Способы визуализации учебного материала

Мастер-класс «Технология визуализации учебного материала как способ формирования информационной компетентности»

Мастер-класс «Технология визуализации учебного материала как способ формирования информационной компетентности».

1. Организационный момент. Приветствие. Типы сенсорных систем.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарю вас за посещение нашего семинара. Иногда очень полезно сменить обстановку, выйти за пределы своего класса, школы. Но буквально на минутку я всё же попрошу вас мысленно вернуться к своим ученикам и представить их выполняющими какое-либо задание.

Есть ли среди них дети, глядящие время от времени в потолок?

Прикрывающие глаза, как будто прислушиваясь?

Водящие пальцем по странице учебника?

Проговаривающие слова про себя или шепотом?

Как вы уже догадались, это дети с разными типами восприятия информации, где визуалы – один из преобладающих типов.

2. Клиповое мышление. Технология визуализации.

Этому, конечно же, способствует огромный поток информации, который подаётся преимущественно через визуальные образы. Мы уже говорим о целом поколении «экранных детей», которым присуще клиповое мышление – способность воспринимать мир через короткие образы и послания. Но клиповое мышление не привело к «прозрению» человека, напротив, погрузило его в визуальный хаос, где информационная насыщенность не способствует усвоению информации. Поэтому необходимы такие технологии, которые формируют компетентность при работе с большими объёмами информации. Одна из таких технологий – технология визуализации учебной информации, которая обеспечивает решение целого ряда педагогических задач:

• обеспечение интенсификации обучения

• активизация учебной и познавательной деятельности

• формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий

• передача знаний и распознавания образов

• повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Понятие «визуализация» необходимо отличать от наглядности, так визуализация – это процесс свёртывания содержания в наглядный образ, который может быть развёрнут на основе мыслительных действий.

3. Методические приёмы технологии визуализации.

— Данная технология может реализовываться через различные методические приёмы:

Приём отображения термина в образе, когда одна из букв заменяется изображением.

Работа с иллюстративным материалом, который выступает основой для размышления и обуждения.

Создание виртуальных музеев, галерей, выставок, трейлеров и буктрейлеров, рекламных роликов. Буктрейлер – это короткий видеоролик, в произвольной форме рассказывающий о книге. Предлагаю посмотреть буктрейлер. (показ ролика)

Следующий приём — работа со схемно-знаковыми моделями информации, которые вы видите на слайде:

Визуальная система координат

— Более подробно остановлюсь на приёме кроссенс.

— С каким словом ассоциируется у вас это слово? (кроссворд)

— Конечно, ведь кроссворд – это пересечение слов, а кроссенс – это пересечение смыслов. Этот метод был разработан в России и впервые представлен в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году.

— Классический кроссенс представляет собой 9 квадратов, в которые помещены изображения, каждое из которых связано с предыдущим и последующим по смыслу. Читаются изображения, как правило, слева направо и сверху вниз. В центральном квадрате должно быть изображение, связанное со всеми остальными. Задача ученика – объяснить кроссенс, составив рассказ по изображениям.

— Основной смысл кроссенса – это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений. Этим кроссенс интересен детям. Для разгадки кроссенса требуется знание фактов. Этим он нужен учителям.

Пример – кроссенс по Бажову

— Как вы видите, без подготовки кроссенс не разгадать. Открываем статью учебника, читаем, и сразу становится всё понятно.

— Но этот приём хорош тем, что можно его изменять в зависимости от конкретной задачи, отступая от классических правил.

— Так, например, центральное изображение может отсутствовать, тогда это уже загадка «Угадай писателя». ( Бажов)

Читайте также:  Какие способы регуляции работы сердца вам известны

— Можно и вообще ограничиться несколькими картинками для создания загадки о личности писателя, учёного, исторического деятеля. (Островский)

— Кроссенс не только заставляет вспоминать факты, он развивает умение мыслить логически и ассоциативно, умение переводить информацию из одного вида в другой. Ведь образы могут быть самыми неожиданными. («Мастер и Маргарита»)

5. Кроссенс на разных этапах урока.

— А вот ещё один кроссенс ( Этапы урока).

— Давайте посмотрим, как можно использовать кроссенс на разных этапах урока.

1. Урок начинается с определения темы. По ФГОС дети должны сами формулировать тему. Попробуем это сделать для урока литературы в 10 классе.

Кроссенс – Фантастика и реальность в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

2. После определения темы и целеполагания учащиеся оценивают уровень знаний по теме и выявляют затруднения.

Кроссенс – повесть Н.В. Гоголя «Портрет»

3. После выявления затруднений планируем пути выхода из затруднения, используя различные источники информации, в том числе и кроссенс. Он может стать опорой для восприятия информации.

4. Может помочь и закрепить материал, и проверить его усвоение. И этот приём можно использовать для развития речи, так чаще всего необходимо составить именно рассказ по кроссенсу, включив в него расшифровку изображений.

5. На этапе рефлексии можно предложить учащимся составить кроссенс самим на основе подготовленных учителем картинок.

6. Также это задание может быть предложено детям в качестве домашнего задания.

6. Возвращение к типам сенсорных систем.

— Для визуалов этот приём, несомненно, будет работать. Но как быть с остальными детьми? Будет ли он эффективен для них?

— Для аудиалов будет ценным озвучивание кроссенса, для кинестетика – форма подачи материала, которая вызывает интерес, для дигитала – логическая связь между изображением и информацией, логика самого кроссенса. Поэтому кроссенс даёт возможность задействовать все каналы восприятия информации.

— В завершение мастер-класса хотелось бы узнать ваше мнение, какая информация была полезной. Для этого предлагаю вам ещё один приём визуализации ответов – использование сервиса опросов Ментиметр. Возьмите свои телефоны, зайдите на сайт Менти. ком и введите код 280819 и ответьте на мой вопрос. Этот сервис можно использовать на уроке и классном часе при обсуждении проблемы и на этапе рефлексии.

— Итоги опроса вы видите в режиме реального времени на экране. Спасибо, что мастер-класс вы оценили как полезный для вас! Спасибо за работу!

Источник

Применение техник визуализации на уроках

Применение техник визуализации на уроках

русского языка и литературы (обобщение педагогического опыта).

Орлова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ ШИ № 133, г.Новосибирск

Тот, кто пренебрегает обучением в юности, потерян для прошлого и мёртв для будущего.

Основной задачей современной школы в 21 веке становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. В процессе обучения по развивающей системе ученик выступает в роли деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя — создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться — того, что тормозит развитие. Г.А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…».

Читайте также:  Обязанность собственников при непосредственном способе управления

В своей работе для развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы применяю метод визуализации учебной информации, который позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.

Визуализация (от лат. visualis — зрительный) — создание условий для зрительного наблюдения. В общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.).

Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным.

Существуют разнообразные способы визуализации материала: опорные конспекты, схемы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации: скрайбинг, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Однако даже работа с общепринятыми моделями, такими, как таблица и схема, даёт свои результаты.

1) Схематизация материала

С 5 класса на уроках русского языка создавая схемы, учимся с детьми видеть за условными обозначениями основное содержание материала. Для этого мы начинаем вести тетрадь с конспектами, где в краткой записи с учётом ранее знакомой информации фиксируем новый материал.

Урок русского языка в 5 классе

При изучении новой темы «О – ё после шипящих», использую обобщающую схему, в

которой отражены сразу несколько правил правописания о – ё в разных морфемах

существительных и прилагательных.

Ё Е

шёлк – шелка дешёвый – дешевле чёрствый – черстветь

Исключения: шорох, крыжовник и др.

О ручонка парчовый

О

лучом в большом

2) Интеллект-карта, или ментальная карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Методика построения интеллект-карт очень проста:

1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

2. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней.

3. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

4. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.

Урок русского языка в 6 классе

При обобщении изученного материала на тему «Местоимение» в качестве домашнего задания дети дома составляю карту, в которой отражены все основные понятия.

Облако слов — эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

 Соберите слова. Попробуйте сформулировать тему урока.

Урок литературы в 9 классе. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Урок литературы в 10 классе. «По мотивам произведений Л.Н.Толстого»

Использование видеоматериалов на своих уроках, особенно уроках литературы, считаю продуктивным методом привлечения интереса детей к культуре и литературе. Та, на III Международном педагогическом форуме «Русский мир. Образование будущего», который состоялся 6–7 декабря 2016 года в Сочи, старший преподаватель кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Мария Гринева сказала:«По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано и с затруднениями или невозможностью визуализировать созданный автором образ, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения. Кроме того, ученик и учитель могут иметь совершенно разное представление о тех или иных образах, и у этой разницы, возможно, будут вполне конкретные физиологические причины».[4] Следовательно, заинтересовать современных подростков чтением возможно, используя различные новые ИКТтехнологии в своих предметах. В связи с этим необходимо объединять современные увлечения школьников с той культурой, которую необходимо им привить.

Читайте также:  Классический способ вязания изнаночной петли при круговом вязании

Нельзя не использовать в наше время видеоролики с исполнением произведений лирики известными актёрами, в том числе и современными. Это может быть видеоряд картин природы или других иллюстраций со звучащим за кадром голосом актёра, а может быть и видеосъёмка выступления с концерта.

Например, уроки литературы по теме «Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе»: Валерий Золотухин читает стихотворение Н.Рубцова «Родная деревня», Марина Капуро поёт «В горнице моей светло…», а в слайд шоу «Образовательного канала» (https://www.youtube.com/) звучит из фонохрестоматии к учебнику «Литература. 5 класс. В.Я. Коровина, В.Л. Журавлёв и др.» стихотворение И.Бунина «Помню долгий зимний вечер».

В программе по литературе 7 класса есть урок внеклассного чтения «Песни на слова русских поэтов 20 века», где обязательно нужно прослушать песню А.Вертинского «Доченьки», Б. Окуджавы «По смоленской дороге…» в исполнении авторов, а также песню И. Гофф. «Русское поле». Перечисленные выше техники визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, а также при подготовке к экзаменам, кроме этого визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.

Таким образом, применение разных визуальных техник позволяет чередовать разные виды деятельности, способы подачи информации, а также позволяет активизировать различные каналы восприятия ребёнка.

1. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. // Исследование деятельности зрительной системы. – М.: Изд-во МГУ, 1969.

2. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56

3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./Г. К. Селевко.- т.2 – М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .

4. Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru

5. Буянов В. И. Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 46-50. — URL https://moluch.ru/archive/111/28125/ (дата обращения: 06.09.2018).

6. Визуализация. // [Электронный ресурс] / http://magima.ru/9-vizualizaciya.html

7. Визуализация в обучении [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikt1793.ru. Код публикации: 3052

8. Информационные технологии в образовании [электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php.

9. Коновалова М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. www.e — osnova.ru

10. От приёмов педагогической техники к приёмам мультимедийной дидактики.

11. «Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т. П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя.http://metodsovet.su. http://www.mind-map.ru/.

12. Попова Т. М., канд. физ.-мат. наук, Е. Н. Поддубных Инновационные техники визуализации средствами информационно- коммуникационных технологий 2014г.

Режим доступа: http://www.chem-astu.ru/chair/study/sovobr/ , свободный.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы