- Методы и приемы воспитания презентация к уроку (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация на тему: «Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» презентация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Методы и приемы воспитания
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_vospitaniya.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы и приемы воспитания детей Выполнила: Елена Львовна Попкова
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода. Выделяют четыре группы методов воспитания: 1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов). 2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения. 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения
Методы формирования сознания личности разъяснение беседа рассказ диспут лекция пример
Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов
Разъяснение как метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста.
Беседа – это метод, связанный с диалогом.
Пример – это прежде всего своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения приучение упражнение создание воспитывающих ситуаций
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения поощрение наказание соревнование
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых.
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни»
Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель — научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол.
Методы и приемы воспитания патриотических чувств к малой родине у детей дошкольного возраста
Методы и приемы воспитания патриотических чувств к малой родине у детей дошкольного возраста.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ — КАК ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Данная материал для работы воспитателей и учителей школ-интернатов.
«Инновационные методы и приемы воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Сегодня от педагогического работника ДОУ требуется умение организовать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном.
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании.
Источник
Презентация на тему: «Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
презентация
Актуальность духовно- нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка,такие как: долг, честь, совесть, достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №24» Подготовила: воспитатель Прядкина М.А . Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны. В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами. Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.
Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в садике рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс. Эта тема – нравственное воспитание дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности. К старшему дошкольному возрасту у ребенка могут быть воспитаны достаточно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему миру в соответствии с усвоенными моральными правилами и нормами . Своеобразие воспитания ребенка в дошкольной образовательной организации состоит, прежде всего, в том, что его ежедневная жизнь и деятельность — игры, труд, всевозможные занятия — проходят и организуются воспитателем в условиях детского общества. Дошкольная образовательная организация — это образовательная организация, которая осуществляет в качестве главной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми . Формы воспитания нравственных качеств старших дошкольников в ДОО: · непосредственная образовательная деятельность; · педагогические проекты; мастер-классы; · творческие объединения педагогов; · кружковая деятельность; · досуги, развлечения; · экскурсии; · конкурсы, выставки.
Цели и средства нравственного воспитания Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи: научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм; воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления; объяснить правила этикета; научить религиозной, межнациональной и другой терпимости; дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство; развить патриотические чувства.
Методы воспитания нравственных качеств — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Они определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Предложенная В.И. Логиновой классификация построена на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы: · методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); · методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); · методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания). Метод приучения к формам общественного поведения. Воспитание поведения начинается с приучения. Приучение — это практическая выработка у детей определенных умений, навыков и привычек. Приучение широко используется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: дошкольников приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный итог приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяя каждый день, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения. Поручение — это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. В воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения. К примеру, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В итоге неоднократных упражнений в различных условиях у детей складываются прочные привычки культурного общения и поведения. Общение, игра, труд, учение, т.е. любой вид деятельности, важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но развитие личности в процессе деятельности гарантируется лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При данном условии руководство деятельностью становится методом нравственных качеств.
Убеждение — это метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю детей. Цель убеждения — развитие и укрепление у ребят положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. С помощью убеждения педагог воспитывает в дошкольниках моральные представления и понятия. Вследствие этого дети вырабатывают верные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным мероприятиям и к самому себе. Также овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе. Разъяснение используется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Разъяснением нужно сопровождать введение новых правил, требований. Это нужно для того, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение применяется при обсуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении. Тем самым это вызывает у детей положительные переживания и чувства. Внушение применяется на протяжении всего развития детей. Особенно эффективное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению. Применение внушения должно базироваться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и способности. Дети со слабой волей больше других нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они имеют все шансы быть смелее, добрее. Они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им рекомендуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей методом внушения предупреждают от зазнайства, хвастовства, эгоизма. Разъяснение и внушение связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках. Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность.
Этическая беседа — это беседа на моральные темы, функция которой моральное влияние на сознание и поведение детей. Цель беседы — формирование и развитие обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей. К этическим беседам предъявляются конкретные требования: · идейная направленность содержания, · тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с жизнью страны, · соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, · закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями. В детском саду этические беседы проводятся воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Делать упор на возможности и собственные силы отдельных детей, на особенности их поступков, «поговорить по душам», оказать влияние на сознание, чувства и поведение воспитанника — назначение индивидуальной беседы. Пример — это влияние поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей. Вследствие этого упрощают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Велика роль примера окружающих. В первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых и стараются им во всем подражать. Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства. Однако в определенных ситуациях они приобретают решающее значение. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Качественность поощрений и наказаний находится в зависимости от методики их применения. При применении поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает воспитателю и учителю, какие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным воспитанником. Например, отсрочить наказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
Методы качественны лишь при определенных условиях: — любой метод (группа методов) обязан быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста; — метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Временами педагоги и родители пользуются приемом обещания награды, не задумываясь, действительна ли она, и не выполняют обещанного. Или в качестве наказания используется угроза. Родители грозят ребенку то, что никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Может быть, сначала подобные угрозы и дадут результат, но потом ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым; — для применения метода должны быть заблаговременно подготовлены условия, средства. К примеру, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет применить метод организации общей деятельности детей — организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать; — метод не должен использоваться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Метод убеждения может трансформироваться в назидание и перестанет приносить необходимый результат, если не соблюдать это условие; — методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие — большое искусство, которым педагог овладевает. Это в том случае, если педагог умеет бережно относиться к ребенку; — при подборе методов следует принимать во внимание степень сложности формируемого качества; — важно предугадать возможные итоги воздействия методов на конкретного ребенка. Если воспитатель сомневается в успехе или предвидит слишком сильную реакцию, то от выбранного метода следует отказаться; — применение перечисленных выше методов нравственного воспитания требует упорства и терпимости. Нельзя рассчитывать на моментальность и неизменный результат, когда дело касается ребенка дошкольного возраста. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые. С понимаем относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу; — часто используемыми в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет; — методы применяются не обособленно, а в комплексе во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат основная воспитательная задача и возраст детей.
Главными средствами воспитания нравственных качеств являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство. Природа — один из важнейших факторов педагогики. Родная природа имеет необъяснимую власть над человеком. Ее разрушение равноценно разрушению этносферы , следовательно, и самого этноса. Поэтому просто необходимо воспитывать любовь к родному краю, заботливое и доброе отношение ко всему живому. Природа оказывает большое влияние на развитие личности человека, и тем более на подрастающее поколение. Рассмотрим следующее средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста игру. Игра — это величайшее изобретение человека, которое соответствует природе. Игра имеет большое значение в нравственном воспитании детей, так как в них взаимосвязаны слова, мелодия и действия. Игра — потрясающая разнообразная сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами творчества. Игры учат общению ребенка с другими людьми, правилам поведения, доброму отношению к людям. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети часто включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели — стихийно, что очень важно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, предрасположенностях, способностях, установках человека. Это очень важно, так как ребенок сам того не сознавая, переходит на другой, более высокий уровень нравственного развития. Наиболее распространенным и содержательным средством воспитания нравственных качеств считается слово. К словесным средствам обучения и воспитания относят частушки, прибаутки, песенки, загадки, поговорки, потешки и т.д. Для установления эмоционального контакта, а в последующем и эмоционального общения взрослого с малышом они имеют большое значение. А именно произведение народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи лучше сопровождать действиями, или наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Загадки наиболее предпочитаемы у детей дошкольного возраста. Очень увлекательны загадки — вопросы, которые часто приводятся в сказках. По содержанию загадки — вопросы всех народов похожи друг на друга, а в их форме отражаются особенности образного мышления. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления, а еще они оказывают воздействовать на эстетическое и нравственное воспитание. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и заветные мечты. Их роль в воспитании огромна и ни с чем не сравнима. В песнях определенно присутствует педагогическая идея. Она обуславливает образовательно-воспитательную функцию песен. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Но зафиксированы случаи исполнения ее четырех-пяти летними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер. Сказки — наиболее популярное средство воспитания, которое используется в детском саду.
В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе: в случае если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же поведать им сказку, проникнутую тою же самой мыслью, — ребенок будет обеспокоен и потрясен ею. Без сомнения, в запоминании сказок играет роль их емкое содержание, сочетание в них образовательного и воспитательного материала. Традиции играют весомую роль в воспитании детей. Они организует связь поколений. На них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших поколений базируется как раз на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Уровень культурности людей и народов возможно замерить тем, насколько активно они отыскивают процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградаций. Труд в воспитании нравственных качеств занимает особое место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям каждый день внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует мысль самоценности бескорыстного труда. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций. Таким образом, можно сделать вывод, что формы (непосредственная образовательная деятельность; педагогические проекты; мастер-классы; творческие объединения педагогов; кружковая деятельность; досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки), методы (приучение, упражнение, внушение, беседа, поощрение, наказание и др.) и средства (природа, игра, слово, традиции, быт, искусство) воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в ДОО очень разнообразны. Работа по воспитанию у детей нравственных качеств предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды , совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных качеств.
Источник