- Табличное вычитание
- Таблица вычитания
- Урок математики во 2 кл. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?
- Подготовительная работа
- Сложение и вычитание круглых чисел
- Сложение и вычитание без перехода через разряд
- Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Табличное вычитание
Прежде чем познакомиться с таблицей вычитания чисел, мы рассмотрим случаи вычитания разных видов.
Первый способ.
Мы будем вычитать число по частям.
Сначала вычитаем столько, чтобы получить 10. Значит, из 15 нужно вычесть 5.
Мы уже вычли 5, значит, надо вычесть ещё 3:
Наше решение можно записать короче.
Второй способ.
Если ты знаешь, что 15 — это 8 и 7, то легко сразу решить, что
15 — 8 = 7, а 15 — 8 = 7
Рассуждая так, можно решить любой пример на вычитание в пределах 20.
Таблица вычитания
Таблица вычитания нужна, чтобы научиться быстрому вычитанию чисел.
Существует несколько таблиц вычитания чисел. Одна из первых таблиц такого рода — таблица вычитания в пределах 10, но если ты хорошо знаешь состав чисел, тебе она не понадобится.
Есть очень простая таблица вычитания чисел с переходом через десяток. Вот она.
Как ею пользоваться? Очень просто.
Например, тебе нужно из 17 вычесть 8.
Значит, 17 — 8 = 9
Но в этой таблице нет данных на вычитание типа 17 — 5, потому что при таком виде вычитания нет перехода через десяток.
Мы представляем число 17 в виде суммы.
1 дес. 7 ед. — 5 ед. = 1 дес. 2 ед.
17 — 5 = 12
Рассуждая так, можно решить любой пример без перехода через десяток.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Урок математики во 2 кл. Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок математики во 2 кл. по программе Начальная школа 21 века.» Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_vo_2_kl._prakticheskie_sposoby_slozheniya_i_vychitaniya_dvuznachnyh_chisel.docx | 56.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел).
- создать условия для сложения и вычитания вида 26 + 2; 26 – 2; 26 + 10; 26 – 10
- способствовать развитию пространственного и логического мышления, внимания, умения анализировать, сравнивать и обобщать; совершенствовать умение моделировать сюжетную ситуацию; закреплять навык увеличения и уменьшения числа на 2.
- воспитывать интерес к предмету.
— формировать универсальные учебные действия учащихся;
— развивать математическую речь учащихся;
— развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, воображение;
-развивать умение работать в поре, группе, самостоятельно, делать выводы.
-познакомить с частными и общими приемами сложения и вычитания двузначных чисел, основанных на поразрядном сложении и вычитании.
— формировать вычислительные навыки: сложение и вычитание чисел;
— формировать положительную мотивацию учения;
— развивать личностные качества: дружелюбие, взаимовыручку, учить сочувствовать друг другу, толерантность;
— развивать интерес к предмету математики.
Планируемые результаты: сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; м оделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; и спользовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления); п рогнозировать результат вычисления
Оборудование: презентация к устному счёту, наборы цветных полосок, фишек, учительский ноутбук
Мотивация к учебной деятельности
1. Вставьте числа в пустые клетки квадрата так, чтобы сумма по всем направлениям была одинаковой.
2. На каком рисунке больше треугольников – на левом или на правом?
3. Решите задачу.
Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он заметил, что из-под забора видны 8 ног. Сколько детей стоит за забором?
4. Игра «Парашютисты».
– Куда должен приземлиться каждый из парашютов?
5. Винни-Пух толще Кролика, Кролик толще Пятачка. Кто тоньше всех?
Готовность и способность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
Использовать математическую терминологию при выполнении арифметического действия
Характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости
Конструировать алгоритм решения логической задачи
Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие
Воспроизводить устные алгоритмы выполнения арифметических действий
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения свойства геометрических фигур).
Актуализация и пробное учебное действие
– Рассмотрите выражения, записанные на доске:
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств
Выявление места и причины затруднения
– Значения каких выражений вы не сможете еще вычислить?
Самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться
Прогнозировать результат вычисления
Построение проекта выхода из затруднения
– Сегодня мы узнаем, как выполнить сложение и вычитание вида 26 2 и 26 10.
(При рассмотрении каждого примера дети, выкладывая палочки, повторяют способы действия Волка и Зайца. При этом идёт работа в парах.)
Задание № 1 (с. 48).
Пример 1. Учитель ставит учебную задачу: используя цветные палочки, найти способ сложения чисел 26 и 2.
– Рассмотрите первый рисунок на с. 40 учебника и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».)
– Составьте такой же «поезд» из своих палочек.
– Объясните, что делает Заяц. (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.)
– Выполните это действие на своих палочках.
– Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов» (6 + 2 = 8.)
– Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.)
Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит, 26 + 2 = 28.
Пример 2, 3, 4 — аналогично.
Готовность и способность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения
Реализация построенного проекта
1. Формирование правила
2. Прочитайте правила, приведенные на с. 49 учебника.
Формировать устные и письменные алгоритмы выполнения
Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи
Задание № 2, (с. 49). Работают в парах ; используя цветные палочки, они выполняют сложение и вычитание двузначных чисел.
Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения
Прогнозировать результат вычисления;
Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга
Сравнить компонент действия с результатом.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону
Задание № 3 (с. 49).
Выполнить самостоятельно без цветных палочек, руководствуясь правилами
Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения
Включение в систему знаний и повторений
1. Работа по учебнику. Задание № 11 (с. 43).
Задание № 12 (с. 51).
– Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос «на 3 больше, чем 8»?
– Как вычислить число, которое меньше числа 10 на 6?
Задание № 13 (с. 52).
а)– Прочитайте первую задачу.
– Что известно? Что необходимо узнать?
– Используя фишки, решите эту задачу.
б)– Прочитайте вторую задачу.
– Сравните эту задачу с первой. Чем они отличаются?
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Используя фишки, решите задачу.
2. Работа в печатной тетради № 1.
После выполнения этого задания взаимопроверка
3. Домашнее задание: № 14 (уч.); № 58 (рабоч. тетрадь).
Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами
Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости
Планировать ход решения задачи
Анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения
Сравнить компонент действия с результатом.
Уметь взаимно контролировать действия друг друга
Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. — я сегодня научился….
-мне это обязательно пригодится…
2. Оцени себя сам :
— я работал сам, быстро и аккуратно;
— я работал медленно, но правильно;
— я не понял, мне помогали;
— я работал, но отвлекался и поэтому у меня не получилось.
Способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 2 класс по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление»
Сценарий урока с использованием компьютера.Предмет – МатематикаКласс – ВторойТема – Закрепление изученного материала. «Поход Оха и Аха по окрестностям»Учебно-методическое обеспечениеДемидова Т.Е.
Тренажёр по математике 2 класс ( 3 четверть) « Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд»
Тренажёр помогает совершенствовать вычислительные навыки.
контрольная по математике 2 класс по теме: сложение и вычитание двузначных чисел
Проверить знания и умения учащихся по теме.
Учебно методический комплект по математике на тему: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел» 2 класс (конспект + презентация)
Учебно методический комплект по математике на тему: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел» 2 класс (конспект + презентация).
Конспект урока математики 2 класс по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд»
Конспект урока математики 2 класс по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд».
Математика, 2 класс, урок открытия новых знаний по ФГОС «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд»
Урок математики «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд» разработан для 2 класса. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. У.
Презентация урока математики на тему » Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел» (2 класс)
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел.
Источник
Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?
Содержание статьи:
Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.
Подготовительная работа
- Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
- Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
- Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.
Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).
При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.
- Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
- 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
- Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
- Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
- Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.
Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.
Сложение и вычитание круглых чисел
- На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
- С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.
Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.
Сложение и вычитание без перехода через разряд
Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .
Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).
Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.
Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.
После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.
Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.
Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.
- Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
- Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
- Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
- Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).
- Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
- Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
- Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.
- Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
- Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
- Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
- В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.
- Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
- Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.
Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.
Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.
И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: работать с примерами нужно регулярно в необходимом объеме .
Источник