Способы внушения при воспитании

Убеждение и внушение при воспитании

Личность формируется многими обстоятельствами, в том числе психологическим воздействием одного человека на другого, осуществляемым методами убеждения и внушения. Методы эти используются с целью формирования определённых взглядов и различных установок. Убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания, и оно требует активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого. Убеждение должно удовлетворять определённым требованиям для того, чтобы быть действенным.

Разговор должен быть понятен, доступен и отвечать уровню возрастного развития убеждаемого. Если ребёнок не знает смысла отдельных произносимых слов, убеждение не будет эффективным. Убеждение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей воспитанника и содержать наряду с обобщёнными положениями (например — правилами) конкретные примеры.

Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным.

Убеждение может включать анализ происшествий, фактов поведения.

Убеждающий должен верить в то, что он утверждает.

Убеждение не должно сводиться к прочтению морали.

С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить подростка к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения, отвлечения, приучения. Не будем забывать при этом, что к чтению проповедей подростки относятся скептически, иронически.

Внушение представляет собой психологическое воздействие одного лица на другое лицо или на группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие, способ воздействия на человека, когда что-то утверждается или отрицается без доказательств, без логического объяснения. Внушение обладает большой силой: известны многочисленные случаи, когда прикосновение к холодному предмету вызывало у внушаемого сильнейший ожог, язвы на руках и ногах, угасание жизни и многое другое.

Внушение и самовнушение являются важными аспектами воспитания и самовоспитания. По словарю Даля внушать — значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум — думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.

Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот — внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.

Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие. Если Вы внушите пренебрежение к чужой жизни, то и у отпрыска Вашего сложится стойкий стереотип поведения с таким же отношением.

С детства внушается ребёнку и установка на самого себя. Педагогическая и медицинская практика свидетельствует о сильной внушаемости детей. Внушение в детстве разумного, доброго — залог невосприимчивости к дурному влиянию, ярко проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток повышенно внушаем своими сверстниками, и ему уже многое внушено с детства: и истинное и ложное, хотя всё в нашем мире относительно. Для того, чтобы преодолеть то отрицательное, что внушено с детства, приходится сочетать силу убеждения с силой внушения в аргументированном, мотивированном самовнушении.

Для мотивированного самовнушения требуется довольно высокий уровень ума и воли. Ум требует постоянной тренировки — привычка мыслить углублённо, не отвлекаясь, развивает его. В достижении жизненных целей необходима сильная и гибкая воля. Умный человек, убедившись, что цель нереальна, решительно изменяет путь. Для самовоспитания и самосовершенствования больше всего необходима сильная воля, и она должна сочетаться не только с умом, но и с нравственностью — благородством, добротой и гуманностью.

Читайте также:  Способы учить английский самому

Труднее всего оказывается бороться с самим собой: мешают то неуверенность, сомнения, нерешительность, то лень, искушения различные. Тот, кто разобрался в себе, может контролировать себя, владеть собой, разобраться в других и изменять жизненную ситуацию.

Источник

ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

Внушение — это словесное воздействие одного лица на другое или группу лиц, которое принимается прямо на веру, некритически.

Внушение широко распространено в отношениях лю­дей.

Внушение может производиться в состоянии гипноза, естественного сна и бодрствования.

Гиппотическое внушение производится при вызванном частичном сне, торможении сознания. Оно широко, исполь­зуется в медицинской практике в качестве психотерапев­тического метода.

Гипнотическое внушение недопустимо при воспитании.

Впушение в состоянии бодрствования отличается тем, что воздействие производится при ясном сознании прини­мающего его.

В последние годы широко развернуты исследования в области суггестопедии (педагогики внушения). Автор на­стоящей книги изучал влияние внушения на перевоспита­ние характера младших школьников. Опыты оказались

успешными *. Более широкое исследование влияния вну­шения на воспитание и обучение проведено И. Е. Шварц [9] [10] [11] .

В 1971 г. в г. Варне (Болгария) состоялся междуна­родный конгресс по суггестологии (наука о внушении), на котором были заслушаны многочисленные доклады по суггестопедии, в том числе и автора настоящей книги. Симпозиум убедительно показал, что внушение является мощным методом педагогического воздействия на личность и коллектив.

Внушение в состоянии бодрствования —■ реальное, жиз­ненное явление. Оно производится во всех областях чело­веческих взаимоотношений (педагогическая, медицинская и Производственная практика).

Многие психотерапевты считают внушение в бодр­ствующем состоянии не менее эффективным, чем в гипно­тическом. Более того, ряд врачей, применявших ранее гипноз, отказались от его применения в пользу метода внушения в состоянии бодрствования.

В. М. Бехтерев, анализируя причины детской внушае­мости, указал, что она связана как с физиологическими, так и с психическими особенностями детей. «Основания­ми,— пишет В. М. Бехтерев,— как надо думать, являются с одной стороны — недостаточно развитые задерживающие механизмы и с другой — недостаточная опытность, отсут­ствие прочно сложившегося мировоззрения, а также сла­боразвитая критическая способность, благодаря чему они легко принимают на веру то, что взрослые встречают с критикой рассудка. В помощь этому служит также при­вычное признание авторитетности за старшими, действия и слова которых обычно служат предметом детской под­ражательности и внушения» ‘. Аналогичное объяснение детской внушаемости дает А. Ф. Лазурский. По мнению В. М. Бехтерева, очень велика внушаемость в дошкольном; возрасте, она остается значительной и в младшем школь­ном возрасте. Это мнение подтверждается наблюдениями и нашими экспериментами.

Степень внушаемости — явление не только возрастное, но и дифференциально-личностное. Повышенная внушае­мость определяется своеобразием психического склада личности, особенностями ее интеллектуального развития (репродуктивный тип мышления), особенностями харак­тера (слабоволие, недооценка собственных возможностей), чувством собственной неполноценности и т. п. На внушае­мость ребенка и взрослого влияет временное состояние психики. Так, если человек возбужден, срочно ищет вы­хода из создавшегося положения, он становится легковер­ным и готов следовать первому совету.

Эффективность внушения прямо зависит от авторитета внушающего. Высокие морально-психологические качества внушающего, глубина знаний и личное обаяние имеют важное значение в повышении эффективности словесных внушений.

Только родители, обладающие авторитетом у детей, могут успешно внушать детям те или иные идеи.

Таким образом, действенность внушений зависит от ряда объективных и субъективных, постоянных и времен­ных условий, которые необходимо учитывать при организа­ции воспитания внушением.

Необходимым условием успешного применения внуше­ния Является хорошее и разностороннее знание ребенка- школьника — объекта внушения. Важно знать не только недостатки, но и положительные качества школьника, в целом его поведение в школе, дома, на улице. Отрицатель­ные черты нужно знать, чтобы их устранить, затормозить, а положительные — для того, чтобы их усилить. Более того, формирование новых отношений, установок невоз- [12] можно без опоры на положительное. Следует знать не только качества личности, но и источники их образования. Зная условия жизни в семье и школе, круг товарищей и сложившиеся в нем отношения, можно будет понять отку­да и что возникает, а отсюда и принять нужные меры вос­питания.

Читайте также:  Способ избрания главы государства канады

Внушение распространяется на все сферы поведения ребенка. Хорошо известны случаи анестезирования (обез­боливания) ушибов. Например, ребенок сильно ушибся и готов расплакаться. Если ему сказать: «Ничего, ничего, ведь совсем не больно», он тут же успокоится. Я знаю мать, которая легко снимала боль при ушибах сочетанием слов: «Ну вот, теперь не больно» и целовала ушибленное место.

Внушение может оказывать влияние и на пережива­ния, связанные с взаимоотношениями детей. С его по­мощью можно снять чувство обиды и многое другое, ис­править поведение. Вот пример этого. Дима, первоклас­сник, как-то опоздал на урок. Учительница подошла к нему и спокойно сказала: «Дима, опаздывать ты больше не бу­дешь, садись». На другой день Дима встал раньше роди­телей, которые его обычно будят, и потребовал провожать его в школу за час до начала занятий (идти от дома до школы ровно пять минут: школа во дворе).

Известный французский специалист доктор Жюльен Коен-Солаль, высказываясь по вопросам воспитания, осо­бенно заостряет внимание на недопустимости приклеивать ребенку различные ярлыки и тем самым внушать ему те или иные недостатки.

«В любом случае рискованно приписывать ему какой- либо «недостаток», наделяя его своего рода «ярлыком». Ребенок с этикеткой «нервный» в три месяца, «кошмар­ный» в полтора года и «неисправимый» в три года имеет все шансы стать таковым по достижении шести лет. Ни­чего не могу представить себе более тягостного, чем то, как обращающиеся ко мне за консультациями родители начинают называть своих детей в их присутствии ворами или лгунами. Ребята, безусловно, превратятся в воров и лгунов, если родители не попытаются понять, какие при­чины толкают их на этот путь» *.

Далее Жюльен Коен-Солаль пишет, что у ребенка мо­гут быть обнаружены те или иные недостатки в поведе­нии. В этом случае нужно выяснить причины их появле­ния с тем, чтобы не допустить их повторения и закрепле­ния в характере ребенка.

Метод внушения в воспитании нельзя ни недооцени­вать, ни переоценивать. Успех его применения зависит от ситуации, состояния и качеств личности —, того, кому вну­шают, и того, кто производит внушение.

Внушение следует применять только в тех случаях, когда необходимо затормозить то или иное отрицательное проявление ребенка или, наоборот, стимулировать нрав­ственно оправданное поведение. Преимущество внушения в его экономичности. В тех случаях, когда ребенку доступ­но понимание сущности явления, следует сочетать внуше­ние с убеждением. Такое воздействие оказывается более эффективным, так как ребенок в таких случаях приводит­ся к пониманию необходимости и вместе с тем он чув­ствует обязательность стимулируемого действия.

Профессор К. К. Платонов считает наиболее эффек­тивным неожиданное для индивида волевое внушение. В этом случае ребенок не успевает подумать, взвесить слова внушения и принимает их автоматически; идея вну­шения запечатлевается и может вызвать соответствующую реакцию.

Академик В. М. Бехтерев считал необходимым произ­водить внушение в специальной обстановке, когда у ре­бенка нет ни псйхического, ни физического напряжения. При внушении следует держать руку на голове ребенка.

И это понятно. При напряжении люди (и дети в том числе) оказываются менее восприимчивыми. Когда мы кладем руку на голову, то устанавливаем физический кон­такт, сближаемся с ребенком и тем самым располагаем его к принятию внушаемого. Положение руки на голове ассо­циируется у ребенка с поглаживанием, т. е. добрым отно­шением взрослых к нему. У ребенка возникает чувство близости, доверия, что, безусловно, располагает к приня­тию внушений.

Читайте также:  Разные способы заплетения косичек

‘Жюльен Кое н-С о л а л ь. Ярлыки и дети. «За рубежом», 1976, № 8.

Применение того или иного метода внушения опреде­ляется обстановкой, а также индивидуальными особенно­стями ребенка. Так, ребенок мягкий, эмоционально чув­ствительный оказывается более внушаем в сердечной обстановке. Ребенок рассудочного типа, резонер и нега­тивно настроенный к воздействиям легче поддается вну­шению при волевом внушающем побуждении типа: «Хва­тит рассуждать, садись делать уроки!» Дети упрямые, а также большинство подростков нуждаются не в прямом, а в косвенном внушении.

Под косвенным понимается такое внушение, когда идея вводится в сознание не прямо, а в замаскированном виде. Например, рассказывая об образцовом поведении другого ребенка, вы тем самым внушаете такой же тип поведения и слушающему ребенку или подростку.

Слова внушения необходимо произносить четко, убеж­денно и по возможности эмоционально выразительно.

Ребенок обладает большой чувствительностью, а пото­му быстро различает фальшь, наигранность от действитель­ного отношения. Поэтому к внушению следует подгото­виться, войти в необходимое эмоциональное состояние (если хотите перевоплотиться) или производить внушение сразу, непосредственно под влиянием сложившейся си­туации.

Внушение усиливается, если слова высказаны в яркой, образной форме. Внушающие воздействия, как правило, следует повторять, хотя и однократное бывает довольно эффективным. По возможности одни й те же идеи внуше­ния должны быть выражены в различных формулировках. Повторение одних и тех же фраз притупляет внимание, а следовательно, и восприимчивость. В таких случаях роди­тели иногда в ответ на воздействия могут услышать: «Я уже это слыхал», «Опять то же самое» и т. п.

Нельзя думать, что внушенное во всех случаях дает немедленный эффект. В ряде случаев между внушающим воздействием и поведением лежит так называемый инку­бационный, или латентный (скрытый), период. Если у дошкольников и младших школьников эффект внушения чаще можно наблюдать сразу после воздействия, то у под­ростков — после известного времени, когда все уляжется или соответствующим образом переработается. Подростку нередко нужно время, чтобы преодолеть привычный стиль поведения. Потому не следует торопиться с выводами.

Начиная с первых воздействий, необходимо следить за тем, какое оно производит впечатление на ребенка или подростка, изучать последующее поведение.

На первом этапе воздействия внушения должны повто­ряться чаще, чем на последующих этапах. Мы рекомен­дуем повторить внушение на второй, а затем и- на третий день. После этого можно повторить через день, а в после­дующем — через два и три дня. Неплохо повторять вну­шения в момент засыпания или при пробуждении (не­громким голосом), когда ребенок лежит и мышцы его рас­слаблены.

Современная психотерапия установила, что при мы­шечной релаксации (расслаблении) внушаемость значи­тельно усиливается.

Методом внушения пользуются не только родители, но и учителя, цель воспитания которых одна — сформировать хорошего человека, полезного члена общества. Однако вну­шать могут и плохо воспитанные люди, в том числе свер­стники, а потому необходимо создать так называемые антисуггестивные, т. е. противовнушаемые, барьеры. Это достигается не только убеждением, но и внушением. На­пример, в состоянии гипноза можно внушить пациенту, что он никогда и никому, кроме проводящего лечение, не будет поддаваться внушению. Оказывается: такое внуше­ние действенно. И детям следует внушать идею, что они будут стойко противодействовать дурным влияниям дур­ных людей, например никогда не будут курить, обманы­вать и т. п.

В заключение хочется посоветовать: не преувеличивай­те значения внушения, не злоупотребляйте им. К тому же нельзя пользоваться только внушением. Мы стремимся воспитать сознательную творческую личность, а потому большое место следует отводить методу убеждения. Важно также создать такие условия, чтобы дети могли практико­вать себя в самостоятельных решениях и действиях, что­бы они могли ставить вопросы и пытаться на них отве­тить.

Источник

Оцените статью
Разные способы