При пайке отваливаются дорожки, что делать
При пайке, особенно старых плат, часто возникает проблема с тем, что дорожки начинают просто отваливаться от текстолита. Особенно остро стоит проблема, когда плата паяется несколько раз.
Что там говорить, в Советском Союзе качество печатных плат оставляло желать лучшего. Конечно же, влияет на них негативным образом и время, а также, различные другие нюансы, например, перегрев.
Как бы там ни было, но если нужно восстановить старую плату, то приходится как-то приспосабливаться и выходить из сложившейся ситуации. Многие решают проблему кардинально, путем переноса всех радиодеталей на новую плату.
Как восстановить дорожки на плате, если они отвалились
К сожалению, если дорожка на печатной плате отвалилась, приклеить её назад уже не получится. Приходится решать проблему при помощи олова или куска медной проволоки. Что касается олова, то если контакты расположены близко и расстояние позволяет это сделать, то необходимо просто спаять их вместе.
Однако если расстояние между радиоэлементами большое, то ничего не остается сделать, как использовать кусок медной проволоки. Проволоку нужно залудить, а затем припаять её к контактам на плате, таким образом, чтобы не замкнуть соседние дорожки.
Можно также использовать и другой способ, чтобы восстановить отвалившиеся дорожки на плате. Для этого необходимо вблизи контактов высверлить небольшие отверстия в плате, после чего с обратной стороны протянуть кусок медной проволоки. Таким образом, можно не переживать по поводу того, что произойдёт замыкание.
Как не перегревать дорожки печатной платы
Плохой текстолит и перегрев печатной платы являются самой большой проблемой. Именно от перегрева печатной платы и отваливаются дорожки, восстанавливать которые затем очень трудно, а подчас и невозможно.
Чтобы решать проблему с перегревом печатной платы, следует воспользоваться одним из предложенных способов:
- Использовать для пайки плат паяльную станцию. Хороша паяльная станция тем, что можно точно выставить требуемую температуру, и тем самым избежать проблем с перегревом платы и отваливанием дорожек от неё;
- Использовать паяльник подходящей мощности. Если паяльник не имеет регулировки температуры, то его нужно хотя бы выключать на время. Лучше, конечно же, купить подходящий паяльник для пайки плат, который имеет возможность регулировки нагрева. Также можно подключить паяльник через диод, уменьшив тем самым его мощность.
При пайке старых печатных плат, чтобы не отваливались дорожки, нужно соблюдать множество различных нюансов. Основные правила, это придерживаться температурного режима и не перегревать плату. На пайку одного контакта должно уходить не более 1-2 секунд, а иначе перегрева не избежать.
Также проблемы часто возникают и по той причине, что на припое платы образовалась окись. Происходить это из-за неподходящих условий и долгого хранения. Удаление окиси поможет припою плавиться легче, а, следовательно, дорожки не будут перегреваться, и отваливаться от платы в процессе пайки.
Источник
Пошаговый процесс восстановления дорожек на печатной плате
Взаимодействие отдельных элементов платы обеспечивается за счет наличия металлизированных цепей. Именно по фольгированным дорожкам протекает электрический ток. Однако в процессе эксплуатации целостность цепей может нарушаться. Чаще всего это происходит из-за перегрева изделия, резких перепадов напряжения или механических повреждений.
Разрывы фольгированных дорожек нарушают функциональность платы, а то и вовсе выводят ее из строя. Чтобы вернуть ей табельную работоспособность, необходимо восстановить целостность электропроводящих цепей — solderpoint.ru/vosstanovlenie-dorozhek-na-plate. Как выполняется эта операция, рассмотрим ниже.
Этапы ремонта
Восстановление дорожек печатной платы осуществляется в несколько шагов:
- Комплексная диагностика изделия.
- Определение участков с повреждениями.
- Демонтаж компонентов.
- Обновление металлизированной цепи.
- Пайка поверхностных и выводных элементов.
- Проверка платы отделом технического контроля.
При проведении комплексной диагностики удается обнаружить все поврежденные участки. Первым делом опытный мастер выполняет визуальный осмотр микросхемы. Чаще всего это приводит к выявлению перегоревших элементов. На следующем этапе диагностика выполняется с помощью высокоточных тестеров. Сначала проверяется общая работоспособность изделия. После этого проверяемые зоны сужаются. В результате, инженер обнаруживает повреждения и принимает решение о целесообразности проведения ремонта.
С проблемных участков демонтируются поверхностные и выводные элементы. Следующим шагом с пластины убираются поврежденные дорожки. Затем мастер напаивает новые металлизированные цепи и восстанавливает контактные площадки. После этого он монтирует новые компоненты взамен перегоревших. Отремонтированная плата подвергается повторной проверке с использованием тестеров. Это нужно для того, чтобы убедиться в ее 100% функциональности.
И если изделие работает должным образом, оно упаковывается для отправки заказчику. Ремонт всегда осуществляется в индивидуальном порядке. А потому и его стоимость тоже рассчитывается индивидуально. Восстановление электропроводящих цепей на плате – работа из разряда «ювелирных». Поэтому ее выполнение следует доверить профессионалам – специалистам надежного центра пайки. Квалифицированный мастер проверит поврежденное изделие и посоветует, что лучше: проводить ремонт или изготавливать новую микросхему «с нуля».
Источник
Как восстановить дорожку на плате без пайки
При отпаивании шлейфа дисплея на телефоне недогрел и 2 площадочки под контакты шлейфа с их тончайшими дорожками оторвал.
Концы дорожек нашел. Ранее восстанавливал дорожки с помощью медной проволоки. Здесь же помимо этого нужно сделать и площадки под припаивание шлейфа на плату.
Как это осуществить?
Чем приклеить, чтобы держалась площадка?
Я уже пробовал немного на конце расплющить залуженную предварительно медную проволоку, капнуть на место бывшей площадочки немножко цапон лака, таким образом приклеив это дело к плате.
Может, есть более удачный способ как это сделать?
По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с подобными случаями — отслаиванием токопроводящих дорожек на платах различной аппаратуры. Такое часто случается, если «пироги печет сапожник». Вот и приходится порой подчищать хвосты — приводить платы в подобающий вид. Перепробовал много способов и остановился на совсем неожиданном: выручил авторынок. Там всегда можно приобрести токопроводящий клей для восстановления проводников, которые греют заднее стекло. Клей хорошо держится на плате, имеет низкое сопротивление. К нему можно легко приклеить контактную площадку, а уж к ней припаять все, что нужно.
В этом случае конечно стоит для начала понять, насколько серьезное это повреждение, если контактные площадки уже оторваны, то не думаю, что есть смысл их восстанавливать, особенно если шлейф не вставляется в разъем, а впаивается.
Я обычно в этом случае брал тонкую проволоку, например из кусочков многожильного провода и припаивал эти провода с одной стороны туда, куда они подходили с площадок, а с другой стороны прямо к шлейфу(разумеется если он выдерживает нагрев и не плавится его изоляция от этого).
Потом достаточно будет только приклеить этот участок шлейфа к плате и все будет нормально, но вообще конечно все зависит от конкретной ситуации, где-то можно сделать так, а в некоторых случаях придется придумывать немного иное решение проблемы.
Для тех, кто столкнулся с такой проблемой, скажу, что можно восстановить электрическую проводимость дорожек, но не их серебряное покрытие.
Для лучшего понимания, постараюсь вкратце объяснить принципиальное устройство клавиатуры ноутбука. Основную функцию по передаче информации несут три тонких (порядка 0,3−0,5 мм), гибких листа пластмассы, напоминающие полиэтиленовую пленку.
На нижнем и верхнем листах при помощи специальной технологии нанесены токопроводящие серебряные дорожки, сведенные в шлейф. Между ними расположен перфорированный лист, служащий изолятором. Расположение отверстий соответствует расположению клавиш. При надавливании на клавишу верхний лист прогибается через отверстие промежуточного перфорированного листа, образуя контакт с дорожкой нижнего листа. Информация о нажатой клавише с помощью электронов передается на микросхему. Далее все из области электроники, о которой говорить не имеет смысла. Если нарушена целостность дорожки, то, естественно, движение электронов будет прервано, а работа клавиатуры нарушится.
Целостность дорожек может быть нарушена по различным причинам:
— образовалась трещина от неумелой разборки,
— смыта часть дорожки с помощью спирта или других средств,
— стерто покрытие при неумелой чистке ноутбука,
— оторвались дорожки при разъединении листов, склеившихся от пролитых напитков, и так далее.
Остановимся на самом ужасном случае, когда целостность была нарушена путем отрыва дорожек и последующим смыванием их по незнанию.
Сразу скажу, что паяльником и не думайте к ним прикасаться. Можно загубить окончательно. Клеить фольгу, да еще пытаться обеспечить контакт с оставшимися частями, тоже бесполезное дело. Токопроводящей краски, скорее всего у Вас не найдется, серебряного зеркала тоже. Так что же тогда остается?
В очередной раз самая безысходная ситуация оказывается разрешимой и простой, когда достигнут результат. Достигнуть такого результата можно при применении токопроводящей пасты, которую попробуем изготовить сами.
Для этой цели вам потребуется лак «Цапон» и графит. С лаком дело обстоит проще. Его можно позаимствовать у электронщиков, или же найти в магазинах. А с графитом, скорее всего, придется повозиться, и подобрать экспериментально — по его сопротивлению. Как ни покажется странным, но от разных заготовок будет получаться графит с разной электрической проводимостью. Ее можно установить с помощью авометра только экспериментальным путем. Токопроводящая паста с большим сопротивлением не позволит нормально функционировать клавиатуре.
Эксперименты лучше проводить на чистом листе обычной бумаги для печати.
Итак, начинать надо с приготовления инструментария.
Вам понадобятся:
Мелкий напильник для приготовления графитовой пыли.
Закрывающаяся мелкая баночка для приготовления графитовой массы и ее кратковременного хранения.
Стержень для размешивания массы.
Стержень для нанесения дорожки (можно использовать отточенную спичку).
Лист чистой бумаги для сбора графитовой пыли.
Лист чистой бумаги для нанесения экспериментальных дорожек.
Авометр для измерения сопротивления дорожки.
Для получения графитовой пыли можно взять графитовый стержень щетки электродвигателя, от элемента питания (обычной батарейки: круглой или плоской), или графиты от других устройств.
С помощью мелкого напильника натереть достаточное количество графитовой пыли на один из чистых листов бумаги. После чего взять небольшое количество лака и отлить в заранее приготовленную мелкую баночку, где будете производить смешивание лака с графитовой пылью. При смешивании необходимо получить консистенцию, подобную очень густой сметане. Паста с недостаточной плотностью может иметь плохую электрическую проводимость и может растекаться. Чрезмерная плотность не позволит наносить ровные мазки.
Следующим шагом необходимо нанести экспериментальную дорожку на приготовленный чистый белый лист бумаги. После чего баночку закройте, напишите цифру один на ней и в конце дорожки на листе бумаги. Таким же образом пометьте оставшийся материал, из которого приготавливали данную графитовую пыль.
Тем временем, нанесенная графитовая дорожка должна высохнуть.
Такие же операции произведите с другими графитовыми заготовками. Естественно, каждому последующему эксперименту присваивая свою цифру: два, три, четыре и так далее.
Когда ваши экспериментальные дорожки хорошо высохнут, замерьте сопротивление каждой дорожки на определенной длине (для всех измерений длина должна быть постоянной, допустим 100 мм). В конце каждой дорожки, у ранее написанной цифры, запишите значение сопротивления. Когда по всем дорожкам будут произведены измерения, выберите наименьшее значение сопротивления и отберите материалы, которые соответствуют этой маркировке.
Потом приготовьте из материала, которому соответствует наименьшее сопротивление, рабочую смесь для восстановления дорожек платы клавиатуры или же используйте оставшуюся смесь, если осталось достаточное количество. Все зависит от объемов повреждения.
Восстановление дорожек производите после получения достаточных навыков на листе бумаги. Поскольку дальнейшая чистовая работа ошибок не простит.
В моем случае было проведено восемь экспериментов и подобран графит от старенькой советской батарейки, который дал необходимое сопротивление, при котором клавиатура ожила. Конечно, здесь очень много зависит от длины участка, на котором отсутствует дорожка. Мне пришлось дважды разбирать и собирать клавиатуру, пока она заработала.
Сейчас работает не хуже, чем до ремонта и сбоев не дает.
Три года эксплуатации доказали ее надежность.
Вам не придется ничего изобретать, если Вы где-то сможете приобрести специальный материал или состав для восстановления электрической проводимости дорожек печатной платы клавиатуры.
Принесли мне недавно цифровой тахометр от трактора одной известной буржуйской фирмы. Не знаю почему, но в этом модуле обгорел угол платы, причём ничего серьёзного в этих цепях не стоит: лампочка подсветки и к ней конденсатор, видимо для сглаживания пульсаций, и цепи подведённые к шлейфу, ведущему к плёночной клавиатуре. Гореть начало с лампы или с конденсатора, потому что в питающей цепи лампы стоит диод, который тоже сгорел, что говорит о том, что через него пошёл значительный ток. Но что удивительно, печатные проводники в этом месте не такие уж широкие и по идее они могли перегореть и не причинить бОльшего ущерба, но нет, начала гореть плата, причём горела так, что внутри корпуса было всё закопчённое, плата в том месте сгорела в труху, поплавился гибкий шлейф клавиатуры. Элементы цепей шлейфа — резисторы и конденсаторы я посмотрел на фотоснимках аналогичного прибора, по ним и определил номиналы. Также, по снимкам, определил трассировку печатных проводников, т.е. схему разводки цепей от шлейфа клавиатуры и к лампе с конденсатором. По этим данным при помощи P-CAD и затем ЛУТ (лазерно-утюжной технологии) я изготовил сгоревший участок платы, а шлейф, который стал короткий подключил при помощи проводного шлейфа на одном конце которого припаян коннектор для подключения RGB-светодиодной ленты, он как раз удачно совпал с положением проводников на гибком шлейфе плёночной клавиатуры. Затем шлейф припаял к соответствующему посадочному месту в плате. Изготовленный протез платы к основной плате я приклеил по торцам суперклеем, а затем проволокой и пайкой соединил все токоведущие дорожки. На нижней части платы сплошной общий проводник в виде сетки, поэтому снизу я пропаял основную плату и протез по контуру в месте соединения.
После всего проделанного, тахометр работает как и прежде, кнопки реагируют, лампа подсвечивает.
Источник