Способы восприятия информации дошкольниками

Презентация » Особенности системы восприятия информации у детей — дошкольников»
методическая разработка по психологии на тему

Скачать:

Вложение Размер
sistema_vosprijatija.prezentacija.ppt 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Особенности системы восприятия информации у детей — дошкольников 1 Подготовили: Абдрафикова З.И. педагог – психолог МБДОУ «Детский сад «Светлячок», Кайнова Т.В., воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад «Светлячок» Управление образования администрации Промышленновского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Промышленная 2016

Репрезентативная система – ( система представлений, сенсорный канал) предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете. Существует четыре варианта подобных систем: визуальная система – «вижу», аудиальная система – «слышу», кинестетическая система – «чувствую» и система, которая условно называется «думающий тип» — дигитальный или дискретный. Таким образом, по способу восприятия и переработки информации людей делят на: А) визуалов Б) аудиалов В) кинестетиков Г) дигиталов (дискретов) 2

ВИЗУАЛЫ Это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. — люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Около 35% из нас – визуалы 3

АУДИАЛЫ — те, кто, в основном, получает информацию через слуховой канал. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное — слышать его. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют 25% населения. 4

КИНЕСТЕТИКИ люди, воспринимающие большую часть информации через другие, в основном, тактильные ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Они «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства. Среди населения кинестетики составляют 40% 5

ДИСКРЕТЫ — у них восприятие информации происходит, в основном, через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный». Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А детям дошкольного возраста такой способ восприятия информации обычно несвойственный. 6

7 Методы и приемы развития дошкольников с учетом ведущей репрезентативной системы

8 Словарь общения Направление взгляда Особенности внимания Особенности запоминания

Если ребенок — визуал Рекомендуется использовать слова, описывающие структуру, цвет, форму, положение предмета. Используйте наглядные пособия: таблицы, рисунки, слайды, схемы. Рассматривайте с ребенком цветные иллюстрации, картинки. Если ребенок-визуал не слушается, вы можете погрозить пальцем или покачать головой

Если ребенок — аудиал Используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Применяйте аудиоматериалы. Позвольте ребенку «разговаривать с самим собой», шевелить губами. Если ребенок-аудиал не слушается, то достаточно сказать ему «тихо» или «шшш».

Если ребенок — кинестетик Объясняйте что-либо медленно, при этом рекомендуется использовать действия, жесты, прикосновения. Чаще «обыгрывайте» информацию, помните, что этот ребенок – практик. Позвольте ребенку двигаться, бегать. Если ребенок-кинестетик не слушается, обнимите его, положите руку на плечо, погладьте по голове.

ВЫВОД: Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс развития, воспитания и обучения. 12

Источник

Особенности восприятия информации детьми

Наталья Зубкова
Особенности восприятия информации детьми

Особенности восприятие информации детьми

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.

Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление.

Восприятие – это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития.

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира,предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти.

Восприятиеактивно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений.

Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия

По ведущему каналу восприятия все люди делятся на

Аудиал -такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал — восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить.

Около 85%-88 % информации получает человек с помощью зрения. Не удивительно поэтому, что тип визуал изо всех психотипов — самый распространённый.

Кинестетики — все воспринимают через ощущения, чувства и движение, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными.

Почему важно знать, к какой категории относится ребенок?

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ребенок.

Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например, «смотреть», «видеть» и т. п.

У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом.

Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия,

аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки,

а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда.

ребенок-визуал часто смотрит вверх,

взгляд аудиала направлен по средней линии,

кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

• Ребенок-визуал — излагать информацию следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки мнемотаблицы).

• Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.

• Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав это сделать. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

• Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога.

Групповое тематическое занятие с детьми средней группы по развитию сенсорного восприятия «Веселый клубок» Конспект тематического группового занятия педагога-психолога в средних группах по сенсорному развитию. «Веселый клубок» Педагог-психолог:.

Групповое занятие с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развитие восприятия, мышления. Цвета предметов» Групповое занятие с детьми младшего дошкольного возраста (3-х лет) с ОВЗ «Цвета предметов». Развитие восприятия, мышления. [ b]ВСЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ.

Конспект совместной деятельности с детьми «Мы разные» к Всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Группа: подготовительная группа. тема: «Мы все разные!» Воспитатель: Ломакина.

Методическая разработка «Педагогическая технология восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Педагогическая технология восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель Сарычева.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. — воспитатель МБДОУ детский.

Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна,.

Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.

Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ПОДПОРОЖСКИЙ.

Из опыта работы «Развитие восприятия времени детьми дошкольного возраста» Большую роль в восприятии детьми времени играют ритмические процессы жизнедеятельности. Некоторые явления постоянно повторяются (еда, сон,.

Занятие с детьми подготовительной группы по развитию зрительного восприятия Выделение фигуры из фона. Цель: уметь выделять образ за маскирующей сеткой и штриховать его, развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Источник

Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»
консультация

Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_osobennosti_vospriyatiya_informatsii.docx 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

Консультация для родителей

«Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»

Мищенко Анастасия Владимировна

Типы восприятия информации у детей

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

— дошкольное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

— В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

  1. Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  2. Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  3. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
  4. Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

— Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?

В процессе непосредственной образовательной деятельности воспитатель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит.

— От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

— Если родители и воспитатель знают, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка ?

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

К каждому из типов нужно подходить индивидуально в любом деле, в том числе и в образовательной работе.

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны родителей и воспитателей!

— Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

— Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:

  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»;
  • кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему.

— Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение. Органы восприятия можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

— Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем.

Источник

Читайте также:  Определить способ выражения подлежащего мне представляется порой
Оцените статью
Разные способы