- Способы возбуждения машин постоянного тока и их классификация
- Возбуждение (магнитное) — Excitation (magnetic)
- Содержание
- Возбуждение в генераторах
- Принцип усилителя
- Раздельное возбуждение
- Самовозбуждение
- Запуск
- Поле мигает
- Бесщеточное возбуждение
- Глава 6. МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА.
- 6.1. Генераторы с независимым возбуждением.
- 6.2. Генераторы с параллельным возбуждением.
- 6.3. Генераторы с последовательным возбуждением.
- 6.4. Генераторы смешанного возбуждения.
- 6.5. Двигатели постоянного тока.
- 6.6. Двигатели с независимым и параллельным подключением.
- 6.7. Двигатели с последовательным и смешанным возбуждением.
Способы возбуждения машин постоянного тока и их классификация
Ток, протекающий в обмотке возбуждения основных полюсов, создает магнитный поток . Электрические машины постоянного тока следует различать по способу возбуждения и схеме включения обмотки возбуждения.
Генераторы постоянного тока могут выполняться с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Следует заметить, что теперь применение в качестве источников энергии генераторов постоянного тока очень ограничено.
Обмотка возбуждения генератора постоянного тока с независимым возбуждением получает питание от независимого источника — сети постоянного тока, специального возбудителя , преобразователя и др. (рис. 1, а). Эти генераторы применяются в мощных системах, когда напряжение возбуждения должно быть выбрано отличным от напряжения генератора, в системах регулирования скорости вращения двигателей, которые питаются от генераторов и других источников.
Значение тока возбуждения мощных генераторов составляет 1,0—1,5% от тока генераторов и до десятков процентов для машин мощностью порядка десятков ватт.
Рис. 1. Схемы генераторов постоянного тока: а — с независимым возбуждением; б — с параллельным возбуждением; в — с последовательным возбуждением; г — со смешанным возбуждением П — потребители
У г енератора с параллельным возбуждением обмотка возбуждения включается на напряжение самого генератора (смотрите рис. 1,б). Ток якоря I я равен сумме токов нагрузки I п и тока возбуждения I в: I я = I п + I в
Генераторы выполняются обычно для средних мощностей.
Обмотка возбуждения генератора с последовательным возбуждением включена последовательно в цепь якоря и обтекается током якоря (рис. 1, в). Процесс самовозбуждения генератора протекает очень бурно. Такие генераторы практически не используются. В самом начале развития энергетики применялась система передачи энергии с последовательно включенными генераторами и двигателями последовательного возбуждения.
Генератор со смешанным возбуждением имеет две обмотки возбуждения — параллельную ОВП и последовательную ОВС обычно с согласным включением (рис. 1, г). Параллельная обмотка может быть включена до последовательной («короткий шунт») или после нее («длинный шунт»). МДС последовательной обмотки обычно невелика и рассчитана только на компенсацию падения напряжения в якоре при нагрузке. Такие генераторы теперь также практически не применяются.
Схемы возбуждения двигателей постоянного тока подобны схемам для генераторов. Двигатели постоянного тока большой мощности выполняются обычно с независимым возбуждением . У двигателей параллельного возбуждения обмотка возбуждения получает питание от того же источника энергии, что и двигатель. Обмотка возбуждения включается непосредственно на напряжение источника энергии, чтобы не сказывалось влияние падения напряжения в пусковом сопротивлении (рис. 2).
Рис. 2. Схема двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Ток сети Ic составляется из тока якоря I я и тока возбуждения I в.
Схема двигателя последовательного возбуждения подобна схеме на рис. 1, в. Благодаря последовательной обмотке вращающий момент при нагрузке возрастает больше, чем у двигателей параллельного возбуждения, при этом скорость вращения уменьшается. Это свойство двигателей определяет их широкое применение в приводах электровозной тяги: в магистральных электровозах, городском транспорте и др. Падение напряжения в обмотке возбуждения при номинальном токе составляет единицы процентов от номинального напряжения.
Двигатели смешанного возбуждения из-за наличия последовательной обмотки в некоторой мере имеют свойства двигателей последовательного возбуждения. В настоящее время они практически не применяются. Двигатели параллельного возбуждения иногда выполняются со стабилизирующей (последовательной) обмоткой, включаемой согласно с параллельной обмоткой возбуждения, для обеспечения более спокойной работы при пиках нагрузки. МДС такой стабилизирующей обмотки невелика — единицы процентов от основной МДС.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Возбуждение (магнитное) — Excitation (magnetic)
Электрический генератор или электрический двигатель состоит из ротора прядения в магнитном поле . Магнитное поле может создаваться постоянными магнитами или катушками возбуждения . В случае машины с катушками возбуждения ток должен течь в катушках для генерации поля, в противном случае энергия не передается на ротор или от него. Процесс создания магнитного поля с помощью электрического тока называется возбуждением . Катушки возбуждения обеспечивают наиболее гибкую форму регулирования и отмены регулирования магнитного потока, но за счет протекания электрического тока. Существуют гибридные топологии, которые включают в себя как постоянные магниты, так и катушки возбуждения в одной и той же конфигурации. Гибкое возбуждение вращающейся электрической машины используется либо методами бесщеточного возбуждения , либо путем подачи тока угольными щетками (статическое возбуждение).
Содержание
Возбуждение в генераторах
Для машины, использующей катушки возбуждения, как в случае с большинством больших генераторов, поле должно создаваться током, чтобы генератор мог производить электричество. Хотя часть собственного выхода генератора может использоваться для поддержания поля после его запуска, для запуска генератора необходим внешний источник тока. В любом случае важно иметь возможность контролировать поле, так как это будет поддерживать напряжение в системе.
Принцип усилителя
За исключением генераторов с постоянными магнитами, генератор вырабатывает выходное напряжение, пропорциональное магнитному полю, которое пропорционально току возбуждения; если нет тока возбуждения, нет и напряжения.
Таким образом, небольшое количество энергии, подаваемой в качестве тока возбуждения, может управлять большим количеством генерируемой мощности и может использоваться для ее модуляции. Этот принцип очень полезен для управления напряжением: если выходное напряжение системы меньше желаемого, ток возбуждения можно увеличить; если выходное напряжение высокое, возбуждение можно уменьшить. Синхронный конденсатор работает по тому же принципу, но нет «первичный двигатель» входной мощности; однако инерция вращения означает, что он может передавать или получать энергию в течение коротких периодов времени. Чтобы избежать повреждения машины из-за беспорядочного изменения тока, часто используется генератор рампы. Таким образом, генератор можно рассматривать как усилитель:
Раздельное возбуждение
Для больших или старых генераторов обычно питание отдельного динамо- возбудителя приводится в действие параллельно с основным генератором энергии . Это небольшой динамо-машина с постоянным магнитом или аккумулятором, которая вырабатывает ток возбуждения для более крупного генератора.
Самовозбуждение
Современные генераторы с полевыми катушками обычно самовозбуждаются ; т. е. некоторая часть выходной мощности ротора используется для питания катушек возбуждения. Железо ротора сохраняет некоторый остаточный магнетизм, когда генератор выключен. Генератор запускается без нагрузки; начальное слабое поле индуцирует слабый ток в катушках ротора, который, в свою очередь, создает начальный ток поля, увеличивая напряженность поля, тем самым увеличивая индуцированный ток в роторе, и так далее в процессе обратной связи, пока машина не «накапливается». до полного напряжения.
Запуск
Генераторы с самовозбуждением должны запускаться без какой-либо внешней нагрузки. Внешняя нагрузка потребляет электроэнергию от генератора до того, как способность вырабатывать электроэнергию может увеличиться.
Поле мигает
Если машина не имеет достаточного остаточного магнетизма для достижения полного напряжения, обычно предусматривается подача тока в ротор от другого источника. Это может быть аккумулятор , домашний блок, обеспечивающий постоянный ток , или выпрямленный ток от источника переменного тока . Поскольку этот начальный ток требуется в течение очень короткого времени, он называется миганием поля . Даже небольшие портативные генераторные установки могут иногда нуждаться в перепрошивке в поле для перезапуска.
Сопротивление критического поля является максимальным сопротивлением контура поля для заданной скорости , с которой шунтом генератор будет возбуждать. Шунтирующий генератор будет нарастать напряжение только в том случае, если сопротивление цепи возбуждения меньше критического сопротивления поля. Это касательная к характеристикам холостого хода генератора при заданной скорости.
Бесщеточное возбуждение
Бесщеточное возбуждение создает магнитный поток на роторе электрических машин без использования угольных щеток. Обычно он используется для снижения затрат на регулярное обслуживание и снижения риска возгорания щеток. Он был разработан в 1950-х годах в результате достижений в области мощных полупроводниковых устройств . Идея заключалась в использовании вращающегося диодного выпрямителя на валу синхронной машины для сбора наведенных переменных напряжений и их выпрямления для питания обмотки возбуждения генератора.
В бесщеточном возбуждении исторически отсутствовала быстрая дерегуляция потока, что является серьезным недостатком. Однако появились новые решения. Современные вращающиеся схемы включают в себя компоненты активного снятия возбуждения на валу, расширяющие пассивный диодный мост. Более того, их недавние разработки в области высокопроизводительной беспроводной связи реализовали полностью контролируемые топологии на валу, такие как тиристорные выпрямители и интерфейсы прерывателей.
Источник
Глава 6. МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА.
Как известно, при вращении рамки в постоянном магнитном поле, в ней возбуждается переменная ЭДС. Эта переменная ЭДС может быть преобразована в импульсную ЭДС в результате переключения концов рамки с помощью двух коллекторных пластин, представляющих собой два полукольца, в момент, когда ЭДС равна 0. (рис. 6.1)
Даже при наличии двух взаимно перпендикулярных рамок и четырех коллекторных пластин, выходная ЭДС оказывается практически постоянной (рис.6.2).
Таким образом, в машине постоянного тока, используемой как генератор, коллектор выполняет функцию выпрямителя.
Машины постоянного тока обратимы, и их устройства одинаково как для двигателя, так и для генератора.
Машина постоянного тока состоит из двух частей: неподвижной и подвижной, статора и якоря соответственно (рис.6.3).
Статор — неподвижная часть машины, представляет собой цилиндрическую станину, к внутренней поверхности которой крепятся 2, 4 или более полюсов, состоящих из сердечника, полюсных наконечников и обмотки возбуждения.
Подвижная часть, якорь, выполнена в виде цилиндрического пакета, состоящего из большого числа тонких пластин. В продольных пазах якоря размещена обмотка, состоящая из нескольких секций. На валу якоря располагается коллектор, представляющий собой цилиндр из диэлектрика, на котором расположены пластины коллектора, соединенные с секциями обмотки якоря. С внешней электрической схемой коллектор соединяется с помощью графитовых щеток, скользящих по поверхности коллекторных пластин. Щетки установлены так, что переключение секций обмотки якоря (коммутация) происходит в тот момент, когда секция обмотки находится в нейтральной зоне между полюсами.
В этом случае, когда нагрузка генератора отсутствует, ЭДС, возбуждаемая в обмотке якоря, определяется соотношением:
       (6.1)
где С — конструктивный коэффициент, Ф — магнитный поток, n-число оборотов якоря.
При разомкнутых выходных зажимах генератора ток в цепи якоря равен нулю. При этом магнитное поле якоря отсутствует, и генератор работает в «холостую». Двигатель, приводящий во вращение якорь генератора, преодолевает только момент трения, совершая минимальную механическую работу.
При подключении электрической нагрузки в обмотке якоря и в нагрузке возникает ток, создающий вращающееся магнитное поле якоря, которое, взаимодействуя с неподвижным магнитным полем статора, приводит к появлению тормозного момента. Момент возрастает с ростом тока нагрузки. При этом мощность, выделяемая в нагрузке генератора, увеличивается (напряжение и ток возрастают), что приводит к увеличению механической мощности, развиваемой приводным двигателем.
Суммарное магнитное поле, возникаемое при работе генератора под нагрузкой, оказывается уже не симметричным как в режиме холостого хода, а смещается по направлению вращения генератора или против направления вращения в двигателе. Это обусловлено тем, что появляется магнитное поле якоря, созданное током нагрузки. Подобное явление называют реакцией якоря. Наличие реакции якоря приводит к ухудшению коммутации и к повышенному искрению под щётками. Для устранения этого явления, щётки перемещают из геометрической нейтрали в другое положение, либо машина снабжается дополнительными полюсами и компенсационной обмоткой, включённой последовательно с основной обмоткой якоря. В этом случае компенсация реакции якоря автоматически устанавливается при любых нагрузках машины.
Основным классификационным признаком машин постоянного тока является способ возбуждения главного магнитного поля, создаваемого током, протекающим через обмотку возбуждения. Все рабочие характеристики машин постоянного тока зависят от способа включения обмотки возбуждения по отношению к цепи якоря. Это включение может быть последовательным, параллельным, комбинированным, также эти цепи могут быть независимы друг от друга.
6.1. Генераторы с независимым возбуждением.
В подобных генераторах обмотка возбуждения питается от отдельного источника, вследствие чего ток возбуждения не зависит от напряжения генератора, а следовательно, от условий нагрузки (рис.6.4).
Это дает возможность в очень широких пределах менять магнитный поток, а следовательно, и ЭДС, возникающую на обмотке якоря. Зависимость ЭДС от тока возбуждения при постоянном числе оборотов называется характеристикой холостого хода (рис. 6.5).
Наличие остаточной намагниченности системы возбуждения приводит к тому, что при отсутствии тока возбуждения, ЭДС возбуждения в якоре не равна 0, а равна остаточной ЭДС, Е0. С ростом тока возбуждения магнитное поле возрастает и приводит к магнитному насыщению системы возбуждения, вследствие чего, при значительных токах возбуждения ЭДС не возрастает.
Вид этой характеристики аналогичен подобной характеристике синхронного генератора.
Важной характеристикой генератора является внешняя зависимость напряжения U на выходе генератора от силы тока якоря (рис.6.6.А). Эта зависимость определяется соотношением:
       (6.2)
где Е — ЭДС якоря, Iн — ток нагрузки, Rя — сопротивление обмотки якоря и представляет собой прямую (рис. 6.6.Б пунктир).
Однако, при значительных токах нагрузки появляется насыщение магнитной системы и возникает размагничивающее действие реакции якоря, что приводит к уменьшению суммарного магнитного потока, а следовательно ЭДС и выходного напряжения быстрее, чем по прямой линии.
6.2. Генераторы с параллельным возбуждением.
У таких генераторов цепь обмотки возбуждения соединяется параллельно цепи якоря и часть тока потребляемого двигателем (примерно 1%) используется для питания обмотки возбуждения (рис.6.7).
Обмотка возбуждения выполнена тонким проводом и содержит значительное количество витков. Самовозбуждение подобных генераторов возможно только лишь в том случае, если статор машины сохраняет остаточную намагниченность. Характеристика холостого хода у таких генераторов аналогична характеристике генераторов с независимым возбуждением (рис.6.5), а внешняя характеристика (рис.6.6.Б) проходит ниже, так как при увеличении тока нагрузки увеличивается падение напряжения на обмотке якоря, что приводит к уменьшению выходного напряжения, а следовательно, и тока возбуждения. Генераторы с параллельным возбуждением не боятся коротких замыканий и поэтому наиболее широко распространены.
6.3. Генераторы с последовательным возбуждением.
Якорь у таких генераторах соединен последовательно с обмоткой возбуждения, поэтому ток нагрузки является током возбуждения и током якоря (рис.6.8).Сопротивление обмотки возбуждения должно быть соизмеримо с сопротивлением обмотки якоря, то есть мало (малое число витков толстого провода).
Так как обмотка якоря соединена последовательно с обмоткой возбуждения, характеристика холостого хода у такого генератора отсутствует. Для внешней характеристики генератора характерно наличие максимума, связанное с тем, что при достижении значительных токов нагрузки магнитная система насыщается и магнитный поток уже не растет, а выходное напряжение начинает уменьшаться из-за увеличения падения напряжения на обмотке якоря. Такие генераторы используются очень редко.
6.4. Генераторы смешанного возбуждения.
Такие генераторы имеют две обмотки возбуждения: одну, включенную параллельно обмотке якоря и имеющую значительное сопротивление, и вторую, включенную последовательно, со значительно меньшим сопротивлением (аналогично генераторам последовательного и смешанного соединения) (рис.6.9).
Эти обмотки могут быть включены либо согласно, либо встречно.
В генераторах с согласным включением обмоток выходное напряжение почти не меняется с изменением нагрузки (рис.6.10.А).
Это происходит потому, что магнитный поток последовательной обмотки создается током нагрузки и при увеличении нагрузки возрастает, компенсируя влияние реакции якоря и увеличение падения напряжения внутри генератора.
Генераторы со встречным включением обмоток имеют крутопадающую внешнюю характеристику (рис.6.10.Б). При увеличении тока нагрузки встречный магнитный поток последовательной обмотки размагничивает генератор, и выходное напряжение резко снижается. Наиболее часто подобные генераторы используются в качестве сварочных, т.к. для поддержания горения дуги требуются именно крутопадающие внешние характеристики.
6.5. Двигатели постоянного тока.
Если машину постоянного тока включить в сеть постоянного тока, то в обмотках якоря и в обмотках возбуждения возникают токи. При этом система возбуждения создает постоянное магнитное поле, которое взаимодействует с полем якоря, и на каждый проводник обмотки якоря начинает действовать сила, которая стремится повернуть якорь. Появляется крутящий момент М, приводящий якорь во вращение.
Помимо вращающего момента М, возникающего в результате взаимодействия магнитного поля якоря с магнитным полем обмотки возбуждения, на якорь двигателя действует ряд других моментов:
момент холостого хода Мо, связанный с механическими потерями;
тормозной момент М1 , создаваемый механизмом, приводимым во вращение двигателем;
динамический момент Мдин сил инерции, возникающий при изменении скорости вращения якоря.
Динамический момент Мдин пропорционален моменту инерции вращающихся частей J и угловому ускорению:
       (6.3)
Чем быстрее меняется скорость двигателя, тем больше динамический момент. В установившемся режиме, когда скорость вращения постоянна, динамический момент равен нулю.
Моменты двигателя связаны уравнением, которое носит название уравнения моментов:
(6.4)
В установившемся режиме
вращающий и тормозной моменты взаимно уравновешены, и якорь двигателя вращается с постоянной скоростью.
В зависимости от способа подключения обмотки возбуждения к якорю двигателя, различают двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения.
6.6. Двигатели с независимым и параллельным подключением.
Схема включения двигателя приведена на рис.6.11. При подключении обмотки возбуждения подобного двигателя к отдельному источнику создается независимое возбуждение.
При включении двигателя постоянного тока в сеть, в момент пуска ток якоря определяется соотношением:
(6.5)
где U — напряжение сети, Rя — сопротивление обмотки якоря, Iя -ток якоря.
Затем якорь под действием крутящего момента приходит во вращение, и в обмотке якоря возбуждается ЭДС самоиндукции
       (6.6)
где с — конструктивный коэффициент, n — число оборотов, Ф — магнитный поток системы возбуждения. Полярность ЭДС самоиндукции противоположна полярности напряжения сети (противо- ЭДС), вследствие чего с ростом частоты вращения якоря значительно уменьшается ток, протекающий в цепи якоря.
(6.7)
Следовательно, пусковой ток оказывается значительно больше номинального (в 10. 30 раз), и очень часто в цепь якоря включается реостат, величина которого позволяет уменьшить пусковой ток до значений .1. 1.5 Iном. Преобразуя соотношение (6.7) к виду:
(6.8)
получаем, что приложенное напряжение U уравновешивается суммой противо- ЭДС Е и падением напряжения на обмотке якоря RяIя.
Крутящий момент двигателя независимого и параллельного возбуждения определяется соотношением:
(6.9)
С увеличением тормозного момента, создаваемого механической нагрузкой двигателя, механическая мощность возрастает. Число оборотов якоря уменьшается, что приводит к уменьшению противо-ЭДС и росту тока, потребляемого двигателем, а, следовательно, к увеличению крутящего момента и возрастанию электрической мощности, потребляемой двигателем от сети. Зависимость установившейся скорости вращения от тормозного момента двигателя при постоянном напряжении питания цепей якоря и возбуждения называется механической характеристикой двигателя.
Механическая характеристика рассматриваемых двигателей изображена на рис.6.12.
Как видно из графика, скорость вращения двигателей при изменении тормозного момента в широких пределах (от 0 до номинального) изменяется незначительно. Это означает, что двигатели независимого и параллельного возбуждения имеют жёсткую механическую характеристику.
Зависимость скорости вращения n, тока якоря Iя, вращающего момента М и коэффициента полезного действия h от полезной мощности Р2 на валу двигателя при постоянном напряжении цепей якоря и возбуждения (IB=const) называется рабочими характеристиками двигателя.
Рабочие характеристики двигателей параллельного и независимого возбуждения представлены на рис.6.13.
Так как с увеличением полезной мощности вращающий момент возрастает, скорость вращения двигателя уменьшается.
С увеличением вращающего момента увеличивается пропорциональный ему ток якоря. Моменты М и М1 oтличаются на величину момента холостого хода, М0. Наибольший к.п.д. достигается при нагрузках, несколько меньших номинальной.
Механическая и рабочая характеристики двигателя независимого возбуждения идентичны аналогичным характеристикам двигателя параллельного возбуждения.
Так как противо- ЭДС зависит от скорости вращения якоря и равна
(6.10)
то приложенное напряжение U определится соотношением
       (6.11)
Отсюда находим выражение скорости вращения двигателя:
       (6.12)
Полученная формула позволяет решить задачу регулирования скорости вращения двигателя. Необходимо отметить, что для уменьшения потерь мощности сопротивление обмотки якоря Rя стремятся сделать по возможности малым (в реальных машинах оно составляет сотые или тысячные доли ома), В соответствии с этим и падение напряжения на активном сопротивлении якоря IяRя невелико по сравнению с напряжением сети. Поэтому в формуле (6.12) членом IяRя можно пренебречь. Тогда
       (6.13)
Отсюда видно, что существует два способа плавного изменения скорости вращения двигателя в широких пределах:
1. изменение напряжения U, подведенного к якорю двигателя;
2. изменение магнитного потока возбуждения Ф (тока возбуждения IB).
На рис.6.14 показано возможное включение регулировочных реостатов в схему двигателя.
При увеличении сопротивления R2 , при постоянном напряжении сети U, уменьшается напряжение, подведенное к якорю, и следовательно, скорость вращения двигателя. С увеличением сопротивления R1 уменьшается ток возбуждения и магнитный поток возбуждения, а, следовательно, увеличивается скорость вращения двигателя.
Второй способ регулирования скорости вращения двигателя предпочтительнее, так как он связан с меньшими потерями мощности: ток возбуждения в десятки раз меньше тока якоря, а потери пропорциональны квадрату тока. Однако при необходимости изменять скорость вращения двигателя в очень широких пределах одновременно используют оба способа.
Возможность плавного и экономичного регулирования скорости вращения в широких пределах является важнейшим достоинством двигателей постоянного тока.
Соотношение (6.13) определяющее скорость вращения двигателя показывает, что по мере уменьшения магнитного потока скорость неограниченно возрастает. С этой точки зрения опасен обрыв цепи возбуждения двигателя, при котором магнитный поток резко уменьшается до величины потока остаточного намагничивания, а двигатель идет «вразнос». Особенно вероятен режим «разноса» у ненагруженного двигателя. Режим «разноса» является аварийным: центробежные силы деформируют обмотку якоря, якорь заклинивается, а в некоторых случаях и разрушается.
У нагруженного двигателя увеличение скорости вращения происходит не столь резко, так как уменьшение магнитного потока при постоянном моменте вращения приводит к такому увеличению тока якоря, при котором произведением IяRя уже нельзя пренебрегать. Но и в этом случае обрыв цепи возбуждения может быть опасным.
6.7. Двигатели с последовательным и смешанным возбуждением.
Схема двигателя постоянного тока последовательного возбуждения изображена на рисунке 6.15.
Обмотка возбуждения двигателя включена последовательно с якорем, поэтому магнитный поток двигателя изменяется вместе с изменением нагрузки. Так как ток, потребляемый двигателем, достаточно велик, обмотка возбуждения имеет небольшое число витков.
Из- за последовательного включения обмоток якоря и возбуждения (рис.6.15), магнитный поток Ф пропорционален току I (если пренебречь насыщением магнитопровода), и в формуле следует положить
, где k — постоянный коэффициент. Тогда
(6.14)
вращающий момент двигателя последовательного возбуждения пропорционален квадрату тока, потребляемого двигателем.
Выразим магнитный поток через вращающий момент:
, где
(6.15)
и подставим в приближенное выражение скорости вращения двигателя:
       (6.16)
Отсюда видно, что для двигателей последовательного возбуждения опасен режим холостого хода, т.к. при уменьшении момента на валу до нуля, скорость вращения неограниченно увеличивается (рис.6.16), двигатель идет «вразнос». Это обстоятельство требует такого сочленения двигателя последовательного возбуждения с рабочей машиной, при котором режим холостого хода исключён. Рабочие характеристики двигателя последовательного возбуждения приведены на рис.6.16.
Скорость вращения двигателя последовательного возбуждения можно регулировать либо изменением подводимого напряжения, либо изменением магнитного потока возбуждения за счет шунтирования обмотки возбуждения (рис.6.17). Второй способ более экономичен.
Двигатель последовательного возбуждения имеет существенные преимущества, благодаря квадратичной зависимости вращающего момента от тока. Так, например, он развивает больший пусковой момент, что очень важно для электропривода на транспорте (благодаря этому, двигатель способен быстро набирать скорость после остановки). Однако резко выраженная зависимость скорости вращения от нагрузки и опасность «разноса» ограничивают область применения этих двигателей.
Указанных недостатков лишены двигатели смешанного возбуждения (рис.6.18).
Характеристики этих двигателей являются промежуточными между характеристиками двигателей параллельного и последовательного возбуждения.
При согласном включении последовательной и параллельной обмоток возбуждения двигатель смешанного возбуждения имеет больший пусковой момент, по сравнению с двигателем параллельного возбуждения. При встречном включении обмоток возбуждения двигатель приобретает жесткую механическую характеристику. С увеличением нагрузки магнитный поток последовательной обмотки увеличивается и, вычитаясь из потока параллельной обмотки, уменьшает общий поток возбуждения. При этом скорость вращения двигателя не только не уменьшается, а может даже увеличиваться (рис.6.19). И в том, и в другом случае наличие магнитного потока параллельной обмотки исключает режим «разноса» двигателя при снятии нагрузки.
раздел 6.2.
раздел 6.3.
раздел 6.4.
раздел 6.5.
раздел 6.6.
раздел 6.7.
Сайт ориентирован на работу в INTERNET EXPLORER 4.0 и выше.
Разрешение 800х600 и больше. Используйте кнопку F11
Источник