Способы выделения частей речи

Морфология. Система частей речи. Принципы выделения частей речи.

Морфология – как грамматическое учение о слове.

Морфология как часть грамматики является грамматическим учением о слове. Ее объект – отдельное слово в его грамматических функциях и формах.

Термин «морфология» введен в научный оборот в 19 веке взамен термина «этимология». Последний применяется для наименования того отдела грамматики, в котором рассматривалось склонение / спряжение.

Предмет морфологии – изменение слов как средство выражения грамматических отношений. Изучая слова, морфология устанавливает:

а) морфологические законы и модели языка; б) правила изменения слов; в) формы, являющиеся средством выражения тех или иных грамматических значений.

Вот поэтому (теперь нам понятно) основными понятиями морфологии являються грамматические категории, значения, формі.

Морфология представляет собой также учение о частях речи, то есть о тех лексико-грамматических категориях слов, которые устанавливаются на основе анализа семантических и формальных особенностей словарных единиц.

В морфологии изучаются и словообразовательные вопросы, однако только по отношению к частеречному образованию. ПРИЧИНА: специфические для каждой лексико-грамматической группы слов способы деривации проще и удобнее давать применительно к той или иной части речи.

Итак, морфология – единое грамматическое учение о слове – его морфологической структуре, формах и выражаемых ими грамматических значениях; о частях речи и способах приемах их образования.

Части речи — это лексико-грамматические группы слов, отличающиеся друг от друга: а) определенным значением, б) определенными морфологическими и синтаксическими признаками, в) теми или иными грамматическими категориями, г) синтаксическими функциями в составе словосочетания и предложения. В языках флективных части речи различаются также типами формообразования и словообразования.

Удельный вес перечисленных выше признаков, которые отличают одну часть речи от другой, в различных языках не одинаков.

В русском языке морфологические признаки частей речи имеют решающее значение и выявляются обычно очень просто и отчетливо. Шелк и шелковый явно различаются как существительное и прилагательное. Иначе оказывается в таком языке, как английский, в котором морфологическое разграничение имен существительных и прилагательных представлено не так четко, как в русском. Silk -«шелк» является существительным, но в словосочетании silk dress — «шелковое платье» оно выступает уже как прилагательное.

Части речи в одном языке отличаются внутренней неоднородностью. Так выделяются самостоятельные (знаменательные) части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные) и служебные (предлоги, союзы, местоимения).

Принципы выделения частей речи.

Классификация языковых фактов—одна из задач лингвистической науки. На грамматическом уровне лексический состав языка делится на лексико-грамматические разряды. Выделение частей речи значимо для упорядочения, классификации лексем с разным набором словоформ. Оно важно также и для фонетики, словообразования (произношение, деривация связанная с частями речи).

“Части речи – это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

1) наличием особого значения, абстрагированного от лексического и морфологического значений всех слов данного класса; 2) комплексом определенных морфологических категорий; 3) общей системой (тожественной организацией) парадигм; 4) основных синтаксических функций” (Русская грамматика, т.1, с457.)

Семантический принцип = общее грамматическое значение частей речи. Примеры:

Существительное—предметность(дом, космос, синева, белила, шахматистка). Глагол—действие, состояние (писать, умничать, страдать).

Значение частей речи объединяет все слова данной части речи, но не является суммой лексических значений. Например, слова стол, мужество, гроза, любовь, синева, соль, бег имеют разное лексическое значение, входят в разные тематические группы, называют предметы, явления, чувства, действия, вещества…

Лексическое значение отдельного слова (и сумма таких значений) не создают значения части речи, хотя и обусловливают его. Скажем, синева соотносится с прилагательным синий, а бег с бегать.

Значение части речи зависит от способа отражения действительности в языке. Синий (качество как признак предмета) Синева (Качество, как субстанция, как некое явление, которое способно характеризоваться своими признаками (солнечная синева, звездная синева).

Семантический принцип проявляется ярко при переходе одной части речи в другую, см. : существительное дома (нет дома) переходит в наречие, когда перестает обозначать предмет: сижу дома; прилагательное рабочий, если обозначает лицо, выступает как существительное – рабочие вышли на демонстрацию.

Итак, части речи выделяются по категориальному, классифицирующему значению, т.е. по общему значению слов каждой части речи. У существительных – значение предметности, у прилагательных – значение признака, у глагола –значение процесса, действия. Категориальное значение—обобщенное значение целой части речи, отвлеченное от индивидуального семантического признака слова.

Части речи—не только лексические, но и грамматические, наиболее общие категории. Поэтому они имеют грамматическое значение и формы.

Морфологические признаки части речи – инвентарь ее словоформ, система морфологических категорий, разрядов и пр.

Морфологический принцип охватывает слова изменяемые (склоняемые, спрягаемые) и неизменяемые. Примеры:

Существительное – это часть речи, которая имеет грамматические категории рода, числа, падежа. А отдельное слово этого разряда относится к определенному роду, стоит в определенном падеже и числе, формально выраженных соответствующими окончаниями, суффиксами… Глагол – это часть речи, которая имеет категории лица, времени, вида, залога, наклонения, определяющие специфику его форм.

Часть речи отличается типами морфологических изменений. Например: существительные изменяются по падежам, числам; прилагательные изменяются по родам, падежам, числам; глаголы изменяются по лицам, числам, наклонениям и т.д.; наречия не изменяются. Категория одушевленности охватывает только существительные; категория лица охватывает местоимения, глаголы и т.п.

Как видим, некоторые категории распространяются на ряд частей речи. В то же время одна и та же категория, представленная в разных частях речи, не совпадает по функциям. К примеру, категория рода у существительных классифицирующая, у прилагательных—словоизменительная (= прилагательные не делятся на группы в зависимости от рода).

У разных частей речи категориальные признаки проявляются не в равной мере. Ведущим признаком может выступать то один, то другой. Лексические, семантические и другие факторы вносят ограничение в проявление категориальных свойств отдельных слов и их форм. Например, заимствование слов породило в русском языке несклоняемые существительные. Образование абстрактных, вещественных, собирательных существительных повлекло за собой частные словоизменительные особенности.

Морфологические признаки частей речи нельзя сводить к морфологическому характеру отдельного слова или к какому-то одному морфологическому признаку. Так, нельзя определить глагол как часть речи, которая характеризуется изменением по лицам. Ведь глаголы читал, писал не изменяются по лицам. Но все-таки это глаголы. По этим причинам морфологические признаки это –комплекс морфологических свойств, которыми объединяется класс слов.

Итак, морфологический принцип используется при классификации слов по частям речи. Его составные:

изменяемость (неизменяемость слов; типы особенности их изменений); набор грамматических категорий слов и их специфика.

Синтаксический принцип предлагает при определении частей речи исходить из того, что каждая часть речи характеризуется сочетаемостью в предложении с другими частями речи и употреблением в роли определенного члена предложения. Например, существительное сочетается со словами, которые могут его определять; исполняет роль подлежащего или дополнения. А прилагательное сочетается с существительным и выполняет роль определения, части сказуемого. Наречие сочетается с глаголом, прилагательным, исполняя роль обстоятельства.

Различные части речи обладают разными способами синтаксической связи с другими словами. “Так, никогда не сочетаются между собой причастие и прилагательное, прилагательное и глагол, предлог и прилагательное, предлог и наречие. Зато предлоги свободно сочетаются с существительными и отдельными разрядами местоимения, с числительными”. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. Современный русский язык. ч.2 – М.,1999.—С.89.

Конечно, нельзя считать, что синтаксическая функция определенного слова и синтаксическая функция части речи адекватны. Например, литературная норма позволяет сказать: Он очень не глуп. Он очень не дурак. Во втором примере подчеркнутое слово не является прилагательным, хотя и сочетается со словом очень. Отдельное слово способно получить конструктивно обусловленное значение, которое не влияет на целостную характеристику данного слова как части речи.

С переходом слова в другую часть речи меняется его синтаксическая функция. Ср.: прилагательное—существительное = перестает быть определением; выступает подлежащим/ дополнением; при нем может быть подчинительное прилагательное: Детскому дому нужна столовая посуда. В поселке открыли новую столовую.

Итак, мы рассмотрели все принципы. Каждый из них не дает возможности выделить ту или иную часть речи. Например: Учитывая только семантический принцип, нельзя охарактеризовать служебные части речи. Учитывая только морфологический принцип, трудно классифицировать лексемы, лишенные флексий: домино, такси, кафе… И синтаксическая функция тоже не может быть основанием для отнесения слова к определенной части речи. Так, столовая выступает определением (обычно); оно же может исполнять роль подлежащего, дополнение, если приобретает общеграмматическое значение предметности. Только совокупность всех признаков – общее значение, комплекс морфологических черт, характерные синтаксические функции – гарантируют правильную классификацию частей речи. Ведь части речи – способы отражения действительности и представления мысли. Они находят свое отражение в способах организации форм языка. На этом основании при дальнейшем изучении частей речи мы будем учитывать общее значение и частнограмматические категории в их диалектическом единстве. Однако не следует думать, что разноаспектный подход поможет преодолеть все трудности и даже противоречия при распределении слов по классам. См.:

Тысяча = по значению это числительное, по грамматике – существительное; первый, второй = по значению это числительное, по грамматике – прилагательное.

До конца последовательности не противоречивой классификации частей речи наука еще не имеет. В этом нас убедит обзор истории учения о частях речи.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 904 ; Нарушение авторских прав

Источник

План лекции

1. Грамматические значения. Грамматические категории

2. Части речи и принципы их выделения

  1. Грамматические значения. Грамматические категории

Грамматические значения — это значения слова как единицы языка. Грамматическое значение не определяется лексическим значением слова, грамматические значения отличаются от лексических значений 3 основными свойствами:

1) Грамматические значения отличаются от лексических своим отношением к слову и строю языка. Грамматическое значение в отличие от лексического значения не сосредоточивается в одном слове, а характерно для многих слов языка.

2) Характер сообщения и абстрагирования. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности, их называнием и выражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слова, как абстрагирование от лексических значений слов.

Например, слова кошка и кот существуют для того, чтобы различать животных по биологическому полу. Формы рода группируют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы и понятия о них). Грамматические значения выражаются при словообразовании, словоизменении и построении сочетаний и предложений.

Грамматические категории. Группы форм слова, объединенные общностью грамматического значения называются грамматическими категориями. Грамматическая категория является единством частных грамматических форм и значений. Грамматические категории делятся на 2 типа: морфологические и синтаксические. Морфологические подразделяются на словоизменительные и классификационные. Словоизменительные объединяют формы слова в пределах одной и той же лексемы. Классификационные объединяют лексемы на основе общего грамматического значения.

Пример:

Словоизменительная — категория рода имен прилагательных, притяж. местоимений, числительных, причастий, форм времени глагола.

Классификационная — категория рода имени существительного.

Существуют лексико-грамматические категории — категории абстрактности, вещественности, одушевленности, способа действия глагола, качественность прилагательных.

Синтаксические категории проявляются в синтаксических единицах — словосочетании, предложении, синтаксическом контексте (сверхфразовом единстве). Синтаксические категории — согласование, координация, именные и глагольные словосочетания, односоставные и двусоставные предложения, союзные и бессоюзные слож. предложения, второстепенные члены, объектные и обстоятельственные словосочетания.

  1. Части речи и принципы их выделения

Части речи — это наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ, парадигм, синтаксическими функциями).

Первый принцип выделения частей речи:

Признаки частей речи: 1) семантический — это его общее грамматическое значение (например, существительное имеет значение предметности, глагол — действия и т.д.); 2) синтаксический — это его первичная, обычная синтаксическая функция (глагол — функция сказуемое, существительное — подлежащее, дополнение); 3) словообразовательный — это набор словообразующих моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также выделения основы для пополнения лексики других частей речи (для существительного — внутрисубстантивное суффиксальное словообразование); 4) морфологический — инвентарь словоформ, парадигм, система морфологических категорий и разрядов (например, субстантивация прилагательных портной, запятая).

Второй принцип выделения частей речи: классификационный — требует признания неоднородности частей речи и классификации их.

Наиболее многомерной и дифференцированной является следующая система частей речи русского языка:

А. Самостоятельные части речи (знаменательные)

I.Именные: 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение;

II. Глагольные: 5) собственно глагол; 6) причастие; 7) деепричастие;

III.Наречные: 8) собственно наречие; 9) предикативные наречия (категория состояния); 10) компаратив (сравнительная степень);

Б. Служебные слова (частицы речи): 11) собственно частицы; 12) предлоги; 13) союзы; 14) связки;

В. 15) модальные слова и частицы;

Г. 16) междометия.

При упоминании о частях речи имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризующихся теми или иными признаками. Выделение частей речи имеет длительную историю. Оно началось еще в античности. Аристотель в VI. в. до н. э. выделял 3 части речи: имя, глагол, частицы (служебные слова и местоимения). Позже имена разделяют на имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Мы находим затем уже деление на 8 частей речи: 1) имя; 2) глагол; 3) причастие; 4) артикль; 5) местоимение; 6) предлог; 7) наречие; 8) союз.

Так, постепенно складывается та традиционная система частей речи, которой в основном пользуются в средней школе. Оживленные споры развернулись в русском и советском языкознании (Фортунатов, Ушаков, Петерсон). Стремясь примирить разноречивые точки зрения, некоторые лингвисты провозгласили «смешанный принцип» выделения частей речи. Согласно этому принципу необходимо учитывать и грамматическое значение каждого разряда слов и присущие этим словам грамматические категории, типы формо- и словообразования, синтаксическую сочетаемость, характерные функции слов и связной речи.

Прежде всего, начинать нужно с выделения более крупных классов слов, чем отдельные части речи. Это классы знаменательных и служебных слов. Внутри знаменательных слов особое место занимают междометия — слова, служащие выражением эмоций (ай, ой, о, ба, тьфу, увы, ура, дудки) или сигналами волевых побуждений (эй, алло, стоп, брысь, цыц). Для междометий характерна синтаксическая обособленность. По происхождению междометия делятся на: 1) первичные (ой, ай), характеризующиеся чертами глубокой древности; 2) производные от других частей речи (батюшки! ужас!) или от словосочетаний (боже мой! черт возьми!).

Остальные значения слова подразделяются на: 1) назывные (слова-названия); 2) заместительные слова (заместители названий) (местоимения я, ты, он…).

Имя существительное — одна из самых больших групп внутри класса знаменательных слов. Имя существительное выражает грамматическое значение предметности. Историческим ядром существительных были названия предметов в прямом, физическом смысле (камень, копье, названия животных), позднее развились существительные с абстрактными, невещественными значениями: названия отрезков времени (день, год), свойств (белизна, синева), действий и состояний (бег, ученье, рост), отношений (связь, зависимость). В некоторых языках встречаются классификационные категории имени существительного, например, категория рода, числа, лица, одушевленности / неодушевленности.

Имя прилагательное выражает грамматическое значение качества или свойства, называет качество или свойство не отвлеченно, а как признак, данный в каком-то предмете: белое (небо), белый (хлеб), белая (шаль). Как говорит Щерба, без существительного, явного или подразумеваемого, нет и прилагательного. Первичная функция прилагательного — функция определения и сказуемого (его именной части). Признаки, обозначаемые прилагательными, могут варьироваться по степени интенсивности (силы), отсюда — специфическая грамматическая категория качественных прилагательных, категория степеней сравнения.

Глагол в большинстве языков состоит из 2 рядов образований: из собственно глагола (verbum finitum) (читаю, читал, читай, читал бы) и так называемых вербоидов (читать, читающий, читанный, читая), совмещающих признаки и свойства глагола с признаками и свойствами других частей речи (вербоид буквально значит «подобный глаголу»).

Собственно глагол выражает грамматическое значение действия, то есть признака динамического, протекающего во времени, называет этот признак не отвлеченно, а «во время его возникновения от действующего лица» (Потебня). Ему свойственны категории: время, наклонение, залог, вид.

Категория времени служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом.

Категория наклонения (глагольная модальность) выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к действительности, а в ряде случаев — отношение к воле и желанию, иногда к личному опыту говорящего. Различают наклонение реальности — изъявительное (индикатив) и наклонение, представляющее действие как вовсе нереальное или возможное, допустимое, или прямо требуемое от адресата — это сослагательное и повелительное наклонения.

Категория залога выражает в формах глагола разные типы отношения между членами предложения (подлежащим, дополнением) и реальными участниками, реальным действующим лицом — агенсом и пациенсом, т. е. первым объектом действия. В ряде языков залог выступает в 2 формах: актив и пассив. Актив или действительный залог — это форма глагола, при которой подлежащее соответствует агенсу (Рабочие строят дом). Пассив, страдательный залог — такая форма глагола, при которой подлежащее, напротив, соответствует пациенсу (Дом строится рабочими). В языках мира известны и другие залоги (например, в нем. яз. Stativ).

Грамматическая категория вида — с ней связана группировка глаголов по так называемым способам глагольного действия. Способы действия — это семантические разряды глаголов, выделяемые на основании общности типа протекания действия, например, начинательные глаголы (запел, побежал), многократные (певал), ограниченной длительности (попел, побегал), глаголы состояния (сидел), перехода в состояние (дряхлел), однонаправленного перемещения (бежал, нес), ненаправленного перемещения (бегал, носил) и т. д.

Вербоиды совмещают черты глагола с чертами каких-то других частей речи: 1) совмещают свойства глагола и существительного (это инфинитивы в рус. и др. яз., герундий в англ. яз); 2) совмещают свойства глагола и прилагательного (причастия читающий, читавший); 3) свойства глагола и наречия (деепричастия смеясь, читая). Вербоиды используются в функции подлежащего (курить воспрещается), дополнения (люблю читать), определения (читаемая книга), обстоятельства (сказал, смеясь), иногда в функции целого предложения (Не шуметь!).

Наречие с точки зрения грамматического значения — признак признака. По словам Потебни, наречие называет «признак … связанный с другим признаком, данным или возникающим, и лишь через его посредство относимый к предмету» (Поезд шел быстро; железо накаляется до красна). Для наречия характерно отсутствие каких-либо грамматических категорий и, соответственно, форм словоизменения, кроме степеней сравнения (у качественных наречий).

Последняя часть речи внутри слов-названий — имя числительное. Грамматическое значение числительного — это значение количества, представляемого как значение чего-то (пять столов) или же как абстрактное число (пятью пять двадцать пять), как точно определяемое количество или как количество неопределенное (много, мало столов).

Заместительные слова образуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи и по-своему дублирующую ее. Так, слова я, ты, он, она, кто, что, никто, нечто, себя указывают на предметы в грамматическом смысле и потому являются своего рода существительными. Слова мой, твой, такой, какой, никакой, чей, свой указывают на свойства как на признаки, данные в предметах, и потому оказываются своего рода прилагательными. Слова только, сколько указывают на количество и потому должны рассматриваться как своего рода числительные. В школьной грамматике все три разряда объединены в одну часть речи — местоимение.

Служебные слова образуют отдельную подсистему служебных частей речи (или частиц речи). Эта подсистема сильно видоизменяется от языка к языку. Могут быть выделены «морфологические» и «синтаксические» служебные слова. Первые участвуют в образовании аналитических форм. Это предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, слова степени, частицы типа русской бы. К ним же примыкают и служебные слова, оформляющие аналитические лексемы. Синтаксические служебные слова обслуживают словосочетания (т.е. сочетания знаменательных слов) и предложения. Таковы союзы, связки в сложном сказуемом (например, был: Он был актером), частицы, относящиеся ко всему предложению или к члену предложения).

Особую группу между знаменательными и служебными словами составляют оценочные или модальные слова, выражающие оценку достоверности факта (несомненно, вероятно, по-видимому, кажется, как будто, может быть, вряд ли, едва ли, говорят, слыхать, якобы).

Обязательная литература

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1975. — С. 200-219.

2. Кодухов В.Н. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. — С. 208-210; 227-236.

3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: Минск: Тетра – Системс, 2005, -С.186-193, 200.

Источник

Читайте также:  Соленые грузди способ приготовления
Оцените статью
Разные способы
Читайте также:
  1. B.6.4.1. Способы выделения текста.
  2. ERP система
  3. GPSS World – общецелевая система имитационного моделирования
  4. I.2.3) Система римского права.
  5. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  6. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  7. II.5.1) Понятие и система магистратур.
  8. III.3.1) Цель наказания и общие принципы ответственности.
  9. IV. УМСТВЕННЫЙ ТРУД КАК СИСТЕМА
  10. R Принципы купирования пароксизмов мерцания и трепетания предсердий