Способы восприятия мира философия
рТПВМЕНБ ЧПУРТЙСФЙС Ч ЖЙМПУПЖУЛПН ДЙУЛХТУЕ
ч ЬФПН ТБЪДЕМЕ УФБЧЙФУС ЧПРТПУ П РТЕДРПУЩМПЮОПН ЪОБОЙЙ, ОЕ ФПМШЛП РТЕДЫЕУФЧХАЭЕН ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБХЮОПНХ ПРЩФХ, ОП ДЕМБАЭЙН ЕЗП ЧПЪНПЦОЩН. йУУМЕДПЧБОЙЕ ОБХЮОПК ДЙОБНЙЛЙ, ТБДЙЛБМШОЩИ ФТБОУЖПТНБГЙК ОБХЮОПЗП ЪОБОЙС ОЕЧПЪНПЦОП ВЕЪ РТПСЧМЕОЙС ЬФПК, МЕЦБЭЕК Ч ПУОПЧБОЙЙ ОБХЮОПЗП ЪОБОЙС, УФТХЛФХТЩ, ЛПФПТХА НЩ ОБЪЩЧБЕН РТЕДРПУЩМПЮОЩН ЪОБОЙЕН. рПРЩФБЕНУС УПЪДБФШ РП ЧПЪНПЦОПУФЙ ГЕМПУФОЩК ПВТБЪ РТЕДРПУЩМПЮОПЗП ЪОБОЙС, ЧЛМАЮБАЭЙК ТБЪМЙЮОЩЕ БУРЕЛФЩ, ПВХУМБЧМЙЧБАЭЙЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ТЕБМШОПУФЙ, У ХЮЕФПН РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ, ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, УПГЙПЛХМШФХТОЩИ, МЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛЙИ РБТБНЕФТПЧ Ч ЙИ УПЧПЛХРОПУФЙ, Й УМЕДХС РТЙЪЩЧХ м. чЙФЗЕОЫФЕКОБ: «дБ РПНПЦЕФ вПЗ ЖЙМПУПЖХ РТПОЙЛОХФШ Ч ФП, ЮФП ОБИПДЙФУС Х ЧУЕИ РЕТЕД ЗМБЪБНЙ!».
йЪЧЕУФОП, ЮФП Ч РТПГЕУУЕ ЧПУРТЙСФЙС НЙТБ, ВПМШЫБС ЮБУФШ ЙОЖПТНБГЙЙ РПУФХРБЕФ ЮЕТЕЪ ЛБОБМ ЪТЕОЙС. зМСДС ОБ ЧЕЭШ, НЩ ЧУЕЗДБ ПДОПЧТЕНЕООП ФЧПТЙН ОЕЛЙК УНЩУМПЧПК ЗПТЙЪПОФ, ОБ ЖПОЕ ЛПФПТПЗП ЬФХ ЧЕЭШ ЧПУРТЙОЙНБЕН, Ф. Е. ФЧПТЙН ЛПОФЕЛУФ ЕЕ ЧПУРТЙСФЙС, ЪБДБЕН «ЗЕПНЕФТЙЪН ЧПУРТЙСФЙС» (л. б. уЧБУШСО). нЩ ЧЙДЙН Ч ПРТЕДЕМЕООПК УЙУФЕНЕ ЛППТДЙОБФ, Ч ПРТЕДЕМЕООПН РТПУФТБОУФЧЕ, Ч ПРТЕДЕМЕООПН ДЙБРБЪПОЕ ЧПУРТЙСФЙС. лБЛЙН ЦЕ ПВТБЪПН ЧПЪОЙЛБЕФ ЬФПФ «ЗЕПНЕФТЙЪН УПЪЕТГБОЙС», ФЧПТЙФУС МЙ ПО УПЪОБФЕМШОП ЙМЙ ЧПЪОЙЛБЕФ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ УБНПЗП ОБВМАДБФЕМС? тБУУНПФТЕОЙА ЬФПЗП ЧПРТПУБ НПЦОП РТЕДРПУМБФШ ОЕУЛПМШЛП НОЕОЙК, ЧЩУЛБЪБООЩИ ЧЕУШНБ БЧФПТЙФЕФОЩНЙ НЩУМЙФЕМСНЙ.
пУОПЧОПК ЧПРТПУ, ЛПФПТЩК ОБДМЕЦЙФ ТБУУНПФТЕФШ Ч ЬФПК ЗМБЧЕ, НПЦОП УЖПТНХМЙТПЧБФШ ФБЛ: РПУТЕДУФЧПН ЮЕЗП ПВТБЪХЕФУС ЛПОФЕЛУФ ЧПУРТЙСФЙС, ПВХУМБЧМЙЧБАЭЙК УПДЕТЦБОЙЕ ФПЗП, ЮФП ЧЙДЙФ ЮЕМПЧЕЛ, ЛПЗДБ ЧУНБФТЙЧБЕФУС Ч НЙТ? чПРТПУ П ФПН, ЮФП НЩ ЧЙДЙН, ЮЕН ПВХУМПЧМЕОП ОБЫЕ ЧЙДЕОЙЕ, ДБМЕЛП ОЕ ФТЙЧЙБМЕО. оБЮБФШ ЕЗП ТБУУНПФТЕОЙЕ НПЦОП У ПДОПК ЧПУФПЮОПК РТЙФЮЙ. нБУФЕТ РПДОЙНБЕФ ХЛБЪБФЕМШОЩК РБМЕГ Й РТПУЙФ ХЮЕОЙЛБ УПУТЕДПФПЮЕООП РПУНПФТЕФШ, Б ЪБФЕН УРТБЫЙЧБЕФ, ЮФП ПО РТЙ ЬФПН ЧЙДЙФ. хЮЕОЙЛ, РПЮФЙФЕМШОП ХУФБЧЙЧЫЙУШ ОБ ЧЩФСОХФЩК РБМЕГ, ЗПЧПТЙФ, ЮФП ЧЙДЙФ РБМЕГ, Б НБУФЕТ ВЕТЕФ ВБНВХЛПЧХА ФТПУФШ Й ВШЕФ ХЮЕОЙЛБ: ЗМСДЕФШ ОБДП ОЕ ОБ РБМЕГ, Б ОБ ФП, ОБ ЮФП ПО ХЛБЪХЕФ. ч ЬФПК ЗМБЧЕ ТУФБЧЙФУС ЪБДБЮБ ТБУУНПФТЕФШ, ЛБЛ РПЪОБЧБФЕМШОЩК БРРБТБФ ПУХЭЕУФЧМСЕФ ТЕЛПОУФТХЛГЙА ТЕБМШОПУФЙ.
бОБМЙЪ ОБХЮОПЗП РПЪОБОЙС ВХДЕФ ВПМЕЕ ПВПУОПЧБООЩН, ЕУМЙ РТЕДЧБТЙФЕМШОП ПУПЪОБФШ, ЛБЛ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЧПУРТЙСФЙЕ ТЕБМШОПУФЙ. фБЛПК РПДИПД ОБИПДЙФУС Ч ТХУМЕ ЬЧПМАГЙПООПК ФЕПТЙЙ РПЪОБОЙС, УПЗМБУОП ЛПФПТПК РПЪОБЧБФЕМШОЩК БРРБТБФ ЕУФШ РТПДХЛФ ЬЧПМАГЙЙ. з. жПММНЕТ, ПДЙО ЙЪ ПУОПЧПРПМПЦОЙЛПЧ ДБООПЗП ОБРТБЧМЕОЙС, ЙЪМБЗБС РТЙОГЙР ЬЧПМАГЙПООПК ЬРЙУФЕНПМПЗЙЙ, ПФНЕЮБЕФ, ЮФП ЛБЦДЩК ПТЗБОЙЪН ПФЖЙМШФТПЧЩЧБЕФ ЙЪ ТЕБМШОПЗП НЙТБ ПРТЕДЕМЕООХА ПВМБУФШ, ЧЩУФХРБАЭХА ДМС ОЕЗП Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. пЛТХЦБАЭЙК НЙТ УПВБЛЙ — ЬФП, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, НЙТ ЪБРБИПЧ, МЕФХЮЕК НЩЫЙ — НЙТ ЪЧХЛПЧ, ЮЕМПЧЕЛБ — ЧЙДЙНЩК НЙТ. пО РТЙЧПДЙФ ЖБЛФЩ, ХЛБЪЩЧБАЭЙЕ ОБ УЕМЕЛФЙЧОП-ЛПОУФТХЛФЙЧОХА ЛПНРПОЕОФХ УФТХЛФХТ ЧПУРТЙСФЙС Й РПЪОБОЙС [14]. чЩДЕМСЕФУС ФТЙ ПУОПЧОЩИ БУРЕЛФБ Ч УФТХЛФХТЕ ЧПУРТЙСФЙС — ЧПУРТЙСФЙЕ ГЧЕФБ, ЧПУРТЙСФЙЕ РТПУФТБОУФЧБ Й ЧПУРТЙСФЙЕ ПВТБЪБ. пВЯСУОСС РТПГЕУУЩ ЧПУРТЙСФЙС, НЩ ФТБДЙГЙПООП ТБЪТЩЧБЕН ЬФПФ ГЕМПУФОЩК РТПГЕУУ, ДБЧБС МЙВП ЖЙЪЙЮЕУЛХА, МЙВП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ЕЗП ЙОФЕТРТЕФБГЙА. фБЛ, ЖЙЪЙЮЕУЛХА РТЙТПДХ УЧЕФБ ЙУУМЕДПЧБМЙ оШАФПО, зАКЗЕОУ, нБЛУЧЕММ, ьКОЫФЕКО.
рУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛПНРПОЕОФ ЧПУРТЙСФЙС ПУПВЕООП ПЮЕЧЙДЕО РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ ПВТБЪБ. оБРТЙНЕТ, ДЧХЪОБЮОБ ЖЙЗХТБ ПФОПЫЕОЙК ЪБДОЕЗП РМБОБ, ЛБЛ ОБ ТЙУ.1 (УН. РТЙМПЦЕОЙЕ). пОБ РТЕДУФБЧМСЕФУС МЙВП ЛБЛ ВПЛБМ, МЙВП ЛБЛ ДЧБ РТПЖЙМС. чПУРТЙСФЙЕ ПВТБЪБ НПЦЕФ ЪБЧЙУЕФШ ПФ ЙОЖПТНБГЙЙ П ЧПУРТЙОЙНБЕНПН ЗЕЫФБМШФЕ Й ПФ ФТЕОЙТПЧЛЙ. рПФЕТСООЩК РТЕДНЕФ НЩ ОБИПДЙН ОБ ЪЕНМЕ ВЩУФТЕЕ, ЛПЗДБ ЪОБЕН, ЛБЛ ПО ЧЩЗМСДЙФ, Ф.Е. УЧСЪЩЧБЕН ЕЗП ЖПТНХ Й ГЧЕФ У ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙНЙ ПЦЙДБОЙСНЙ. ьЖЖЕЛФПН ЛПЛФЕКМШОПЗП РТЙЕНБ ОБЪЩЧБАФ ФПФ ЖБЛФ, ЮФП ЙЪ ЫХНБ НЩ НПЦЕН ЧЩДЕМЙФШ ПРТЕДЕМЕООЩК ЗПМПУ, Б ЙЪ ЪЧХЛПЧ ПТЛЕУФТБ УРЕГЙБМШОЩК ЙОУФТХНЕОФ. фБЛЦЕ Й НХЪЩЛБМШОПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ УПУФПЙФ ОЕ Ч УМХЫБОЙЙ РТПУФПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ЪЧХЛПЧ, НЩ УЧСЪЩЧБЕН ЪЧХЛЙ Ч БЛЛПТДЩ, ТЙФНЩ, НЕМПДЙЙ, НПФЙЧЩ Й ФЕНЩ, ЛПФПТЩЕ ХЪОБЕН ЛБЛ ГЕМПЕ.
н. иБКДЕЗЗЕТ, ПДЙО ЙЪ ЧЩДБАЭЙИУС ЖЙМПУПЖПЧ ии Ч. ПФНЕЮБМ, ЮФП ОБЫЙ РТПУФЕКЫЙЕ ЧПУРТЙСФЙС Й УПУФПСОЙС ХЦЕ ЧЩТБЦБАФУС, ВПМЕЕ ФПЗП, ПРТЕДЕМЕООЩН ПВТБЪПН ЙОФЕТРТЕФЙТХАФУС. нЩ ОЕ ФБЛ ХЦ ЙУИПДОП Й РЕТЧПОБЮБМШОП ЧЙДЙН ЧЕЭЙ. оП ЮБЭЕ ЧУЕЗП НЩ ЗПЧПТЙН П ОЙИ, НЩ ЧЩЗПЧБТЙЧБЕН ОЕ ФП, ЮФП ЧЙДЙН, Б ОБПВПТПФ, «НЩ ЧЙДЙН ФП, ЮФП П ЧЕЭБИ ЗПЧПТСФ». жЙМПУПЖ, ВПЗПУМПЧ рБЧЕМ жМПТЕОУЛЙК ЧЩДЕМСЕФ ПВХУМПЧМЕООПУФШ ЧПУРТЙСФЙС НЙТБ ВЩФЙЕН ДХЫЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ЕЗП ЧЕТПЧБОЙСНЙ: «нЩ, Й ЧЙДС, ОЕ ЧЕТЙН, ЙВП НЩ ЧЕТЙН Ч УПЛТПЧЙЭЕ УЧПЕ». пО ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП НЩ ЧЙДЙН ФП, ЧП ЮФП ИПФЙН ЧЕТЙФШ, Й Ч ЬФПН ЛБЦДЩК ЙЪ ОБУ ОБ УПВУФЧЕООПН ПРЩФЕ НОПЗП ТБЪ ХВЕЦДБМУС. уЛПМШЛП ВЩ ЮЕМПЧЕЛХ ОЕ ЗПЧПТЙМЙ ДТХЗЙЕ, ПО ОЕ ЧЙДЙФ ФП, ЮФП ОЕ ИПЮЕФ ЧЙДЕФШ, ФП, ЧП ЮФП ОЕ ИПЮЕФ РПЧЕТЙФШ. оБ ЬФПН ПУОПЧБОП ДЕМЕОЙЕ ОБ УХВЯЕЛФЙЧОХА Й ПВЯЕЛФЙЧОХА ТЕБМШОПУФШ. пВЯЕЛФЙЧОБС ТЕБМШОПУФШ ПВЭБС ДМС ЧУЕИ, ОП Х ЛБЦДПЗП ЕУФШ УЧПК ЧОХФТЕООЙК НЙТ, УХВЯЕЛФЙЧОБС ТЕБМШОПУФШ, ФПФ НЙТ, ЛПФПТЩК НЩ ЧЩУФТБЙЧБЕН УБНПУФПСФЕМШОП, ПО ЧУЕЗДБ Ч ОБУ, Х ЛБЦДПЗП ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК. йФБЛ, р. жМПТЕОУЛЙК ПФНЕЮБЕФ: НЩ УЛМПООЩ ЧЙДЕФШ ФП, ЧП ЮФП НЩ ЧЕТЙН, У ЮЕН НЩ УЦЙМЙУШ, ЮФП УФБМП ОБЫЕК ЧОХФТЕООЕК УХФША.
ьЧПМАГЙПОЙУФ рШЕТ фЕКСТ ДЕ ыБТДЕО, ЛПФПТЩК ТБУУНБФТЙЧБМ ЬЧПМАГЙА ЛБЛ УБНППТЗБОЙЪХАЭЙКУС РТПГЕУУ, ОБРТБЧМЕООЩК Л ФПЮЛЕ «пНЕЗБ», ПФНЕЮБЕФ ЕЭЕ ПДЙО БУРЕЛФ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ ЧЙДЕОЙС, РТЙ ЛПФПТПН ЧПУРТЙСФЙЕ НЕОСЕФУС УТБЪХ Й ТБДЙЛБМШОП, ЛБЛ ПЪБТЕОЙЕ, ЛБЛ ФЧПТЮЕУЛЙК ЧЪТЩЧ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ПЛБЪЩЧБЕФУС Ч ПУПВПК УЙФХБГЙЙ, Й ЧУЕ ЧДТХЗ ПЪБТСЕФУС УЧЕФПН. «уФТЕНМЕОЙЕ, Б Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ОБУФПСФЕМШОБС ОЕПВИПДЙНПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ ЧЙДЕФШ, РПОЙНБЕФУС УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: ФП, ЮФП ОБВМАДБФЕМШ, ЛХДБ ВЩ ПО ОЙ ЫЕМ, РЕТЕОПУЙФ У УПВПК Ч ГЕОФТ РТПИПДЙНПК ЙН НЕУФОПУФЙ, ЬФП ДПЧПМШОП ВБОБМШОБС ЧЕЭШ. оП ЮФП РТПЙУИПДЙФ У РТПЗХМЙЧБАЭЙНУС ЮЕМПЧЕЛПН, ЕУМЙ ПО УМХЮБКОП РПРБДБЕФ Ч ЕУФЕУФЧЕООП ЧЩЗПДОХА ФПЮЛХ? ьФП НПЦЕФ ВЩФШ РЕТЕУЕЮЕОЙЕ ДПТПЗ ЙМЙ ДПМЙО, ПФЛХДБ ОЕ ФПМШЛП ЧЪЗМСДЩ, ОП Й УБНЙ ЧЕЭЙ ТБУИПДСФУС Ч ТБЪОЩЕ УФПТПОЩ. фПЗДБ УХВЯЕЛФЙЧОБС ФПЮЛБ ЪТЕОЙС УПЧРБДБЕФ У ПВЯЕЛФЙЧОЩН ТБУРПМПЦЕОЙЕН ЧЕЭЕК, Й ЧПУРТЙСФЙЕ ПВТЕФБЕФ ЧУА УЧПА РПМОПФХ. нЕУФОПУФШ ЛБЛ ВЩ ТБУЫЙЖТПЧЩЧБЕФУС, ПЪБТСЕФУС, ТБУЛТЩЧБЕФУС. юЕМПЧЕЛ ЧЙДЙФ! чЙДЕФШ ЮЕМПЧЕЛХ ПВЩЮОП НЕЫБЕФ ФТПКОБС ЙММАЪЙС: ОЕЪОБЮЙФЕМШОПУФЙ, РМАТБМШОПУФЙ (НОПЦЕУФЧЕООПУФЙ) Й ОЕРПДЧЙЦОПУФЙ. пФДЕМБЧЫЙУШ ПФ ЬФПК ФТПКОПК ЙММАЪЙЙ, ЮЕМПЧЕЛ ВЕЪ ФТХДБ ЪБОЙНБЕФ ЧПЪЧЕЭБЕНПЕ ОБНЙ ГЕОФТБМШОПЕ НЕУФП» [15].
р. фЕКСТ ДЕ ыБТДЕО, ЛБЛ Й р. жМПТЕОУЛЙК, ОБТЕЛБЧЫЙК ЮЕМПЧЕЛБ «УЛТЕРПК НЙТБ», УЮЙФБМ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЕУФШ УХННБ ЧУЕИ ЧЕЭЕК, РЕТЕЛТЕУФШЕ ЧУЕИ ДПТПЗ, ЕНХ ФПМШЛП ОХЦОП РПРБУФШ Ч ЬФП НЕУФП, Й НЙТ ЧЕУШ РЕТЕД ОЙН ТБУЛТЩЧБЕФУС, ФП ЕУФШ РП-ОБУФПСЭЕНХ ЮЕМПЧЕЛ ЧЙДЙФ Ч УЙФХБГЙЙ ПЪБТЕОЙС. фП ЪОБОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЮЕМПЧЕЛ ПВТЕФБЕФ ФБЛЙН ПВТБЪПН, ПФМЙЮБЕФУС ПУПВПК УЙМПК Й ЦЙЧПУФША, ПОП ОЕ СЧМСЕФУС ВЕЪПУОПЧОЩН, ОБРТПФЙЧ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ПОФПМПЗЙЮЕУЛПК ХЛПТЕОЕООПУФША. ьФП ЪОБОЙЕ УФБОПЧЙФУС ЧЕТПЧБОЙЕН — ОЕУПЛТХЫЙНЩН ХВЕЦДЕОЙЕН.
оЕЛПФПТПК ЙММАУФТБГЙЕК ФПЗП, ЛБЛ ОПЧПЕ ЧЙДЕОЙЕ ТБУЛТЩЧБЕФУС, НПЗХФ УМХЦЙФШ ЙЪЧЕУФОЩЕ ЛБТФЙОЛЙ «нБЗЙЮЕУЛЙК ЗМБЪ». оБ РМПУЛПК ЛБТФЙОЛЕ ЙЪПВТБЦЕОЩ НЕМЛЙЕ ЖЙЗХТЛЙ, ОП НПЦОП ХЧЙДЕФШ ПВЯЕНОПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ЧНЕУФП РМПУЛПЗП, Й ЬФБ ПВЯЕНОБС ЛБТФЙОЛБ ЕУФШ ОПЧПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ, ЛПФПТПЗП ОЕФ ОБ РМПУЛПК ЛБТФЙОЛЕ. «нБЗЙЮЕУЛЙК ЗМБЪ» — ПДЙО ЙЪ ОБЗМСДОЩИ РТЙНЕТПЧ ФПЗП, ЮФП МАДЙ, ЗМСДС ОБ ПДОП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ, НПЗХФ ЧЙДЕФШ ТБЪОПЕ. еУФШ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ФЕУФЩ, ФЕУФ з. тПТЫБИБ, ОБРТЙНЕТ, РПЛБЪЩЧБАЭЙЕ, ЮФП НЩ РП-ТБЪОПНХ ЧЙДЙН ПДОХ Й ФХ ЦЕ ТЕБМШОПУФШ. йЪЧЕУФОП СЧМЕОЙЕ ЗЙУФЕТЕЪЙУБ, ЖЙЛУЙТХАЭЕЕ ЪБЧЙУЙНПУФШ УБНППТЗБОЙЪБГЙЙ РТПГЕУУПЧ ЧПУРТЙСФЙС ПФ ОБЮБМШОЩИ ХУМПЧЙК УЙУФЕНЩ, ЬФЙН ПВХУМПЧМЕОП ОЕПДОПЪОБЮОПЕ РТПЮФЕОЙЕ ПВТБЪБ: ПДОЙ ЧЙДСФ ОБ ЛБТФЙОЛЕ РТПЖЙМШ НПМПДПК ДЕЧХЫЛЙ, Б ДТХЗЙЕ ЧЙДСФ РТПЖЙМШ УФБТХИЙ (ТЙУ.2).
ч ЖЙМПУПЖУЛПН ДЙУЛХТУЕ ЧПРТПУ П ЧЙДЕОЙЙ ТЕБМШОПУФЙ УЧСЪБО У РТПВМЕНПК ПФОПЫЕОЙС УПЪОБОЙС Л ТЕБМШОПУФЙ. жЙМПУПЖЙС У РЕТЧЩИ УЧПЙИ ЫБЗПЧ РЩФБЕФУС ОБКФЙ ФПЮЛХ РЕТЕУЕЮЕОЙС ДЧХИ ОЕРЕТЕУЕЛБАЭЙИУС ТСДПЧ — ТСДБ ЧЕЭЕК Й ТСДБ НЩУМЙ, ЧЩИПДС ДМС ЬФПЗП Ч ПВМБУФШ ФТБОУГЕОДЕОФОПЗП. нПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ДЧЕ ЗМБЧОЩИ ФЕОДЕОГЙЙ ЖЙМПУПЖУЛПЗП ПУНЩУМЕОЙС ЬФПК РТПВМЕНЩ — ЛМБУУЙЮЕУЛХА Й ЬЛЪЙУФЕОГЙБМШОП-ЖЕОПНЕОПМПЗЙЮЕУЛХА. рЕТЧБС УЧСЪБОБ У ОБФХТБМЙУФЙЮЕУЛПК ФТБЛФПЧЛПК ТЕБМШОПУФЙ, ЗДЕ ТЕБМШОПУФШ РПОЙНБЕФУС ЛБЛ ЧЕЭОПУФШ (ТЕБМШОПУФШ — ЬФП МБФЙОЙЪН ПФ «res» — ЧЕЭШ, РПЪДОЕМБФ. «realis» — ЧЕЭЕУФЧЕООЩК). тЕБМШОПУФШ ЕУФШ УПЧПЛХРОПУФШ ЧЕЭЕК Й ЙИ ПФОПЫЕОЙК, Б УПЪОБОЙЕ ФТБЛФХЕФУС ЛБЛ «ПЛП ДХИБ», ТБУРПМПЦЕООПЕ РЕТЕД НЙТПН. рТПВМЕНБ ПФОПЫЕОЙС УПЪОБОЙС Л ТЕБМШОПУФЙ ПВУХЦДБЕФУС Ч ТБНЛБИ ДЙМЕННЩ «ЬНРЙТЙЪН — ТБГЙПОБМЙЪН».
ьНРЙТЙЪН ПФФБМЛЙЧБЕФУС ПФ ЙЪЧЕУФОПЗП ЙЪТЕЮЕОЙС дЦ. мПЛЛБ: «ч УПЪОБОЙЙ ОЕФ ОЙЮЕЗП, ЮЕЗП ОЕ ВЩМП ВЩ Ч ЮХЧУФЧБИ». тБГЙПОБМЙЪН РПМБЗБЕФ НЩЫМЕОЙЕ ЙУФПЮОЙЛПН РПЪОБОЙС, РТЙЪОБЕФ ОБМЙЮЙЕ Ч НЩЫМЕОЙЙ ЙУИПДОЩИ ЙДЕК — БРТЙПТОЩЕ ЖПТНЩ ТБУУХДЛБ, ЧТПЦДЕООЩЕ ЙДЕЙ Й РТ. ч РТПВМЕНОПН РПМЕ «ЮХЧУФЧЕООПЕ — ТБГЙПОБМШОПЕ» ОЕ ХДБЕФУС ПВПУОПЧБФШ ФПЦДЕУФЧЕООПУФШ НЩЫМЕОЙС ВЩФЙА. уБНБ ДЙМЕННБ ФПЦЕ ХУМПЧОБ, РПУЛПМШЛХ ПВЭЙК ЖПО СЧОП ТБГЙПОБМЙУФЙЮЕУЛЙК. дБЦЕ ЬНРЙТЙЛ дЦ. вЕТЛМЙ, ЧЩДЧЙОХЧЫЙК ФЕЪЙУ П ЧЕЭЙ ЛБЛ ЛПНРМЕЛУЕ ПЭХЭЕОЙК УХВЯЕЛФБ, ЙНЕЕФ Ч ЧЙДХ, ЮФП ЬНРЙТЙЪН ЛБЛ РХФШ РПЪОБОЙС — ЬФП УРПУПВ ДПЛБЪБФШ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ вПЗБ ЛБЛ ЗБТБОФБ Й ХУМПЧЙЕ РПЪОБОЙС. вЕТЛМЙ РТЙЧПДЙФ РТЙНЕТ У ЮЕМПЧЕЛПН, УМЕРЩН ПФ ТПЦДЕОЙС Й ЮХДПН РТПЪТЕЧЫЙН. рПЛБ ПО ВЩМ УМЕРЩН, ЮХЧУФЧЕООЩН ЧПУРТЙСФЙЕН ЛБТЕФЩ СЧМСМУС ЪЧХЛ ТЕУУПТ, УФХЛ ЛПМЕУ Й ЛПРЩФ. рПУМЕ ПВТЕФЕОЙС ЪТЕОЙС, УПЪЕТГБС РТЕВЩЧБАЭХА Ч РПЛПЕ ЛБТЕФХ, ПО ЕЕ ЛБЛ ЛБТЕФХ ОЕ ХЧЙДЕМ.
ч ПФЧЕФ ОБ ЛТЙЪЙУ ОБФХТБМЙУФЙЮЕУЛПЗП РПДИПДБ ЧПЪОЙЛБЕФ ЖЕОПНЕОПМПЗЙС. уПЪОБОЙЕ РТЕДУФБЕФ ЛБЛ ДБООПУФШ ВЕЪ ЧУСЛПК ПОФПМПЗЙЮЕУЛПК ТЕЖМЕЛУЙЙ ОБД ОЙН, Б ЧЕУШ ЧОЕЫОЙК ПВЯЕЛФЙЧОЩК НЙТ «ЧЩОПУЙФУС ЪБ УЛПВЛЙ». тЕБМШОПУФШ РПОЙНБЕФУС ЛБЛ ЖЕОПНЕО ВЩФЙС, ЙОФЕОГЙПОБМШОЩК (ПФ МБФ «intentio» — ОБРТБЧМЕООПУФШ ОБ ЧОЕЫОЕЕ УЕВЕ) БЛФ УПЪОБОЙС. жПТНЙТХЕФУС ЖЕОПНЕОПМПЗЙЮЕУЛБС ХУФБОПЧЛБ РПЪОБОЙС. ч ОЕК «ЧЙДЕФШ» ЪОБЮЙФ УПЪЕТГБФШ ОЕ ФПМШЛП ЮХЧУФЧЕООП, ОП, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ЛБФЕЗПТЙБМШОП. ч ЛПОФЕЛУФЕ ЖЕОПНЕОПМПЗЙЙ ЧЕЭШ ОЕ СЧМСЕФ УПВПК УХННХ ЮХЧУФЧЕООЩИ ЛБЮЕУФЧ. ч ЛБЦДПК ЧЕЭЙ ЧУЕЗДБ ЧЩСЧМСЕФУС ОЕЛПФПТЩК ЙЪВЩФПЛ, ЛПФПТЩК ЮХЧУФЧЕООП ОЕ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС, Й, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, «ЧЙДЙН» ТБОШЫЕ ЮХЧУФЧЕООЩИ ДБООЩИ, ДЕМБС ЧПЪНПЦОЩН УБНП ЧЩСЧМЕОЙЕ ЬФЙИ ДБООЩИ.
л. б. уЧБУШСО, ТБУУХЦДБС ОБУЮЕФ ЛПОФЕЛУФБ ЧПУРТЙСФЙС, РТЙЧПДЙФ ФБЛПК РТЙНЕТ: ПФЛТПКФЕ МАВХА ЛОЙЗХ, РПУНПФТЙФЕ Й УЛБЦЙФЕ, ЮФП ЧЩ ФБН ЧЙДЙФЕ? оБХЮЕООЩЕ ЮЙФБФШ ОБЮЙОБАФ ХМБЧМЙЧБФШ УНЩУМ ОБРЙУБООПЗП, ЧЕДШ ЛБЦДБС ЛОЙЗБ ОЕУЕФ ПРТЕДЕМЕООПЕ УПДЕТЦБОЙЕ, ПРТЕДЕМЕООЩК ФЕЛУФ, ОБУЩЭЕООЩК УНЩУМПН. рПЬФПНХ ХНЕАЭЙЕ ЮЙФБФШ, ЬФПФ УНЩУМ ХМБЧМЙЧБАФ, ИПФС УБН РП УЕВЕ УНЩУМ ОЕ ЧЙДЕО. пО ЧПЪОЙЛБЕФ, ОЕ ВХДХЮЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБООЩН ОБЫЙН ФЕМЕУОЩН ЪТЕОЙЕН. еУМЙ НЩ ОЕ ХНЕЕН ЮЙФБФШ, ФП, ДЕКУФЧЙФЕМШОП, ХЧЙДЙН ФБН РТПУФП ЪОБЛЙ, ЙМЙ ЦЕ, ЕУМЙ ОЕ ЪОБЕН СЪЩЛБ, ОБ ЛПФПТПН ОБРЙУБОБ ЛОЙЗБ, ФП ХЧЙДЙН МЙУФ Й ВХЛЧЩ, ОЕ ВПМЕЕ ФПЗП, УНЩУМ РПУФЙЗОХФ ОЕ ВХДЕФ.
фЕЪЙУ ЖЕОПНЕОПМПЗЙЙ — ЧУЕ, ЮФП ОБН ДБОП, ДБОП ЮЕТЕЪ УПЪОБОЙЕ, ЧТСД МЙ УЕЗПДОС ЛФП-ФП ВХДЕФ ПУРБТЙЧБФШ. у ОБФХТБМЙУФЙЮЕУЛЙИ РПЪЙГЙК НЩ ХФЧЕТЦДБЕН, ЮФП ЧЙДЙН ЧЕЭЙ. жЕОПНЕОПМПЗЙЮЕУЛЙК РПДИПД ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП НЩ ЧЙДЙН ЧЕЭЙ, ВМБЗПДБТС УЧЕФХ, ЛПФПТЩК РПЪЧПМСЕФ ОБН ЙИ ЧЙДЕФШ Й ОБУФТБЙЧБЕФ ОБУ ОБ ЛБФЕЗПТЙБМШОПЕ ЧЙДЕОЙЕ, ЧЙДЕОЙЕ УНЩУМБ. оП ПУФБЕФУС ЧПРТПУ — ЛБЛ УПЪОБОЙЕ ЛПОУФЙФХЙТХЕФ НЙТ? лБЛ ЧЪБЙНПДЕКУФЧХЕФ РУЙИЙЮЕУЛПЕ Й ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ, ЖПТНЙТХС ПВТБЪ ТЕБМШОПУФЙ?
лХМШФХТОП-ЬЧПМАГЙПООЩК БУРЕЛФ РТПВМЕНЩ ДПУФБФПЮОП ИПТПЫП ЙУУМЕДПЧБО, Ч ЮБУФОПУФЙ, Ч ЛОЙЗЕ ч. н. тПЪЙОБ [16]. бЧФПТ ПВПУОПЧЩЧБЕФ, ЮФП ЧЙДЕОЙЕ ЬЧПМАГЙПОЙТХЕФ, РТЙЮЕН, ОЕ РМБЧОП, Б УЛБЮЛБНЙ, РПД ЧМЙСОЙЕН ЛХМШФХТОЩИ ОПЧППВТБЪПЧБОЙК (УНЕОЩ ЛХМШФХТ). оБЙВПМЕЕ ХВЕДЙФЕМШОП ХДБЕФУС РТПУМЕДЙФШ ЬФХ ЪБЧЙУЙНПУФШ ОБ РТЙНЕТЕ ЬЧПМАГЙЙ ИХДПЦЕУФЧЕООПЗП ЧЙДЕОЙС. рПЛБЪБОП, ЮФП ЗМБЪ ПУЧБЙЧБМУС У ОПЧПК ФЕИОЙЛПК ЧЙЪХБМЙЪБГЙЙ Й УФБМ ЧЙДЕФШ ОЕ Ч ПВТБФОПК РЕТУРЕЛФЙЧЕ, ЛБЛ Ч ЬРПИХ уТЕДОЕЧЕЛПЧШС, Б Ч РТСНПК, ОБ ЬФП ХЫМП ДЧБ-ФТЙ УФПМЕФЙС. рТЙЧПДЙФУС ТСД ДТХЗЙИ БТЗХНЕОФПЧ Ч РПМШЪХ ЛХМШФХТОП-ЬЧПМАГЙПООПК ЛПОГЕРГЙЙ ЧЙДЕОЙС. тБЪОЩЕ ОБТПДЩ ОЕПДЙОБЛПЧП ОБУФТПЕОЩ РП ПФОПЫЕОЙА Л ЛБЮЕУФЧБН РТЕДНЕФПЧ. фБЛ, УЕЧЕТОЩЕ ОБТПДЩ ТБЪМЙЮБАФ НОПЗП ДЕУСФЛПЧ ПФФЕОЛПЧ УОЕЗБ. юЕМПЧЕЛ, ЧЩТПУЫЙК ЧОЕ ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ, ОЕ ЧЙДЙФ НОПЗПЕ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ЧЙДЙФ ГЙЧЙМЙЪПЧБООЩК. уРЕГЙБМЙУФ Ч ПВМБУФЙ УЧПЕК РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЧЙДЙФ НОПЗП ВПМШЫЕ ОЕУРЕГЙБМЙУФБ. чУЕ ЬФП ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП ИПФС ЧЙЪХБМШОПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ОБРТБЧМЕОП ОБ РТЕДНЕФ, ПРТЕДЕМСЕФУС ПОП ОЕ ФПМШЛП РТЕДНЕФПН. чЙЪХБМШОЩК ПРЩФ ОЕ СЧМСЕФУС УХННПК ОБЛПРМЕООПК ЪТЙФЕМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, Б ЧЛМАЮБЕФ ЧУА УПЧПЛХРОХА ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА РТБЛФЙЮЕУЛХА ДЕСФЕМШОПУФШ.
чФПТЩН РП УФЕРЕОЙ ПЮЕЧЙДОПУФЙ ЖБЛФПТПН, ПВХУМБЧМЙЧБАЭЙН ТБЪМЙЮЙЕ Ч ЧПУРТЙСФЙЙ ТЕБМШОПУФЙ Й УПВЩФЙК, СЧМСЕФУС ФП, ЮФП ОБЪЩЧБЕН НЕОФБМЙФЕФПН. ч ЬФПН УМХЮБЕ ОЕ ПФ ЧТЕНЕОЙ ЛХМШФХТОПЗП ВЩФЙС ЪБЧЙУЙФ ЧЙДЕОЙЕ, Б, ОБРТЙНЕТ, ПФ ПУПВЕООПУФЙ ОБГЙПОБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ. йОФЕТЕУОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС ОБ ЬФПФ УЮЕФ РТЕДУФБЧМЕОЩ з. зБЮЕЧЩН [17].
пВХУМПЧМЕООПУФШ ЧПУРТЙСФЙС СЪЩЛПН ОБЙВПМЕЕ ЗМХВПЛП РТПБОБМЙЪЙТПЧБОБ н. иБКДЕЗЗЕТПН, РПЛБЪБЧЫЙН, ЮФП «СЪЩЛ — ДПН ВЩФЙС». сЪЩЛ ОЕ РТПУФП УТЕДУФЧП ЗПЧПТЕОЙС, ОП ЧУЕЗДБ СЪЩЛ ВЕУЕДЩ, ЛПФПТХА ЧЕДХФ У ОБНЙ ЧЕЭЙ. л. рПРРЕТ ФБЛЦЕ ПВТБЭБМ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЛБТФЙОБ ТЕБМШОПУФЙ, ЖПТНЙТХЕНБС ОБХЮОЩНЙ ФЕПТЙСНЙ, ПРТЕДЕМСЕФУС ФЕН, ЛБЛЙЕ ПВЯЕЛФЩ РПРБДБАФ Ч УЕФШ, ЛПФПТХА НЩ ЪБВТБУЩЧБЕН Ч НЙТ, ТБЪНЕТЩ СЮЕЕЛ УЕФЙ ПРТЕДЕМСАФ «ХМПЧ». уЕФШ ЪДЕУШ НЕФБЖПТБ, ТЕЮШ ЙДЕФ П ФЕПТЕФЙЮЕУЛПН ЛБТЛБУЕ. вМЙЪЛП Л ЬФПНХ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П «УЕНБОФЙЮЕУЛПН РПМЕ» (ч. ч. оБМЙНПЧ) — УЙУФЕНЕ РПОСФЙК, ЛПФПТБС ЪБДБЕФ ЫБВМПОЩ ЧПУРТЙСФЙС. р. жМПТЕОУЛЙК ПВТБФЙМ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ПВХУМПЧМЕООПУФШ ЧПУРТЙСФЙС ОЕ ЮЕТЕЪ УЖЕТХ ТБГЙПОБМШОПЗП, Б ЮЕТЕЪ ЧЕТПЧБОЙС, ХВЕЦДЕОЙС, ЬНПГЙЙ. фП, ЮФП фЕКСТ ПВПЪОБЮБЕФ УМПЧПН «ЧЙДЕФШ», ПЪОБЮБЕФ ПВТЕФЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛПН ОЕЛПФПТПЗП ЕУФЕУФЧЕООПЗП ЧЪЗМСДБ ОБ РТЙТПДХ, ПВХУМПЧМЕООПЗП УЧСЪША У ОЕРТЕИПДСЭЙН.
рТЙЧЕДЕООЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС ЧЕМЙЛЙИ НЩУМЙФЕМЕК РПЪЧПМСАФ ЪБЖЙЛУЙТПЧБФШ РТПВМЕНХ. чПРТПУ П ФПН, ПФ ЮЕЗП ЪБЧЙУЙФ ЧПУРТЙСФЙЕ ТЕБМШОПУФЙ ПЮЕОШ ЧБЦЕО, РПУЛПМШЛХ ВЕЪ ЕЗП РТЕДЧБТЙФЕМШОПЗП ТБУУНПФТЕОЙС ОЕ ЙНЕЕФ УНЩУМБ ЧПРТПУ П РПЪОБОЙЙ Й НЕФПДБИ РПЪОБОЙС ТЕБМШОПУФЙ, ЛПФПТБС ЕУФШ РТЕДНЕФ ОБХЛЙ. рПОСФШ ЛБФЕЗПТЙА ОБХЛЙ ЛБЛ РТПГЕУУ, ПФТБЦБАЭЙК ПВЯЕЛФЙЧОЩЕ ФЕОДЕОГЙЙ ЛХМШФХТОПЗП ТБЪЧЙФЙС, НПЦОП МЙЫШ, ПУНЩУМЙЧ ЖХОДЙТХАЭЙЕ ЕЗП УФТХЛФХТЩ. фБЛ, иБКДЕЗЗЕТ, УПРПУФБЧМСС УПЧТЕНЕООХА ЕНХ ОБХЛХ У ОБХЛПК зБМЙМЕС-оШАФПОБ, ПФНЕЮБМ, ЮФП УПЧТЕНЕООБС ОБХЛБ УРЕГЙБМЙЪЙТХЕФУС Ч РТПЕЛФБИ РТЕДНЕФОЩИ УЖЕТ — РТЙТПДОЩК РТПГЕУУ РТЕДУФБЕФ ОБВМАДБФЕМА ЛБЛ ФБЛПЧПК ФПМШЛП Ч ЗПТЙЪПОФЕ ПВЭЕК УИЕНЩ. ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ Ч ОПЧПЕЧТПРЕКУЛПК ОБХЛЕ ВЩФЙЕ УХЭЕЗП ДБОПЧ РТЕДНЕФОПУФЙ. бЧФПТЩ ЛОЙЗЙ «тЕБМШОПУФШ ОЕТЕБМШОПЗП» ч. ч. оБМЙНПЧ Й ц. б. дТПЗБМЙОБ РТЙЫМЙ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП РТПВМЕНБ «ТЕБМШОПЕ-ОЕТЕБМШОПЕ — ЬФП ЧУЕЗП МЙЫШ РТПВМЕНБ УФБФХУБ, Б ОЕ ВЩФЙКОПУФЙ» [18]. чПЪДЕТЦЙНУС РПЛБ ПФ ЛПННЕОФБТЙЕЧ ЬФПЗП ЧЩЧПДБ, Б ПВТБФЙНУС Л БОБМЙЪХ ТЕБМШОПУФЙ Ч ТБЪОЩИ ОБХЮОЩИ ЛБТФЙОБИ НЙТБ.
Источник
Виды и формы познания мира
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
- Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
- Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
- Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
- Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
- Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
- Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
- Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
- Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
- Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
- Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
- Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
- Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное | Рациональное |