Способы психологического воздействия в больших социальных группах.
Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны.
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя».
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить.
Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и – более конкретно – от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.
Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении «социальной суггестии». Суггестор ( внушает); суггеренд( ему внушают). Контрсуггестией ( сопротивление внушению). В отечественной литературе впервые вопрос о значении социальной суггестии был поставлен в работе В.М.Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903). При анализе внушения как специфического средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении внушения и заражения.
Для одних авторов внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отличия внушения от заражения, которые сводятся к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния, внушение же не предлагает такого «равенства» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.).
С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Эффективность внушения зависит от возраста, физич состония и др. Но самое главное заключается в том, что при внушении действуют специфические социально-психологические факторы. Но решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. Этот «эффект доверия» проявляется как по отношению к личности суггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет. Авторитет суггестора выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.
Так же, как это имеет место в ситуациях заражения, при внушении результат зависит и от характеристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать в определенной степени эту «психическую самозащиту». Совокупность таких мер предложено называть «контрконтрсуггестией». Феномен контрсуггестии может быть использован не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию.
В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной связи с проблемами социальной перцепции. Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль играет предшествующая восприятию заданная (или сложившаяся) социальная установка, которую можно рассматривать в данном контексте как своего рода фактор внушения.
В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г.Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н.Миллером, Д.Доллардом и А.Бандурой.
В каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение – от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.
Источник
Способы воздействия на людей в них
Виды больших групп.
Большие социальные группы, т.е. многочисленные социальные общности, разделяются по такому критерию, как длительность их существования или степень стабильности. С этой точки зрения в социальной психологии различают: 1) организованные большие группы — устойчивые большие социальные группы, которые сложились в ходе исторического развития общества, занимают определенное место в системе общественных отношений и поэтому являются долговременными в своем развитии, например, классы, этнические, гендерные, профессиональные, возрастные и др. группы; 2) неорганизованные большие группы – стихийно образующиеся, достаточно кратковременно существующие общности, возникающие по разным основаниям (массовые движения, толпа, публика и т.д.).
Организованные большие социальные группы чаще всего различают по следующим признакам
- этнический, посредством которого выделяются этносы (нации, народности);
- экономический, позволяющий вычленять социальные классы (страты);
- политический, используемый для различения членов и сторонников тех или иных партий и движений;
- профессиональный, формирующий группировки людей по виду и характеру труда, профессиональному образованию и уровню квалификации (учителя, врачи, шахтеры, актеры);
- религиозный, объединяющий приверженцев различных вероисповеданий;
- гендерный (женщины, мужчины); возрастной (дети, пожилые люди);
- территориальный, связанный с местами проживания (горожане, сельские жители, сибиряки, москвичи).
Устойчивые большие группы, выделенные на основании названных признаков, своеобразны по способам образования и жизнедеятельности, но обладают рядом сходных черт:
Во-первых, хотя члены любой большой группы в определенной степени знают о существовании друг друга, близкое знакомство они поддерживают лишь с ограниченным кругом себе подобных. С остальными их может связывать сходство условий и образа жизни, интересов, убеждений, ценностей, переживаний и т.п. Этого сходства достаточно, чтобы возникло чувство групповой солидарности при взаимодействии с членами своей собственной, либо «чужой» группы, но явно недостаточно для организации структурированной жизнедеятельности группы. Это структурирование может произойти лишь в некоторых случаях, например, при угрозе существованию самих групп. В обычных обстоятельствах такие группы являются общностями лишь в сознании их участников, что, в частности, обеспечивается деятельностью средств массовой информации.
Во-вторых, поскольку происхождение организованных больших групп уходит корнями в прошлое, а срок их жизнедеятельности не известен, они воспринимаются, да и являются «естественными» и «извечными». Их культурные и психологические особенности складываются исторически, часто под влиянием нескольких поколений, что проявляется в упорядоченности и стабильности групповых ценностей и норм поведения. Контроль за их соблюдением осуществляется самими рядовыми членами группы. Часто эти нормы коллективного поведения настолько прочны и устойчивы, что могут сохраниться не только после смены человеком некой большой устойчивой группы, но и после ее исчезновения. (Достаточно вспомнить личную трагедию многих представителей старшего поколения, остающихся «советскими» людьми десятилетие спустя распада Советского Союза).
В-третьих, возникновение и существование организованной большой группы предполагает, что существует и другая, подобная ей группа, с которой мы можем ее сравнить. (Например, мужчины и женщины, богатые и бедные, горожане и сельские жители и т.д.)
В структуре психологии организованных больших групп выделяют две составных части:
· психический склад (устойчивое образование) и
· эмоциональной сферы (динамическое образование).
Традиционно в качестве психологических феноменов больших социальных групп исследовались общественное (или массовое) сознание, социальный характер, коллективные (или социальные) представления. Кроме этих характеристик больших социальных групп следует добавить такую, как наличие у них своего специфического языка. Это, прежде всего, относится к этническим группам, а для других групп специфический язык может выражаться в форме определенного жаргона, присущего, например, различным профессиональным группам, молодежи и др.
Неорганизованные большие группы также обладают рядом характерных особенностей. Обратитесь к своему прошлому опыту, вспомните, какие ощущения у вас вызывало пребывание в толпе, и подумайте, какие это могут быть особенности. Неорганизованные группы имеют следующие характерные особенности:
— циркуляция слухов, быстрое возникновение и развитие сплетен;
— большое некритичное доверие к информации;
— размывание личной ответственности, а следовательно, безответственность;
— эмоциональное и экспансивное поведение.
Выделяют несколько видов неорганизованных больших групп :
— Толпа – разновидность больших групп, объединение людей, стихийно образующееся на открытых пространствах по поводу различных событий (например, по поводу ДТП); длительность существования данной группы зависит от значимости события.
— Масса —более стабильное и организованное объединение людей, обладающее нечеткими границами, собирающееся с какой-либо целью (например, для участия в какой-то акции – манифестации, демонстрации, митинги).
— Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем (например, на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади). В более замкнутых помещениях ( в лекционных залах) публику именуют аудиторией. Публика более управляема, чем другие виды неорганизованных больших групп, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Однако достаточно возникновения какого-либо инцидента, чтобы публика также стала неуправляемой.
Механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:
Часто находясь в толпе мы даже и не подозреваем о том, что подвергаемся ее влиянию. Социальными психологами были выделены такие механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:
— Заражение – бессознательная невольная подверженность человека, индивида определенным психическим состояниям, основанная на передаче определенного эмоционального состояния, психического настроя при участии механизма многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. (Заражение усиливается в ситуации паники.).
— Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, оказываемое при помощи убежденности коммуникатора и суггестивных механизмов.
— Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
— Убеждение – способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах.
Особенности психологии социальных классов
Социальные классы как большие группы выделяются из всего многообразия больших социальных групп, прежде всего ролью в развитии общества. Социально-классовая структура общества понимается как объективно возникшее разъединение людей на классы, касты, сословия, социальные группы или слои, которые характеризуются совместной деятельностью, совместным пространственно-временным бытием и общением (у них общая среда, территория, коммуникация), общими групповыми установками и ориентирами.
Существует разные критерии для выделения социальных классов, например:
· характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт,
· уровень получаемых доходов и личного материального благосостояния,
Принадлежность к данным группам не регламентируется властью, законом и не передается по наследству.
В современных условиях получает распространение идея стратификации общества. Эмпирическая модель социальной стратификации современного российского общества предложена Ю.В.Ширковым. Социальная стратификация — социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п.), на основе которых общество делится на классы и страты (чаще всего на «высшие», «средние» и «низшие»). Классы отличаются от стратов не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.
В основе этой модели лежат два критерия — материальный уровень (степень независимости субъекта от обстоятельств) и культурный уровень (образование, эрудиция, выполняемая работа). В проведенном им исследовании были выделены пять групп:
1) «Социальное дно» — характеризуется низким материальным и культурным уровнем, ниже которого опуститься невозможно.
2) Интеллигенция обладает высоким культурным уровнем и низкими доходами, выполняет важную функцию — поддерживает социальные нормы общества.
3) Новые русские не испытывают материальных затруднений, но их культурный уровень зачастую весьма невысок.
4) Элита, обладая высоким культурным уровнем, имеет также и высокий доход, осуществляет социальное влияние.
5) Резерв, из которого пополняются разные группы в ходе социальной миграции. Хотя описанная социальная структура не является достаточно полной с точки зрения и количества выделенных групп (в ней, например, отсутствуют очевидные большие группы, обладающие средним доходом и невысоким культурным уровнем), критериев их выделения (например, не обозначена активность в получении дохода), она представляет несомненный интерес как попытка анализа социальной структуры общества в новых условиях.
Понятие о среднем классе
Особое внимание исследователей привлекает нарождающийся в России средний класс. Понятие «средний класс» впервые начали употреблять в Англии, где первоначально так определяли прослойку между духовенством и землевладельцами. После Второй мировой войны к среднему классу на Западе стали относить также специалистов и квалифицированных рабочих с высоким уровнем заработной платы. Средний класс в развитых странах представляет собой большинство, которому свойственно желание политической стабильности, нежелание резких изменений в обществе, политических потрясений. Его мнение и поведение в целом весьма прогнозируемы, что и делает средний класс желанным для любого государства [Казанцев, 2002]. К среднему классу относят интеллигенцию, высококвалифицированных рабочих, управленцев среднего и низшего звена. При этом доходы представителей среднего класса сопоставимы с доходами средней буржуазии.
В России средний класс только формируется, критерии его выделения пока еще до конца не сформулированы, хотя и обозначены некоторые параметры определения этой группы населения: социально-демографическая характеристика (уровень дохода, сфера деятельности, занимаемая должность, иногда профессия, социальный статус, текущее потребление, возраст); особый образ жизни; ориентация на увеличение дохода (деньги как мерило успеха) или на самореализацию (в случае, когда имеется необходимый для этого доход). Обнаружена тенденция возникновения так называемого нового среднего класса как движущей силы развития постиндустриального общества. Эта группа объединяет наемных служащих, зарабатывающих интеллектуальным трудом. В основе поведения этой части среднего класса — «новая рациональность», т.е. стремление не к деньгам и материальному благополучию, которые подразумеваются, а к самореализации.
Новые средние — люди, достигшие определенного положения в обществе благодаря своему профессиональному опыту, желанию и умению им воспользоваться. Эта группа наиболее прогрессивна, быстро развивается. Социальное поведение членов группы определено ценностями среднего класса, целью их жизни становится пребывание в нем. В развитых странах доля этого слоя среднего класса больше, чем «старых средних». В развитых странах значимость капитала как критерия принадлежности к среднему классу постоянно уменьшается, в то время как все больший вес получает профессионализм [Средний класс в современном российском обществе, 2000]. Что касается России, то здесь тенденция еще только намечается.
Важнейшей психологической характеристикой среднего класса является идентификация с ним его представителей. Средний класс, как и всякая устойчивая группа, может считаться реальным образованием тогда, когда его члены разделяют общие ценности, имеют общую систему категорий и оценок и осознают себя принадлежащими к данной группе. Идентификация со средним классом становится важным субъективным критерием определения представителей этого класса.
Исследование К. Ю. Подцерковской, проведенное в 2002 г. под руководством Т. В. Фоломеевой, было посвящено изучению социальных представлений представителей нового среднего класса о социальной структуре российского общества. Это исследование показало, что средний класс субъективно определяется как слой с определенным уровнем дохода, состоящий из нескольких групп, различающихся по характеру занятости и профессиональному признаку. Кроме того, результаты исследования показали, что идентификация представителей среднего класса со своей группой высока и носит положительную эмоциональную окраску. Отнесение себя к среднему классу делается на основе сравнения с представителями других социальных групп по критериям дохода, характера работы, образа жизни, уровня образования и активной жизненной позиции. Полученные результаты не позволяют формулировать широкие выводы относительно психологии образующейся новой группы, но обозначают направление дальнейших исследований.
Наряду с формированием нового среднего класса важной характеристикой изменения социальной структуры общества в России является размывание социального слоя интеллигенции. Этот процесс идет по трем направлениям. Первое направление характеризуется тем, что в ходе становления новой российской государственности многие представители интеллигенции вливаются в структуры власти, образуют чиновничество и номенклатуру. Второе направление связано со сменой профессии значительной частью интеллигенции, переходом из сферы интеллектуального труда в частный сектор, торговлю, посредническую деятельность. Третье направление обусловлено «утечкой умов», т.е. отъездом за рубеж специалистов в разных областях, ученых, писателей, деятелей культуры и т.д. [Мансуров, Семенова, 2001].
Формирование новых экономических отношений сопровождается появлением новых ценностных экономических ориентиров, таких как собственность, материальная обеспеченность, богатство и др. Для одних социальных групп они могут выступать основными ценностями, регулирующими социальное поведение их членов, для других — лишь необходимым условием существования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник