Способы выполнения двигательных действий с помощью которых двигательная задача решается наиболее

Теория и методика физической культуры (5 стр.)

Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.

Физические упражнения имеют свои содержание и форму.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающегося.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервномышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы выступает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не освоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.

Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т. д. При этом необходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, которая была бы пригодна на все случаи использования физических упражнений.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:

1. По целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др.

В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специальноподготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок соревновательной комбинации.

ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.

2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.

3. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.

4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:

циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);

ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);

комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);

5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.

Читайте также:  Префиксально суффиксальный способ соавтор

6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т. е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.

Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.

Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке определенную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом.

ТЕХНИКА – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники.

ОСНОВА ТЕХНИКИ – это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи.

Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составляют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного элемента основы техники не дает возможности выполнить двигательную задачу.

ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ – наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толканиях – финальное усилие.

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ – второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной задачи.

В прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге.

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в процессе физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

• возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

• поиском более совершенных способов выполнения движений;

• повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

• совершенствованием методик обучения;

• появлением нового инвентаря, оборудования.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.

Пространственные характеристики включают положение тела, траекторию (путь) движения.

Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.

Источник

Ответ 1. ТЕХНИКА – способ выполнения двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается наиболее целесообразно и эффективно

ТЕХНИКА способ выполнения двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается наиболее целесообразно и эффективно.

Пример: при передвижении на лыжах по пересечённой местности равнинные участки преодолеваются попеременным двушажным ходом, пологие спуски – одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые подъёмы – способом «лесенка» или «ёлочка».

Техника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообразному и эффективному прохождению лыжной дистанции (для достижения лучшего результата).

В любом физическом упражнении (двигательном действии ) выделяют ОСНОВУ, ВЕДУЩЕЕ (главное) ЗВЕНО, и ДЕТАЛИ техники.

Основа техники – это состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие.

Пример: прыжок в высоту с разбега складывается из четырёх элементов: разбег – отталкивание – полёт (преодоление планки ) – приземление.

Ведущее звено техники — это наиболее важный момент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить.

Пример: без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно. В данном случае отталкивание – ведущее звено техники.

Детали техники – это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят от индивидуальных особенностей человека.

Пример: в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом, время за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым.

Эффективность техники физических упражнений оценивают по

  1. результативности физического упражнения;
  2. разнице между реальным результатом и возможным;
  3. параметрам эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники.

Ответ 2 Требования безопасности при проведении соревнований по баскетболу, футболу, волейболу (по выбору).

Перед началом любых соревнований необходимо:

1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой, соответствующую виду спорта, сезону и погоде.

2. Снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.) Ногти на руках должны быть коротко острижены.

3. Проверить исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования (мячи, стойки, кольца, сетки, состояние спортивных площадок и футбольного поля и т.д.)

Читайте также:  Способ метания прямой рукой сбоку

4. Спортивные соревнования должны проводиться на сухой спортивной площадке ( в зале – на сухом полу)

При проведении любых соревнований необходимо:

1. Начинать соревнования и заканчивать их только по сигналу (команде) судьи соревнований.

2. Не нарушать правил проведения соревнований, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые судьёй соревнований.

3. Избегать столкновений с другими участниками соревнований (партнёрами по команде или соперниками) не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.

4. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

5. При плохом самочувствии прекратить участие в спортивных соревнованиях и сообщить об этом судье соревнований.

Во время соревнований на спортивной площадке или футбольном поле не должно быть посторонних лиц и предметов, которые могут стать причиной травм. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены гимнастическими матами или ограждены.

1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.

2. Занятия физической культурой как средство в борьбе с вредными привычками человек.

Источник

Тесты по физической культуре

Олимпийский талисман – часть олимпийской символики. Олимпийский талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей стороной по своему усмотрению. Впервые талисманы Олимпийских игр появились на Играх …

а) В 1956 году (Мельбурн) Австралия.

б) В 1960 году (Рим) Италия.

в) В 1964 году (Токио) Япония.

г) В 1968 году (Мехико) Мексика.

Физические упражнения – это…

а) Такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

б) Виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма.

в) Такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

г) Виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств.

Под техникой физических упражнений понимают…

а) Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой интенсивностью.

б) Способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление.

в) Определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

г) Видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения.

Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия…

а) Разучивается в условиях, требующих уменьшения физических усилий.

б) Совершенствуются в условиях, требующих увеличения физических усилий.

в) Закрепляется в условиях внешних и внутренних сбивающих факторов.

г) Выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких – либо функций, называется…

Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называется…

а) Физическим образованием.

б) Физическим воспитанием.

в) Физическим развитием.

г) Физической культурой.

8. Обучение двигательному действию начинается с …

а) Разучивания общеподготовительных упражнений.

б) Создания общего первоначального представления о двигательном действии и способе его выполнения.

в) Непосредственного разучивания техники двигательного действия по частям.

г) Непосредственного разучивания техники двигательного действия в целом.

В рамках одного занятия на этапе начального разучивания техники двигательного действия обучение движениям необходимо осуществлять…

а) В подготовительной части занятия.

б) В начале основной части занятия.

в) В середине основной части занятия.

г) В конце основной части занятия.

Физические качества — это…

а) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

б) Комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности.

в) Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.

г) Врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Абсолютная сила – это…

а) Способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

б) Сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека.

в) Максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

г) Проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц.

Важную роль в развитии силы играют гормоны, обеспечивающие увеличение синтеза сократительных белков в скелетных мышцах, — …

При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином…

а) Объем силовой нагрузки.

б) Весосиловой показатель.

в) Силовой индекс.

Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой) называется…

а) Простой двигательной реакцией.

б) Скоростью одиночного движения.

в) Скоростными способностями.

г) Быстротой движения.

Читайте также:  Способы измерения глубины отверстия

Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется…

а) Скоростным индексом.

б) Абсолютным запасом скорости.

в) Скоростной выносливостью.

г) Коэффициентом проявления скоростных способностей.

Число движений в единицу времени характеризует…

б) Ритм движений.

в) Скоростную выносливость.

г) Сложную двигательную реакцию.

17. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы называется…

а) Физической работоспособностью.

б) Физической подготовленностью.

в) Общей выносливостью.

Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называется…

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее…

а) 3-5 минут, выполняемые в анаэробном режиме.

б) 7-12 минут, выполняемые в аэробно-анаэробном режиме.

в) 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме.

Если интенсивность работы при воспитании выносливости выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд/мин, то повторная работа возобновляется тогда, когда ЧСС снижается до…

Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется…

а) Специальной гибкостью.

в) Подвижностью в суставах.

г) Динамической гибкостью.

Гибкость (амплитуда движений) измеряется…

а) Показателем суммы общей и специальной гибкости (запас гибкости).

б) Показателем разницы между величиной активной и пассивной гибкостью.

в) В угловых градусах или в линейных мерах (см) с использованием аппаратуры или педагогических тестов.

г) Временем и параметрами удержания определенной позы в растянутом состоянии.

Упражнения с направленностью на воспитание и совершенствование координационных способностей рекомендуется выполнять…

а) В подготовительной части урока.

б) В первой половине основной части урока.

в) Во второй половине основной части урока.

г) В заключительной части урока.

Можно ли совершенствовать координацию движений на фоне утомления?

а) Можно, потому что с утомлением объективно возникает необходимость более экономного выполнения движений.

б) Нельзя, так как при утомлении сильно снижается четкость мышечных ощущений.

в) Можно, так как утомление снимает координационную напряженность.

г) Можно, потому что на фоне утомления повышается чувствительность участвующих в управлении двигательными действиями сенсорных систем.

Выберите из перечисленных ниже основную форму организации занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе.

а) Урок физической культуры.

б) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

в) Массовые спортивные и туристские мероприятия.

г) Тренировочное занятие в спортивной секции.

26. В физическом воспитании широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность характерны для…

а) Уроков совершенствования учебного материала.

б) Контрольных уроков.

в) Уроков общей физической подготовки.

г) Уроков освоения нового материала.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются на следующие медицинские группы…

а) Слабую, среднюю, сильную.

б) Основную, подготовительную, специальную.

в) Без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья.

г) Оздоровительную, физкультурную, спортивную.

Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока физической культуры.

а) 4-5 упражнений.

в) 14-15 упражнений.

г) 16-18 упражнений.

Автором программы аэробики является…

б) Николай Амосов.

В легкоатлетическом беге применяются бег в гору, бег по песку, бег против ветра — средства для повышения роли…

а) Скоростной компоненты.

б) Ритмической компоненты.

Взрывная сила и стартовая сила – это проявления…

а) Максимальной силы.

в) Силовой выносливости.

г) Все ответы верны.

Во время оздоровительного бега ногу надо ставить…

г) Индивидуально, в зависимости от биомеханических особенностей техники бега.

33. Максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90 градусов из положения, лежа на спине за 20 с. – тест для определения…

а) Динамической силы.

в) Общей выносливости.

г) Скоростной выносливости.

34. При недостаточной физической нагрузке ее следует повышать в первую очередь за счет…

а) Увеличения объема занятия.

б) Увеличения интенсивности занятия.

в) Увеличения частоты занятий.

г) Равномерного увеличения всех вышеперечисленных показателей.

Программа аэробики была специально разработана для развития…

а) Мышечной силы и выносливости.

в) Кардиореспираторной системы.

г) Регулирования состава тела

36. Отдельные химические элементы неравномерно накапливаются в различных органах и тканях организма. Костная ткань накапливает…

37. Подключение жиров к энергообмену взаимосвязано с запасами углеводов в организме. Жиры становятся основным энергетическим субстратом при истощении запасов гликогена и снижении уровня глюкозы в крови. Это наблюдается при выполнении физических упражнений субмаксимальной аэробной мощности на …

г) Свыше 1,5 часов.

В состоянии покоя в кровяном русле циркулирует не весь объем крови. Часть находится в депонированном состоянии. К кровяным депо относится…

а) Поджелудочная железа.

в) Желчный пузырь.

39. Какой из перечисленных видов спорта в настоящее время не является Олимпийским?

Международная федерация футбола ФИФА — структура, управляющая всем мировым футболом. Штаб квартира ФИФА находится в городе Цюрихе. Назовите, в каком году была основана ФИФА.

Источник

Оцените статью
Разные способы