Конспект лекций «Общая характеристика и типы стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах заражение, внушение, подражание»
Конспект лекций: «Общая характеристика и типы стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах: заражение, внушение, подражание »
Стихийная группа – это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с различными интересами, собравшихся вместе по какому – либо определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.
Типы стихийных групп:
1. Толпа – это изначально не организованное или потерявшее организованность, скопление людей, не имеющее общей сознательной целее или утратившее ее, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения; – это многочисленное скопление людей, необъединенных общностью цели и единой организационно – ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
2. Масса – это более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Главный признак – объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой – либо акции.
3. Публика – представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь выражен слабее, чем в толпе. Всегда собирается ради общей определенной цели, поэтому она более управляемая, в большей степени соблюдаются нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ.
Заражение – это способ воздействия, определенным образом интегрирующей большие массы людей; – это влияние, которое передает эмоции, состояние побуждения.
Внушение (суггестия) – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу.
Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения; – это сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Стихийные группы: типы и способы воздействия в них.
Стихийные группы это группы, в которых кратковременно объединяется большое число лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Эти группы возникают стихийно, члены их не обязательно осознают свои цели, но активно действуют. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу и публику.
Толпа более полно исследованная стихийная группа. Это собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к целенаправленному движению. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в это время в толпе могут возникнуть элементы организации. Но они очень нестабильны: толпа легко может, и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.
Выделяются следующие виды толпы:
• окказиональная — толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;
• конвенциональная — связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;
• экспрессивная — совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);
• действующая толпа:
• агрессивная — объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту;
• паническая — стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
• стяжательная — вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.);
• повстанческая — объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса — это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек.. Принадлежность к массе — чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.
Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста — это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, — одновременно ее слабое место.
Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено.
В массе большую роль играют организаторы: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это — лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.
Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией. Г.Тард одним из первых разделил толпу и публику, обозначив отличительную особенность последней как психические связи ,так как она разобщена и поэтому медленнее включается в любое действие. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.
Возрастающая роль больших социальных групп в жизни общества заставляют с особым вниманием отнестись к изучению механизмов влияния больших групп на сознание отдельного человека. Сами способы воздействия (заражение, внушение, подражание), реализуемые в стихийных группах, достаточно традиционны (Приложение А).
Согласно Андреевой Г.М., заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и так далее. Феномен заражения был известен на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и прочее.
Заражение – это бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и так далее.
Источник
Способы воздействия в стихийных группах
1. Заражение– бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется в принятии определенного эмоционального настроя, возникающего в массе, где действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Особенно силен эффект заражения в ситуации паники, которая возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита, либо избытка информации о какой-либо пугающей или непонятной новости. Сила заражения обратно пропорциональна уровню развития самосознания индивидов.
2. Внушение представляет целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Внушаемость зависит от ряда факторов (возраста, степени утомления, авторитета человека, осуществляющего внушение). В прикладном плане изучение внушения имеет большое значение для таких сфер как пропаганда и реклама.
3. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Мы считаем, что для преодоления внушаемости необходимо формирование информационно-психологического иммунитета личности. Информационно-психологический иммунитет – интегральное свойство личности, заключающееся в умении обрабатывать, критически анализировать полученную и транслируемую информацию. В структуру информационно-психологического иммунитета входят социальные, политические, этнические, гендерные установки личности, способы обработки информации, определённые личностные детерминанты.
Следует отметить, что стихийные группы и связанные с ними феномены, являются компонентом различных социальных движений.
Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
П. Штомпка выделяет следующие компоненты социальных движений:
коллективность людей, действующих совместно; единая цель; низкий уровень формализованности; стихийность.
К общим чертам социальных движений относятся: наличие общественного мнения; целью является изменение ситуации; наличие программы; осознание собственных возможностей как социальных, та и материальных; реализация в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. Например, флешмоб «За здоровый образ жизни».
По характеру целей (глобальные, локальные, прагматические) могут быть выделены и типы движений:
Широкие – борьба за мир; локальные – за равноправие женщин; прагматичные – вратаря на мыло.
Штомпке предлагает классифицировать социальные движения по масштабам предполагаемых изменений; по качеству предполагаемых изменений; по отношению к целям предполагаемых изменений; по направленности «вектора» изменений; по лежащей в их основе стратегии или логике. Этим же ученым выделяется внутренняя динамика социальных движений: возникновение, мобилизация, совершенствование структуры, завершение.
Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через 1) анализ мотивов участников: фундаментальные и сиюминутные. От их соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят развитие и прочность движения;
2) соотношения позиций большинства и меньшинства: в любом массовом, в том числе социальном движении есть большинство и меньшинство. Мнение меньшинства необходимо учитывать;
3) проблема лидера или лидеров. Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения.
Вопросы для подготовки
1. Виды стихийных групп
2. Основные психологические механизмы, определяющие поведение больших групп
3. Социальные движения. Социальные классы и слои
4. Этнические группы. Понятие национального характера. Этноцентризм
5. Что понимается под большими социальными группами? На какие виды они разделяются?
6. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах?
7. В чем состоят основные функции слухов? Чем слухи отличаются от сплетен?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник