- Как вязать арматуру для фундамента крючком?
- Способы вязки арматуры, их плюсы и минусы
- Крючком
- Сваркой
- Хомутами
- Вязальным пистолетом
- Какой проволокой лучше вязать арматуру
- Нормы и правила выполнения работ
- Инструкция по вязке арматуры крючком
- Ручным
- Простой узел
- Мертвый узел
- Шуруповертом
- Технология выполнения прочих методов вязки
- Пистолетом
- Клещами
- Вяжем арматуру своими руками
- Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом
- Как рассчитать количество вязальной проволоки
- Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель
Как вязать арматуру для фундамента крючком?
Способы вязки арматуры, их плюсы и минусы
При выполнении работ по заливке бетонных оснований, строители сталкиваются с необходимостью подготовки металлического каркаса для обеспечения прочности конструкции. Сформировать сетку из арматурных прутов можно различными способами:
- связывая элементы каркаса с помощью проволоки крючком, шуруповертом или вязальным пистолетом;
- сваривая арматуру между собой;
- закрепляя пруты между собой с помощью пластиковых хомутов.
Единственно правильного варианта не существует. На практике применяются все способы, а выбор зависит от используемого материала и условий на стройплощадке.
Чтобы понять, в каком случае лучше применять тот или иной метод, следует рассмотреть положительные и отрицательные особенности каждого.
Крючком
Вязание арматуры крючком (о том, как его сделать, можно прочитать здесь) имеет следующие плюсы:
- высокая скорость выполнения операции. При определенной сноровке, специалист быстро затягивает узлы ручным инструментом на месте соединения прутов. Такая работа не тяжела даже для начинающих;
- легкость исправления брака. Неправильно наложенную проволоку легко раскрутить или разорвать кусачками. Сварочный шов так легко не переделать – придется пилить место соединения углошлифовальной машинкой;
- для связки арматуры не нужно иметь большого опыта. Начинающий строитель быстро учится этой нехитрой процедуре и после полусотни узлов сможет считаться профессионалом;
- связывать пруты в каркас можно сразу внутри опалубки;
- затраты на оплату труда и материал не высоки.
К недостаткам вязки арматуры крючком относят шаткость собранного каркаса. Эта проблема возникает тогда, когда требуется перенести каркас с места сборки в опалубку. Справиться с этим недостатком просто:
- в случае с обычной металлической арматурой, рекомендуется в нескольких местах укрепить соединения сваркой;
- при использовании стеклопластиковых изделий, монтируют несколько раскосов по периметру. Они помогут придать дополнительную прочность сетке.
На практике эту проблему решают просто – вяжут каркас прямо в опалубке, чтобы его не надо было переносить.
Помимо ручного крючка для вязки арматуры, используют также полуавтоматический крючок. Это устройство помогает выполнять работу на порядок быстрей. Полуавтомат представляет собой механизм, снабженный реверсивной винтовой основой. Если ручку потянуть назад, винт начинает вращаться, натягивая проволоку на соединение.
Как пользоваться полуавтоматическим крючком для вязки арматурных каркасов, можно посмотреть на видео ниже. К такому инструменту следует приноровиться, но профессиональные рабочие умудряются затягивать узел на соединении в одно движение, что заметно ускоряет весь процесс.
Сваркой
Технология сварки арматуры применяется при устройстве монолитных фундаментов для многоэтажных строений. Ранее этот метод считался самым надежным, но в современных условиях чаще применяют другие способы соединения прутов.
К недостаткам сварного метода относят:
- необходимость привлечения к работам профессионального сварщика. Оплата труда специалиста автоматически увеличивает сметную стоимость объекта;
- точка соединения двух арматурных прутов ослабляет общую прочность конструкции и является слабым местом;
- сваркой невозможно соединить стеклопластиковую арматуру;
- самая популярная марка прутов для сборки каркаса (А-400) не подойдет для этого метода. Придется отдельно заказывать пруты марки А500С.
В современном многоэтажном и частном домостроении все чаще отказываются от сварки арматуры в пользу вязания.
Хомутами
Главными плюсами сборки арматурного каркаса на хомуты считают высокую скорость, надежную фиксацию и необязательность наличия профессиональных навыков у работника.
Кроме достоинств, у этого метода есть и недостатки:
- если предстоит выполнить большой объем работ, сборка каркаса на хомуты выйдет немного дороже, чем вязание проволокой;
- скорость вязки каркаса хомутами высокая, но ниже, чем в случае вязки проволокой;
- невозможность исправить соединение без разрыва хомута (проволоку можно перевязать);
- перемещать сетку, связанную с помощью хомутов, нельзя. Конструкция может развалиться под собственной тяжестью;
- при температуре ниже 0 o С пластик становится ломким.
Хомуты чаще всего используются для частного домостроения, когда необходимо выполнять относительно небольшой объем работы.
Вязальным пистолетом
Автоматизация направлена на увеличение скорости выполнения работ. Используя автоматический вязальный пистолет, работник может выполнить те же операции, что и с традиционным крючком, но быстрее в 7-9 раз. Норма для формирования одного узла пистолетом – 1 секунда.
Устройство выглядит как обычная ручная дрель, на которой установлен моток с проволокой. Для формирования узла достаточно направить жало пистолета в точку соединения и нажать на спусковой крючок. Аппарат сам выполнит вязку.
Минусы использования пистолета для вязки арматуры:
- объемное устройство не позволит добраться до узких мест. Там придется выполнять соединение вручную;
- цена аппарата начинается от 30 000 рублей;
- бракованное соединение невозможно раскрутить. Бракованную проволоку приходится срезать и накладывать новую;
- связать пруты большого диаметра с помощью пистолета не получится.
Какой проволокой лучше вязать арматуру
Для обвязки арматуры применяют отожженную проволоку. Она отлично гнется и, при этом, обладает высокой прочностью, поэтому ее можно затягивать с усилием, не опасаясь порвать.
Чаще применяется черная обожженная проволока, но в некоторых случаях используют стойкую к коррозии проволоку с цинковой защитой.
На строительную площадку проволока может поставляться в бухтах или нарезанная на куски определенного размера, подходящего для получения одного соединения. Часто такие отрезки уже снабжены петлей на конце, что позволяет ускорить процесс вязки. Работать с мотками трудней — приходится тратить время на нарезку.
Нормы и правила выполнения работ
При работе со связными конструкциями строителям следует руководствоваться требованиями ГОСТ 10922-2012 к вязанным и сварным соединениям, и СП 52-101-2003, регламентирующим процессы по формированию каркасов.
Инструкция по вязке арматуры крючком
Вязать арматуру голыми руками бесполезно – добиться необходимого усилия по затяжке проволоки можно только с помощью дополнительных инструментов. Пошагово разберем основные приемы, как вязать арматуру крючком.
Ручным
Для вязки проволоки вручную понадобится крючок. Проволока складывается вдвое и поддевается под место фиксации. Свободный конец продевается в петлю и закручивается крючком до плотного натяжения проволоки.
Простой узел
Чтобы связать проволоку простым узлом, потребуется выполнить следующие действия:
- Отрезается проволока длиной 200 мм и сгибается пополам.
- Согнутый отрезок проталкивается под точкой совмещения двух прутов.
- Крючок вставляется в петлю и цепляет свободный конец.
- Выполняется полный оборот вокруг своей оси. Свободный конец нужно придерживать.
- Далее, натягивая проволоку, крючок проворачивают еще несколько раз до получения надежного соединения.
Не обязательно покупать крючок в магазине. Удобный инструмент можно легко изготовить самостоятельно, придав необходимую форму стальному пруту и надев на конец ручку.
Мертвый узел
Перед тем, как вязать арматуру для фундамента крючком, надо научиться формировать мертвый узел. Особенно хорош этот способ для связывания вертикальных прутов для колонн и балок.
- Отрезается кусок длиной до 400 мм и сгибается пополам.
- Отрезок проталкивается вперед петлей снизу закрепляемого узла.
- Свободный конец пропускается через верх и вновь загибается под пруты.
- Петля и свободный конец совмещаются, после чего зацепляются жалом крючка.
- Крючок с натяжением проворачивается до отрыва петли.
Для получения качественного соединения, нужно добиться плотной укладки проволоки на поверхность арматуры. Процесс вязки продолжается в шахматном порядке.
Шуруповертом
Схема работы с шуруповертом напоминает процесс вязки крючком, но вместо ручной силы используется автоматика. Вместо обычного жала в шуруповерт вставляют самодельный крючок, обычно для этой цели берут кровельный гвоздь.
Важно смотреть, чтобы скорость работы шуруповерта соответствовала необходимому усилию по затяжке проволоки. При чрезмерном усилии, проволока будет рваться, а на малой скорости может получиться слабый узел.
Технология выполнения прочих методов вязки
Для строителей важно знать все способы устройства каркаса, а не только как пользоваться крючком для вязки арматуры.
Пистолетом
Для вязки проволоки этим устройством не нужны особые навыки. Автоматическое устройство достаточно поднести к месту фиксации и нажать на спуск. Механизм в доли секунды выполнит операцию, после чего можно сразу двигаться дальше.
Клещами
При работе с клещами не обязательно подготавливать петли, чтобы затянуть связку. Этот способ позволяет экономить на расходе проволоки.
Проволоку сматывают в небольшие рулоны и удерживают в левой руке. Один конец протаскивается снизу, а за второй конец делают захват клещами, после чего работник выполняет пару оборотов и откусывает излишек проволоки.
Многие профессионалы отдают предпочтение методу вязки клещами, так как, при определенной сноровке и если все делать правильно, он позволяет подготавливать каркас быстрей, чем при работе крючком.
Источник
Вяжем арматуру своими руками
В первой части статьи мы рассказали о том, выгодно ли покупать аккумуляторный вязальный пистолет, как сделать самодельный крючок для вязки арматуры, и как её правильно вязать. Продолжаем начатую тему. Сегодня мы ответим на следующие вопросы:
- Можно ли связать арматуру пластиковыми стяжками и шуруповёртом.
- Как рассчитать необходимое количество вязальной проволоки.
- Как привезти длинную арматуру на участок в обычной ГАЗели.
- Допускается ли сварка арматуры сварочным инвертором.
Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом
Часть пользователей нашего портала предпочитают вязать арматуру с помощью реверсивного крючка.
Это приспособление в виде длинной рукоятки с крючком на конце, которое надо дёргать на себя.
Мнения об эффективности такого крючка расходятся. Кто-то считает реверсивный (полуавтоматический) крючок эффективным инструментом. Кто-то относится к нему, как к ненужной игрушке, предпочитая вязать арматуру обычным крючком.
На мой взгляд, работать с реверсивным крючком очень просто. Дёрнул на себя, проволока и закрутилась. Справится и ребёнок, и женщина.
Я вяжу арматуру только полуавтоматом. Быстро, качественно и удобно. Обычный крючок меня и не заинтересовал.
Вот фото рабочего процесса вязки таким крючком.
А я купил и обычный крючок, и реверсивный. Попробовал оба, и полуавтомат мне совсем не понравился. Всё вязал обычным.
Мнения разделились. По словам alex_k11, если и выбирать реверсивный крючок, то покупать только правильный — с двухзаходовой проточкой рабочего механизма. На рынке представлены более дешёвые и менее качественные полуавтоматические крючки с однозаходовой винтовой насечкой. Такие крючки дёргает при закручивании, и они рвут проволоку.
Для наглядности прилагаем фото «правильного» и «неправильного» реверсивного крючка.
Также реверсивные крючки могут не пережить большого объёма работ. При стачивании рабочей части винтовой насечки крючок начинает дергать. Результат — проволоку рвёт.
Кроме этого, пользователи портала экспериментировали с использованием шуруповёрта в качестве приспособления для связывания арматуры.
Мнения по поводу эффективности такого «автомата» тоже разделились.
Я самостоятельно вязала арматуру при помощи шуруповёрта с шестигранником «четвёркой», вставленным в патрон. Очень понравилось. Удобно, и скорость высокая.
По мнению пользователя FORUMHOUSE andre777, от «шурика» толка нет. Надо ловить момент затяжки вращения. Чуть увеличил момент — порвал проволоку. Уменьшил — недотянул. Причём, коррективы приходится вносить постоянно, т.к. жесткость проволоки от партии к партии может меняться.
Постоянно носить шуруповёрт в руках — быстро устаёшь, особенно при больших объёмах и при работе в неудобных местах.
Лучше простого крючка ещё ничего не придумали.
Ещё один вариант, ускоряющий и упрощающий монтаж — связывание арматуры пластиковыми стяжками.
Я вязал пластиковыми хомутами небольшой ленточный фундамент. Работа шла очень быстро.
По словам ещё одного пользователя FORUMHOUSE Plastilin, он до стяжек перепробовал всё — самодельный крючок из гвоздя, клещи, шуруповёрт. Всё не то, а объём работ предстоял огромный. Подумав, он решил использовать стяжки, и дело пошло.
Скорость увеличилась раз в 5. Вязал стяжками всё — армопояса, перемычки и т.д. Концы хомутов, где отрезал, а где — нет.
Совет пользователя — использовать надо только качественные стяжки. У стяжек с истёкшим сроком годности отрывает головки, или они рвутся. Чтобы не купить некондицию, можно приобрести на пробу 1 пачку и пустить её в дело. Если стяжки не рвутся, то закупить большую партию.
При выборе стяжек/хомутов руководствуемся следующими техническими характеристиками:
- Стяжки надо брать от 4.7 мм до 5.5 мм. Меньшего размера — очень слабые.
- Для связывания 1-2 прутков арматуры достаточно стяжки длиной 16 см.
- Для связывания 2-3 прутков берём стяжку длиной 20 см.
Чтобы не ошибиться, действуем экспериментальным путём. Покупаем 2-3 пачки стяжек разного размера и вяжем ими арматуру.
Я думаю, что если не предполагается масштабное строительство, то стяжки — оптимальный выбор. Я сделал на стяжках фундамент ТИСЭ, а у родственника даже при заливке из бетононасоса вся арматура осталась на месте. Мы для чистоты эксперимента даже вставали на каркас, всё выдержало.
Важно: пластиковые стяжки при низких температурах становятся хрупкими. Если при заливке бетона предполагаются мощные ударные нагрузки (например, заливка фундамента с большой высоты (стены цокольного этажа), большие объёмы и т.д.), то хомуты, из-за меньшей прочности, чем у вязальной проволоки, может разорвать. Поэтому сначала думаем, а потом делаем.
Большие фундаменты, сложные и ответственные конструкции со множеством узлов надо вязать проволокой. Это надёжнее и дешевле, т.к. в пересчёте на количество узлов вязальная проволока стоит дешевле, чем сотни и тысячи стяжек.
Также помним, что задача стяжек и вязальной проволоки — обеспечение заданной геометрии арматурного каркаса при заливке бетона. В дальнейшем (после застывания раствора) стяжки и проволочные узлы в работе конструкции не участвуют.
Как рассчитать количество вязальной проволоки
Помимо вопроса, как и чем вязать арматуру, любой начинающий застройщик думает о том, сколько вязальной проволоки купить.
Я делаю плитный фундамент размером 12.5х12.5 м. Мне нужно связать арматуру в два ряда 200х200 мм. По периметру и под несущими стенами 100х100 мм. При заказе арматуры мне сказали, что приблизительно на вязку 1 тонны арматуры уходит 12 кг проволоки. Это так?
Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать исходные данные. Это:
- Диаметр арматуры, которую надо связать.
- Длина проволочной петли, которая уходит на один узел.
- Диаметр проволоки и её вес.
- Шаг вязки и количество предполагаемых узлов.
Дело в том, что в 1 тонне арматуры «десятки» находится одно количество хлыстов, а в 1 тонне «двенадцатой» — другое.
Соответственно: меняется общая длина арматуры и количество вязок при одинаковом шаге. Для усреднённого расчёта берём, что на 1 вязку требуется 250 мм проволоки (проволока сложена вдвое, вяжем арматуру диаметром 10-14 мм).
Теперь нам надо рассчитать количество вязок и сколько метров находится в 1 килограмме проволоки. Отсюда мы найдём, сколько всего понадобится килограммов проволоки на данное количество вязок арматуры.
На строительство фундамента я взял арматуру диаметром 12 мм. Проволока используется диаметром 1.2 мм. Проволока продаётся в бухтах по 80 кг или в нарезах длиной по 40 см, весом «снопа» в 5 кг.
Расчёт ведём следующим образом: проволока диаметром 1.2 мм весит около 9 г на 1 метр. Из 1 кг проволоки примерно получается 440 вязок (по 250 мм на вязку). В 1 тонне «двенадцатой» арматуры около 1100 метров. При вязке с шагом в 20 см получается примерно 2800 узлов, на которые потребуется примерно 6.5 кг проволоки в нарезке по 250 мм.
Если брать проволоку из расчёта: 40 см длины на 1 вязку, то слишком много проволоки уйдёт в отходы, т.к. на 1 узел, в среднем, требуется от 25 до 30 см.
Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель
Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.
Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.
Моё ноу-хау — я покупаю арматуру и, вместе с помощником, сгибаю хлыст пополам. В результате длина сложенной вдвое арматуры около 5 метров. Мы легко гнули и «десятку», и «двенадцатую». Затем арматура закидывается в кузов ГАЗели с небольшим выпуском за борт (менее 2-х метров), что допускается правилами перевозки грузов.
Арматуру привозят на участок, где разгибают в длинный хлыст при помощи самодельной кувалды с металлической ручкой, на которой приварена гайка. Резьба на гайке не даёт хлысту провернуться, и арматура гнётся под любым нужным углом. В качестве модификации вместо кувалды можно использовать ломик, на который также приварили гайку.
Арматуру я вязал проволокой. Думал использовать хомуты, но получается не очень прочно, а при сваривании арматуры меняется структура металла.
Для сваривания каркасов, сеток и т.д. используется арматура с маркировкой — буква «С» на конце (например, A400C). Самую ходовую марку арматуры (например, маркировка – AIII (A400)) необходимо связывать проволокой, т.к. в месте сварки уменьшается прочность металла.
В теме форума можно изучить все особенности и нюансы связывания арматуры крючком, аккумуляторным вязальным пистолетом и шуруповёртом. Рекомендуем прочесть статьи про ручную гибку арматуры и самодельные арматурогибы, выбор сварочного инвертора и основы ручной дуговой сварки, а также о секретах холодной ковки. А из видеосюжета вы узнаете обо всех особенностях армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента.
Источник