Введение в урок.
Введение в урок. Мини-игры и личные вопросы
В начале урока нужно помочь ребятам осознать тему предстоящего занятия, чтоб сконцентрировать внимание на ее содержании. Для настройки ребят на восприятие новой информации полезно провести «зарядку» в виде короткой игры или задать пару личных вопросов по теме. Это повысит интерес к теме, свяжет ее с реальным жизненным опытом ребят. Например, если ребятам предстоит изучать параграф по природоведению о ярусах лесов, то можно начать с вопросов- «А когда вы были в лесу? Собирали ли вы когда-нибудь грибы?» Или возьмем пример введения в тему «сложение двузначных чисел» на уроке математики: «Что вы покупали с родителями в магазине? Сколько стоит хлеб? Как проверить сдачу?»
Способы введения в тему учащихся зависят от возраста, класса, их интересов, типа восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики) А также и от доступных учителю ресурсов, которые могут быть представлены на уроке (иллюстрации, фотографии, монеты, разные предметы и объекты для демонстрации, видео, музыка)
Вводная часть урока помогает психологически расслабиться, вступить в контакт с одноклассниками, заинтересовать учащихся темой урока. Мини-игры в середине урока помогают преодолеть скуку и заряжают класс энтузиазмом.
Вот примеры мини-игр, позволяющих за короткое время «собрать» внимание класса и настроиться на позитивное восприятие:
1. Соревнование. Например: «Кто из нас чаще всех бывает в лесу?» В процессе дискуссии дети вступят в контакт друг с другом и заинтересуются темой.
2.Загадать детям загадку по теме урока. Например: «В шубе летом, а зимой раздетым.(лес)»
3.Поиграть в «лесенку слов» по теме урока, когда дети говорят по одному слову, каждое из которых начинается на последнюю букву предыдущего.
4. Для налаживания коммуникации между учениками полезно давать задание «Узнай у друга». Например, спроси соседа по парте- когда он был в лесу? что там видел? Затем можно попросить учеников рассказать о своем соседе и сравнить — что вы видели одинакового в лесу? А чем ваши впечатления отличаются- что ваш друг видел в лесу, а вы- нет?
5. Принести несколько иллюстраций по теме и предложить ребятам отгадать — какая тема их объединяет? О чем будет сегодня урок?
С помощью таких мини-игр и личных вопросов можно разнообразить традиционную методику обучения, когда учитель просто объясняет тему, а ребята слушают. В результате дети меньше устают, внимательнее слушают, активнее участвуют в уроке, лучше запоминают тему.
Источник
Статья на тему «Структура уроков введения нового знания».
Структура уроков введения нового знания
Мотивирование к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1. Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3. Устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
«хочу, потому что смогу»
• Положительная эмоциональная направленность.
— учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг лругу с соседом по парте);
— учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
— девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
— самопроверка домашнего задания по образцу
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1. Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3. Мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4. Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
· Возникновение проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»); «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию нового знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы : фронтальная работа, работа в парах, группах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Методы: самоконтроль, самооценка.
Оцените свою работу:
Кто не допустил ошибок « + »
Кто немного сомневается « ? »
Кто допустил ошибки и ему надо ещё потренироваться « — »
Включение нового знания в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Цель: повторение и тренировка использования полученных знаний.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
— Какую задачу ставили?
— Удалось решить поставленную задачу?
— Какие получили результаты?
— Что нужно сделать ещё?
— Где можно применить новое знание?
— Что на уроке у вас хорошо получилось?
— Над чем ещё надо поработать?
Может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Приемы формулировки темы урока.
Приемы формулировки темы урока в соответствии с ФГОС.
О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого разнообразия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно, чтобы тему урока дети обозначили сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести их к правильным формулировкам. Самостоятельная формулировка темы урока создает условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию обучающихся.
Предлагаю несколько таких приемов.
Задание: разгадайте кроссворд
Промежуток времени между уроками, когда школьники отдыхают. (Перемена)
Источник
«Этап урока – введение нового материала, мотивация »
Теоретический материал к презентации. Знакомство с этапом урока Мотивация введения нового материала на уроке посредством игровой технологии.
Просмотр содержимого документа
««Этап урока – введение нового материала, мотивация »»
Теоретические материалы по теме:
«Этап урока – введение нового материала, мотивация »
Я не зря выбрала эти игры. Как вы думаете, где их может использовать учитель на уроке, или в какой момент урока?
Введение нового материала зависит от предмета, темы урока.
В соответствии с темой ставится и цель урока. Если рассматривать данный
этап с методической точки зрения, то целью этапа будет: вхождение ученика
в новую обширную область познания и развития.
Донести до учащихся основные понятия, способы решения конкретных заданий, познакомить с теоретическим материалом, дать алгоритм выполнения этих заданий, научить переносить теоретические знания на практику – это и является главной задачей данного этапа.
Прежде, чем познакомить учащихся с новой темой урока необходимо заинтересовать, заинтриговать детей, смотивировать их.
Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, т.к. требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка. Ведь заботясь о мотивировке обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, а на то, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей, доброжелательной атмосферы, межличностного отношения на уроке с широким применением методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:
1) гуманное отношение к детям;
2) удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
3) обогащение мышления эмоциями;
4) стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей.
Все средства педагогического общения (слово, интонация, жест, мимика) в совокупности должны обеспечить эмоциональный комфорт ученика, удовлетворённость от напряжения умственных и практических усилий. Путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Кроме того, формирование учебной деятельности должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия. И переход от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и систем.
Для развития интереса и положительной мотивации можно использовать такие формы, способы, средства введения нового материала: рассказ, сообщение, доклад, беседа, рассуждение, объяснение, наблюдение, опыты, занимательные материалы ( загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, шарады, анаграммы), дидактические игры. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является игра. Представленные вам игры являются универсальными, т.е. каждую игру можно модифицировать, преобразовать, применить к разным предметам, темам уроков или использовать на разных этапах урока.
Универсальные игры помогают учителю заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным – это главная задача игры.
Основной целью игр является сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Заинтересовать – значит зацепить, удивить, рассмешить, ошарашить.
Специальные игры также помогают привлечь внимание учеников к новой теме. Но главная их задача – «донести» содержание темы до учеников. В этих играх используется приём преобразования информации, «перевод» терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы.
Введение в тему должно быть таким, чтобы дети поняли: то, что мы будем изучать, это интересно, важно, нужно, и даже, если хотите, — прикольно!
Вывод. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Игры заставляющие думать, предоставляющие ребёнку возможность проверить свои возможности и способности, включающие его в соревнование с другими, способствуют его (ребёнка) самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие мотивационные качества, которые детям пригодятся во взрослой жизни.
Игра совершенствует предметную деятельность, логику, приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.
Источник