Способы вязания арматуры проволокой

Содержание
  1. Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов
  2. Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов
  3. Возможно Вам нужно:
  4. Чем вяжут арматуру?
  5. Какая вязальная проволока нужна для арматуры?
  6. Как выбрать вязальную проволоку?
  7. Как рассчитать вязальную проволоку?
  8. Как правильно вязать арматуру крючком?
  9. Помощь шуруповерта или клещей
  10. Плюсы и минусы соединения методом вязки
  11. Заключение
  12. Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих
  13. Способы вязки арматуры
  14. Преимущества и недостатки соединения сваркой
  15. Плюсы и минусы соединения методом вязки
  16. Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
  17. Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
  18. Как правильно вязать арматуру крючком?
  19. Простой узел связки арматуры крючком
  20. «Мёртвый узел»
  21. Специальный пистолет для вязки
  22. Использования шуруповёрта с крючком
  23. Вязка арматуры клещами
  24. Выбор проволоки для вязки арматуры

Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов

Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов

Как известно, строительный бетон хорошо выдерживает нагрузки на сжатие. При этом его разрывают растягивающие усилия, не превышающие даже десятой доли максимальных сжимающих сил.

Именно поэтому для повышения прочности бетона к растягивающим и изгибающим воздействиям применяют стальные сетки и армокаркасы — связанные двойные сетки, отстоящие друг от друга не менее, чем на 150 мм.

Возможно Вам нужно:

Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (1300 вязок)

Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (130 вязок)

Крюк вязальный

Армирующие элементы собирают из рифлёной стальной арматуры. Чаще всего для этого используют арматуру классов А II и AIII. Соединение её элементов в пространственный арматурный каркас производят двумя способами — электрической сваркой или вязальной проволокой.

Несмотря на то, что сварка позволяет сварить каркас быстрее, чем это можно сделать вязкой, чаще применяют второй метод. Причин этому много:

  1. Электросварка нарушает кристаллическую решётку металла, в этих местах он менее прочен, и возникающие напряжения при становлении бетона разрывают часть сварных соединений. Итог — железобетон ослабляется.
  2. Сварная конструкция является более жёсткой в сравнении с вязаной, подвижки арматуры при виброуплотнении и застывании бетона (приспосабливаемость под изменяющиеся нагрузки) здесь невозможны. Поэтому часть порывов происходит и по причине жёсткости армокаркаса.
  3. Трудоёмкость сварки меньше, но более высокая оплата труда квалифицированного сварщика, аренда сварочной техники и значительный расход электроэнергии делают затраты на сварку более высокими по сравнению с вязкой.
  4. Для сварки арматуры можно использовать только специальную, имеющую в маркировке букву «С». Поиск её добавляет забот организаторам строительства.
  5. При наличии в бетонной конструкции влаги корродируют в первую очередь места сварки. Образующаяся ржавчина своим объёмом разрывает бетон, ещё больше обнажая арматуру для усиления коррозии. Примером могут быть старые бетонные столбы, полностью разрушенные ржавчиной сварных каркасов внутри них.
  6. Сваркой можно соединять арматуру толщиной не более 20 мм.

Чем вяжут арматуру?

Описанные недостатки электросварного армокаркаса не позволяют применять эту технологию в ответственных сооружениях. Основной технологией изготовления армирующего каркаса в таких объектах является вязка арматуры. Её осуществляют специально изготавливаемой проволокой из низкоуглеродных сталей Ст0, Ст1, Ст2, Ст3. Содержание углерода в ней — не более 0,25 %.

Основные требования, предъявляемыми к вязальной проволоке, — прочность и пластичность. Первая обеспечивается составом стали, применяемой для её изготовления. Параметром является временное сопротивление разрыву. Для термически обработанной проволоки (для вязки применяется только такая) его величина должна составлять 30-50 кгс/мм².

Пластичность вязальной проволоке придаёт термообработка. Она состоит в нагреве материала до 400-500 ºС (разные технологии), выдержки и охлаждения на воздухе. При этом происходят процессы гомогенизации, рекристаллизации, отдыха металла. Результат:

  • снижение твёрдости;
  • снятие внутренних напряжений;
  • улучшение структуры и однородности;
  • существенное повышение пластичности.

Проволоку, подготовленную таким образом, можно многократно изгибать, скручивать, натягивать. Она становится мягкой, хорошо и без образования петельных пустот обхватывает стягиваемые детали.

Вязальная проволока выпускается как без покрытия, так и с цинковым покрытием. Если она отжигается в шахтной печи в воздушной атмосфере, то получается чёрной, поскольку покрыта образовавшимися окислами. Отжиг в колпаковой печи в атмосферах азота, аргона и других инертных газов даёт светлый цвет.

Проволока с покрытием цинком используется в бетонах с высокой вероятностью проникновения влаги в структуру, например, в фундаментах.

Какая вязальная проволока нужна для арматуры?

Вязальная проволока выпускается по ГОСТ 3282-74. Диаметры вязальной проволоки без покрытия — от 0,16 до 10,0 мм. Диапазон толщин проволоки с покрытием меньше — от 0,2 до 6,0 мм. Для вязки наиболее часто применяемой арматуры используется ещё меньше типоразмеров проволоки:

  • для арматуры толщиной до 12 мм — проволока диаметром 1,2 мм;
  • при толщине арматуры 12-16 мм — 1,3-1,4 мм;
  • арматуру 16-18 мм вяжут проволокой 1,6 мм;
  • арматуру толще 18 мм — проволокой 2,0 мм.

Эти толщины носят рекомендательный характер, они могут быть изменены. Диаметр проволоки выбирают так, чтобы она не рвалась при использовании выбранного метода скручивания и была удобна в работе.

Как выбрать вязальную проволоку?

Проволока вязальная любого типоразмера обладает конструктивными и физическими параметрами. Правильно выбрать по ним нужный вариант — задача технического руководителя работ. Материал должен быть прочным настолько, чтобы обеспечивать надёжное крепление выбранным способом вязки и не рваться.

Сначала стоит определиться с толщиной проволоки по диаметрам используемой для каркаса арматуры, а затем с её количеством, необходимым для выполнения всей работы. В зависимости от того, что является более важным (коррозионная стойкость, чистота рук или цена), выбирают проволоку оцинкованную, светлую или чёрную.

Читайте также:  Способ диагностики развития ребенка

Выбирать проволоку по маркировке нужно следующим образом. В обозначении «Проволока 1,2–О–Ч ГОСТ 3282—74» буква О — обработанная термически (как раз для вязки), буква Ч — чёрная, 1,2 — диаметр в мм. Проволока светлая, обработанная термически, повышенной прочности будет маркироваться так: «Проволока 1,4–П–О–С ГОСТ 3282—74». Цинковое покрытие обозначается в маркировке дополнительной буквой «Ц».

Как рассчитать вязальную проволоку?

Проволока вязальная продаётся на вес. Как рассчитать, сколько её купить в килограммах? Для этого нужно использовать таблицу соответствия веса длине. В одном кг указанного ниже диаметра в мм содержится проволоки в метрах:

Теперь рассчитать расход проволоки можно по плану изготовления армокаркаса, в котором указано число вязок. Его нужно умножить на длину материала в одной нарезке на соединение, которую определяем опытным путём. По общей длине определяем массу проволоки и её цену.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Методик, способов и ответов на вопрос, как вязать арматуру вязальной проволокой, довольно много. Применяются и автоматические устройства, и электроинструменты, и механизированная оснастка, и ручной инструмент, и домашние самоделки.

Одним из наиболее распространённых способов соединения арматуры является вязка крючком. Выполняется он недорогим инструментом — вязальным крючком, который можно сделать и самому, но лучше пользоваться промышленным.

Инструмент состоит из полиамидной цилиндрической ручки, через ось которой пропущено тело самого стального крюка, он свободно вращается в ручке. Конец крючка отогнут по отношению к оси ручки примерно на 80 º, а сама ось вращения зева смещена от оси ручки на 4-10 см (конструкции разнятся). Научиться пользоваться инструментом правильно можно за несколько проведенных вязок, навыки приобретаются уже к концу первого рабочего дня.

  1. Для выполнения вязки проволочную заготовку длиной от 25 до 50 см.
  2. Её складывают вдвое, петлевой конец продевают под соединяемыми стержнями, выводят наверх и надевают на крючок.
  3. Другой двойной конец укладывают в зев крючка.
  4. Затем ручкой производят несколько круговых движений, при этом петлевой и концевой выводы скручиваются и стягивают оба стержня.

Чтобы не разорвать соединение, нужно вовремя остановиться. Критерий один — соединение должно быть плотным без разрыва проволоки. Конусная заточка крюка нужна для облегчения демонтажа инструмента из уже затянутой петли.

Получил распространение и автоматический метод вязки крючком. Он состоит из стержня с винтовой насечкой, на одном конце которого находится крючок. Стержень двигается внутри винтовой пластиковой обоймы с вращением. Если крючком зацепить, как описано выше, проволоку и потянуть на себя обойму, то стержень с крючком будут вращаться, выполняя вязку. Обойма реверсивная — если её отпустить, то она возвращается в исходное положение. Автоматическим крючком вязать арматуру можно быстрее, чем вязальным крючком, но стоит он дороже.

Помощь шуруповерта или клещей

Вязальный крючок без ручки можно использовать с шуруповёртом. Ось крючка зажимают в губках головки, зацепляют проволоку и медленным разгоном вращают его. Чтобы вязка не рвалась, нужно отрегулировать уровень отсечки вращения, которым снабжён шуруповёрт.

Большое распространение в сфере строителей-арматурщиков получил метод вязки арматуры с помощью клещей. Некоторые добиваются поразительных успехов, опережая по темпам работ опытных «крючковиков».

Соединение клещами претендует на самый экономный расход проволоки. Заготовки здесь обычно не делают — не тратят на это время. Проволоку берут прямо из небольшой бухты. Технология похожа на «крючковую»: на конце проволоки загибают петлю, заводят её под арматурное соединение, оба конца зажимают губками клещей, вращают их на 2-3 оборота и откусывают проволоку. Клещи заточены так, что ими можно и надёжно удерживать проволоку при её вращении, и обрезать конец по завершении операции.

Пользуются спросом и так называемые «суперклещи». Это тоже клещи, имеющие на одной ручке винтовую насечку и обойму, передвигающуюся по ней. Вращать их вручную не требуется. Достаточно потянуть обойму на себя, чтобы суперклещи начали вращаться вокруг ручки с обоймой, как в автоматическом крючке. После окончания затяжки проволоку отрезают как обычными клещами.

Существуют и другие инструменты и технологии вязки арматуры вязальной проволокой. Так, на больших строительных площадках применяют вязальный пистолет. Он не требует никакой квалификации работника, при поднесении его жала к месту соединения аппарат за 1-2 секунды выполняет вязку. Недостатками этого устройства является высокая цена (примерно 30 тысяч рублей) и не вполне устраивающая специалистов сила сжатия соединяемых стержней. Эта причина заставляет организаторов стройки использовать аппарат только для обеспечения начальной устойчивости каркаса, а последующие соединения выполнять вязкой крючками или клещами.

При малых объёмах работ вязку производят вообще подручным инструментом. В качестве такого используют в лучшем случае переточенную и загнутую отвертку, в худшем — самодельный крючок, изготовленный из гвоздя или стержня сварочного электрода с отбитой обмазкой.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

  1. Процесс вязки является менее затратным, чем сварка арматуры.
  2. Не требует квалифицированного сварщика, аппаратуры, значительного расхода электроэнергии, особенно, когда на участке её ещё нет.
  3. На подготовку опытного вязальщика арматуры требуется всего один день.
  4. Технология вязки оставляет каркасу некоторую свободу подвижек при заливке бетона и обработке его вибраторами. При этом арматурные стержни занимают такие положения, при которых значительные механические напряжения, грозящие порывами, отсутствуют.
  1. Некачественная обвязка, за выполнением которой не проследил технический руководитель работ, может дать слишком большую свободу стержням. При этом геометрические параметры каркаса могут при заливке искажаться вплоть до выхода арматуры на поверхность, что недопустимо.
Читайте также:  Актуальность освоения обучающимися практических способов познания

Заключение

Вязка арматуры проволокой — ответственная работа. От её качества зависит надёжность дорогостоящих бетонных сооружений. При подготовке нужно внимательно изучать тему, приобретать вязальную проволоку только у проверенных поставщиков, тщательно контролировать выполнение всех операций.

Источник

Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Читайте также:  Эффективные способы экономить электроэнергию

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

На видео ниже, профессиональный арматурщик показывает как правильно выполнять простой узел вязки арматуры крючком, и какой скорости можно достичь работая данным инструментом.

«Мёртвый узел»

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дёшево. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считанные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, у не очень опытного арматурщика уходит 9 секунд. Если вязать автоматизированным крюком, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1-2 секунды на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр – 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Источник

Оцените статью
Разные способы