Способы верстки газеты примеры

Верстка газет и журналов. Как верстать газету

Количество разделов и рубрик, говоря профессиональным языком, – композиция номера – вот тот фундамент, который лежит в основе формирования фирменного стиля и гарантирует изданию узнаваемость в широких массах. Верстка газет и журналов является неотъемлемой частью процесса производства. Она отвечает за оптимизацию конкретной страницы и за общий дизайн номера, то есть за грамотное объединение текстовых и графических элементов, за лёгкость восприятия шрифтов, за простоту навигации.

Преимущества устойчивой композиции

Систематический выход в тираж рано или поздно приводит к тому, что у газеты либо у журнала складывается своя уникальная композиция. От номера к номеру все значимые полосы, базовые разделы и тематические рубрики сохраняют определённый вид и структуру. Делается это неслучайно: продукт, изготовленный по шаблону, легче воспринимается читателем, а впоследствии вырабатывает у целевой аудитории некую модель ожидания.

Впрочем, верстка газет по заранее установленным стандартам вовсе не подразумевает незыблемости схем. Наоборот, композиции, легко поддающиеся трансформации – признак качественной реализации творческих задумок.

Другими словами, стилистический уклон и формат газеты / журнала не должен зависеть от точечных поправок и корректировок. Если же ответственный редактор впадает в ступор каждый раз, когда за несколько часов до сдачи номера в печать возникает необходимость переверстки отдельных полос или даже страниц, значит, базовая композиция себя не оправдывает, и её необходимо изменить.

В чём принципиальное отличие компоновки от верстки?

Композиционная подготовка и верстка газеты – два взаимосвязанных процесса со схожими алгоритмами действий. Однако задачи, которые стоят перед дизайнерами и верстальщиками, нельзя назвать однотипными – отличия лежат в плоскости предметного освоения (оптимизации) уже отредактированных материалов. Приоритетным направлением компоновки является детальная проработка структуры контента: очерёдность полос, конфигурация публикаций, «встраиваемость» изображений и тому подобное. Цель же грамотной верстки – сделать так, чтобы расположение материала на страницах не только не доставляло трудностей читателю, но и самым естественным образом акцентировало его внимание на наиболее значимых информационных посылах.

Материал, прошедший компоновку, имеет общую тематическую сердцевину. Тем не менее, для формирования полноценного номера издания этого не достаточно. Своеобразной финишной чертой служит верстка, которая упорядочивает контент и организует отдельные элементы (публикации) в единое целое.

Верстка газеты: нормы и закономерности

Главный ориентир для выбора типовой структуры верстки – содержание номера. Все приёмы и опции технического оформления в той или иной степени диктуются контентом. Термин «материал для первой полосы» как нельзя лучше отображает суть вышеизложенного: им оперируют тогда, когда хотят подчеркнуть значимость статьи (то есть именно информационная нагрузка такой заметки играет роль «трафарета» для всего номера).

Однако нужно понимать, что так называемые общие нормы верстки достаточно условны. Целевая аудитория у каждого издания своя, специфическая. Поэтому если все газеты окажутся на одно лицо, требовательные читатели не смогут найти интересующий их продукт, что непременно приведёт к падению продаж с вытекающими отсюда последствиями.

И самое важное: специфика верстки во многом предопределяется историей периодики, этапами её развития, традициями рабочего коллектива, национальными предпочтениями и прочими факторами, которые не имеют прямого отношения к технологическому процессу.

Формат А3: компьютерное макетирование

Верстальщик – специалист, оперирующий готовым текстом и уже подобранной графикой. В его профессиональные обязанности входит размещение материала на основе утверждённых шаблонов. На заре «типографической эволюции» труд профильного работника был сложен, а временные затраты на выполнение поставленных задач – колоссальны. Современное компьютерное макетирование – совсем другое дело…

Используемые сегодня типографические форматы – это производные эталона DIN A0. Наиболее востребованными в печатном деле являются А5, А4 и А3.

Стандартная верстка газеты А3-формата осуществляется с применением мастера шаблонов (программная оболочка может быть разной, но функциональный набор утилит сопоставим). Среди безусловных преимуществ компьютерного макетирования – доступность корректировки содержимого номера на любой стадии его подготовки, а также минимизация числа ошибок.

Краткий обзор программного обеспечения: PageMaker и QuarkXPress

Допечатная подготовка номера на ПК подразумевает инсталляцию некоего программного продукта. Изначально предложений, достойных внимания профессиональных верстальщиков, было немного. По сути, таковых существовало только два – PageMaker от всемирно известной компании Adobe (реинкарнация одноимённой сборки от Aldus) и функциональный аналог под названием QuarkXPress от скромной организации Quark Ink.

Долгий отрезок времени разработчики обеих программ шли, что называется, нога в ногу, поэтому компьютерная верстка газет – имеется в виду её итоговый результат – практически не зависела от реализуемого пакетного сценария. Выход обновлений нарушил установившееся равновесие, но не определил лидера. Так, QuarkXPress продемонстрировал феноменальную архитектуру вспомогательных модулей (расширений), но не сумел избавиться от неуклюжести в сфере табличного редактирования. А PageMaker сделал ставку на универсализацию, но потерял несколько позиций в рейтинге функциональности (особенно пострадал арсенал спецэффектов).

Читайте также:  Способ оформления трудовых отношений

В помощь верстальщикам: знакомство с Adobe InDesign

Проигрывать в сфере создания продуктов для программной верстки компания Adobe не собиралась. Появление принципиально нового пакета было лишь вопросом времени…

Приложение InDesign – куда более серьёзный конкурент для QuarkXPress, нежели отживший своё PageMaker. Точнее, вопрос соперничества больше не стоит – всё сводится к тому, скольких пользователей утилита «украдёт» у Quark.

Итак, чем же верстка газеты в InDesign отличается от ранее описанных сценариев?

Интригует полностью переработанный графический интерфейс, который «заточен» под рядового пользователя. Тут, дабы насолить конкурентам, присутствует даже опция активации горячих клавиш, используемых по умолчанию в аналогичных программах – верстальщикам, трудившимся на Quark, не придётся перестраиваться! Поражает и функциональность. В этом плане InDesign – жизнеспособный гибрид, позволяющий решать сложные задачи предпечатного характера простым нажатием 5 – 6 комбинаций клавиш. И, наконец, верстка в InDesign оправдана с точки зрения естественного развития печатных изданий: выпускаемые обновления к пакету максимально упрощают процесс компоновки материала, уменьшают время подготовки публикаций, предлагают варианты готовых шаблонов и макетов в зависимости от стилистической привязки номера…

Грамотная верстка газет: три правила первостепенной важности

Современная верстка имеет компьютерную основу. Но это вовсе не означает, что программы в автоматическом режиме исполняют все требования касательно грамотной компоновки. От мастера-специалиста по-прежнему зависит многое.

Итак, как же выглядит классическая верстка газеты?

Пример правильного алгоритма действий следующий:

  • При подготовке номера к печати должно быть обеспечено единообразие страниц. Если типовая структура нарушена (отбивки заголовков и спуски полос разнятся между собой либо наблюдается несоблюдение шрифтового оформления, графические дисбалансы и прочее), то, следовательно, композиция собранного материала подобрана неверно.
  • Верстка выходного (заглавного) листа исключает использование колонтитулов, норм и сигнатур; полные сведения об издании подаются в первой полосе.
  • По итогам верстки должно иметь место обязательное совпадение строк основного текста, расположенного на лицевой странице газеты, со строками на обороте (даже если был реализован сценарий переменчивого кегля шрифта, и базовое содержание публикации разбавлялось материалами второстепенной важности: сносками, комментариями, уточнениями и т. п.).

Верстка журналов: некоторые нюансы

Правила верстки газеты несколько отличаются от тех требований, что вдвигаются к специалистам, ответственным за подачу в печать журнальной продукции.

Многостраничные издания зачастую состоят из колонок разного формата, при этом число иллюстраций в них измеряется десятками. Обеспечить соответствие строк «лица» и «оборота» в таких условиях гораздо сложнее. Поэтому верстальщики журналов, как правило, оперируют функциональными дополнениями (приложениями) к основным программным пакетам, а скомпонованные номера выходят в тираж на типографическом оборудовании более высокого класса.

Виды верстки: основы классификации

Попыток создания единой классификации типов верстки предпринималось немало. Однако почти все они не имели успеха, так как игнорировали геометрию размещения готового материала на полосе.

По этой причине было принято решение разделять виды верстки газет не по стилевой принадлежности, а на основании трёх групп признаков: в первую вошли те из них, которые идентифицировались конфигурацией текста и графики, критерием для второй стало направление разверстки (вертикаль / горизонталь), для третьей – степень симметрии на полосе.

В газетах, независимо от тематики, чаще остальных применяется простая брусковая верстка (информация подаётся в структурированных горизонтальных прямоугольниках – «брусках»). Куда реже прибегают к «ломаной» компоновке – когда колонки с уступами формируются за счёт прямоугольников переменной высоты.

Тип верстки и целевая аудитория. Существует ли связь?

В профессиональных кругах хорошо известен тот факт, что верстка газет – это не просто поиск оптимальных форм для содержания. Итоговые композиции в первую очередь обязаны отвечать запросам целевых аудиторий. Если взглянуть на печатные издания, ориентированные на молодёжь, то можно обнаружить примеры живого и яркого оформления, реализованные за счёт использования «ломаной» верстки. Брусковая же схема доминирует в газетах, читатели которых – преимущественно люди зрелого возраста. А вот сугубо информационные издания отличаются оригинальной (как правило, усложнённой) формой подачи материала: множество колонок разной геометрии, плюс «динамический» шрифт.

Источник

Вёрстка газет

Особенности оформления и верстки газет

Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Верстку выполняют строго по макету, так как восприятие содержания газеты во многом определяется оформлением газетной полосы.

Основная задача при оформлении газет состоит в размещении материала на полосе, выделении главного.

Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным, — использование гарнитур, кегля и начертания шрифтов, шрифтовое и композиционное выделение заголовков на полосе, выразительное иллюстрирование материала и т.п.

Композиция газетной полосы

Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.

Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть.

    Основные ее элементы:
  • название газеты;
  • постоянный призыв;
  • название организации (органа), помещаемое под названием газеты;
  • календарные сведения и номер выпуска.

Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

Читайте также:  Способы защиты гражданских прав пределы осуществления гражданских прав

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

Подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.

Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.

Фонарь — статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

Подвал — статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше ¼ и не меньше ⅓ высоты полосы.

Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.

Уголок — статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.

Объявления заверстывают обычно на последней полосе.

Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах — в первой колонке, на нечетных — в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

Шрифты для набора газетных текстов и заголовков

Шрифты для набора газет должны быть удобочитаемыми и емкими.

Кегль шрифта определяется значением публикуемого материала и форматом колонки. Так, передовую статью набирают корпусом (10 п.) или боргесом (9 п.) на большой формат колонки. Остальной материал набирают петитом (8 п.), а объявления и другой дополнительный текст — нонпарелью (6 п.).

Выделения в тексте делают шрифтом полужирного или курсивного начертаний, иногда шрифтом полужирного курсивного начертания

Заголовки акцентируют внимание читателей на наиболее важном и интересном материале, поэтому их оформлению придается первостепенное значение.

При оформлении газеты большое внимание должно быть уделено правильному подбору заголовочных шрифтов и их сочетанию с шрифтом основного набора. Газетные заголовки набирают шрифтами разных гарнитур и начертаний, преимущественно кегля 32, 28, 16, 12 п.

Заголовки бывают одно-, двух- и многострочными. Строки в заголовке размещают в соответствии с правилами их группировки. Для выделения заголовки подчеркивают линейками, заключают в рамки.

Использование линеек

Линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки (концы линейки между колонками должны быть расположены сверху — на уровне верхней линии шрифта первых строк текста, снизу — на линии шрифта последней строки колонки), а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал. В качестве разделительных чаще всего используют тонкие линейки.

Текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2-4 п., а линейки рамки от текста смежных статей — на 4-8 п.

Шапки и заголовки

Шапки и заголовки отбивают от колонтитула на 10-12 п.

Отбивка рубрик в газете не зависит от условия приводности полос. Заголовки от последующего текста отбивают на 4-6 п., а от предыдущего — на 8-12 п.

    Заголовки должны отвечать следующим правилам:
  • если заголовок заверстывается в начале колонки, то над ним должно быть не менее трех строк текста либо заголовок ставят в верх колонки;
  • если заголовок заверстывается в нижней части колонки, то под ним должно быть не меньше трех строк текста;
  • если концевая строка короче левой пробельной части заголовка, который следует за ней, то строка считается пробельной, это учитывают при отбивке заголовка — пробел над ним уменьшают;
  • если заголовок не помещается в одной строке, часть его переносят в другую, при этом каждая строка должна иметь смысловое значение:
    • если многострочный заголовок набирается строчными буквами, то межстрочный интервал делается стандартным, если прописными буквами — межстрочный интервал увеличивают на 2 п.
    • если заголовок помещается в рамку, то расстояние до рамки делают со всех сторон одинаковым, в пределах 4-12 п.
    • при переносе в другую строку части заголовка, имеющего в середине знак тире, этот знак ставят в конце строки, причем при выключке заголовка в «красную строку» знак тире входит в счет выключки, т.е. его приравнивают к пробельному материалу.
Читайте также:  Озонотерапия внутривенная способ непрямого барботирования

Заверстка подвала

Подвал заверстывают в нижней части газетной полосы. Подвал должен занимать от ¼ до ⅓ высоты полосы. Линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п., а от предыдущего текста — на 4-6 п. Линейка и украшения, отделяющие подвал от остального текста, должны быть жирными.

Верстка иллюстраций

Если изображение заверстано в верхнем углу полосы, оно не должно выходить за ее формат.

Иллюстрация по краю полосы должна совпадать по контуру с линией строк и быть равномерно отбита со всех сторон на 8-10 п.

Если иллюстрация не относится к тексту, расположенному рядом с ним, она должна быть выделена сверху и снизу линейками на полный формат.

Над изображением не должно быть абзацной строки текста, а под ним — неполной концевой строки.

Подписи под иллюстрациями набирают шрифтом кг. 8 п. Длина строк подписи должна быть равна ширине клише, исключая фацеты. Подписи авторов иллюстраций набирают кг. 6 п. и выключают вправо.

Виды верстки

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки:

  1. верстка простого (сплошного) текста;
  2. верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;
  3. верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;
  4. сложная верстка (дополнительно к третьей группе – композиционные выделения).

Формат газеты

От формата газеты, то есть от размера газетной страницы, зависят как количество и объем публикуемых в номере текстовых и иллюстрационных материалов, так и их расположение и оформление. Формат газеты во многом обусловливает особенности ее верстки, иллюстрирования, использования текстовых и титульных шрифтов, оформления заголовков.

В основном формат газеты определяется размерами бумаги, на которой она печатается. Для газет с большими тиражами используется рулонная бумага, для газет с небольшими тиражами (порядка нескольких тысяч

Выбирая формат газеты, издатели стремятся обеспечить, с одной стороны, наибольшие удобства для их чтения, а с другой — оптимальные возможности для верстки, размещения материалов, распределения разделов и рубрик газеты.

На выбор формата влияют и полиграфические возможности, и особенности производственной базы. Наконец, формат газеты во многом зависит от типа издания и его целевой аудитории.

Ширина полосы газеты формата А2 — примерно 388 мм , высота — 535—540 мм. Ширина полосы газеты, выходящей в формате A3, может быть примерно 257 мм , высота — 379 мм (данные размеры приведены ориентировочно). При равных размерах полей суммарная площадь двух полос газеты формата А3 будет меньше площади полосы газеты формата А2.

Особенности верстки в зависимости от издания

Верстка различных изданий различается в зависимости от их специфики – правила верстки научной книги отличаются от верстки ежедневной газеты.

Основные типы изданий и характерные особенности каждого из них.

Недорогая газета формата А 4.

Одно из наиболее популярных изданий. Такая газета обычно содержит 16 или 24 страницы и печатается в одну или в две краски (иногда может иметь полноцветную обложку). Именно с верстки такой газеты чаще всего начинается профессиональная деятельность верстальщика.

Для подобных газет чаще всего используется дешевая газетная бумага, а пленки выводятся на лазерном принтере (за исключением полноцветных обложек, пленки на котором приходится выводить на фотонаборном формате).

Поэтому при верстке рекомендуется по возможности избегать фотографических изображений и сложных рекламных блоков, так как даже очень красочные и выразительные изображения, будучи напечатаны одним цветом на бумаге с низкой линиатурой, будут выглядеть недостаточно хорошо.

Если же печать фотографий необходима, они должны быть предварительно обработаны в одном из редакторов растровой графики (например, в Photoshop).

Малотиражные газеты формата А4 печатаются в основном на офсетных печатных машинах типа «Ромайор». В некоторых случаях печать может осуществляться и на ролевых печатных машинах.

Таблоидом называется газета большого формата (с полосой форматом более А3). К таким газетам относятся большинство «толстых» газет, выпускаемых большими тиражами.

Выпуск таких газет осуществляют большие редакционные коллективы, имеющие в своем составе редакторов, дизайнеров и верстальщиков. Иногда над одной газетой могут работать несколько верстальщиков одновременно – один готовит телепрограмму, другой верстает основной материал, а третий – обложку.

При издании «большой» газеты следует учитывать ряд особенностей:

  • Высокая скорость верстки – газета должна выйти вовремя, а материал может поступать практически до самого последнего момента;
  • Предварительная разработка макета – макет делается один раз, после чего редко кардинально изменяется. Это вызвано тем, что газета должна иметь свой, легко узнаваемый стиль, а верстальщики не должны задумываться над вопросами макетирования, так как это резко замедлит скорость верстки;
  • При размещении материала на полосах большого формата следует учитывать удобство чтения газеты.

Для таблоидов так же используется газетная бумага, которая легко впитывает краску и обладает высоким коэффициентом растискивания, однако за счет увеличения размеров постеры и рекламные блоки выглядят достаточно хорошо, особенно издали.

Кроме того, иногда для обложки может использоваться глянцевая бумага, допускающая печать с более высокой линиатурой и, соответственно, более высоким качеством. Таблоиды обычно печатаются на ролевых печатных машинах.

Источник

Оцените статью
Разные способы