Способы вступления части с

Виды и формы вступления в сочинении

1. Проблемный вопрос. Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени для развёрнутого вступления, начните с вопроса, формулирующего проблему текста.

Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.

2. Общие сведения о проблеме. Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни).

Мы давно уже слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер вытеснили книгу… Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

3. Ссылка на авторитетное мнение. Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества.

Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Создание определённого эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет …

Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой.

5. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

6. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

« Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста.

7. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Он жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращался писатель, — проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.

В любом случае не делайте вступление очень объёмным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Источник

Учимся писать сочинение (часть С)

Виды и формы вступления.

Виды и формы вступления.

  1. Проблемный вопрос. Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени для развёрнутого вступления, начните с вопроса, формулирующего проблему текста.Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.
  1. Общие сведения о проблеме. Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни). Мы давно уже слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер вытеснили книгу… Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

3. Ссылка на авторитетное мнение. Психологи утверждают, что зависимость от

телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества.

Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же

роль иг рает телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или

зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Создание определённого эмоционального настроя . Впечатления детства, наверное,

одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми

связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно

возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни

человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое

Читайте также:  Способы движения мта виды

продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу

определённый эмоциональный настрой.

  1. 5.Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
  1. 6.Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.« Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста.

7. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Вся жизнь

Валентина Распутина связана с Сибирью. Он и сейчас живёт в небольшом

посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших

проблем, к которой часто обращается писатель, — проблема сохранения для

потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.

В любом случае не делайте вступление очень объёмным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Источник

Вступление в итоговом сочинении и его виды 2022

Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.

Информация актуальна для 2021-2022 года!

Вступления бывают:

  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

Источник

Пошаговый алгоритм написания сочинения

Работу желательно начинать со вступления, подготавливающего к восприятию основного смысла в содержании сочинения. Вступление должно состоять из 1-3-х предложений. Вступление и заголовок не требуются по критериям, но наличие небольшого введения делает плюс работе и помогает последовательно изложить материал и оформить текст в соответствии с нормой, что находит своё отражение в критерии К 5 – «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».

Возможные варианты вступления:

Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским и не приписать им, например, «Пиковую даму»).

Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…).

Читайте также:  Открой дверь способ связи

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

проблема чего: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Д.С. Лихачёва заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;
формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

Шаг 3. Комментарий к проблеме (К2)

Глагол «комментировать» означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.

Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:

от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

от формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Это фрагменты сочинений экзаменуемых, в которых раскрывается позиция автора:

«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
«Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги. Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

Примеры соотношения проблемы и авторской позиции по текстам предыдущих лет.

По тексту С. Михалкова:

Проблема Авторская позиция
1. Роль чтения в детстве – в период становлении личности человека. 1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности.
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. 2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.
Читайте также:  Эффективный способ чистки ушей

По тексту В. Ганичева:

Проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талант человека?). Современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать выдающиеся, их превосходящие способности.
Проблема памяти (надо ли помнить соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?). История должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества.
Проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?). Человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству.

По тексту Ю. Трифонова:

1. Проблема нравственного выбора (можно ли ради опыта принести в жертву жизнь животного? Допустимо ли ради познания живого убить живое существо? Оправдывает ли цель средства?) 1. Нельзя жертвовать жизнью живого существа даже ради значительных целей; благородная, гуманная цель не может оправдать безнравственные средства её достижения.
2. Проблема гуманизма (надо ли воспитывать в людях чувство сострадания, жалости к слабым и беззащитным? С какой целью Ольга Витальевна – учитель биологии – решила поставить опыт на живой крысе? Только ли ради того, чтобы научить анатомии?) 2. Чувство жалости и сострадания к слабым и беззащитным должно жить в душе человека; Ольга Витальевна умело использовала ситуацию на уроке биологии, чтобы пробудить в своих учениках чувство сострадания к живому существу.
3. Проблема подвижничества, преданности своему делу, профессии (надо ли всю свою жизнь посвящать профессии, как это сделали педагоги Николай Антонович Пригода и его жена Ольга Витальевна, посвятив свою жизнь детям?) 3. Люди, беззаветно преданные своему делу, вызывают уважение; учителя, посвятившие свою жизнь своим ученикам, развивая в них лучшие качества, вызывают уважение, память о таких людях остаётся в поколениях.

Шаг 5. Изложение собственного мнения по проблеме (К4)

Задача: выразить своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировать его (привести не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

— тезис (положение, которое надо доказать);
— аргументация (доказательства, доводы);
— вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. В вашем сочинении тезис обозначит ваше согласие или несогласие с мнением автора. Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации.

Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены

• примеры из художественной литературы;
• пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
• факты, события;
• примеры из личной жизни и жизни окружающих;
• ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
• примеры из средств массовой информации;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• ссылки на признанные авторитеты;
• цитаты из авторитетных источников и т. д.

Если мнение экзаменуемого не сформулировано или заявлено формально в форме «Я согласен / не согласен…», по К 4 ставится 0 баллов.

Подборку ссылок на примеры вы можете найти здесь.

Это последний абзац Вашего сочинения. Он не должен превышать по объёму рассуждение и аргументацию. Достаточно 3-4 предложений «без воды», точных, ёмких, соответствующих выводам из всего вышесказанного. Здесь важно подвести итог именно по той проблеме, о которой речь шла во всём сочинении.

Клише, которые можно использовать в последнем абзаце:

• Проблема, поднятая автором этого текста, крайне актуальна и в наши дни…
• Слова автора этого текста не оставили меня равнодушным (-ой)…
• В заключение хочется заметить, что проблема… не имеет временных рамок, потому что…
• Вопросы, о которых говорит автор этого текста, вечны, как сама жизнь…

Большое количество других материалов к ЕГЭ вы можете найти в разделе «Русский язык».

Источник

Оцените статью
Разные способы