Словесное ударение. различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики.
Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.
Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.
Место ударения в словоформе. Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском — это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском — второй от конца: рolak, smaragdowy.
Различают ударение подвижное и неподвижное. Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.
Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы — энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.
Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.
Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы — характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги («приехал с Москвы»).
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.
В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.
Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.
Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.
Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые [ ].
Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка
Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по
количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою
идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они
различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.
Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических
оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают
не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве
своих экспонентов разные слова (и морфемы).
Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.
Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.
Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk — шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.
Виды слогов
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд — пруды, кот — коты, Tag — Ta-ge, schwul — schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги — это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги — это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога.
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы.
Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.
Источник
По способу выделения ударного слога
Сегментные и суперсегментные явления
В речевом потоке все фонетические единицы – звуки, слоги, слова, такты, фразы –представлены линейными отрезками (сегментами), которые последовательно располагаются друг за другом. Они называются сегментными единицами.
На линейную цепочку сегментных единиц наслаиваются фонетические явления, которые не могут существовать независимо. Поэтому их называют суперсегментными единицами(=супрасегментными, сверхсегментными). Линейный отрезок можно вычленить и произнести отдельно, а суперсегментный – только вместе с ним
Суперсегментные единицы речевого потока называют также просодическими средствами. Просодия (греч. prosōdia ‘ударение, припев’) включает ударение, тоны и интонацию (иногда только интонацию) [Гируцкий, с. 72].
Ударение
Ударение(=акцент от лат. accentus ‘ударение’) –выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств [ЛЭС, с. 530].
Наука об ударении называется акцентологией.
В зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают:
• фразовое ударение [ЛЭС, с. 530].
Словесное ударение
Под словесным ударением (акцентом) чаще всего понимают выделение слога в слове фонетическими средствами.
2.1.1. Типы словесного ударения:
1) фонетические типы:
• по способу выделения ударного слога,
• по силе (степени) ударности,
• по количеству способов выделения ударного слога;
2) структурные типы:
• относительно слоговой структуры слова,
• относительно морфемной структуры слова.
Фонетические типы
По способу выделения ударного слога
Обычно выделяют 3 компонента ударения (3 средства, или способа выделения ударного слога):
1) сила, или интенсивность артикуляции (достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха),
2) длительность, или долгота (количество) ударного гласного,
3) изменение высоты тона на фоне нейтрального тона прочих слогов.
Соответственно, выделяется три типа словесного ударения:
• количественное, или квантитативное, долготное(в чистом виде не зарегистрировано),
• музыкальное, или мелодическое(не путатьс тонами!).
Динамическое и количественное ударение называют также монотоническим, а музыкальное – политоническим.
тип ударения | чем достигается | |
монотоническое | силовое,или динамическое(реже–экспираторное) | увеличение мускульного напряжения и усиление выдоха |
количественное, или квантитативное,долготное(в чистом виде не встречается) | долгота ударного гласного | |
политоническое | музыкальное, мелодическое | изменение высоты тона на фоне нейтрального тона прочих слогов |
А. А. Реформатский, ссылаясь на А. Мейе, приводит в качестве единственного примера языка с чисто квантитативным ударением новогреческий. Однако современные исследователи утверждают, что длительность ни в одном из известных языков не используется в качестве самостоятельного способа выделения ударного слога [Реформатский, с. 197].
Иногда выделяют также качественное= квалитативное ударение (Л. В. Щерба) – особое качество (тембр) гласных, составляющих ударный слог (отсутствие редукции) [Зиндер, с. 264; Маслов, с. 73].
Обычно ударный слог выделяется несколькими способами одновременно, но доминирующим является какой-то один способ. Напр.,
— в чешском языке – сила артикуляции,
— в литовском, шведском – изменение высоты тона,
— в русском языке – сила и долгота ударного гласного (количественно-динамическое, или динамически-комплексное ударение).
Из этих двух компонентов ряд ученых важнейшим считают длительность.
Аргументом в пользу такого решения является, в частности, тот факт, что русские в языках, где противопоставлены долгие и краткие гласные, склонны воспринимать слоги с долгим гласным как ударные:
— чешские слова с долгим 2-м слогом типа motýl ‘бабочка’ воспринимаются как имеющие ударение на 2-м слоге.
С другой стороны, носители языков, где имеются долгие гласные и дифтонги, воспринимают русские ударные гласные как долгие [ЛЭС, с. 530]. Якуты, напр., заменяют русские ударные гласные долгимигласнымиилидифтонгами:
— лампа – лаампа, мох – муох, семя – сиемэ [Кодухов, с. 124].
Другие исследователи считают, чтодля русского языка наиболее важными признаками являются
— качество ударного гласного [Бондарко и др., с. 117].
Качественный, тембровыйкомпонент русского ударения меньше, чем другие компоненты нуждается в поддержке при помощи контраста [Маслов, с. 73]. Пример Л. В. Щербы: во фразе
— Тут брат взял нож
4 ясно ощущаемых словесных ударения, хотя каждый ударный слог не является ни более сильным, ни более долгим, ни более высоким по сравнению с соседними слогами, т.к. безударных слогов в этом предложении нет. Следовательно, ударение – это нечто абсолютное, а не относительное. Признаком ударности является особое качество ударных слогов по сравнению с безударными [Зиндер, с. 264].
В чешском, финском, английскомязыках бóльшую роль, чем в русском, играет интенсивность, т. к. в этих языках есть противопоставление долгих и кратких гласных.
Для языков с динамическим компонентом ударения характерна редукция гласных в безударных слогах.
Музыкальное ударениепредставлено, напр., в литературном шведском языке:
• в одних словах – акутовый акцент (ровное движение высоты тона в ударном слоге: либо повышение, либо понижение),
• в других грависныйакцент (тон в ударном слоге повышается и снова падает, а в заударном слоге опять немного повышается:
— stegen с акутовым ударением на втором слоге – ‘шаги’;
— stegen с грависным ударением на втором слоге – ‘переносная лестница’ [Маслов, с. 79].
1.2. По силе(степени)ударности
В некоторых языках (русский, английский, немецкий и др.) в многосложных словах возможны два ударения одного типа:
• второстепенное (побочное) [ЛЭС, с. 530].
Особенно распространено побочное ударение в сложных словах. В немецком языке, напр., это всегда так. В немецком языке главное ударение обычно падает на первый слог:
— ‘Haust’ür ‘дверь дома’.
В русском языке побочное ударение в сложных словах не обязательно, а если оно есть, то падает на вторую основу:
— паровóз, водопровóд…, но
— рáдиолокáция, элéктропровóдка …
Побочное ударение слабее главного, поэтому и в русской речи легко различимы такие пары:
— сильнодéйствующий – сúльно дéйствующий [Зиндер, с.261; Маслов, с. 78].
1.3.По количеству способов выделения ударного слога языки делятся на
• моноакцентные языки – ударный слог может выделяться только одним способом (русск., англ. и мн. др.);
• полиакцентные языки – ударный слог может выделяться двумя и более способами (литовский, хорватский, шведский, норвежский, панджаби и др.) – довольно редкий случай.
В шведском языке большинство двусложных и многосложных слов имеют динамическое ударение на первом слоге и музыкальное на одном из последующих:
— flicka ‘девочка’ произносится с усилением на первом слоге и с повышением тона на втором [Зиндер, с. 264; ЛЭС, с. 530].
Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав
Источник