Способы ведения параллельного учета

Энсис Технологии

Татьяна Бронникова, Михаил Шерстобитов

Сегодня перед многими российскими компаниями стоит задача построения нескольких видов учета – бухгалтерского и налогового, в соответствии с российским законодательством, управленческого учета, финансового учета по международным стандартам (МСФО). Ведение учета по МСФО планируется с 2007 года сделать обязательным, что обусловливает дополнительную нагрузку на финансовые службы компаний, поскольку при построении перечисленных видов учета необходимо использовать различные принципы и методы ведения учета.

На российских предприятиях задача ведения нескольких видов учета решается разными способами, например, параллельным вводом информации в разные учетные системы, созданием интерфейса между разными учетными системами, трансформацией данных российского бухгалтерского учета для построения учета по МСФО («перекладка») и другими. Универсальным инструментом для параллельного ведения нескольких видов учета по различным стандартам может стать ERP-система. Одновременное ведение нескольких видов учета в ERP-системе позволяет организовать централизованный ввод учетной информации и, соответственно, устранить необходимость «двойного ввода», поддержки интерфейсов между системами, повысить качество финансовых данных, снизить необходимые для формирования отчетности ресурсы и сократить сроки ее подготовки.

«Параллельный» учет: стандартные возможности ERP-систем

Ведущие мировые производители ERP-систем, работающие в России, при локализации своих продуктов обеспечили возможность ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями российского законодательства. Системы содержат также инструменты для организации параллельного учета по различным стандартам.

Например, финансовый модуль, входящий в состав российской локализации продуктов SAP, позволяет одновременно вести бухгалтерский учет и учет по налогу на прибыль, в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ. Система компании SAP в стандартной поставке содержит и необходимые средства для параллельного ведения финансового учета по МСФО.

Система Microsoft предоставляет возможности для параллельного учета по разным стандартам операций с основными средствами и нематериальными активами (методика учета этих операций существенно отличается в российских и международных стандартах). Для построения налогового учета используются проводки бухгалтерского учета, однако предлагаются и методики для преобразования, при необходимости, этих проводок. Существует также настраиваемый инструментарий преобразования проводок (модуль трансляции) для формирования базы данных для учета по МСФО.

Российская локализация системы Oracle также позволяет вести российский бухгалтерский учет, а для одновременного построения различных видов отчетности в системе существует ряд специальных функций (методы трансформации, мультивалютное ведение операций).

Таким образом, функционал ERP-систем ведущих производителей и российских локализаций этих продуктов содержит инструменты для организации параллельного учета по разным стандартам. Однако для использования этих инструментов необходимы соответствующие настройки и доработки систем. Российские партнеры вендоров (компании – интеграторы), оказывающие услуги по внедрению систем, предлагают сегодня подготовленные и отлаженные решения, обеспечивающие предприятиям параллельный учет на основе ERP. Рассмотрим подробнее эти возможности систем на примере решения нашей компании для построения учета по различным стандартам с помощью системы Oracle

Расширение стандартной функциональности и обеспечение одновременного ведения российского бухгалтерского и налогового учета, а также учета по МСФО

Решение для построения параллельного учета в ERP-системе Oracle E-Business Suite, которое мы используем в наших проектах (под параллельным учетом понимается однократная регистрация операций с одновременным отражением ее в нескольких видах учета по различным стандартам), — это комплекс программ для обработки первичных операций и набор форм бухгалтерской и налоговой отчетности. Решение является расширением стандартной функциональности Oracle E-Business Suite и Пакета решений по Российской локализации, разработанной российским представительством фирмы Oracle. Использование решения предполагает применение следующих модулей системы Oracle E-Business Suite: «Дебиторы», «Кредиторы», «Главная книга», «Основные средства», «Запасы», а для производственных компаний также модулей «Дискретное производство» и «Непрерывное производство».

Читайте также:  Операционный риск способы управления

Практический опыт и участие в проектах внедрения ERP-систем, а также четкое понимание потребностей финансовых служб предприятий позволили нашим специалистам определить ряд направлений, в которых целесообразна оптимизация и упрощение применения Пакета Российской локализации Oracle E-Business Suite. Выполненные расширения затрагивают следующую функциональность:

  • генерацию бухгалтерских проводок;
  • генерацию проводок для учета налога на прибыль;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • налоговую отчетность;
  • контроль исполнения бюджета движения денежных средств.

Решение базируется на применении нескольких книг: основной операционной книги и отчетных книг для каждого вида учета, используемого заказчиком. Обычно в качестве основной операционной книги определяется книга, в которой формируется отчетность по российским правилам бухгалтерского учета, а в качестве отчетных книг — книги по налоговому учету, МСФО, по стандартам управленческого учета.

Наши специалисты разработали правила для формирования проводок по стандартам российского бухгалтерского учета, GAAP/МСФО и правила формирования проводок для налогового учета. На рисунке приведен пример формирования финансовых данных с применением трех наборов книг:

  • операционной книги РСБУ;
  • отчетная налоговой книги (книга для учета налога на прибыль);
  • отчетной книги для МСФО.

Рис. Схема формирования финансовых данных

В основе пакета решений – генератор проводок, который обеспечивает одновременное формирование проводок по финансово-хозяйствнным операциям в соответствии со стандартами бухгалтерского, налогового учета, МСФО и других видов учета, которые ведутся на предприятии.

Для работы Генератора настраиваются «меппинг» (соответствие) планов счетов операционной и отчетных книг и схемы трансляции. Схемы трансляции определяют алгоритмы и правила формирования проводок и реализуют основные требования российского законодательства для ведения бухгалтерского и налогового учета.

Еще одной важной дополнительной функцией является возможность предварительного просмотра проводок. Решение содержит единую подкнигу, позволяющую выполнять предварительное построение аналитической бухгалтерской отчетности и проверку введенной информации. Предварительная отчетность в подкниге строится с использованием дополнительных аналитик, примерами которых являются:

  • Заказчик и его адрес (модуль «Дебиторы»);
  • Поставщик и его отделение (модуль «Кредиторы»);
  • Складская организация и складское подразделение (модуль «Склад»);
  • Категория ОС или основное средство (модуль «Основные средства»).

При генерации проводок сначала формируются данные в подкниге, а затем, после их просмотра, внесения (при необходимости) исправлений и окончательной генерации проводки, информация передается в «Главную книгу» Oracle E-Business Suite. Таким образом, разработанная функциональность режима предварительного просмотра проводок позволяет исправить ошибки при учете операций.

Рассмотрим подробнее учетные возможности системы, созданной на основе этого решения.

Бухгалтерский учет

Генератор проводок для бухгалтерского учета обеспечивает выполнение ряда требований по отражению операций, которые не поддерживаются в стандартной поставке системы:

  • формирование проводок с противоположными знаками при отмене и аннулировании операций в модулях;
  • устранение технических счетов;
  • формирование проводок по начислению нереализованных курсовых разниц при закрытии периода в модулях «Дебиторы» и «Кредиторы»;
  • создание проводок по реализованным курсовым разницам с учетом раннее выполненных переоценок;
  • создание проводок на счета суммовых разниц, указанных для категории расходов.

При разработке проводок модуля «Кредиторы» учитываются следующие аспекты.

  • Оформление предоплаты поставщикам и платежи по счетам-фактурам без создания проводок по начислениям.
  • Курсовые разницы (реализованные и нереализованные).
  • Суммовые разницы.
  • Создание проводок для раздельного учета НДС.
  • Нулевые платежи.
  • Возвраты от поставщиков.
  • Платежи с мультивалютных счетов.

При формировании проводок модуля «Дебиторы» также учитываются курсовые и суммовые разницы, создаются проводки по операциям покупки-продажи валюты, по операциям с векселями.

Читайте также:  Лесные культуры способы смешения

При формировании проводок модуля «Основные средства» (ОС) обеспечиваются следующие особенности:

  • исправления ошибочного введения ОС в эксплуатацию;
  • изменения назначений (сотрудников и расположений) ОС и смены его категории;
  • начисления амортизации;
  • переоценки;
  • выбытия (списания и реализации), в том числе частичного;
  • исправления ошибочного списания.

Бухгалтерская отчетность системы включает 4 основные группы отчетных форм.

1. Первичные бухгалтерские документы, не вошедшие в состав пакета Российской локализации фирмы Oracle:

  • Накладная на списание ТМЦ;
  • Накладная на перемещение;
  • Акт на ввод в эксплуатацию НМА.

2. Внутренняя отчетность, формируемая по данным модулей системы и предназначенная для сверки расчетов с контрагентами благодаря наличию детальной расшифровки по операциям:

  • Акт сверки расчетов с поставщиком;
  • Акт сверки расчетов с заказчиком;
  • Реестр счетов-фактур заказчиков;
  • Реестр счетов-фактур поставщиков;
  • Оборотная ведомость по складским запасам.

3. Внутренняя отчетность, формируемая по данным подкниги (предварительная отчетность). Предназначена для проверки проводок до передачи их в Главную книгу и корректировки обнаруженных ошибок ввода или генератора проводок. Формируемые документы:

  • Предварительный анализ счета;
  • Предварительная Оборотно-сальдовая ведомость;
  • Оборотно-сальдовая ведомость по контрагентам.

4. Внешняя и внутренняя отчетность, формируемая в Главной книге (окончательная отчетность).

  • Обязательные формы внешней отчетности.
    • Форма 1. «Баланс предприятия» с расшифровкой.
    • Форма 2. «Отчет о прибылях и убытках» с расшифровкой.
    • Форма 5. «Отчет о движении капитала».
      В качестве инструмента построения отчетов используется стандартный Генератор финансовых документов (ГФД). Шаблоны отчетов разработаны. Обеспечивается связь с отчетными формами Excel-формата, обновляемыми из системы «Гарант», что значительно упрощает и сокращает время на настройку и модификацию отчетов.
    • Форма 4. «Отчет о движении денежных средств».
      Генератор проводок модулей «Дебиторы» и «Кредиторы» обеспечивает аналитическую информацию для построения отчета о движении денежных средств прямым методом, на основе корреспонденции проводок, что позволяет также использовать ГФД для построения отчета.
  • Формы внутренней отчетности.
  • Анализ счета.
  • Оборотно-сальдовая ведомость.
  • Оборотная ведомость с выбором дополнительных сегментов.

Учет налога на прибыль

Все российские предприятия являются плательщиками налога на прибыль. При большом количестве операций расчет налогооблагаемой базы становится довольно трудоемким процессом, растет вероятность ошибок, и, как следствие, увеличиваются налоговые риски. Возможность автоматического построения учета налога на прибыль сокращает сроки подготовки налоговой отчетности, снижает ее трудоемкость и позволяет руководителям финансовых служб контролировать процесс налогового учета.

Решение нашей компании обеспечивает автоматизацию и контроль процесса расчета налогооблагаемой базы. «Входящей информацией» являются зарегистрированные в Oracle E-Business Suite финансово-хозяйственные операции, на основе которых автоматически формируются декларации по налогу на прибыль и отчеты по налоговым регистрам.

Основными преимуществами решения для налогового учета являются:

  • значительное сокращение сроков и уменьшение трудоемкости подготовки налоговой отчетности за счет автоматизации процесса;
  • упрощение процесса выверки данных на основании первичных операций;
  • наличие возможности оперативной корректировки настроек при изменении законодательных требований;
  • «прозрачность» и контролируемость процесса подготовки налоговой отчетности.

Генератор налоговых проводок формирует исходные данные для налоговой отчетности в виде сальдо «налоговых» счетов. В рамках пакета решений налоговая отчетность включает:

  • отчет по аналитическому налоговому регистру (нормативные регистры);
  • отчет по основным налоговым регистрам;
  • декларацию по налогу на прибыль.

Преимущества организации параллельного учета в одной системе

В целом, ведение всех видов учета на основе ERP-системы обеспечивает следующие преимущества:

  • единую регистрацию первичной информации;
  • сокращение времени для получения всех видов отчетности;
  • повышение качества учетной информации за счет исключения неизбежных искажений при параллельном ведении учета или трансформации;
  • упрощение аудируемости всех видов отчетности и, соответсвенно, сокращение затрат на аудиторские услуги.
Читайте также:  Способы получения керамических изделий

Таким образом, достигается баланс составляющих «сроки – качество — стоимость». Предприятие получает универсальный инструмент для одновременного ведения нескольких видов учета по различным стандартам и готово к переходу обязательному ведению МСФО. Как отмечал Главный бухгалтер одной из компаний, с которой мы сотрудничали в проекте внедрения системы Oracle E-Business Suite, «трудно только с первыми двумя видами учета, а следующие уже подключаются значительно легче».

Источник

Рекомендации по внедрению параллельного учета РСБУ+МСФО на платформе 1С

Для начала представлюсь. Меня зовут Николай Шилкин, и я более 20-ти лет занимаюсь автоматизацией учета по МСФО. Прошёл путь от самой первой бухгалтерской программы под Windows, поддерживавшей МСФО, до самых последних флагманских продуктов фирмы 1С. В багаже — более 30 проектов в транснациональных корпорациях.

Ну, а теперь, собственно, по теме.

Незадолго до Нового (2020-го) года меня пригласили в одну горнорудную Группу компаний проконсультировать их по теме, как на 1С автоматизировать консолидацию по МСФО. Как оказалось, причиной озабоченности стала рекомендация одной из компаний «Большой Четверки» о том, что пора переходить с метода трансформации отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) на метод параллельного ведения учета РСБУ + МСФО.

Я рассказал финансистам, какие подводные камни их могут ожидать на этом, весьма непростом, пути. После того, как рассказ был оформлен в виде протокола, я понял, что он будет полезен всем тем, у кого возникают аналогичные задачи вне зависимости от того, какое именно программное обеспечение на платформе 1С они используют.

Прежде, чем выдавать какие-то рекомендации, хочу дать дефиницию термина «параллельный учет». Я впервые его услышал от аудиторов, когда «Большая Четвёрка» ещё была «Большой Шестёркой», т.е. более 20-ти лет назад. Суть метода заключается в том, что локальный страновый учет и корпоративный учет по международным стандартам ведётся «параллельно», т.е. каждая хозяйственная операция отражается в двух бухгалтерских книгах: национальной и корпоративной. Для России это будут регистры РСБУ и МСФО. Но всё дело в том, что полный параллелизм РСБУ и МСФО невозможен по той простой причине, что российские стандарты и международные далеко не всегда совпадают. И тогда весь бухгалтерский учет разбивается на 2 части: «параллельную», в которой российские и международные стандарты схожи, и «независимую», в которой стандарты различаются.

Отображение «параллельных» операций настраивается таким образом, что составляется таблица соответствий — мэппинг (от англ. mapping) — между двумя планами счетов: РСБУ и МСФО. Формируемые посредством мэппинга проводки совпадают по датам, суммам, валютам, аналитикам (полностью или частично) и пр. В структуре данных 1С это выглядит таким образом, что один документ делает записи в два регистра бухгалтерии: «Хозрасчетный» и «Международный».

Отображение «независимых» операций в 1С, как правило, происходит различными документами: один документ формирует только проводки РСБУ, а другой документ — только проводки МСФО

Только оговорюсь, что изложение ниже несколько сумбурное (за что прошу прощения у сообщества), т.к., по сути, представляет собою тезисы доклада. Возможно, из них когда-нибудь родится книга или обучающий курс. По крайней мере, запрос на такую информацию «ДСП» на рынке имеется.

Ну, а теперь, после такой вводной части, привожу табличку рекомендаций, которая родилась в результате более, чем двухчасовых переговоров.

Источник

Оцените статью
Разные способы