Конституционное право России
Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
Существуют три основных способа учреждения общественных объединений: нормативно-явочный, явочный, заявительно-регистрационный.
При нормативно-явочном способе общественное объединение создается заинтересованными лицами путем совершения односторонних инициативных действий, соответствующих следующим требованиям законодательства:
- объединение не должно иметь антисоциальной направленности;
- создается по инициативе не менее трех учредителей — физических лиц (в качестве дополнительных учредителей могут выступать и юридические лица);
- учредители обязаны собрать общее собрание (съезд, конференцию) заинтересованных лиц, чтобы решить вопросы о создании объединения, об утверждении его устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов объединения;
- устав должен отвечать законодательным требованиям.
Если названные требования выполнены, общественное объединение считается учрежденным и приобретает права, закрепленные за соответствующим видом общественных объединений, кроме прав (среди них и права юридического лица), для обладания которыми необходимо пройти государственную регистрацию.
При явочном порядке общественное объединение создается заинтересованными лицами в рамках действующего законодательства, но без точного соблюдения трех последних из четырех перечисленных требований. Данное объединение в силу ст. 30 Конституции РФ имеет право на существование и деятельность, однако не приобретает прав, закрепляемых за общественными объединениями специальным законодательством общественных объединениях.
В рамках заявительно-регистрационного порядка общественное объединение учреждается при волеизъявлении, с одной стороны, заинтересованных в объединении лиц, а с другой — уполномоченных государственных органов (Министерство юстиции РФ, Министерство по налогам и сборам РФ), осуществляющих государственную регистрацию объединений. Лица, учреждающие новое объединение, выполняют те лее требования, что и при нормативно-явочном порядке, а затем в течение трех месяцев со дня проведения учредительного собрания (съезда, конференции) подают необходимые для регистрации документы в органы юстиции.
Отказ в регистрации объединения по соображениям целесообразности или уклонение от нее могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд. Органы юстиции принимают решение о регистрации общественного объединения и передают органам Министерства по налогам и сборам РФ необходимые документы для включения объединения в единый Реестр юридических лиц.
Государственная регистрация местных и региональных организаций осуществляется управлениями юстиции соответствующих субъектов Федерации; межрегиональных — управлениями юстиции тех субъектов Федерации, на территории которых находятся руководящие органы данных объединений; всероссийских, международных, иностранных — центральным аппаратом Министерства юстиции РФ.
Думается, что применительно к отдельным видам общественных объединений допустим разрешительный порядок их учреждения, когда компетентные органы, рассматривая заявления заинтересованных лиц о создании нового объединения, вправе легализовать последнее исходя из соображений не только законности, но и целесообразности. Разрешительный порядок мог бы применяться для создания объединений в социальных подсистемах с особым режимом функционирования (армейских подразделениях, местах лишения свободы, районах действия чрезвычайного положения), однако лишь в случаях, предусмотренных в законодательных актах о конкретных видах общественных объединений или о конкретных сферах жизнедеятельности общества.
Прекращение общественного объединения осуществляется в форме их реорганизации или ликвидации. Реорганизация заключается в существенном изменении статуса объединения (присоединение к нему упраздняемого объединения; выделение из его состава нового объединения), а также в упразднении путем передачи его прав, обязанностей, имущества в порядке правопреемства иному общественному объединению в ходе объединения, разделения, присоединения общественного объединения. Реорганизация производится по решению съезда (конференции) или общего собрания объединения.
Ликвидация, т.е. упразднение общественного объединения, производится либо по решению съезда (конференции), общего собрания в соответствии с положениями его устава, либо по решению суда. Реорганизация, ликвидация включают в качестве своих необходимых этапов уведомление органов юстиции и свою государственную регистрацию, осуществляемую органами юстиции и налоговыми органами.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность по мотивам законности, но не целесообразности. Законодатель выделяет следующие основания ликвидации общественного объединения по решению суда: осуществление экстремистской деятельности, подрыв государственной безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, виновное нарушение прав и свобод граждан; неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое нарушение норм устава; неоднократное непредставление объединением обновленных сведений для внесения их в государственный Реестр юридических лиц в установленный срок (три дня с момента изменения сведений.
Законодательство об общественных объединениях обходит вопрос о нормативном соотнесении юридической ответственности объединений в целом и их членов, участников. В нем четко не сформулированы критерии относимости действий, решений, актов органов, должностных лиц, членов, участников общественных объединений к деятельности самих объединений, не описано то, что может и должно быть описано как «эксцесс исполнителя».
А без этого допустимо применение к общественным объединениям мер ответственности за такие действия их членов, участников, органов, должностных лиц, которые объективно не распространяются на объединения в целом. Показательно, что в процессе по «Делу КПСС и КП РСФСР» в вину Компартии образца 1991 г. пытались поставить действия по разгону Учредительного собрания в 1918 г., репрессии 20—30-х гг. XX в. и другие подобные акции, когда в обоснование роспуска многомиллионной партии предлагалось положить участие в ГКЧП нескольких ее руководителей.
Ликвидация общественных объединений по суду — крайняя мера. Ей предшествуют меры текущего воздействия на нарушителей. В числе таких мер — внесение органами юстиции, прокуратуры представлений в руководящие органы общественных объединений. В представлениях содержатся указания на конкретные правонарушения и требование по их устранению.
Если общественное объединение и после этого продолжает противоправную деятельность, то орган юстиции, прокурор обращаются в суд с требованием о ликвидации названного объединения. До вынесения судом решения по существу орган юстиции, прокурор вправе приостановить деятельность общественного объединения.
Источник
Способы возникновения общественных объединений
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каков порядок создания и государственной регистрации общественной организации?
Общественная организация представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (часть первая ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; далее — Закон N 82-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ).
По общему правилу общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах объединений. В состав учредителей могут входить и юридические лица — общественные объединения (ст. 18 Закона N 82-ФЗ).
Для создания общественной организации необходимо совершение следующих действий.
1. Учредители общественного объединения (физические лица и юридические лица — общественные объединения) созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается решение о создании общественной организации (часть третья ст. 18 Закона N 82-ФЗ), принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы (часть первая ст. 6 Закона N 82-ФЗ).
Согласно ст. 20 Закона N 82-ФЗ устав общественного объединения должен предусматривать:
1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму (в рассматриваемой ситуации общественная организация). Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (часть первая ст. 28 Закона N 82-ФЗ);
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая ст. 15 Закона N 82-ФЗ);
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом (ст. 26 Закона N 7-ФЗ);
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (смотрите в связи с этим ст. 25, 26 Закона N 82-ФЗ, а также п. 4 ст. 123.4 ГК РФ, согласно которому общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд).
В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Кроме того, на съезде принимается решение о формировании руководящих органов общественной организации и ее контрольно-ревизионного органа. Согласно ст. 8 Закона N 82-ФЗ высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Кроме того, в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
При составлении протокола (выписки из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей в целях его последующего представления для государственной регистрации следует принимать во внимание требования п. 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент). Согласно этому пункту протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать:
— дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
— список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
— сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);
— существо принятых решений и результаты голосования по ним;
— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
С момента принятия указанных выше решений общественная организация считается созданной: осуществляет уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом N 82-ФЗ. Однако правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (части третья и четвертая ст. 18 указанного закона).
2. Для приобретения прав юридического лица общественная организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) с учетом особенностей, установленных Законами N 82-ФЗ и 7-ФЗ (часть первая ст. 21 Закона N 82-ФЗ). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается Минюстом России или его территориальным органом, в зависимости от уровня создаваемой организации (смотрите части третью и пятую указанной статьи). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании общественной организации а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется органом ФНС России на основании решения о государственной регистрации, принимаемого органом Минюста (часть вторая ст. 21 Закона N 82-ФЗ).
В течение трех месяцев (часть седьмая ст. 21 Закона N 82-ФЗ) со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания ее учредителей в соответствующий орган Минюста России должны быть представлены документы, перечисленные в части шестой ст. 21 Закона N 82-ФЗ (смотрите также п. 1 Административного регламента, ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):
1) заявление, по форме N Р11001 (утверждена приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@, смотрите также приказ Минюста РФ от 12 ноября 2020 г. N 278), подписанное уполномоченным лицом (заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины (4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ));
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 указанного закона, и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и устава, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 41 Административного регламента).
Заявителем при государственной регистрации общественной организации при ее создании является один из учредителей или руководитель юридического лица, выступающего ее учредителем (п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 2 Административного регламента).
3. В срок не позднее 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественной организации территориальный орган Минюста России принимает решение о государственной регистрации этого юридического лица либо, если принято решение об отказе в государственной регистрации, выдает заявителю мотивированный отказ в письменной форме (часть одиннадцатая ст. 21 Закона N 82-ФЗ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации общественного объединения предусмотрен ст. 23 Закона N 82-ФЗ. Не позднее трех рабочих дней со дня получения Минюстом от ФНС информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об общественной организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (часть четырнадцатая ст. 21 Закона N 82-ФЗ, п. 25 Административного регламента).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник