- Распределение на команды и выбор капитанов
- Выбор водящего методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Дисциплина «Подвижные и спортивные игры». Модуль «Подвижные игры»
- Методика проведения подвижной игры
- 1. Подготовка к проведению игры
Распределение на команды и выбор капитанов
Выделение водящих и помощников.
Выделение водящих и помощников. Роль водящего в игре очень ответственна. Медлительный и нерасторопный водящий не предрасполагает остальных игроков к активным действиям. Вот почему лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберут играющие, но предварительно руководитель объясняет, какими качествами должен обладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным, внимательным). Иногда можно применять считалку, определять начинающего по жребию. Последующие водящие выявляются обычно в ходе игры или по результату прошедшей игры.
Для каждой игры руководитель выбирает помощников, которые следя за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Помощников выбирают до построения играющих или после объяснения игры и выбора водящих. В качестве помощников можно использовать физически слабых детей если игра требует проявления физической силы, заранее выбранных которые знакомы с правилами игр. Желательно, чтобы в роли помощников в течении учебного года побывали все учащиеся.
Распределение на команды и выбор капитанов. Командные игры – наиболее эффективное средство закрепления навыков, а также воспитания коллектива. В школьной программе большинство игр командного характера. Однако нужно учитывать, что играть интересно, когда команды равны по силам. Вот несколько способов, с помощью которых руководитель может составить две или большее число команд:
— по расчету в строю. Игроки рассчитываются на1-2, или1-3, в зависимости от числа составляемых команд. Важно, чтобы ребята стояли в строю по росту, мальчики и девочки на разных флангах;
— перестроениями в движении (фигурной маршировкой). Например, по сигналу: «Налево в колонну по три, марш!» – игроки выполняют команду и составляют три колонны;
— по усмотрению руководителя, если он хорошо знает силы участников;
— по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, вызывая их из строя. Такой способ применяется в старших классах при проведении командных полуспортивных игр;
— в классе могут быть составлены две-три постоянные команды, которые в любых играх выступают одним и тем же составом.
Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся. Капитану дается право распределить роли в команде (ловец мяча, салка, защитник, нападающий и пр.), капитан следит за соблюдением правил и дисциплины. Он является помощником руководителя в своей команде.
Источник
Выбор водящего
методическая разработка (старшая группа) на тему
Выполнение многих игровых приёмов обучения, рекомендуемых в социо-игровой педагогике, рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_vodyashchego.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)
Выполнение многих игровых приёмов обучения, рекомендуемых в социо-игровой педагогике, рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Некоторым воспитателям проще и быстрее назначать их самим по своему усмотрению. Но это частенько ведёт к появлению каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать.
Помочь детям освободиться от подобных реакций — задача воспитателей. И эту задачу они могут с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьёвках, гадалках, считалках. Именно они в условиях игрового пространства позволяют детям добровольно подчиниться общей воле, являясь главным средством социализации ребёнка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.
Выбор водящего или капитана с помощью, например, считалочек, поможет воспитателю за короткий отрезок времени настроить детей на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами обучающих занятий.
Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.
Мéриться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды или среди капитанов.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т. д. Когда все участники жеребьёвки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.
Иногда последнему участнику остаётся столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий — ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остаётся за ним. Если нет, то за предыдущим.
Считалочки. Этот способ и деления на команды, и установления очередности, и выбора ведущего до сих пор является самым популярным среди детей даже дошкольного возраста. В книге «Вспомним забытые игры» (М.,1990) С.К.Якуб отмечает: «В мое время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не повторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что бывало завидно».
Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути – восток – будет где-то слева, а конец – запад – справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо).
Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке.
Оставшийся последним обычно – водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга).
Весьма интересен (и очень полезен для дошкольников) вариант ведения расчёта, который называется «На кулÁчках». Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку — мак!»
Отжимай один кулак.
На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба — выходит (или водит).
Примеры детских фольклорных считалок:
Ниточка, иголочка, ти-ти —
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!
По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!
Ехал барин в тарантасе.
И за это приключенье
Три с полтиной заплатил!
Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:
Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.
Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй — до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Добрых и честных людей!
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
Примеры считалок, а также детских закличек, приговорок, жеребьёвок, дразнилок и молчанок можно найти во многих сборниках и хрестоматиях.
Обратим особое внимание воспитателей, что на занятиях и во время прогулок можно использовать вариант жеребьёвки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.
Эстафета считалочек. Сначала идет все как обычно: все дети стоят кружком. Один из них считающий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.
Теперь начинаются отличия. Тот ребёнок, на которого указывает палец ведущего, не выбывает, а наоборот принимает эстафету и сам становится считающим. Прежний выбывает из круга, а новый начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.
Расчёт идет до тех пор, пока не останется один-единственный человек — он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека считалочки на водящего
— Аист-аист, аист — птица,Что тебе ночами снится?Мне болотные опушки,- А еще?Еще лягушки.Их ловить, не изловить.Вот и все, тебе водить!Ахи, ахи, ахи, ох,Маша сеяла горох,Уродился он густой.
Консультация для воспитателей: «КАК ВЫБИРАЮТ ВОДЯЩЕГО ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой — коршун, в третьей — челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать.
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию. Тема: » Круговорот водяы в природе»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Разучивание спортивной игры «Мяч водящему»
Разучивание спортивной игры «Мяч водящему".
Игра с правилами и выбором водящего
Тема: Подвижная игра с выбором водящего и с правилами для детей старшего возраста.Название игры: «Повар и котята».
Как выбрать водящего
КАК ВЫБРАТЬ ВОДЯЩЕГОВ ПОДВИЖНОЙ ИГРЕВсе дети любят играть в подвижные игры, и все хотят быть водящими. Как быть? Кого выбрать? Предлагаемые приемы помогут решить эту проблему, а также закреп.
Мастер класс по проведению подвижной игры в подготовительной к школе группе «Передай мяч водящему»
Игра «Передай мяч водящему» помогает отработать движения и подготовить детей для игры в баскетбол, в которую им предстоит играть в школе.
Источник
Дисциплина «Подвижные и спортивные игры». Модуль «Подвижные игры»
Методика проведения подвижной игры
1. Подготовка к проведению игры
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе.
Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.
При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на праэднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности.
Выбор игры напрямую зависит от месгпа ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.
При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду.
Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться.
Руководитель использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, распространенные среди детей, новые варианты игр, творчески переработанных детьми и руководителем. Последние приобретают новые формы, иногда более эффективные в воспитательном отношении для данного контингента детей.
Источник