Способы ведения фхд с высоким налоговым риском

Приложение. Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (дополнение 2015 года)

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 21 августа 2015 г. N АС-4-2/14800@

Способы
ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
(дополнение 2015 года)

7. Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках.

Вниманию кредитных организаций, а также лиц, осуществляющих приобретение драгоценных металлов.

Рассматриваемая схема имеет два варианта реализации:

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;

Принципал — организация, обладающая признаками фирмы-«однодневки», собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;

Покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.

Суть схемы заключается в следующем, между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.

В последствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.

«Агентская» схема уклонения от уплаты НДС

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами;

Заемщики — организации, получающие драгоценный металл из хранилища Банка, обладают признаками фирм-«однодневок»;

Фактический покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов для использования в производственных целях.

Суть схемы заключается в следующем, Банк заключает с Заемщиками договора займа драгоценного металла. При этом происходит физическое выбытие металла из хранилища Банка. Поскольку операция оформлена договором займа, выбывающий из хранилища Банка металл не облагается НДС. Возврат займа происходит зачетом встречных обязательств заемщика без фактического возврата металла в хранилище Банка.

В последствии полученный по договору займа металл реализуется через цепочку фирм-«однодневок», при этом реализация металла происходит с начислением НДС, без соответствующей уплаты налога. Сумма неуплаченного НДС обналичивается или выводится за рубеж.

Металл доставляется непосредственно из хранилища Банка в адрес Фактического покупателя.

«Заемная» схема уклонения от уплаты НДС

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Налоговики продолжают политику открытого диалога с плательщиками, информируя их о том, какие критерии и сомнительные схемы ведения деятельности могут свидетельствовать об укрывательстве доходов.

Так, недавно Федеральная налоговая службы опубликовала некоторые схемы ухода от налогообложения, выявляемые в ходе проверок деятельности плательщиков. Описанные способы касаются налоговой минимизации с использованием фирм-«однодневок», продажи недвижимости, производства спиртного и аутсорсинга персонала организациями инвалидов.

Эти схемы, составляющие основу двенадцатого критерия самостоятельной оценки рисков, утверждены приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ и дополняют Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, взятую на вооружение налоговиками в 2007 году.

Напомним, что сама Концепция утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Она предполагает открытый процесс, основанный на отборе налогоплательщиков в соответствии с предложенными критериями. Теперь плательщики самостоятельно оценивают возможность того, попадут ли они в зону налоговой стабильности или особого интереса.

Сформулированные ФНС в 2007 году 11 критериев были связаны в основном с финансово-экономическими параметрами бизнеса. В их числе: налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, убытки в течение двух и более лет, значительные суммы налоговых вычетов (доля вычетов по НДС превышает 89 процентов от суммы НДС начисленной за год), опережающий темп роста расходов над доходами, выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднеотраслевой по субъекту РФ, неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных Налоговым кодексом РФ, предоставляющих право на специальные налоговые режимы, суммы расходов индивидуального предпринимателя приближаются к его доходам (к примеру, доля профессиональных вычетов по подоходному налогу превышает 83 процента от всего дохода), построение цепочек-контрагентов и работа с ними без видимой деловой цели, непредставление пояснений на уведомление налоговиков о выявленных несоответствиях показателей деятельности, «миграция» между налоговыми органами (переустановка на учет) и значительное отклонение (на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Читайте также:  Сколько существует способов квадратных уравнений

Новым, 12-м критерием недобросовестности, стало «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском», другими словами, использование схем минимизации налогообложения. Таким образом, если в ходе проверки будет доказан факт применения одной из обнародованных схем, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий плательщика как умышленных с соответствующими доначислениями, штрафами и даже уголовным преследованием.

При подготовке двенадцатого критерия были учтены материалы проведенных налоговых проверок, наработки, полученные в ходе досудебного урегулирования споров с плательщиками, сложившаяся арбитражная практика, в том числе признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 № 53.

Первая из опубликованных схем касается использования фирм-«однодневок» для создания фиктивных расходов и получения вычетов по НДС без соответствующего движения товара. Подвид этой схемы — перенос налоговой нагрузки на «однодневку», которая покупает товар у производителя по цене, близкой к себестоимости, и затем перепродает его конечному потребителю по рыночной цене.

Вторая схема описывает сомнительные способы продажи недвижимости (на нее необходимо обратить особое внимание агентствам недвижимости, инвесторам и страховым компаниям). При них расчеты по договору инвестирования на строительство жилья осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости фирм-«однодневок», или же просто за заключением договора направляют в другую компанию, а расплачиваться в ней предлагают своими векселями. Затем налоговые обязательства между зависимыми компаниями исполняются не в полной мере, возникает экономия на налоге на прибыль. Другой вариант той же схемы — обязательное страхование инвестиционных рисков. Покупателей квартир понуждают застраховать инвестиционные риски агентства, затем эти полученные от покупателя деньги компания платит страховщикам и на сумму страховой премии снижает доходы. И снова экономия на налоге на прибыль. Следует отметить, что оба примера списаны с дела ЗАО «Миан». В 2007 году компании было доначислено более 1 млрд. руб. (с учетом пеней и штрафов) за 2002-2003 гг.

В судах налоговикам удалось доказать, что компания скрывала выручку, используя вексельную схему: с покупателями заключался договор инвестирования с оплатой векселем, приобретенным у подконтрольной «Миан» фирмы. Вексель учитывался «Миан» по цене ниже номинала, что сокращало прибыль.

Третий обнародованный ФНС рискованный способ минимизации затрагивает производителей спиртного. Алкоголь может изготавливаться как из этилового спирта, так и из спиртосодержащей продукции, при этом при использовании спирта налоговая нагрузка заметно выше. Поэтому компании зачастую отражают в документах приобретение спиртосодержащей продукции в качестве сырья, хотя на самом деле используют спирт.

Свидетельства применения схемы — отсутствие необходимого оборудования или персонала и оплата, производящаяся на счета лиц, не имеющих отношения к поставке или производству спиртосодержащей продукции.

Четвертая схема посвящена организациям инвалидов, имеющих право на получение освобождения от НДС и занимающихся производством продукции силами персонала, привлеченного по аутсорсингу (договор аутсорсинга предполагает передачу определенных функции организации третьему лицу, специализирующемуся в этой области). Поясним, что компаниям, штат которых не менее чем наполовину состоит из инвалидов (их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов), разрешено не платить НДС. Поэтому фирма держит инвалидов в штате, а работы выполняют сотрудники, нанятые по аутсорсинговым схемам. Таким образом, привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников-инвалидов, а произведенная им продукция освобождается от НДС. С вознаграждения до 100 000 руб. организациям инвалидов, кроме того, не нужно платить ЕСН. Таким образом, если компания выводит часть своего персонала в другую фирму, а потом нанимает ее, то никакой деловой цели, кроме ухода от налогов, у такой схемы нет.

Читайте также:  Сколько есть способов сборки кубика рубика

Для тех предприятий, которые использовали опасные схемы, но хотят легализовать свою деятельность, налоговая служба разработала типовую пояснительную записку к уточненной декларации. Компаниям предлагается признать, что они сами установили факты недостаточных документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе некоторых контрагентов по ряду сделок. Затем в записке приведена таблица для перерасчета налогов.

Следует сказать, что решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято инспектором исключительно на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих документов. Наличие критериев и схем только в совокупности может говорить о предполагаемых нарушениях налогового законодательства.

Раскрывая методы своей контрольной работы, налоговики стремятся стимулировать плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов. При этом перед налоговой службой не стоит задача привлекать к ответственности всех поголовно и доначислять как можно больше. Для ФНС важно, в первую очередь, повысить налоговую дисциплину и правовую грамотность плательщиков. Таким, образом, цель разработанной Концепции, опубликованных критериев и схем – сосредоточить основное внимание на потенциальных нарушителях налогового законодательства, а не проверять их всех без разбора.

Как сообщила недавно агентству «Интерфакс-АФИ» начальник контрольного управления ФНС России Елена Козлова, перечень из четырех схем не является исчерпывающим и налоговая служба планирует продолжить публикацию способов ведения бизнеса с высоким налоговым риском. Более того, если налогоплательщик по аналогии с ними находит другие сомнительные операции, он тоже может подать уточненную декларацию и снизить таким образом вероятность повышенного внимания со стороны налоговиков, — отметила она.

Налогоплательщику это тоже выгодно: уточнение налоговых обязательств многократно снижает риск проверки, а это серьезный стимул для уточнения и исполнения налоговых обязательств в полном объеме, — считает Е.Козлова.

Новые рискованные схемы ведения бизнеса будут публиковаться и размещаться в СМИ и на сайте ФНС России (www.nalog.ru) по мере наработки доказательной базы и арбитражной практики.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области

Источник

Энциклопедия решений. Риск налоговой проверки: ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Наличие фактов ведения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском является одним из критериев оценки деятельности налогоплательщиков (критерий N 12), используемых налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (раздел 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

К таким фактам ФНС России относит применение схем, позволяющих налогоплательщику получить необоснованную налоговую выгоду.

Наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды, определяются ФНС России по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики.

Информация о таких способах ведения деятельности размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

В настоящее время налоговое ведомство к числу рискованных относит следующие способы ведения финансово-хозяйственной деятельности:

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать следующие признаки (п. 12 Приложения N 2 к Концепции):

— отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

— отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

— отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

Читайте также:  Какие способы защиты гражданских прав предусмотрены действующим законодательством

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

— отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, не сопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше перечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков (см. письма Минфина России от 25.10.2017 N 03-02-07/1/69794, от 05.05.2012 N 03-02-07/1-113 и от 13.12.2011 N 03-02-07/1-430).

В письме ФНС России от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124 обращено внимание, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.

В связи с этим Минфин России в письме от 16.10.2015 N 03-02-07/1/59422 указал, что налогоплательщикам при выборе контрагентов следует учитывать совокупность всех негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков.

Кроме того, непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск (письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@).

Таким образом, прежде чем решиться на сделку с высокой степенью налогового риска, следует оценить вероятность оказаться в первых рядах списка налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке.

Источник

Оцените статью
Разные способы