Gotovye_bilety_otvety / Билет № 25
Существует, три способа образования свального гребня: свал в половину глубины пахоты, свал отпашкой и свал пахотой вразвал. Для образования свального гребня требуется: при первом способе – два прохода агрегата (вперед и обратно, по ходу часовой стрелки); при втором – три прохода агрегата; при третьем способе – четыре прохода агрегата.
Для образования свального гребня любым из этих способов плуг должен быть специально отрегулирован.
При вспашке свального гребня глубиной в половину пахотного слоя (смотри рисунок 1) плуг надо установить на первый гон так, чтобы первый корпус пахал на половину глубины борозды, а последний корпус – на полную (заданную) глубину. Пройдя первую борозду по середине загона, агрегат делает крутой петлевой разворот и проходит назад, делая вторую борозду, отваливая пласт к первому пласту. После этого приступают к вспашке загона, начиная с третьего прохода, для чего выравнивают раму плуга, устанавливают все корпусы на полную глубину пахоты.
Рисунок 1 – Схема образования свала в половину глубины пахоты:
а – положение плуга и почвы при первом проходе;
б – то же при втором проходе – возвращение назад.
Недостатком этого способа вспашки является то, что в середине загона получается гребень высотой 12-15 см и почва под ним пашется на неполную глубину.
При образовании гребня способом, отпашки (смотри рисунок 2) плуг на первый проход регулируют так, чтобы его первый корпус шел по поверхности почвы, а последний – пахал на полную (заданную) глубину. На второй проход – возвратный – плуг устанавливают так, чтобы все корпуса пахали на полную глубину, а агрегат двигался с таким расчетом, чтобы первый корпус поднимал второй гребень от первого прохода и часть почвы пересыпал через последний гребень во вспаханную борозду. Гребень образуется при третьем проходе с пахотой всеми корпусами на полную глубину. Достоинство этого-способа – небольшая высота свального гребня, но надо выполнять дополнительный заезд. Недостатком этого способа является то, что иногда при вспашке очень сухой почвы стерня заделывается неглубоко и весной при бороновании выдергивается на поверхность.
Рисунок 2 – Схема образования свала способом отпашки:
а – положение плуга и почвы при первом проходе;
б – то же при втором проходе;
в – свальный гребень после третьего прохода.
Самое высокое качество свального гребня достигается при пахоте свального гребня вразвал. Это достигается так. Прежде всего на месте гребня прокладывают на небольшую глубину развальную борозду, а затем на этом месте пашут на полную глубину всвал.
Заделку развальных борозд лучше выполнять 3—4-корпусным навесным плугом на всем поле. Во многих хозяйствах заделку развальных борозд производят задней секцией дисковой бороны БДТ-3. При этом угол атаки дисковых батарей устанавливается максимальным, а скорость движения агрегата должна быть по возможности высокой.
Расчет скреперных установок
Примерное количество навоза, получаемое от одного животного за сутки:
Где k – коэффициент, учитывающий влажность навоза (k=4), Ксв – сухое
вещество кормов в рационе, кг, Псв – сухое вещество в подстилке, кг.
Выход навоза от животных в год:
Где qk – среднесуточное выделение кала одним животным, кг; qм –
среднесуточное выделение мочи одним животным, кг; qс – среднесуточный
расход воды на смыв навоза от одного животного, кг; П – суточная норма
подстилки на одну голову, кг; Д – число дней накопления навоза; m – число
животных в помещении.
Продолжительность цикла удаления навоза:
Где Lк – длина одной канавки (Lк=1,03…1,06), м; vср – средняя скорость
скрепера (vср=0,04…0,14 м/c)
Где Vc – расчетная емкость скрепера, м3 (Vc=0,13…0,25 м3); ? –
коэффициент заполнения скрепера (?=0,9…1,0); Тц – время одного цикла, с;
Туп – время на управление и изменение направления хода, с (Туп=2…5).
Количество рабочих циклов скрепера:
Основные причины пожаров в сельскохозяйственном производстве. Условия и виды горения.
Причины пожаров разнообразны, но большинство из них можно условно сгруппировать по ряду следующих важных признаков:
неправильная планировка зданий, сооружений и построек, без соблюдения противопожарных разрывов, при отсутствии резерва площади, без учета направления господствующих ветров и категорий производств по пожаро- и взрывоопасности технологических процессов;
неправильное устройство, нарушение правил и режимов эксплуатации отопительных и нагревательных приборов и систем, а также двигателей внутреннего сгорания (использование легковоспламеняющихся жидкостей для растопки печей, оставление нагревательных приборов без присмотра, неисправность или отсутствие искрогасителя на выпускной трубе двигателя комбайна и др.);
неправильный монтаж электросети, электрооборудования, осветительных приборов, электродвигателей и нарушение правил их эксплуатации (установка самодельных предохранителей, применение провода меньшего сечения, перегрузка электросети и др.);
самовозгорание и самовоспламенение веществ и материалов в результате нарушения правил их складирования и хранения;
трение легковоспламеняющихся жидкостей в трубопроводах, пыли и газов в вентиляционных каналах и воздухопроводах, образование статического электричества при трении в ременных передачах или ленты транспортеров о валы и поддерживающие ролики;
нарушение Правил пожарной безопасности при пользовании открытым огнем, курении (отогревание открытым огнем в холодный период года замерзших трубопроводов систем водоснабжения и отопления, а также фильтров очистки топлива дизельных двигателей; курение на складах топливосмазочных материалов, сена, соломы и других материалов; сжигание стерни и копен соломы и др.).
Для возникновения пожара необходимо наличие горючего вещества, окислителя и источника зажигания. Так как окислителем чаще всего является кислород, постоянно присутствующий в воздухе, а вероятность появления источника зажигания в процессе трудовой деятельности достаточно велика (например, при случайном переносе искр, возникших при заточке инструмента на наждачном круге, потоком воздуха или в результате разряда статического электричества), то производства, где выполняются работы с горючими веществами, особенно легковоспламеняющимися, можно с достаточной степенью уверенности считать пожароопасными.
Горение подразделяют на несколько видов: вспышка, возгорание, воспламенение, самовозгорание и самовоспламенение.
Кроме того, горение может быть полным и не полным, гомогенным и гетерогенным, дефлаграционное горение и детонационное.
Источник
Агротехнологии
Основная обработка почвы
Вспашка — очень дорогостоящий агротехнический прием. Главный экономический показатель пахотного агрегата — стоимость обработки единицы площади земли. Снижение энергетических затрат на проведение вспашки возможно путем правильного составления почвообрабатывающего агрегата и выбора способа вспашки.
Пахотный агрегат необходимо составить так, чтобы максимально загрузить трактор. Коэффициент использования тяги трактора должен находиться в пределах 80-95 %. При меньших значениях этого коэффициента использование пахотного агрегата экономически не выгодно. Загрузку обеспечивают подбором технологических показателей процедуры — ширины захвата (числа корпусов), глубины обработки и рабочей скорости. Выбор плуга зависит от видов вспашки, а трактора — в значительной мере от выбора плуса, так как каждый плуг рассчитан на работу с определенным трактором. Кроме того, выбор трактора предопределяется почвенными условиями, в которых он будет работать, а также размером полей.
В условиях России основные пахотные тракторы — К-700, К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-1221, Агромаш 90ТГ, а на малых участках с короткими гонами (до 300 м) — тракторы Беларусь-82.1.
Плуги агрегатируются с тракторами таким образом, чтобы достичь наибольшей их производительности при высоком качестве, наименьшей стоимости работ и низком расходе топлива.
Известны три способа вспашки: загонная, беззагонно-круговая и гладкая. Применение их зависит от конструкции плуга, размера, формы земельного участка и места его расположения по рельефу.
Загонная вспашка — основной способ, используемый в производственных условиях. При загонной вспашке участок заранее разбивают на загоны прямоугольной формы, длина которых определяется размером поля, очень важно при пахоте правильно выбрать ширину загона, при которой получаются более короткие холостые ходы агрегата. При правильном выборе ширины загона повышается использование рабочего времени агрегата, производительность, экономится расход топлива на единицу обработанной площади. Ширина загона должна быть кратной ширине захвата агрегата и выражена целым числом метров, удобным для разметки поля. При малой ширине загонов на поле образуется большое количество свальных гребней и развальных борозд, при большей — много времени затрачивается на холостые повороты агрегатов.
На концах загонов отбивают поворотные полосы.Поворотная полоса — концевая часть загона, выделяемая на двух противоположных сторонах его для холостого разворота агрегата. Ширина поворотных полос зависит от способов агрегатирования, размеров агрегата и техники вспашки. Для 4- и 5-корпусных плугов она равна 10-15 м, для прицепных и полу навесных 5- и 6-корпусных плугов — 15-20, для 8-корпусных — до 30 м.
Для заглубления и выглубления плугов при вспашке отбивают контрольную линию (борозду). Это пропаханная борозда, разделяющая поворотную полосу от основной части обрабатываемого поля, служит местом заглубления и выглубления плуга при вспашке. Заглублять плуг на поворотной полосе нужно во время пересечения контрольной линии предплужником первого корпуса, а выглублять — в конце рабочего хода плуга при прохождении последним корпусом контрольной линии.
Загонная вспашка осуществляется всвал и вразвал. При вспашке всвал загоны разбивают на полузагоны и вспашку начинают с середины с поворотом вправо на конце загонов (по направлению хода часовой стрелки). Если же пашут с краев загона и движутся против хода часовой стрелки на концах загонов, постепенно приближаясь к середине, то это вспашка вразвал.
При вспашке всвал на середине загона образуется свальный гребень, а при вспашке вразвал в середине загонов — разъемная (развальная) борозда. К свальному гребню и развальной борозде предъявляют определенные требования — свальный гребень не должен возвышаться над вспаханным полем и под ним глубина вспашки должна быть не менее половины заданной глубины вспашки всего ноля. Глубина развальной борозды — 10-12 см.
Существует три способа образования свального гребня: вполовину глубины пахоты, отпашкой и пахотой вразвал. При первом способе требуется два прохода агрегата (вперед и обратно по ходу часовой стрелки); при втором — три; при третьем — четыре.
Для образования свального гребня любым способом необходимо специально отрегулировать плуг. При вспашке свального гребня вполовину глубины пахоты плуг надо установить на первый гон так, чтобы первый корпус пахал на половину глубины борозды, а последний — на полную (заданную) глубину. Пройдя первую борозду по середине загона, агрегат делает крутой петлевой разворот и проходит назад, делая вторую борозду, поднимая первый пласт от первого прохода плуга. После этого приступают к вспашке загона, начиная с третьего прохода, для чего выравнивают раму плуга, устанавливают все корпусы на полную глубину пахоты. Недостаток способа в том, что в середине загона получается гребень высотой 12-15 см, и почва под ним пашется не на полную глубину.
При образовании свального гребня способом отпашки плуг на первый проход регулируют так, чтобы его первый корпус шел по поверхности почвы, а последний пахал на полную (заданную) глубину. На второй проход (возвратный) плуг устанавливают так, чтобы все корпусы пахали на полную глубину, а агрегат двигался с таким расчетом, чтобы первый корпус поднимал второй гребень от первого прохода и часть почвы пересыпал через последний гребень во вспаханную борозду. Гребень образуется при третьем проходе, когда корпусы пашут на полную глубину. Достоинство этого способа — небольшая высота свального гребня, по надо делать дополнительный заезд.
Наивысшее качество свального гребня достигается при пахоте вразвал. Для этого поступают следующим образом. На его месте прокладывают развальцую борозду небольшой глубины, а затем по пей же пашут па полную глубину всвал. На первый проход плуг устанавливают так, чтобы его первый корпус шел по поверхности почвы, а последний пахал на глубину 10см. Чтобы последний корпус плуга не засыпал вспаханную борозду, перед вторым проходом его заглубляют на 4 см. Таким образом, двигаясь против часовой стрелки, получают неглубокую развальцую борозду. При третьем проходе, двигаясь с левой стороны распаханной вразвал земли, делают первый свальный проход, причем все корпусы плуга устанавливают па полную глубину пахоты и плуг пускают так, чтобы почва, оборачиваемая первым корпусом, засыпала одну развальцую борозду. При возвращении, двигаясь по часовой стрелке (четвертый проход ), делают свальный гребень. Полученный этим способом, он не высок, почти не возвышается над соседними гребнями, не имеет скрытого огреха. Правильно сделанный свальный гребень — признак доброкачественной вспашки. Плохие свальные гребни не только усложняют последующую обработку почвы и проведение других полевых работ (посев, уборка урожая), но и являются рассадником сорных растений. Чтобы вспашка была прямолинейной и без огрехов, по линии первого рабочего хода агрегата расставляют вешки. При загонной вспашке важен выбор способа движения пахотного агрегата, при этом нужно учитывать размер, рельеф, конфигурацию ноля и состав пахотного агрегата. Известны следующие способы: петлевой обычный, петлевой с чередованием загонов, безпетлевой комбинированной и узкозагонной.
Петлевой обычный. При этом способе все загоны пашутся самостоятельно всвал. Он очень прост, однако качество пахоты невысокое, так как на поле образуется много свальных гребней и развальных борозд, которые значительно усложняют последующую обработку почвы, посев и работу уборочных агрегатов, кроме того, при этом способе нужно делать крутые повороты, что приводит к износу техники. Петлевой вариант вспашки целесообразен при длине полей более 500-600 м.
Петлевой с, чередованием загонов — наиболее распространенный способ. При нем вначале пашут нечетные загоны всвал, а затем находящиеся между ними четные вразвал. Чередование вспашки смежных загонов всвал и вразвал образует значительно меньше свальных гребней и развальных борозд, чем при других способах. При этом способе вспашки в местах свального гребня и развальной борозды надо делать круговые петлевые повороты. С навесными плугами их выполнять несложно, хотя на повороты уходит много времени, особенно на полях с короткими загонами.
Безпетлевой комбинированный. Чтобы избежать крутых поворотов и длинных холостых проездов, вспашку проводят комбинированным безпетлевым способом, при котором загон сначала распахивают вразвал. Когда в середине загона остается полоса, для вспашки которой нужно делать петлевые повороты, вспахивают этот и соседний загон, чередуя проходы. При этом способе первый проход агрегата на загоне производят на расстоянии, равном 3/4 его ширины, отмеренном от края поля.
Узкозагонный способ вспашки применяется на переувлажненных почвах. Узкие загоны отличаются от обычных шириной. Обычно она составляет 16-20 м. При узкозагонной вспашке, как и при обычной загонной, получаются свальные гребни и развальные борозды. Свальные гребни при такой пахоте делают специально высокими, для чего первые проходы делают на полную глубину вспашки, оставляя под гребнем около 0,5 м не вспаханной почвы. Загоны чаще всего пашут по одному, следовательно, крутые повороты неизбежны. При этом способе образуется большое количество развальных борозд, обеспечивающих хороший отвод избыточной воды.
Для недопущения увеличения размеров свальных гребней и разъемных борозд при загонной вспашке ее чередуют: один год — всвал, а другой — вразвал. Если позволяет размер и конфигурация поля, направление последующей вспашки нужно менять — проводить се поперек предыдущей.
Чтобы на поле не оставались глубокие развальные борозды, их нужно выполнять правильно. На месте правильно сделанной развальной борозды должна быть лишь одна неглубокая бороздка. Этого можно добиться лишь тогда, когда оставшаяся для последнего заезда полоса уже полного захвата плуга на величину захвата одного его корпуса. В таком случае один корпус плуга при последнем проходе пройдет по пустой борозде. Кроме того, чтобы добиться неглубокой разъемной борозды, надо соответствующим образом отрегулировать плуг. Делают это следующим образом. Во время предпоследнего заезда плуг устанавливают так, чтобы последний корпус прокладывал борозду около 16 см, а первый корпус шел на нормальной глубине. При последнем проходе задний корпус надо на 2-4 см углубить, чтобы он пахал на глубину 1820 см. В этом случае развальная борозда получится неглубокой.
После вспашки всех загонов должны быть обработаны поворотные полосы. Их, как правило, пашут вразвал. В этом случае у края поля не образуются борозды, затрудняющие выезд машин и орудий для следующих технологических операций.
По окончании вспашки всего поля производится заделка развальных борозд па основных загонах и поворотных полосах. Хорошей заделкой развальной борозды считают такую, когда вместо борозды па поле образуется широкая ложбина с плавными откосами. Заравнивание развальной борозды можно осуществить при помощи плуга и свальной секции дисковой бороны.
При использовании плуга его регулируют так, чтобы первый корпус шел на глубину развальный борозды или чуть глубже, а последний — по поверхности почвы. Трактор ведут так, чтобы последний корпус отбрасывал пласт точно на развальцую борозду и полностью ее закрывал (засыпал). Чем больше рабочий захват плуга, тем выше качество заравнивания развальной борозды, однако это не всегда оправдывается из-за увеличения энергетических затрат. Наиболее оптимальный вариант — применение 3-корпусного плуга.
При заравнивании развальной борозды задней секцией дисковой бороны крайние диски устанавливают на самую малую глубину хода, а средние заглубляют настолько, чтобы за один проход развальная борозда была полностью заделана. Угол атаки задают максимальный. Агрегат ведут по центру развальной борозды. Беззагонно-круговая вспашка может быть применена при обработке полей больших размеров, имеющих форму близкую к квадрату. При такой вспашке в середине ноля пашут всвал до тех пор, пока расстояние от вспаханной полосы до всех четырех краев поля не станет одинаковым. На оставшейся части поля агрегат работает поочередно по всем четырем сторонам, отваливает пласт в сторону вспаханной полосы. На углах загона каждый раз плуг поднимают в транспортное положение, и агрегат разворачивают влево по траектории закрытой петли на 270°. При таком варианте вспашки нет развальных борозд, но из-за односторонних поворотов трактора эксплуатационные показатели снижаются. Этот способ вспашки применяется мало.
Гладкая вспашка — с оборачиванием пластов в одну сторону без разъемных борозд и свальных гребней. Для ее получения нужно, чтобы при изменении направления движения агрегата менялось и направление оборота пласта: с правого на левый, с левого на правый. Этого можно добиться, применяя специальные оборотные плуги для гладкой вспашки — Агритекс ПНО 5, Агритекс ПНО 4, Агритекс ПНО 3, Агритекс ПНО 2. В странах Западной Европы гладкая вспашка применяется широко. Треугольные загоны рациональнее вспахивать вразвал.
Увеличение скорости обработки почвы ведет к росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, уменьшению потребности в машинах, агрегатах. Работа на повышенных скоростях возможна на полях со слабо пересеченным рельефом и достаточной длиной гонов.
Высокая культура земледелия — необходимое условие для работы на повышенных скоростях. Подготовленное к скоростной обработке поле не должно иметь глубоких развальyых борозд и высоких свальных гребней, значительных неровностей, камней, скоплений растительных остатков.
Особые требования выдвигаются к вспашке полей скоростными пахотными агрегатами, так как это особенно важно для последующих скоростных обработок. Перед вспашкой поле очищают от камней, соломы, неизмельченных растительных остатков высокостебeльпых культур. Направление движения пахотного агрегата выбирают исходя из направления предыдущей вспашки, наличия склона, размера и формы поля. Число свалов и развалов на поле стараются снизить до минимума, поэтому основным способом движения является петлевой с чередованием загонов всвал и вразвал.
Подготовка поля для лущения стерни или дискования заключается в уборке остатков соломы. Направление движения агрегатов — вдоль длинной стороны поля. Для агрегатов с лемешными лущильниками размечают поле так же, как для пахотного агрегата. Основной способ движения при лущении дисковыми лущильниками, сплошной, культивации, бороновании, прикатывании — челночный.
Переход к повышенным скоростям (9-12 км/ч) позволяет значительно расширить интервалы влажности, при которой достигается хорошее качество обработки. Скоростная обработка способствует сохранению влаги в почве и созданию более благоприятных условий для первоначального роста возделываемых сельскохозяйственных культур.
Увеличение скорости движения почвообрабатывающих агрегатов экономически и агротехнически целесообразно при лущении, вспашке, культивации, бороновании, прнкатывании. Лучшее качество работы и высокая производительность агрегатов обеспечивается при следующих скоростях их движения, км/ч: лущение, чизелевание, культивация, боронование и прикатывание почвы — 9-12, дискование — 8-10, вспашка — 7-9, рыхление междурядий — 6-10.
Увеличение рабочих скоростей при обработке почвы наряду с использованием широкозахватных и комбинированных агрегатов будет способствовать повышению производительности труда, снижению его затрат и средств на возделывание сельскохозяйственных культур.
Обработка почвы при мостовом земледелии.
Этот метод обработки почвы впервые описан его изобретателем М.А. Проваторовым в 1968г. [42]. Обработка почвы при мостовом земледелии уже осуществлена на практике японскими аграриями.
При мостовом земледелии обрабатываются полосы земли шириной 30, 60 или 120 м длиной несколько километров. Вся обработка проводится «сверху» орудиями, подвешенными к мостовым кранам (станам), передвигающимися по дорогам-межам на гусеницах. Дорогимежи имеют прочное нсразмокасмое покрытие шириной 6 м. Мостовой 120-метровый кран Точность хода мостового крана обеспечивается электронными реперами и координатными рейками. Фотоэлементы фиксируют путь. При мостовом земледелии можно с большой точностью производить сев и УХОД за растениями. Мостовой завод в 8 раз рентабельнее тракторного земледелия. Средняя скорость движения различных станов — 40 км/ч. Это позволит проводить любые полевые работы в точно заданные сроки. Почвообрабатывающий комбайн на 120-метровом стане за один проход вспашет, заборонит, удобрит и засеет в течение суток 1600 га земли без разрушения структуры и уплотнения почвы. С использованием всего парка станов, имеющихся в хозяйстве, закрытие влаги весной можно провести за одни сутки на десятках тысяч гектаров земли.
Источник