Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.
Надежда Исакова
Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:
во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов.
г) сюрпризность, эмоциональность.
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
2. Словесные методы и приемы:
1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3)Рассматривание картинки, инсценировки.
Просьба произнести, сказать слово (это платье).
Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
Подсказывание нужного слова.
Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)«.
3. Практические методы:
1)Упражнения (оказание помощи).
2)Совместные действия воспитателя и ребенка.
4. Наглядные методы и приемы:
1)Показ предметов, игрушек.
2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3)Рассматривание живых объектов.
Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
Показ с называнием (это кролик).
Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять).
Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
Многократное повторение слова.
Активное действие детей.
Выполнение игровых действий.
Игровая форма обучения не является сама по себе новой.Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.
Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.
Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы.
Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).
Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).
Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста).
Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Игровые методы, игровые приёмы:
внезапное появление объектов, игрушек,
выполнение воспитателем различных игровых действий,
введение элементов соревнований,
создание игровой ситуации
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обученияпринимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.
Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий,стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.
К приёму выполнения воспитателем различных игровыхдействий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение
Интеграция игровых технологий в обучении дошкольников английскому языку В настоящий момент современным подходам в организации педагогического процесса образовательных учреждений присуща тенденция к интеграции.
Разнообразие методов и приёмов, способствующих охране физического и психического здоровья детей Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ гласит: здоровье- это отсутствие болезней. Но такого понимания не достаточно. По.
Роль экологических сказок в воспитании и обучении дошкольников «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время.
Доклад «Использование нетрадиционных методов в обучении дошкольников элементарным математическим представлениям» Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к.
Гендерные различия в воспитании и обучении дошкольников Гендерные различия в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о.
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности,.
Использование игровых технологий в обучении старших дошкольников правилам безопасного поведения на дороге Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему. Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста.
Применение игровых методов и приёмов в музыкально-образовательной деятельности Применение игровых методов и приёмов в музыкально-образовательной деятельности, как эффективного способа развития музыкальности детей дошкольного.
Проблемный мастер-класс «Использование игровых технологии в обучении и воспитании гиперактивных детей» Проблема: Недостаточный опыт владения воспитателями специальными приемами, методами и навыками по организации обучения и воспитания гиперактивных.
Мастер-класс для родителей детей с ЗПР «Использовании игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения у дошкольников» Рекомендации при использовании игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения с детьми дошкольного возраста. Проведение масстер — класса.
Источник
Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
джемма пястолова
Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
Для своевременного развития сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства.
Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулка, разнообразная деятельность в детском саду, т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. В таких играх способы игрового поведения у детей разнообразны.
Если у детей сформировать достаточно высокий уровень обобщения в бытовых играх, им будет легче переносить усвоенные способы игрового поведения в другие игровые ситуации. Поэтому работу необходимо начинать с усложнения способов и средств решения игровых задач в играх, возникающих по инициативе детей, используя для этого общение взрослого с ребенком.
Наряду с этим знакомить детей с трудом взрослых, организуя экскурсии (в медицинский кабинет, пищеблок, целевые прогулки к проезжей части дороги. Некоторые экскурсии, например, в магазин, в парикмахерскую могут осуществлять родители.
К каждой экскурсии разработала вопросы, заставляющие детей не просто перечислять то, что они видят, а осознавать увиденное.
Следующий компонент комплексного руководства — обучающие игры используются для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью используются игры- драматизации. На музыкальных занятиях, в подвижных играх предлагают выразительно передать движения различных персонажей.
Иногда приходится помогать детям переносить знания об окружающем в игровой условный план. Если, например, ребенок без особого желания раскладывает на столе посуду, необходимо включаться в игру, обязательно взяв на себя какую-то роль, например, мамы, которая варит дочкам обед. В таком случае в процессе игры педагог называет каждую игровую задачу, все игровые действия сопровождает словом, чтобы их смысл был понятен ребенку. Если ребенок заинтересован игрой, воспитатель обращается к нему с каким-нибудь поручением по смыслу игровой ситуации, например просит налить воды в чайник и поставить его на плиту или испечь пирожки. Педагог специально предлагал такие ситуации, чтобы ребенок включал в игру более обобщенные способы и средства решения игровых задач. Например, в игрушечный чайник надо налить, воображаемую воду, вместо пирожков использовать предметы- заместители – бумажки.
В работе с детьми 4 – 5 лет, взрослый включается в игру более избирательно. Если его активность большая,ребенок часто останавливает взрослого: «Не надо, я сам». В таких случаях обучающие игры сразу исключаются.
В оснащении игровой среды особое место отводится предметам-заместителям. Дети 3-4 лет часто сами обращаются к взрослым с просьбой дать недостающий предмет. В таких случаях, вместе думают, чем можно заменить его. Например, перед тем, как разлить чай,девочки спрашивают друг у друга: «Где заварка?» С этим же вопросом они обращаются к воспитателю. Им предлагается выбрать заварку из природного материала. Девочки берут семена липы, раскладывают их в чашки и уже после этого наливают чай. Иногда детей специально ставят перед необходимостью самостоятельно подобрать предмет-заместитель. Девочки отводят своих дочек в детский сад, занимаются с ними и укладывают спать.
Общаясь с каждым ребенком в ходе игры, необходимо активизировать его опыт таким образом, чтобы он самостоятельно ставил игровые задачи. Для этого предлагается вспомнить, что видели на экскурсиях. Готовое решение игровой задачи дается крайне редко, в основном чтобы показать результат игры.
Нужно чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению друг с другом.
Руководство сюжетно-ролевой игрой ученые понимают по-разному. Г. Н. Година, Н. П. Михайленко, Э. Т. Пилюгина предлагают для развития игры показывать и объяснять игровые действия,знакомые детям по опыту: покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать; закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.
Большое значение авторы придают организации игровой среды. Игровые уголки оснащаются игрушками – мебелью, кубами с отверстиями и вкладышами,которые используются в разных значениях: как стол, стул, паровоз, корабль и т. д. На поведение детей в процессе игры оказывают влияние и косвенные методы руководства: игровые ситуации, проблемные вопросы,реплики: «кукла голодная», «ежик устал, хочет спать».
Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых заданий.
Первая группа проблемных игровых ситуаций включает в себя условия, которыми задается необходимость усвоения предметно-игровых действий с образными игрушками. Это ведет к (развитию умения решать игровые задачи в наглядно-действенном плане).
Вторая группа проблемных игровых ситуаций направлена на овладение игровыми действиями, обобщающими знакомые предметно-игровые действия или хорошо известные ребенку практические действия. Это обобщение ведет к формированию элементов знаковой функции мышления.
Третья группа игровых проблемных ситуаций побуждает детей ставить игровые задачи и затем планировать их выполнение самостоятельно.
По мере усвоения способа решения игровых задач в приготовленной взрослым игровой ситуации детям следует предлагать игровые проблемные ситуации, которые побуждали бы самостоятельно готовить условия для решения. Например, девочку просят одеть куклу, но одежду, соответственно сезону года, она должна найти сама в знакомых местах для хранения игрушек.
Формируя цепочку игровых действий, взрослый подводит детей к тому, чтобы они воспроизводили ряд взаимосвязанных жизненной логикой действий. Например, перед кормлением куклы ребенок не только ставит ее на стул и кладет на стол одну-две игрушки,но и постепенно включает в игру новые действия: моет кукле руки, вытирает их полотенцем, наливает чай из чайника в стакан, кладет сахар, мешает ложечкой, затем даёт пить кукле, вытирает рот салфеткой.
Далее взрослый создает игровую ситуацию, когда ребенок вынужден выполнять взаимосвязанные по смыслу игровые задачи, к примеру, пойти в магазин за продуктами, приготовить обед. Новые игровые действия носят, как правило, развернутый характер, повторяются; а старые и хорошо усвоенные – свертываются, обобщаются, сокращаются, заменяются жестом или словом («Все, поела, они сами едят», «Уже поспала»).
Вторая группа игровых проблемных ситуаций направлена на то, чтобы ставить детей перед необходимостью оперировать все более обобщенными игровыми действиями благодаря использованию предметов-заместителей и воображаемых предметов, качеств явлений, названных словом.
Методы и формы организации деятельности воспитанников «Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства». «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,.
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста 1 слайд. Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: 1) возрастных и психофизиологических.
Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без.
Консультация для воспитателей. Виды и Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Форма организации: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Методы, формы организации деятельности воспитанников Формы реализации образовательной программы Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации.
Консультация «Методы и формы организации деятельности воспитанников» ]Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства. Формы реализации образовательной программы Игра — ведущий вид деятельности.
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка.
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации ОД» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности» Преловская.
Проект развития театрально-игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Драматизация сказки «Колобок» Задачи. Образовательные: — Учить детей выполнять движения, характерные особенностям персонажа: (колобок быстрый, юркий – вращающие движения;.
Источник