Способы возмещения инвестиционного капитала (метод Ринга, метод Инвуда, метод Хоскольда)
Существуют три способа возмещения инвестированного капитала при полной потере объектом стоимости к концу срока владения:
- прямолинейный возврат капитала (метод Ринга);
- возврат капитала по фонду возмещения и ставке дохода на инвестиции (метод Инвуда). Его иногда называют аннуитетным методом;
- возврат капитала по фонду возмещения и безрисковой ставке процента (метод Хоскольда).
Метод Ринга. Этот метод целесообразно использовать, когда ожидается, что возмещение основной суммы будет осуществляться равными частями. Годовая норма возврата капитала рассчитывается путем деления 100%-ой стоимости актива на остающийся срок полезной жизни, то есть это величина обратная сроку службы актива. В этом случае считается, что средства, направляемые в фонд возмещения, не реинвестируются. Формула коэффициента капитализации принимает следующий вид:
где n — оставшийся срок экономической жизни
Срок службы объекта — 5 лет;
R — ставка доходности инвестиций -12%;
Сумма вложений капитала в недвижимость 10000 тенге.
Требуется определить коэффициент капитализации по методу Ринга.
Решение: Ежегодная прямолинейная норма возврата капитала составит 20%, т.к. за 5 лет будет списано 100% актива (100 : 5 = 20). В этом случае коэффициент капитализации составит 32% (12% + 20% = 32%).
Возмещение основной суммы капитала с учетом требуемой ставки доходности инвестиций отражено в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Возмещение инвестируемого капитала по методу Ринга.
№ п/п | Остаток капиталовложений на начало периода | Возмещение капиталовложений | Доход на инвестированный капитал (12%) | Общая сумма дохода |
Всего за 5 лет |
Возврат капитала происходит равными частями в течение срока службы объекта недвижимости.
Метод Инвуда используется если сумма возврата капитала реинвестируется по ставке доходности инвестиции. В этом случае норма возврата как составная часть коэффициента капитализации равна фактору фонда возмещения при той же ставке процента, что и по инвестициям
Rk = R + SFF(n,Y), где (4.15)
SFF — фактор фонда возмещения;
Y = R — ставка дохода на инвестиции.
Например. Условия инвестирования:
срок владения объектом — 5 лет;
дохода на инвестиции составляет 12%.
требуется определить коэффициент капитализации.
Решение: Коэффициент капитализации рассчитывается как сумма ставки дохода на инвестиции 0,12 и фактора фонда возмещения (для 12%, 5 лет) 0,1574097. Коэффициент капитализации равен 0,2774097.
Таблица 4.2. Возмещение инвестированного капитала по методу Инвуда.
№ п/п | Остаток основной суммы капитала на начало года | Общая сумма возмещения | в том числе |
% на капитал | Возмещение основной суммы | ||
2774,10 | 1574,10 | ||
8425,90 | 2774,10 | 1011,11 | 1762,99 |
6662,91 | 2774,10 | 799,55 | 1974,55 |
4688,36 | 2774,10 | 562,60 | 2211,50 |
2476,86 | 2774,10 | 297,22 | 2476,88 |
Метод Хоскольда. Используется в тех случаях, когда ставка дохода первоначальных инвестиций несколько высока, что маловероятно реинвестирование по той же ставке. Для реинвестируемых средств предполагается получение дохода по безрисковой ставке
Rk = R + SFF(n,Yб), где (4.16)
Yб — безрисковая ставка процента
Например. Инвестиционный проект предусматривает ежегодный 12%-ый доход на инвестиции (капитал) в течение 5 лет. Суммы в счет возврата инвестиций могут быть без риска реинвестированы по ставке 6%. Определить коэффициент капитализации.
Решение: Если норма возврата капитала равна 0,1773964, что представляет собой фактор фонда возмещения для 6% за 5 лет, то коэффициент капитализации равен 0,2973964 (0,12 + 0,1773964).
Если прогнозируется, что инвестиции потеряют стоимость лишь частично, то коэффициент капитализации рассчитывается несколько иначе, поскольку частично возмещение капитала производится за счет перепродажи недвижимости. а частично за счет текущих доходов.
Например. Прогнозируется продажа объекта недвижимости через 5 лет за 50% его первоначальной цены. Ставка дохода на инвестиции составляет 12%. Требуется определить коэффициент капитализации.
Решение: По методу Ринга норма возврата капитала равна 10% (50% : 5 лет); Rk = 0,1 (норма возврата капитала) + 0,12 (ставка доходности инвестиций) = 0,22 = 22%.
По методу Инвуда норма возврата капитала определяется путем умножения фактора фонда возмещения на процент потери первоначальной цены недвижимости.
50%-ная потеря ´ 0,1574097 = 0,07887
Rk = 0,07887 (норма возврата капитала) + 0,12 (ставка дохода на инвестиции) = 0,19887 = 19,87%.
При падении цены актива, вне зависимости от того рассчитывается ли норма возврата капитала методом Ринга, Хоскольда, или Инвуда ставка доходности инвестиций меньше ставки капитализации
Если при вложении инвестиций в недвижимость инвестор рассчитывает на то, что в будущем цена недвижимости возрастает, то расчет строится на прогнозе инвестора о повышении цены земли, зданий, сооружений под влиянием увеличения спроса на отдельные виды недвижимости или из-за роста инфляции. В связи с этим появляется необходимость учета в ставке капитализации прироста стоимости капиталовложений.
Например. Требуемая ставка дохода на капитал равна 12%. Прирост цены недвижимости к концу 5 лет составит 40%.
Решение: В случае повышения стоимости инвестиционных средств выручка от продажи не только обеспечивает возврат всего вложенного капитала, но и приносит часть дохода, необходимого для получения 12% ставки дохода на капитал. Поэтому коэффициент капитализации должен быть уменьшен с учетом ожидаемого прироста капитала. Рассчитаем отложенный доход: 0,4 ´ 0,1574 (фактор фонда возмещения за 5 лет при 12%) = 0,063. Из ставки доходности инвестиций на капитал вычитается отложенный доход и, таким образом, определяется коэффициент капитализации.
Rk = R — D ´ SFF (n,Y), где (4.17)
D — процент прироста цены актива
Таким образом, если прогнозируется прирост стоимости актива, то ставка дисконтирования будет больше ставки капитализации.
Rk
Источник
Способы возмещения инвестированного капитала
Метод обеспечения доходности инвестированного капитала
53. При применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка регулируемой организации устанавливается в порядке, определенном Правилами регулирования цен (тарифов), на каждый год долгосрочного периода регулирования на основе значений долгосрочных параметров регулирования, определяемых органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее — Правила установления долгосрочных параметров регулирования).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), определенных в соответствии с абзацем вторым пункта 51 настоящего документа.
(п. 53 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2014 N 510)
(см. текст в предыдущей редакции)
54. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется при установлении долгосрочных тарифов для регулируемой организации при соблюдении следующих условий:
а) регулируемая организация не является государственным или муниципальным унитарным предприятием;
б) имеется утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения;
в) регулируемая организация соответствует критериям, установленным в утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения правилах согласования решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, предусматривающих в том числе критерии, при соответствии которым принимается решение о согласовании выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также правилах согласования долгосрочных параметров регулирования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в городах с населением более 500 тыс. человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2015 N 380)
(см. текст в предыдущей редакции)
регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию (мощность) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
регулируемая организация владеет производственными объектами на основании концессионного соглашения;
установленная тепловая мощность источников, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 10 Гкал/ч;
протяженность тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 50 км в 2-трубном исчислении.
55. В случае выполнения условий, предусмотренных абзацем вторым или четвертым подпункта «в» пункта 54 настоящего документа, метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется только для формирования необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии и теплоносителя.
В случае выполнения условия, предусмотренного абзацем пятым подпункта «в» пункта 54 настоящего документа, метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется только для формирования необходимой валовой выручки, относимой на передачу тепловой энергии и теплоносителя.
В случае одновременного выполнения условий, предусмотренных абзацами вторым и пятым или абзацами четвертым и пятым подпункта «в» пункта 54 настоящего документа, метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется только для формирования необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии, теплоносителя и на передачу тепловой энергии.
В случае выполнения условия, предусмотренного абзацем третьим подпункта «в» пункта 54 настоящего документа, метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется только для формирования необходимой валовой выручки в отношении регулируемых видов деятельности, предусмотренных концессионным соглашением.
По решению органа регулирования метод обеспечения доходности инвестированного капитала применяется при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями, в случае если регулируемая организация имеет статус единой теплоснабжающей организации и в отношении нее выполняются условия, предусмотренные пунктом 54 настоящего документа.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2015 N 380)
Решение органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала в отношении регулируемой организации подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2014 N 1228)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов принимается решение об отказе в согласовании решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала в случае, если не выполняются условия, предусмотренные настоящим пунктом или пунктом 54 настоящего документа.
В случае если федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов принято решение об отказе в согласовании решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, орган регулирования выбирает иной метод регулирования в отношении данной организации.
Согласование решения органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 19 настоящего документа, не требуется.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2014 N 510; в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2015 N 380)
(см. текст в предыдущей редакции)
56. При регулировании тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
57. Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
58. Операционные расходы включают в себя:
а) расходы на приобретение сырья и материалов;
б) расходы на ремонт основных средств;
в) расходы на оплату труда;
г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;
д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1055)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) расходы на служебные командировки;
ж) расходы на обучение персонала;
з) лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;
и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
59. Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.
60. Изменение уровня операционных расходов на индекс изменения количества активов осуществляется в порядке, установленном методическими указаниями с учетом зависимости текущих расходов регулируемой организации от количества эксплуатируемых производственных объектов.
Индекс эффективности операционных расходов определяется органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.
61. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 — 38 и 66 настоящего документа.
62. Неподконтрольные расходы включают в себя:
а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;
в) концессионную плату;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2017 N 449)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;
д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа;
е) отчисления на социальные нужды.
ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.
(пп. «ж» введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2017 N 449)
63. В случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
64. Неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 28 и 39 настоящего документа.
65. Расходы на арендную плату считаются неподконтрольными, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации. В остальных случаях расходы на арендную плату включаются в состав операционных расходов.
Лизинговый платеж включается в состав операционных расходов, если условиями договора лизинга не предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю и если передаются в лизинг объекты инженерно-технического обеспечения, выкупленные (предназначенные к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Порядок учета при установлении тарифов договоров лизинга с условием перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю установлен Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемыми при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее — Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1305)
(см. текст в предыдущей редакции)
66. Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 настоящего документа. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.
Экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.
Экономия расходов на приобретение топлива, образующаяся в результате смены видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, определяется в части сокращения расходов на топливо, рассчитанных исходя из объемов его потребления и соответствующих цен, за исключением случая, когда источником финансирования мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой являются устанавливаемые в соответствии с настоящим документом тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(п. 66 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2017 N 54)
(см. текст в предыдущей редакции)
67. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается возврат инвестированного капитала, размер которого определяется исходя из размера инвестированного капитала, определяемого в соответствии с Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала.
Возврат капитала, инвестированного в текущем году, осуществляется равными долями каждый год в течение срока возврата инвестированного капитала начиная с расчетного периода регулирования, следующего за годом, в котором производственный объект, созданный (реконструированный, модернизированный) в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации, введен в эксплуатацию в установленном порядке.
68. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается доход на инвестированный капитал, равный произведению нормы доходности на сумму базы инвестированного капитала и нормативной величины чистого оборотного капитала.
69. Нормативная величина чистого оборотного капитала определяется с использованием норматива чистого оборотного капитала, устанавливаемого органом регулирования на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.
70. К долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, относятся:
а) базовый уровень операционных расходов;
б) динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг (индекс эффективности операционных расходов);
в) норматив чистого оборотного капитала;
г) размер инвестированного капитала;
д) норма доходности инвестированного капитала;
е) сроки возврата инвестированного капитала;
ж) показатели энергосбережения и энергетической эффективности — если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов;
(пп. «ж» в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2014 N 510)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, — если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива;
(пп. «з» в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2014 N 510)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) — к) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 03.06.2014 N 510.
Источник