Способы ведения хозяйства во второй четверти 19 века

Конспект урока по истории России: «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века»
план-конспект урока по истории

Конспект урока по истории России: «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века»

Скачать:

Вложение Размер
urok_no4_konspekt_uroka_s-e_razvitie.docx 46.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Социально-экономическое развитие России

во второй четверти XIX века

Тема: Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века.

— сформировать понимание учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;

— развивать умения работы с картой, историческими источниками, обсуждать проблемные вопросы.

— сформулировать проблемный вопрос урока

— рассмотреть социально-экономическое развитие России в 30 – 50 гг. XIX в. (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, дороги, торговля, изменение сословий и классов)

— оформить карту урока («экономическое дерево»)

Тип урока : урок изучения нового материала.

«промышленный переворот», «капитализм», «феодализм», «крепостное право».

Оборудование: мультимедийный проектор, атласы, схемы, исторические источники, карта урока «экономическое дерево».

1. Организационный момент

А) приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Б) Введение в тему:

— Выполните задание для проверки ваших знаний по социально-экономическому развитию России в начале XIXв. (приложение 1)

— Назовите, что входит в понятие «социально-экономическое развитие» (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, дороги, торговля, социальные группы – сословия и классы).

— Вы уже догадались, чему будет посвящена наша тема урока? (примерный ответ: социально-экономическое развитие России).

— Запишите в тетради число на полях и тему занятия «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIXв.» (слайд 1).

-Обозначьте проблему занятия (на доске две буквы «Ф.» и «К.») и запишите ее на карте «экономическое дерево» (у каждого на парте, приложение 2)

В) Обсуждение с планом работы (рассматриваемые вопросы, схемы , карта урока, слайд 2).

Предложение делать краткие записи, схемы приветствуются (с/х — способы ведения хозяйства, промышленность – виды отраслей, транспорт и дороги)

2. Изучение новой темы.

Беседа с классом.

Посмотреть на репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова «Утро помещицы» (слайд 3)

Вопрос: — Какое социальное положение занимают люди, изображенные на картине? Какое отношение имеет к нашему уроку? (должны назвать дворянство) (слайд 4)

— А каких взглядов они в большинстве придерживались? (на доске в случае затруднения слова « консервация», «реформа », « революция » — что значит консервативные, либеральные и революционные в згляды; данная тема была изучена по курсу «Всемирная история», должны назвать помещики – консерваторы, за сохранение существующего строя).

Предлагаю записать данный вывод (примерно: помещики в первой половине XIXв большинстве консерваторы) в тетради и запомнить (ещё пригодится по ходу урока).

— Рассмотрев экономику России во второй четвертиXIX века, нам нужно будет еще выяснить, почему хозяйственные вопросы живо интересовали (как никогда) дворянство того времени?

— Для того, чтобы узнать обо всех изменениях в экономической и социальной жизни России во второй четверти XIX века, необходимо исследовать сильные и слабые стороны развития:

сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли.

1. Противоречия хозяйственного развития.

Вступительное слово учителя.

— На протяжении всего урока мы будем работать с понятиями, на которых строится тема урока. Посмотрите на эти сигнальные буквы (записано на доске): «П.П.», «К.», «Ф.», «КР.П.». Что это за термины?(примерный ответ: «промышленный переворот», «капитализм» (система капитализма), «феодализм» (феодальная система), «крепостное право»).

Беседа с классом.

— Какой строй мы называем капиталистическим? Каковы его характерные черты?

— Чем капитализм отличается от феодализма, почему он является более прогрессивным строем?

— С чем чаще связан феодализм – с с/xилиcпромышленностью?

— Почему развитие с/x– «больная тема» для правительства? (должны выйти на проблему существования крепостного права в России и ее пагубности в развитии экономики).

2. Сельское хозяйство.

— Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.

— Рассмотрим сначала развитие сельского хозяйства (исходя из проблемы). На листе «План действий» вам предложены вопросы, рассматривая которые можно проследить динамику развития с/х (слайд 5)

Беседа с классом.

Работа по карте.

— По карте найдите и назовите основные сельскохозяйственные районы России в первой половине XIXв.? На какие две группы можно разделить все земли?(черноземные и нечерноземные).

— Дайте краткую характеристику черноземных и нечерноземных земель (урожайность, какие феодальные повинности несли крестьяне, отходничество где было развито более)

— Какие способы введения хозяйства вы знаете? Возможна подсказка при затруднении – что необходимо сделать для повышения урожайности? (должны назвать удобрения, машины, увеличение пахотных земель. И в итоге экстенсивный и интенсивный способ).

— Какой способ требует больших денежных вложений? И какой способ будут выбирать помещики? (должны назвать экстенсивный).

— Обоснуйте почему? (помещики – консерваторы в большинстве).

Предлагаю записать: В России был более распространен экстенсивный путь развития с/х, т.к., помещики – консерваторы в большинстве.

Для наглядного закрепления показываю картину А.Г. Венецианова На пашне (слайд 6) для обсуждения уровня развития сельского хозяйства в XIXв.

— Теперь ознакомьтесь с предложенными документами по с/х и ответьте на вопросы к ним.

Работа с документами.

Крестьянский, или иначе аграрный, вопрос – это главный, всегда животрепещущий вопрос российской действительности. При Николае I земля в основной своей массе по-прежнему не является собственностью крестьян, работающих на ней. Известный русский историк В. О. Ключевский в одной из статей приводит данные VIII ревизии, произведенной в 1836 году. Согласно этим данным население России составляло около 52 млн. чел. Сельское население по-прежнему преобладало численностью над остальными, а именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым благотворительным или учебным заведениям, или частным фабрикам и заводам; крестьян государственных с удельными (дворцовыми) считалось 17 млн. чел. На все остальные классы, следовательно, приходилось миллионов 9 – 10.

Так как всюду господствовал крепостной принцип, то и казенные крестьяне относились к дворянским исправникам или коронным чиновникам почти так же, как крепостные крестьяне к своему господину. Крепостные крестьяне продолжают оставаться предметом купли-продажи. Крестьяне боролись с этой несправедливостью, как могли.

Вопрос: О чем говорит динамика крестьянского движения в России в первой половине XIX века? (Волна протеста все нарастала и грозила захлестнуть всю страну).

— Николай I осознавал необходимость разрешения крестьянского вопроса для предотвращения революционного взрыва, создал более десяти секретных комитетов, которые пытались решить проблему, не затрагивая основ крепостничества.

Так, 2 апреля 1842 года Николаем I был издан указ об «обязанных крестьянах», разработанный Павлом Дмитриевичем Киселевым.

Указ об обязанных крестьянах. 1842 г.

Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо … предоставить тем помещикам, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежавшие им полное право вотчинной собственностью на землю, со всеми ее угодьями и богатствами…, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности…:

повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.

  1. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу?

Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи? Почему? (примерный ответ: помещики – консерваторы, ничего не хотели менять)

До реформы 1861 года было освобождено лишь немногим более 27 тыс. крестьян. Но повсеместного развития использование труда вольнонаемных людей не получили. Одна из причин – нехватка свободных рабочих рук. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение оброка и барщины. А это вело к разорению все новых крестьянских хозяйств, и в свою очередь вело к разорению помещичьих хозяйств.

Однако развитие товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению побудительных причин для развития крестьянского производства. В деревне происходит расслоение крестьянства. Наряду с бедняками, появляется слой «капиталистых» крестьян – крестьян, имевших капитал и занимающихся предпринимательством. Они занимались торговлей, вкладывали деньги в производство, занимались ростовщичеством, предоставляли деньги в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы). Многие из богатых крестьян выкупались на свободу. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных и др.

Мнение князя Б.Ю. Юсупова о неграмотности в среде крестьян: «Знаю из опыта, что крестьянину грамота не приносит сущей пользы… желаю, чтобы мои подданные передавали своим детям только правила доброй нравственности и знание всех отраслей землепашества».

Вопрос: Выскажите свое мнение относительно того, надо ли было обучать крестьян в России грамоте? И как дворяне-помещики относились к крестьянам?

Какие проблемы существовали в развитии с/х? (примерный ответ: К середине XIXв. становилось очевидным, что с/х, основанное на помещичьем землевладении и на труде крепостных, себя изживает. В условиях расширяющегося товарного производства требовались решительнее преобразования в деревне. И это не могло не волновать консервативных по взглядам помещиков, которые разорялись, поскольку не были готовы к таким изменениям.

Предлагаю записать: 30 – 50 гг. XIXв. – время кризиса c/x, основанного на крепостном труде. Помещики перед выбором – разорение или переход на товарный тип хозяйства. Крепостному праву нет места.

Однако эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30 — 50-ые годы были временем развития и промышленности, и сельского хозяйства. В это время в России начинается промышленный переворот («П.П.») (слайд 7).

Предлагаю записать: 1830 — 50-ые — начало промышленного переворота («П.П.») в России.

3. Начало промышленного переворота.

Беседа с классом.

— Ребята, вспомните, какой процесс называют промышленным переворотом? (промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактурной промышленности к фабрично-заводскому производству, т. е. замена ручного труда машинным).

— Что входит в понятие промышленность? Какие виды знаете? (легкая и тяжелая).

-Развитие экономики с каким больше связано? (для экономического роста)

— Назовите отрасли тяжелой промышленности? (слайд 8)

Работа по карте.

Найдите и назовите виды предприятий, существовавших в России в первой половине XIXв. (называют среди прочих металлургические) и вопрос – а для чего металл нужен? (железные дороги)

— С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство.

Предлагаю записать: 1830-е гг. – начало ж/д строительства.

— Почему возник вопрос о строительстве железных дорог? (Николай I побывал в Англии, где ж/д играли существенную роль в экономическом развитии страны, и русский царь загорелся идеей ж/д в России)

— Теперь ознакомьтесь с предложенным документом по промышленности и ответьте на вопросы к ним.

Почему возник вопрос о железных дорогах?

Не случайно управляющий Санкт-Петербургской конторой Павел Данилович Данилов так живо заинтересовался затеей Черепановых. Иные времена наступили на белом свете! В минувшем XVIII веке Россия по выплавке чугуна занимала первое место в мире. Но сейчас, в 19 столетии, произошли огромные изменения. Англия значительно опередила нашу страну. Меркла слава знаменитого демидовского железа с клеймом “Старый соболь”. Что же случилось за эти годы? Урал ведь не оскудел рудами, леса для пожога угля – необозримый океан, и не перевелись на далеком Каменном Поясе золотые руки, умеющие плавить чугун! А между тем техническая отсталость и каторжные условия крепостного труда губительно отразились на развитии уральской промышленности. Кроме того, первобытные топкие грунтовые дороги стали большой помехой в торговле. Из-за дороговизны и медленности перевозок на все хозяйственные предметы неимоверно выросли цены. На Урале пуд железа стоил на заводе 89 копеек, а поставленный в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, продавался по рублю две копейки…Вот почему на западе нашего государства крестьянские савраски редко подковывались: не под силу было обедневшему русскому мужику приобрести дорогостоившую подкову. Колеса у телег не обтягивались железными шинами, оси ставились деревянные. Еще разительнее росли цены на хлеб. В Саратове рожь стоила около рубля, а в Прибалтике цена ее поднималась выше четырех рублей.

Доставка продуктов баржами по водному пути тоже не обеспечивала потребности страны. Перевозки товаров в столицу по Волге тянулись две навигации. Обычно караваны барок отстаивались в Рыбинске или Твери, а весной следовали дальше. Купцам это было невыгодно: ждущий полгода новой навигации груз лежал мертвым капиталом.

… В газетах и журналах запестрели статьи о паровых перевозках. Противниками железных дорог выступали министры, помещики и даже главноуправляющий путями сообщения Толь. Он заявлял, что “в России быстрая и срочная доставка по большей части не нужна”.

Многое из того, что происходило, демидовский управитель Данилов не понимал. Но одно ему было ясно: постройка железных дорог потребует огромного количества железа. А где его брать, как не на Урале? На то и существуют демидовские заводы, чтобы поставлять железо! Поэтому Данилов так охотно одобрил планы Черепановых.

Федоров Е. Черепановы // Федоров Е. Избранное. Л. , 1958. Т. 1.

Вопросы: Как вы оцениваете необходимость строительства в России железных дорог? Кто, по-вашему, мог быть противником их строительства?

— 10 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги (рисунок в учебнике на стр. 70). Поезд на паровой тяге прошел расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут.

Предлагаю записать: «1837 г. – строительство первой ж/дПетербург – Царское Село. 1851 г.- Петербург – Москва».

— Первое время на паровой тяге поезда ходили лишь по праздникам, а в остальные дни – на конной. С 4 апреля 1838 года движение до Царского Села стало исключительно паровым. На дороге работали шесть паровозов, купленных за границей. Каждый из них имел свое название: «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Слон», «Орел», «Лев». 22 мая 1838 года открылось движение на железнодорожной ветке Петербург-Павловск. А в 1851 году была открыта Николаевская железная дорога, соединившая Петербург с Москвой. Однако по-прежнему отдаленные районы страны с центром связывали водные пути.

И все же, начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XX века.

Беседа с классом.

— Из курса «Всемирной истории» вы знаете, что «П.П.» кроме технической стороны имеет и другую – какую? (социальная)

— Какие изменения произошли в обществе, непосредственно связанном с «П.П.»?

Задание: проанализируйте таблицы и ответьте на вопросы:

— Как с годами изменялось число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих?

Источник

Читайте также:  Способы толкование конституции российской федерации
Оцените статью
Разные способы