной остановки.
6. Аналогичен 5, но для остановки в заданной точке после передвижения по инерции применяется торможение.
7. Более сложный тип передвижения: без изменения направления движения применяется несколько разгонов и несколько замедлений до полной остановки; как правило скорость каждого последующего разгона ниже скорости предыдущего, т.е. vр3 .
8. Без изменения направления движения производится несколько разгонов и несколько замедлений, однако, торможение внутри полурейса выполняется не до полной остановки. За счет использования движения по инерции возможен вариант 7 и 8 типов полурейсов.
Нормированием называется установление минимально необходимых затрат времени на выполнение маневровой работы.
Нормирование производится двумя способами:
- с помощью тяговых расчетов;
- с помощью расчетных параметров.
Метод тяговых расчетов основан на использовании таких характеристик локомотивов, как сила тяги, мощность, а также сила сопративления движению. Но применяется он на практике лишь в экспериментальных условиях, т.е. маневры выполняются в режиме небольших скоростей, когда взаимосвязь силы тяги локомотива и скорости движения носят недостаточно устойчивый характер.
Основным методом нормирования является метод хронометрических наблюдений. Результаты хронометрических наблюдений в последующем выражаются эминтрическими зависимостями, параметры которых носят статический расчетный характер, поэтому этот метод называют методом расчетных параметров. Разработаны типовые норы времени на маневровые работы.
Число хронометрических наблюдений устанавливается на основе теоремы больших чисел Чебышева. При выполнении хронометража замеряют время полурейса в зависимости от числа вагонов в маневровом составе. Получают поле точек, анализ которого показывает, что время полурейса в зависимости от числа вагонов может быть выражена линейной зависимостью t пр =a+bm , где а — параметр, показывающий время холостого полурейса при m=0; b — параметр, определяющий часть времени, приходящуюся на один вагон.
Время на выполнение сложных манёвров, состоящих из различных видов полурейсов Тман =? t пр i— ri , t пр i — продолжительность полурейса i -го вида; ri — число полурейсов i -го вида; к- число видов полурейсов.
К сложным относятся, в частности, наиболее массовые виды маневров по расформированию — формированию поездов.
Расформирование — формирование составов на вытяжном пути.
Расформирование — формирование составов на вытяжном пути представляет собой сложные маневры, состоящая из рейсов и полурейсов четырех видов:
- рейсы заезда — холостые рейсы заезда с вытяжки на путь за составом или его частью; число заездов равно числу частей х , на которые делится состав при расформировании; время заезда определяется из общей формулы, т.к. ? t з =a з x;
- полурейсы вытягивания — вытягивание состава или его частей на вытяжку; число полурейсов — х; ? t в =(a в +b в m/x)x;
- сортировочные полурейсы — общее их число равно числу отцепов q в составе при его расформировании ? t с =(a с +b с (m(q+x)/2qx)q;
4)полурейсы обратного оттягивания – при возвращении состава на вытяжку после каждого полурейса сортировки
a t от = (аот + b от m/2x)(g-x ) — при сортировке осаживанием или изолированными толчками;
a t от =( a от + b от m/2x )(g/ n тол — x ) — при серийных толчках,
где n тол— число толчков в серии.
Общее время выполнения всех видов полурейсов при сортировке Тс равно сумме рассмотренных продолжительностей полурейсов. Исследуя полученное значение Тс как функции от числа частей x на минимум, можно найти наивыгоднейшее число частей, на которое следует разделить состав при взятии на вытяжку
И минимальную продолжительность сортировки Тс .
К найденному времени выполнения непосредственно маневровых операций Тс должна быть добавлена продолжительность подготовительно – заключительных операций (расцепка вагонов, перевод стрелок, изменение направления движения и пр.). Кроме того, в процессе сортировки образуются “окна”, для ликвидации которых необходимо дополнительно осаживать вагоны.
На практике технологические нормативы времени на маневры определяются по упрощенным формулам.
Где А, Б – нормативные коэффициенты, включающие время на подготовительно – заключительные операции; зависят от уклона вытяжек в сторону сортировочного парка и приведены в ТНВ.
где Тос – время на осаживание.
Деление состава на части при расформировании с вытяжки обеспечивает сокращение Трасф. Увеличивается число рейсов заезда и полурейсов вытягивания, но значительно сокращается длина и время полурейса сортировки и обратного оттягивания, число которых значительно превосходит число рейсов заезда и вытягивания.
Расформирование составов с горки
Подробно рассмотрено на практических занятиях.
t з = a аз + t пер – зависит от длины полурейсов
t н = 0,06 l над /v над или t н = f(l над) – от длины надвига
t р = 0,06 lp/ vp(1-1/2g ) – от числа отцепов g и вагонов в одном отцепе mg
Источник