Способы воздействия стихийных групп

Способы воздействия стихийных групп

Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, набюлюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

— паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

— эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение — не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д. Как это запустить? К сожалению, этот вопрос практически не исследован.

Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Здесь, в отличие от заражения, передается информация, но она воспринимается некритически.

Отличия механизма внушения от механизма заражения:

— заражение — сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического состояния ; при внушении суггестор не подвергается такому же состоянию, что и принимающие индивидуумы.

— внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, ритмы и др.)

Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем.

Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие информации как готового вывода; у. происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Другими словами, убеждение — интеллектуальное воздействие, а внушение — эмоционально-волевое. Отсюда — факторы эффективности социального внушения:

— в целом дети сильнее поддаются внушению, чем взрослые;

— более внушаемы люди утомленные, ослабленные физически и эмоционально;

— важен авторитет суггестора как личности и как представителя социальной группы (эффект косвенной аргументации).

Таким образом, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению (контрсуггестия) и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия).

Примеры внушения мы находим в пропаганде и рекламе. И то, и другое формально апеллирует к логике и сознанию, но метод внушения используется весьма широко. В частности, здесь разработана особая концепция «имиджа» (специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются только определенные стороны объекта).Имидж сгущает нужные рекламодателю краски образа и, тем самым, выполняет функцию механизма внушения. Кроме того, грамотно построенный имидж адресуется к эмоциональной стороне восприятия, что облегчает внушение.

Подражание — воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

— внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

Читайте также:  Способ группировки способ детализации

Источник

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах

А) Заражение —бессознатель­на невольная подверженность индивида определенный психическим состояниям.

Феномен зараже­ния был известен на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время:

— ситуаций паники и пр.

Заражение проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организован­ного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваи­вает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Важным вопросом при исследовании заражения является во­прос о той роли, которую играет уровень общности оценок и уста­новок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, вклю­чающим предшествующую заражению общность оценок, напри­мер популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыг­рать роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана осо­бая концепция повышения эффективности воздействия на откры­тую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит и от общего уровня развития личностей, состав­ляющих аудиторию, и от уровня развития их самосознания. В современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Чем выше уровень развития общества, тем кри­тичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекаю­щим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

Б) Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу.

При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии.

Внуше­ние иначе называют «суггестия». Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внуше­ния, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации.

В отечественной литера­туре впервые вопрос о значении социальной суггестии был по­ставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общест­венной жизни» (1903). При анализе внушения как специфическо­го средства воздействия встает вопрос о соотноше­нии внушения и заражения.

Отличия внушения от зара­жения:

1) при заражении осу­ществляется сопереживание большой массой людей общего пси­хического состояния, внушение не предлагает такого «равенст­ва» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не под­вержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс вну­шения имеет одностороннюю направленность — это не спонтан­ная тонизация состояния группы, а персонифицированное, актив­ное воздействие одного человека на другого или на группу;

2) вну­шение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные сред­ства (восклицания, ритмы и пр.)

Внушение отличается, от убеждения тем, что не­посредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обо­снования добиться согласия от человека, принимающего инфор­мацию. При внушении же достигается «его согласие, а просто при­нятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин­формацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет со­бой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преиму­щественно эмоционально-волевое воздействие.

Читайте также:  Способы его проведения тестирования

В) Подражание —воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний.

Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принад­лежит теория подражания.

В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом раз­вития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реали­зуется через наследственность, то в человеческом обществе — че­рез подражание. Оно выступает источником прогресса: периоди­чески в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в струк­туру общества и вновь осваиваются путем подражания.» (Тард, 1892).

Различается несколько видов подражания:

Ø логическое и внелогическое,

Ø внут­реннее и внешнее,

Ø подражание-мода и подражание-обычай,

Ø под­ражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Существуют законы подражания:

· подражание осуществляется от внутрен­него к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обря­дам);

· низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королев­скому двору) и т.д.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в дет­ской психологии поэтому проводится основная масса эксперимен­тальных исследований подражания.

Типы стихийных групп

Толпа

Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения

Признаки толпы:

• многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);

• высокая контактность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства);

• эмоциональная возбужденность (волнение людей, повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);

• неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

• отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель

неясна или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными, и т. п.).

Какие условия, способствующие образованию толпы вы можете назвать?

К условиям, способствующим образованию толпы,относятся:

• стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, смерчи);

• общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро, аэропорты);

• проведение массовых зрелищ (спортивных матчей, эстрадных концертов, развлекательных представлений);

• политические акции (демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);

• места массовых гуляний и отдыха (набережные, площади и улицы городов, помещения и площадки индустрии развлечений) и др.

Толпа имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом она полностью подчиняет себе действия отдельного человека. «Стадное чувство» ведет к тому, что человек практически перестает разделять собственное «я» и абстрактное «мы» толпы и как бы растворяется в ней.

Читайте также:  Перкарбонат натрия способ получения

По мнению ряда исследователей, члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. Я.Щепаньский пишет: «. это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов» .

Выделяется ряд условий действиятакого «гипноза»:

§ Во-первых, предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей групп или институтов.

§ Во-вторых, убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям.

§ В-третьих, молодой возраст и отсутствие социально-политического опыта.

§ В-четвертых, низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля и отсутствие твердости политических взглядов.

Классификация толпы

1 Стихийная толпа. Формируется без какого-либо организующего начала. 2 Ведомая толпа. Формируется под воздействием, влиянием лидера. 3 Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов: 1 Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию. Приведите пример. (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). 2 Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. 3 Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.) 4 Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.). 5 Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя подвиды: — Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. — Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

• более высокой степенью угрозы для людей;

• полной утратой всякой организации;

• поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия;

• психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.

— Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.). — Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Источник

Оцените статью
Разные способы