Способы внесудебного разрешения конфликтов

Бардин Л.Н. Предотвращение и внесудебное разрешение конфликтов в предпринимательской деятельности (под общ. ред. доктора юридических наук С.Д. Могилевского; доктора юридических наук М.А. Егоровой). — «Издательская группа «Юрист», 2014 г.

Предотвращение и внесудебное разрешение конфликтов в предпринимательской деятельности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», а также «право частной собственности охраняется законом» (ст. 34 и 35). Предусмотрена государственная защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и на предпринимательскую деятельность), а также право каждого защищать свои права и свободы (в том числе и на предпринимательскую деятельность) всеми способами, не запрещенными законом. Среди таких не запрещенных законом способов прежде всего подразумевается и применяется предусмотренная Конституцией судебная защита. К сожалению, нередко обращения за судебной защитой прав предпринимателей не приводят к восстановлению нарушенных прав, судопроизводство влечет за собой значительные и нередко явно неоправданные временные и материальные затраты для участников конфликта. Не способствует обеспечению качества правосудия и превышающая все разумные пределы нагрузка на судей. Кроме того, оставляет желать много лучшего реальность исполнения судебных решений. Недопустимо низок процент взыскания по исполнительным документам.

В связи с этим особое значение приобретают досудебные и внесудебные способы разрешения правовых конфликтов. В том числе и в сфере предпринимательских отношений. Как уже отмечалось в юридической литературе, с одной стороны, государство и общество заинтересованы в снижении нагрузки на судебную систему, с другой — в формировании автономных правовых систем, в поощрении инициативы субъектов в выборе и применении мирных и законных способов разрешения споров без обращения к судебной власти в частности и к публичной власти в целом.

В других странах давно известен и успешно применяется несудебный порядок разрешения споров, который основан на поиске компромисса между сторонами спора, на возможности урегулирования спора без обращения к органам юстиции. Это различные альтернативные способы разрешения споров (АРС), применимые к большинству гражданских дел. В России альтернативные способы рассмотрения споров включают возможность разрешить спор в третейских судах, использовать процедуры посредничества (медиации) как в судебном порядке, так и во внесудебном, провести переговоры.

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Принятию этого закона предшествовало большое количество выступлений и публикаций в его поддержку. К сожалению, в силу целого ряда объективных и субъективных причин вышеупомянутый федеральный закон связанные с его принятием надежды и ожидания пока не оправдывает. В публикациях различных авторов содержатся вполне убедительные критические высказывания относительно тех или иных формулировок норм этого закона. Кстати, принятый в Республике Казахстан аналогичный закон «О медиации» представляется более четким и взвешенным. Пользуясь предоставленной возможностью, хотелось бы еще раз обратить внимание коллег на необходимость принятия нового федерального закона, объединяющего нормы, регулирующие применение всех без исключения альтернативных способов разрешения конфликтов. При этом должны учитываться не только «переговоры — посредничество — арбитраж», но и все остальные успешно применяемые в других странах альтернативы судебной защите прав.

Читайте также:  Способы приватизации ваучерная приватизация

Однако вместо разработки и принятия комплексного нормативного акта обо всех альтернативных способах разрешения конфликтов появился новый законопроект, регулирующий создание и деятельность третейских судов в России.

В последние годы все активнее разрабатываются и предлагаются иные механизмы досудебного разрешения возникающих конфликтов. Так, Советом Ассоциации российских банков утверждено Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене) (протокол от 20 сентября 2010 г. N 2 (в ред. от 14 декабря 2011 г.). В соответствии с этим Положением Финансовый омбудсмен является постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами. Следует отметить, что к компетенции Финансового омбудсмена отнесено разрешение гражданско-правовых споров (заявителем в которых является физическое лицо — клиент финансовой организации), возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к Финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора. На наш взгляд, действие этого внесудебного механизма можно было бы распространить и на предпринимателей.

ФНС России утвердила «Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации». Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров согласно концепции, в частности, являются: дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб; развитие примирительных процедур; максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке; совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах; мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров.

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Грамотное использование вышеупомянутых Правил также поможет предпринимателям успешно бороться против незаконных действий органов власти и должностных лиц.

Хотелось бы также обратить внимание на Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Содержание этого закона позволяет надеяться, что созданный государственный орган действительно обеспечит гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, станет эффективным механизмом внесудебного (досудебного) разрешения возникающих споров.

Кстати, в последнее время появляется все больше информации о разработке и внесении в Госдуму законопроектов, предусматривающих законодательное закрепление появления омбудсменов для досудебной/внесудебной защиты различных категорий граждан и организаций от незаконных действий органов власти и должностных лиц. Что является подтверждением стремления государства и разгрузить суды, и создать очередную альтернативную судам систему обеспечения и защиты прав.

Обращение в государственный суд не всегда гарантирует успех, даже если на первый взгляд справедливость и закон на вашей стороне. Сохранить полезные бизнес-связи, найти взаимоприемлемый выход без победителей и побежденных, сэкономить время, силы помогает внесудебное решение уже возникшего правового спора.

Вместе с тем на первом месте должно быть использование предпринимателями комплекса мер по минимизации правовых рисков, по предотвращению конфликтов и недопущению правовых споров, включая должную осмотрительность и иные страхующие эффективные методы. Именно превентивные меры в первую очередь могут помочь при столкновении экономических интересов, не доводя спор ни до суда, ни до применения альтернативных способов разрешения конфликтов, ни до установленных государством досудебных процедур.

Читайте также:  Основные способы регуляции функционального состояния работника

Знание предпринимателями превентивных мер и альтернативных способов разрешения конфликтов может стать серьезным подспорьем для успешного ведения бизнеса. Для обеспечения эффективности превентивных мер и внесудебных способов разрешения конфликтов предприниматели должны иметь возможность изучения специальных программ с условным названием «Основы должной осмотрительности», а для всех без исключения студентов юридических вузов в программах подготовки и специалистов, и бакалавров, и магистров должны быть предусмотрены дисциплины, включающие вопросы правовых рисков и их предотвращения, досудебного разрешения и альтернативных способов разрешения конфликтов.

доцент кафедры судебной власти и организации правосудия,

Национального исследовательского университета

Высшая школа экономики», Москва, кандидат юридических наук

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сборник научно-практических статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского (23 апреля 2014 года, г. Москва) (под общ. ред. доктора юридических наук С.Д. Могилевского; доктора юридических наук М.А. Егоровой). — М.: «Издательская группа «Юрист», 2014.

В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» в РАНХиГС при Президенте РФ 23 апреля 2014 года в г. Москве.

Источник

Медиация: разрешаем споры без суда

Конфликты с членами семьи, работодателями или представителями власти необязательно доводить до суда. Их можно урегулировать с помощью примирительных процедур

В 2010 г. у российских граждан появилась возможность не доводить споры до суда, а урегулировать их с помощью посредника 1 . Такая альтернативная процедура разрешения конфликта называется медиацией. 26 июля текущего года приняты поправки в законодательство, которыми были введены новые примирительные процедуры – переговоры и судебное примирение 2 . Эти способы урегулирования споров позволяют конфликтующим сторонам найти решение, которое устроит каждого.

Что такое медиация?

Медиация – это альтернативный, внесудебный способ урегулирования спора при содействии независимого посредника – медиатора, который помогает участникам конфликта найти взаимоприемлемое решение.

В каких случаях может помочь медиация?

Медиация применяется для урегулирования гражданских, трудовых и семейных споров. А после принятия поправок 26 июля с помощью примирительных процедур можно решать также административные споры.

Медиация может помочь в тех случаях, когда есть возможность найти решение, которое устроит обе стороны спора. Эта процедура предполагает, что во внимание принимаются интересы сторон, а не доказательства и правовые позиции, как при судебном разбирательстве.

Медиация особенно актуальна в тех случаях, когда спорящих связывают длительные взаимоотношения и ставится задача их сохранить или прекратить наиболее удобным способом. Например, после развода суд может определить место жительства ребенка, а с помощью медиации родители могут договориться об участии в его воспитании.

Как проводится процедура медиации?

Медиатор разъясняет сторонам суть и принципы процедуры. Затем выслушивает их заявления: как каждый из участников спора видит конфликт. Формулируются вопросы, которые стороны готовы совместно обсуждать. Затем медиатор выявляет интересы сторон. Участники предлагают возможные решения, которые оцениваются на реалистичность и соответствие интересам каждого из них. В результате может быть заключено медиативное соглашение, которое фиксирует достигнутые договоренности.

Читайте также:  Способы закрытия ороантрального сообщения

Переговоры: в чем особенность этой примирительной процедуры?

Переговоры проводятся участниками конфликта без посредника – медиатора или судебного примирителя. Порядок проведения переговоров определяют стороны.

Судебное примирение: что это такое и как оно может помочь?

Эта процедура предполагает участие судебного примирителя, которым может быть судья в отставке или работник аппарата суда. Регламент судебного примирения еще только предстоит утвердить Верховному Суду РФ. Судебный примиритель сможет изучать материалы судебного дела. Он будет вести переговоры со сторонами и способствовать нахождению взаимоприемлемого решения. Вероятно, эта процедура займет промежуточное положение между медиацией и судебным разбирательством.

Кто может выступить с инициативой проведения примирительной процедуры?

Примирительные процедуры проводятся добровольно. С инициативой вправе выступить стороны.

Суд может предложить, но не обязать пройти примирительную процедуру. Она проводится на любой стадии судебного процесса. На это время судебное заседание откладывается. Если сторонам не удается достигнуть договоренностей, судебное разбирательство возобновляется.

Кто может быть медиатором и как его найти?

Медиаторы бывают непрофессиональные и профессиональные. Непрофессиональным медиатором может быть любой человек, которому стороны доверяют разрешение конфликта. К нему предъявляется несколько требований: достижение возраста 18 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Если спор передан на разрешение суда, для проведения примирительной процедуры может быть приглашен только профессиональный медиатор. Он должен соответствовать нескольким требованиям: достижение возраста 25 лет, высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере медиации.

Для поиска специалиста можно обратиться в организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур, или СРО медиаторов. При выборе медиатора стоит учитывать опыт и репутацию специалиста.

Список судебных примирителей будет утвержден Пленумом Верховного Суда РФ на основе кандидатур, предложенных судами.

Что будет после проведения процедуры медиации?

Результатом примирения могут быть мировое соглашение, полный или частичный отказ от иска (или апелляционной/кассационной/надзорной жалобы), полное или частичное признание иска, признание обстоятельств дела.

Мировое соглашение, признание иска и отказ от него утверждаются судом, если они не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Накладывает ли мировое соглашение обязанности на участников конфликта?

Соглашение, заключенное после проведения примирительной процедуры, является гражданско-правовой сделкой и рассчитано на добровольное исполнение. И обычно это так и происходит, поскольку соглашение является взаимовыгодным. Подобные договоренности добровольно исполняются намного чаще, чем решения судов.

Если соглашение заключается в ходе судебного разбирательства и утверждено судом, то оно подлежит принудительному исполнению. На него может быть выдан исполнительный лист.

У участников спора есть возможность удостоверить «внесудебное» медиативное соглашение у нотариуса. В таком случае оно будет иметь силу исполнительного документа и с ним можно обращаться напрямую к судебному приставу. Нотариальное удостоверение медиативных соглашений – это добровольная процедура. Проводится она исключительно при согласии обеих сторон.

О новых примирительных процедурах читайте также в новости на сайте «АГ».

1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

2 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона “О Верховном Суде Российской Федерации” в связи с совершенствованием примирительных процедур». Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».

Источник

Оцените статью
Разные способы