Способы восприятия информации у детей

Консультация «Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия»

Юлия Андрианова
Консультация «Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия»

Восприятие информации ребёнком.

Типы восприятия.

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребёнка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное, зрительное (визуальное, тактильное (кинестетическое, вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трёх будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребёнка. Приведем краткую характеристику каждого из трёх.

Аудиал. Такой ребёнок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Ещё до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.

Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться.Бывают капризны в отношении одежды: колючая, жёсткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребёнок должен её сам записать.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остаётся на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребёнка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребёнка чтению. Для аудиала важно,чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведённых утверждений больше всего относится к вашему ребёнку. Подчеркните его.

Читайте также:  Какие способы создания таблиц вы знаете опишите оба

• Когда моему ребёнку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

• Мой ребёнок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

• Мой ребёнок редко сам вызывается отвечать (3).

• Мой ребёнок правильно использует глагольное время (С).

• Моему ребёнку нравится разговаривать со взрослыми (С).

• Мой ребёнок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

• Мой ребёнок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

• Мой ребёнок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

• Мой ребёнок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия

• Моему ребёнку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

• Моему ребёнку нравится рукоделие и моделирование (3).

• Мой ребёнок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).

• Моему ребёнку нравится придумывать игры (С).

• Моему ребёнку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

• Мой ребёнок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

• Мой ребёнок любит ухаживать за домашними животными (Д).

• Мой ребёнок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

• Для письменных работ моего ребёнка характерна аккуратность (3).

• Моему ребёнку особенно нравится раскрашивание (3).

• Мой ребёнок аккуратно пишет печатными буквами (С).

• Мой ребёнок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

• Мой ребёнок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

• Моему ребёнку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

• Мой ребёнок путает порядок букв и слов (Д).

• Мой ребёнок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

• Мой ребёнок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

• Мой ребёнок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

• Индивидуальные занятия нравятся моему ребёнку больше, чем групповые (3).

• Мой ребёнок очень разговорчив (С).

• Мой ребёнок обычно первым начинает разговор (С).

• Моему ребёнку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

• Мой ребёнок более общителен на игровой площадке (Д).

• Моему ребёнку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

• Мой ребёнок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

• Мой ребёнок запоминает то, что видит (3).

• Мой ребёнок читает, вспоминая значение слов (3).

• Мой ребёнок легко усваивает математические правила (С).

• Мой ребёнок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

• Моему ребёнку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

• Моему ребёнку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

• Мой ребёнок аккуратно одевается (3).

• Мой ребёнок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

• Мой ребёнок следит за порядком на своём рабочем месте (3) .

• Внешний вид моего ребёнка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

• Мой ребёнок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

• Мой ребёнок ведёт дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С).

• Мой ребёнок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

• Мой ребёнок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

• Моему ребёнку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Каждый ответ соотносится с определённым способом познания,на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

3 — «зритель» или визуал

Читайте также:  Лобелина гидрохлорид способ применения

С — «слушатель» или аудиал

Д — «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребёнок.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе».

Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.

Консультация для родителей «Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?» Пришла весна! За окном зазвучала капель, зажурчали ручьи, вся природа проснулась от сна. В такую погоду хочется все больше проводить время.

Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком» Тревожность – это беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Детская тревожность очень часто вызывается неизвестностью,.

Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.

Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета» Часто многие родители беспокоятся, что ребёнок в 3 года не может запомнить цвета. Дело в том, что способность ориентироваться и правильно.

Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» «Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.

Консультация для родителей «Ухаживаем с ребёнком за комнатными растениями» В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникает много сложностей, вопросов, недопониманий. Это.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Источник

Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»
консультация

Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_osobennosti_vospriyatiya_informatsii.docx 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

Консультация для родителей

«Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»

Мищенко Анастасия Владимировна

Типы восприятия информации у детей

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

— дошкольное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

— В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

  1. Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  2. Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  3. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
  4. Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

— Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?

В процессе непосредственной образовательной деятельности воспитатель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит.

— От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

— Если родители и воспитатель знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка ?

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

К каждому из типов нужно подходить индивидуально в любом деле, в том числе и в образовательной работе.

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны родителей и воспитателей!

— Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

— Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:

  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»;
  • кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему.

— Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение. Органы восприятия можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

— Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем.

Источник

Читайте также:  Какие есть способы развертки призмы
Оцените статью
Разные способы