2.3. Способы ввода координат точек
В предыдущем разделе вы задавали конечные точки отрезка с помощью мыши. Но этот способ ввода (указания) точек не является единственным. Больше распространен второй способ — ввод координат точки с клавиатуры, например: 65,113.24
В данном примере введена точка с двумя координатами: X = 65 мм, Y= 113,24 мм. При вводе координат с клавиатуры запятая является разделителем между абсциссой и ординатой, а точка используется как разделитель между целой и дробной частью числа. Вводимые координаты могут быть целыми или вещественными. При вводе координат следует учитывать, где вы выбрали точку с координатами 0.0. Чаше всего это точка левого утла графического экрана (хотя в процессе работы вы перемещаетесь по рисунку, и точка 0,0 может оказаться в любом месте, даже уйти в невидимую часть чертежа).
Третий способ ввода точек — это относительный ввод в декартовых координатах с клавиатуры, например: @50,25
Данная запись означает, что новая точка задается относительно предыдущей (что определяет символ «@») со сдвигом по оси X на +50 мм (т. е. вправо на 50 мм) и сдвигом по оси Y на +25 мм (т. е. вверх на 25 мм). Здесь запятая также является разделителем координат. Вводимые числа могут быть целыми и вещественными, положительными, нулевыми и отрицательными.
Четвертый способ ввода точек — это относительный ввод в полярных координатах с клавиатуры, например: @33.5
В этой форме записи уже нет запятых, зато появился символ » Пятый способ ввода точек — это указание с помощью функций объектной привязки. Доступ к функциям объектной привязки осуществляется либо через панель Object Snap (Объектная привязка), либо через контекстное меню, которое рассматривается далее в данном разделе.
В разд. 1.3 рассказано, как вывести панель инструментов, если она отсутствует на экране. Вызовите панель Object Snap (Объектная привязка) (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Панель Object Snap
В этой панели собраны следующие кнопки (более подробное их рассмотрение будет ниже, по ходу изложения соответствующих функций):
— использование отслеживания с помощью промежуточной точки;
— смещение от другой (вспомогательной) точки;
— конечная точка;
— средняя точка;
— точка пересечения двух объектов или их продолжений;
— точка мнимого пересечения двух объектов или их продолжений (т. е. пересекаются только проекции объектов на текущую плоскость построений);
— точка продолжения;
— центр дуги, окружности или эллипса;
— точка квадранта дуги, окружности или эллипса (это точки, расположенные на 0°, 90°, 180° и 270°);
— точка касания;
— перпендикулярно объекту;
— параллельно объекту;
— точка вставки текста, блока, внешней ссылки;
— узловая точка;
— ближайшая к объекту точка;
— без использования объектной привязки;
— настройка постоянных режимов привязки.
Рассмотрим использование кнопок объектной привязки и соответствующих им функций на следующем примере. Предположим, на экране есть два отрезка и необходимо построить третий, который идет от конца одного до конца другого. Для этого надо вызвать команду LINE (ОТРЕЗОК) и в ответ на запрос Specify first point: (Первая точка:) с помощью левой кнопки мыши выбрать в панели инструментов Object Snap (Объектная привязка) кнопку соответствующую функции Endpoint (Конточка).
Тогда при подведении указателя мыши к концу первого отрезка, от которого нужно взять конечную точку, появляется желтый (при изменении настройки он может быть другого цвета) квадрат работы функции Endpoint (Конточка) (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Выбор первой точки нового отрезка с помощью функции Endpoint
Если вы считаете, что конечная точка выбрана правильно, то вам остается нажать на левую кнопку мыши. Если AutoCAD выбрал не ту точку (а это может оказаться конечная точка другого близлежащего объекта), то необходимо переместить указатель мыши ближе к той точке, которая вам нужна. Аналогично в ответ на запрос Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить]:) необходимо с помощью левой кнопки мыши снова щелкнуть по кнопке панели Object Snap (Объектная привязка), а затем подвести указатель к концу второго отрезка и нажать на левую кнопку мыши. В ответ на очередной запрос Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить]:) можно нажать клавишу , чтобы завершить команду LINE (ОТРЕЗОК).
В рассмотренной нами ситуации использование функции объектной привязки к концу объекта было обязательным, поскольку рисование «на глаз» (т. е. без применения тех или иных функций) всегда приводит к погрешности построений и заметно ухудшает эстетические свойства чертежа. Данный пример предполагал, что кнопка режима OSNAP (ПРИВЯЗКА) выключена. Несколько иное использование функций объектной привязки будет при включенном режиме OSNAP (ПРИВЯЗКА). Об этом см. разд. 2.4. Другой пример. Предположим, нужно построить отрезок, идущий от середины одного отрезка к середине другого. Выполняется это аналогично предыдущему примеру, но при задании обоих концов отрезка следует пользоваться не функцией Endpoint (Конточка), а функцией Midpoint (Середина), которой соответствует кнопка Еще одна возможность обращения к функциям объектной привязки — это вызов контекстного меню привязки с помощью нажатой клавиши и одновременного нажатия на правую кнопку мыши (рис. 2.8) (при этом курсор должен обязательно находиться внутри графического экрана и не попадать ни на какую панель инструментов).
Рис. 2.8. Контекстное меню объектной привязки
Это меню по своим функциям очень похоже на панель инструментов Object Snap (Объектная привязка). Дополнением является лишь пункт Point Filters (Координатные фильтры), который позволяет воспользоваться одним из шести вариантов координатных фильтров: .X, .Y, .Z, .XY, .XZ, .YZ. Функция координатного фильтра чаще всего используется в трехмерных построениях. Она позволяет взять одну или две координаты из какой-нибудь точки рисунка и затем задать остальные координаты. Например, если для следующей точки (скажем, конца отрезка) нужно взять абсциссу от другой точки, то следует в ответ на запрос точки ввести на клавиатуре .X (или выбрать одноименный пункт контекстного меню). Дальше системе AutoCAD необходимо указать точку любым из известных вам способов, у которой будет вычислена абсцисса, а затем по следующему запросу системы (need YZ): ((требуется YZ):) ввести на клавиатуре оставшуюся координату (или оставшиеся координаты, если речь идет о трехмерной точке).
Источник
Способы ввода координат точек
В предыдущем разделе вы задавали конечные точки отрезка с помощью мыши. Но этот способ ввода (указания) точек не является единственным. Больше распространенвторой способ — ввод координат точки с клавиатуры, например:
65,113.24
В данном примере введена точка с двумя координатами: Х=65 мм, Y=113.24 мм. При вводе координат с клавиатуры запятая является разделителем между абсциссой и ординатой, а точка используется как разделитель между целой и дробной частью числа. Вводимые координаты могут быть целыми или вещественными. При вводе координат следует учитывать, где вы выбрали точку с координатами 0,0. Чаще всего это точка левого угла графического экрана (хотя в процессе работы вы перемещаетесь по рисунку, и точка 0,0 может оказаться в любом месте, даже уйти в невидимую часть чертежа).
Третий способ ввода точек — это относительный ввод в декартовых координатах с клавиатуры, например:
Данная запись означает, что новая точка задается относительно предыдущей (что определяет символ «@»), со сдвигом по оси Х на +50 мм (т. е. вправо на 50 мм) и сдвигом по оси Y на +25 мм (т. е. вверх на 25 мм). Здесь запятая также является разделителем координат. Вводимые числа могут быть целыми и вещественными, положительными, нулевыми и отрицательными.
Четвертый способ ввода точек — это относительный ввод в полярных координатах с клавиатуры, например:
При включении с помощью кнопкиОТС-ПРИВ (OTRACK) режима отслеживания при объектной привязке AutoCAD позволяет использовать полярное отслеживание от промежуточной точки, указываемой с применением объектной привязки. Аналогом является функциональная клавиша .
Еще одна возможность обращения к функциям объектной привязки — это вызов контекстного меню привязки с помощью нажатой клавиши и одновременном нажатии на правую кнопку мыши (рис. 3.5).
Это меню по своим функциям очень похоже на панель инструментовОбъектная привязка (Object Snap). Дополнением является лишь опцияКоординатные фильтры (Point Filters), которая позволяет воспользоваться одним из шести вариантов координатных фильтров:.X, .Y, .Z, .XY, .XZ, .YZ. Функция координатного фильтра чаще всего используется в трехмерных построениях. Она позволяет взять одну или две координаты из какой-нибудь точки рисунка и затем задать остальные координаты
Точки
Интересным примитивом системы AutoCAD является точка. Для его построения используется команда ТОЧКА (POINT), которая, помимо набора на клавиатуре, может быть вызвана из панелиРисование (Draw) (рис. 2.6) или из выпадающего менюРисование (Draw) — пункт менюТочка (Point), Одиночная (Single Point).
Команда ТОЧКА (POINT) при вызове ее из панели инструментовРисование(Draw), работает в цикле, выдавая вопрос:
Текущие режимы точек: PDMODE=O PDSIZE=0.0000 Укажите точку:
(Current point modes: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000 Specify point:)
Укажите с помощью мыши точку на экране. В указанном вами месте образуется точка, изображаемая в соответствии с теми установками, которые вам выдала система AutoCAD (это значения системных переменных PDMODE и PDSIZE). Дальше AutoCAD снова выдает вышеприведенный вопрос об указании точки, и вы можете задать следующую точку и т. д. Когда вам нужно прервать команду ТОЧКА (POINT), то следует воспользоваться клавишей .
Рис. 3.6. Кнопка команды ТОЧКА (POINT)
Если PDMODE=0 и PDSIZE=0, то точка отображается в виде пикселя (т. е. одной точки экрана), что чаще всего неудобно. Поэтому в выпадающем меню Формат (Format) есть пунктОтображение точек (Point Style), который вызывает диалоговое окноСтили точки (Point Style) (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Диалоговое окно Стили точки
Необходимо с помощью левой кнопки мыши отметить ту форму точки, которую вы хотите получить. Рекомендую выбрать форму в виде символа «х». В том же окне можно задать и размеры символа точки, которые могут быть либо в процентах от размера экрана, либо в абсолютных единицах — предпочтительнее сохранить те установки, которые показаны на рис. 2.7: 5% от размера экрана. Завершив установки, закройте окно. Система AutoCAD автоматически перерисует ранее заданные точки в новой форме.
Представленные таким образом точки могут быть использованы для построении новых объектов с помощью функции объектной привязкиУзел(Node). А сами точки поэтому очень часто называются узловыми точками.
Для рассмотрения других команд очистите экран следующим способом. Если в командной строке стоит приглашениеКоманда: (Command:), что означает. что предыдущая команда полностью закончена, установите указатель мыши в правом нижнем углу графического экрана и нажмите (и отпустите) ее левую кнопку. Эту операцию AutoCAD воспринимает как операцию выбора объектов с помощью рамки, поэтому выдает вопросПротивоположный угол: (Specify opposite comer:). С помощью мыши укажите второй угол рамки таким образом, чтобы все ранее нарисованные точки и отрезки оказались внутри этой рамки. После этого у всех выбранных объектов появятся ручки, т. е. небольшие синие квадраты в характерных точках тех или иных объектов (рис. 3.8). У отрезков характерными точками являются конечные и средние точки.
Рис. 3.8. Ручки выбранных объектов
Объекты можно выбирать не только рамкой, но и непосредственным указанием, когда мишень указателя мыши ставится прямо на объект и нажимается левая кнопка. Рамка, которой выбираются объекты, может идти из левого угла в правый или из правого угла в левый. В первом случае рамка называется простой рамкой, а во втором случае секущей рамкой. Простая рамка выбирает только те объекты, которые попадают целиком внутрь рамки. Секущая рамка выбирает те объекты, которые лежат внутри рамки, а также пересекают рамку. Ручки показывают, какие объекты рисунка выбраны для следующей команды (обычно это одна из команд редактирования).
В нашем примере (рис. 3.8) мы выбрали объекты для удаления. Нажмите клавишу (иногда она называется ) и отмеченные объекты будут удалены.
Может быть ситуация, когда ручки высветились случайно или ошибочно. Сброс ручек выполняется двукратным нажатием клавиши .
Есть еще две интересные команды, которые строят точки. Первая команда — ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE), которая делит отрезок (или другой объект) на равные части. Команда может быть введена с клавиатуры или вызвана из выпадающего менюРисование (Draw), пунктТочка (Point), подпунктПоделить(Divide).
Постройте отрезок и введите команду ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE). Первый вопрос этой команды:
Выберите объект для деления:
(Select object to divide:)
Рис. 3.9. Деление отрезка на части с помощью команды ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE)
Отметьте построенный отрезок (делить можно и другие объекты — например, дуги и полилинии, рассматриваемые в данной главе ниже). Следующий вопрос:
Число сегментов или [Блок]:
(Enter the number of segments or [Block]:)
ОпцияБлок (Block) активизирует вопрос об имени блока, который будет вставлен в точках деления. Мы же введем число — например, 8. В результате выполнения команды ПОДЕЛИТЬ (DIVIDE) отмеченный отрезок будет разделен на 8 частей, и в точках деления будут расставлены 7 узловых точек (в той форме, которую мы задали в диалоговом окнеОтображение точек (Point Style)) (рис. 3.9).
Другая команда, которая расставляет точки от начала объекта с заданными расстояниями, это команда РАЗМЕТИТЬ (MEASURE). Она, помимо ввода с клавиатуры, может быть вызвана с помощью пунктаТочка (Point), подпунктРазметить (Measure) выпадающего менюРисование (Draw). Первый вопрос команды:
Выберите объект для разметки:
(Select object to measure:) Выберите объект, который надо разметить. Второй вопрос:
Длина сегмента или [Блок]:
(Specify length of segment or [Block]:)
После ввода числа AutoCAD расставляет точки, начиная от того конца объекта, ближе к которому он (т. е. объект) был указан.
Лучи
Луч — это примитив, бесконечный в одну сторону и начинающийся в некоторой точке. Для его построения служит команда ЛУЧ (RAY). Команда может быть введена с клавиатуры или вызвана с помощью пунктаЛуч (Ray) выпадающего менюРисование (Draw). Первый запрос команды:
Начальная точка:
(Specify start point:)
После задания первой точки AutoCAD циклически запрашивает другие точки и строит лучи, проходящие из первой точки через остальные (рис. 3.10).
Через точку:
(Specify through point:)
Окончание команды — нажатие на клавишу или правую кнопку мыши.
Рис. 3.10. Построение лучей
Прямые
Прямые, в отличие от отрезков и лучей, — это бесконечные в обе стороны линии. Для их построения используется команда ПРЯМАЯ (XLINE), которая может быть введена с клавиатуры, из выпадающего менюРисование (Draw) или из панели инструментовРисование (Draw) (рис. 3.11).
Рис. 3.11. Кнопка команды ПРЯМАЯ (XLINE)
Первый вопрос команды:
Укажите точку или [Гор/Вер/Угол/Биссект/Смещение]:
(Specify a point or [Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset]:)
Если в этот момент вы укажете точку (мышью или любым другим из рассмотренных выше способов), то AutoCAD будет строить пучок прямых, проходящих через первую точку. Для фиксации положения прямой на плоскости достаточно двух точек, через которые она проходит, поэтому следующий запрос таков:
Через точку:
(Specify through point:)
Можно задать несколько точек, через которые пройдет пучок прямых (рис. 3.12).
Рис. 3.12. Построение пучка прямых
Для окончания команды используйте клавишу или правую кнопку мыши.
Следующие пять опций, которые вам доступны в начале работы команды, позволяют рисовать специальным образом расположенные прямые: горизонтальные(Гор (Ноr)); вертикальные(Вер (Ver)); под определенным углом(Угол(Ang)): образующие биссектрису некоторого угла, для которого нужно указать вершину и стороны(Биссект (Bisect)); параллельные к другой прямой (Смещение (Offset)). Каждая из перечисленных опций вводится с помощью тех букв, которые в наименовании опции выделены в верхнем регистре.
ОпцияГор (Ноr) выдает запрос:
Через точку:
(Specify through point:)
Можно задать точки, через которые пройдут горизонтальные прямые. Аналогично работает и опцияВер (Ver) (рис. 3.13).
Рис. 3.13. Построение горизонтальных и вертикальных прямых
При использовании опцииУгол (Ang) выдается запрос:
Угол прямой (0) или [Базовая линия]:
(Enter angle of xline (0) or [Reference]:)
В этот момент нужно задать угол наклона, измеряемый относительно положительного направления оси X. Если нажать . то углом наклона будет нулевой. Угол можно задать числом (в действующих угловых единицах, обычно градусах) или указав мышью одну точку. Система выдаст запрос:
Вторая точка:
(Specify second point:)
На это необходимо задать другую точку, между которыми AutoCAD построит невидимый отрезок и измерит его угол наклона относительно положительного направления оси X.
Если использовать опциюБазовая линия (Reference), то тогда AutoCAD выдаст следующий запрос:
Выберите линейный объект:
(Select a line object:) Нужно указать отрезок, от которого будет взят угол наклона.
После задания угла появляется знакомый нам вопросЧерез точку: (Specify through point:) и вам необходимо указать точки (или точку), через которые пройдут прямые с заданным углом наклона.
ОпцияБиссект (Bisect) строит прямую, являющуюся биссектрисой угла, для которого нужно указать точку вершины, точку на первой стороне угла и точки (точку) на второй стороне угла. Поэтому первый запрос системы такой:
Укажите вершину угла:
(Specify angle vertex point:) Следующий запрос о точке на первой стороне угла;
Точка на первом луче угла:
(Specify angle start point:)
Рис. 3.14. Построение биссектрисы
Точка на втором луче угла:
(Specify angle end point:)
Если вы зададите несколько точек (и закончите ввод нажатием клавиши или правой кнопки мыши), то будут построены биссектрисы углов, у которых одинаковые вершина и первая сторона угла, а вторая сторона угла изменится. На рис. 3.14 приведен пример построения биссектрисы одного угла. Точки указания оформлены как узловые точки.
ОпцияСмещение (Offset) строит прямые линии, параллельные отрезкам, лучам и другим прямым. Она выдает такой запрос:
Величина смещения или [Точка] :
(Specify offset distance or [Through] 🙂
Здесь необходимо либо ввести число, которое станет расстоянием между параллельными линейными объектами, либо нажать клавишу . если вы соглашаетесь с предлагаемой по умолчанию величиной смещения, либо ввести букву Т (Т).
Если вы указали величину смещения (может быть, нажав клавишу ), то следующий запрос системы таков:
Выберите линейный объект:
(Select a line object:) Нужно указать отрезок, луч или прямую. Далее:
Укажите сторону смещения:
(Specify side to offset:)
Поскольку к линейному объекту на плоскости могут быть построены две параллельные линии, то необходимо указать любую точку, расположенную по ту же сторону от базового линейного объекта, где и будет строиться параллельная. После построения одной параллельной прямой система AutoCAD готова построить параллельную прямую к другому линейному объекту с тем же смещением, поэтому далее повторяется вопрос о стороне смещения. На это вы можете или указать другой объект и его сторону смещения, или нажать на (или правую кнопку мыши) и выйти из команды ПРЯМАЯ (XL1NE).
Если в опцииСмещение (Offset) в ответ на запросВеличина смещения или [Точка] : (Specify offset distance or [Through] 🙂 вы ответили Т (Т), то тогда AutoCAD запрашивает:
Выберите линейный объект:
(Select a line object:) А затем просит точку, через которую нужно провести параллельную линию:
Через точку:
(Specify through point:)
Вам нужно указать соответствующую точку. Затем опять повторяется запрос Выберите линейный объект: (Select a line object:), в ответ на который можно указать новый объект для параллельности или закончить команду (с помощью клавиши или правой кнопки мыши).
Источник